Научная статья на тему '97. 04. 008. Йоас г. Новизна войны. Теория модернизации и проблема насилия. Joas H. die Modernitat des Krieges // Leviathan. - opladen, 1996. - Jg. 24, H. 1. -S. 13-27'

97. 04. 008. Йоас г. Новизна войны. Теория модернизации и проблема насилия. Joas H. die Modernitat des Krieges // Leviathan. - opladen, 1996. - Jg. 24, H. 1. -S. 13-27 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
84
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА / НАСИЛИЕ (СОЦИОЛ.) / ВАГНЕР В. 04.026-036 ВЕБЕР В. / 04.001 ВОЙНА И МИР (ПРОБЛЕМА)
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «97. 04. 008. Йоас г. Новизна войны. Теория модернизации и проблема насилия. Joas H. die Modernitat des Krieges // Leviathan. - opladen, 1996. - Jg. 24, H. 1. -S. 13-27»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТЛ№ЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 11

СОЦИОЛОГИЯ

4

издается с 1991 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2.11 рефераты 97.04.001-97.04.041

МОСКВА 1997

сугубо современной потребности в коллективной идентичности. Этничность, общие родовые истоки оказываются необходимым подспорьем в ее образовании. Религиозный фундамент придает убедительность такому сплочению, а ритуалы опосредуют опыт принадлежности к совокупной силе.

Вероятность угрожающего развития подобных настроений, давших, очевидно, повод Хантингтону к известному обобщению, едва ли следует дальше обосновывать, полагает автор. Радикальное ослабление локальных связей обнажает социальный запрос на обособление своего и чужого (с. 107). Именно снижение роли чужого в ходе ускоряющегося обновления мира демонизирует антимодернистские тенденции, оседающие в упрощенных представлениях об инородных культурах. Против них просветительская практика морального воспитания бессильна. Безуспешны также попытки смягчить агрессивность фундаменталистских движений финансовой и гуманитарной помощью, оправдывая их как сопротивление порокам модернизации. Непродуктивны, по-видимому, и опыты наложения этно-культурных идентичностей на рамки национального государства и наоборот, институциализировать демократическим путем эти образования. Средний путь между демонизацией и миссионерством могут проложить, скорее всего невмешательство и дистанция, способствующие постепенному формированию цивилизованных качеств.

. JI.B. Ги])ко

97.04.008. ЙОАС Г. НОВИЗНА ВОЙНЫ. ТЕОРИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ И ПРОБЛЕМА НАСИЛИЯ. JOAS Н. Die Modernität des Krieges // Leviathan. - Opladen, 1996. - Jg. 24, H. l.-S. 13-27.

Тема статьи Ганса Йоаса - разработка в теории модернизации проблемы войны и насилия, и ее пригодность для исследований современного общественного развития.

Разложение реальной системы социализма, экологический кризис сознания, многочисленные факты военных столкновений делают настоятельными подобные размышления. Как известно, теория модернизации выросла из парадигмы социального изменения, объясняющей возникновение капиталистического типа

хозяйствования, принципы демократической политики западных стран, возможности приобщения к этому направлению развития других стран мира, объяснение взаимосвязи различных сторон общественной жизни без помощи схемы базиса и надстройки. Ядро такого понимания обновления мира составляла идея перехода от насильственного . разрешения конфликтов к мирному их урегулированию, что и было воспринято поначалу теорией модернизации. Так, Н.Элиас в своем труде "О процессе цивилизации" (1976) защищал тезис о повышении контроля за разрушительными аффектами при усложнении цепи взаимодействий между членами общества (с. 16). Впрочем, об этом говорилось уже в социальной философии либерализма: потребность в воинственности падает по мере роста духа коммерции (с. 16).

Либеральные предпосылки были подхвачены, несмотря на разразившуюся Первую Мировую войну (в развязывании которой они тоже сыграли некоторую роль), американскими интеллектуалами. В войне они видели знак отставания Европы от полностью вовлеченной в программу модерна Америки. Недостаток демократического устройства вызывал милитаристскую внешнюю политику. Т.Веблен выдвинул идею "особого пути" Германии, которая была включена как поправка в более поздние варианты теории эволюционистского прогресса, в частности парсоновского. Национальный особый путь должен стать своего рода прививкой против разрастания всемирного конфликта в поступательном ходе истории

Следующим шагом в развитии классическо-либеральной картины социального мира явилась теория "оборонительной модернизации". Ее сторонник, Р.Бендикс считал, например, что только первые, вступившие на путь инноваций страны имеют шанс непрерывного движения в этом направлении без постороннего вмешательства. Всякая нация, идущая вслед за ними, попадает в поле воздействия своих предшественников, в силу чего появляется соревнование между "выбившимся вперед" и "отстающими". Акценты с технико-экономического соперничества смещаются в сторону политико-военного первенства. Отсюда возникает задача форсирования не только экономических преобразований, но и военных. Концепция модернизации йеразрывно связывалась теперь с проблемой взаимовлияния систем власти. И тут вставал вопрос, не уведет ли далеко от цели общественного переустройства новый тип

конкуренции? Вероятность открытого столкновения или революционного переворота зависит, ссылается автор на мнение Т.Скочпол, от сочетания внутренних причин и внешней констелляции сил. А конституция нового социального порядка проясняется в результате кризисов модернизации и войны. В какой-то мере эта мысль присутствует в рассуждениях итальянских идеологов фашизма, утверждающих, что военная экономика с ее чрезмерным напряжением всех общественных сил дает харазматическое видение нового порядка - корпоративного государства, где все население представляет собой массу, повинующуюся единой воле (с.22). Не случайно, по-видимому, много позже Р.Дарендорф присваивал функцию модернизации против воли немецкому национал-социализму. Собственно и классики немецкой социологии М.Вебер и В.Зомбарт не были чужды мнению о конститутивной роли войны и конкуренции национальных государств в становлении модерна.

Современные британские социологи М.Манн, Дж.Холл и Э.Гидденс возродили эту точку зрения, пытаясь доказать, что неудачи образования большой империи в Европе повлекли за собой перманентные военные осложнения, ставшие мотором процесса социальной трансформации. Общность христианской культуры мешала перерастанию военного соперничества во всеистребительную битву. Революция военной техники меняла весь государственно-хозяйственный уклад. Новое оружие требовало новой организации и подготовки армии и мощного финансирования. При небольших территориях и ресурсах это было достижимо только при условии расширения денежного хозяйства или, при выгодном географическом положении - при установлении равновесия между системой управления и военной оснащенностью. Прототипом модернизированного государства стала Англия, находившаяся в наиболее выигрышной экономической и географической ситуации.

По логике изложенного модерн представляется не единственным и неповторимым событием, но следствием контингентного стечения обстоятельствах, складывавшихся из культурного, экономического, политического и военного направлений развития существенную роль сыграли военная революция между 1560 и 1660 гг. и история войн и гражданских войн.

Еще более жесткую формулировку причастности войн к возникновению модерна можно найти у С.Тулмина в его книге "Космополис". Он утверждает, что война и гражданская война является внутренним оттиском модерна (с. 24).

На взгляд автора, развернутая панорама представлений о взаимосвязи модернизации и насилия должна настроить на трезвый анализ специфически современных тенденций войны. Для теории модернизации открывается таким образом несколько исследовательских измерений: Во-первых, осмысляя процесс модернизации как гомогенное целое, подразумевающее синхронное развитие культуры, политики, экономики не упускать из виду и тему войны. Изображение тесного сцепления частей общественной системы становится балластом в теории модернизации. Нужно показывать больше вариативных отношений между ними: несоответствий, реакций на неудачи обновления, защиту старых порядков современными средствами. Во-вторых, воспроизведенный здесь ход идей повышает ответственность ообоснования нормативных посылок, лежащих в основе теории модернизации. Так демократизацию как нормативную цель нельзя больше оправдать функциональными успехами, хотя это и не исключает ее функциональных преимуществ, далеко не всегда, однако реализуемых. Необходимо ясное сознание нормативных принципов, которые делают демократию масштабом прогресса, при отсутствии гарантий его достижения. В-третьих, исследование значения войны для социальных изменений указывает на прямую зависимость характера модернизации от международного положения. В-четвертых,.рассмотрение войны в свете противоречий современной культуры - рациональности и многообразия. И, если теория модернизации стремится дать верный образ нашего времени и ему предшествующего, она должна соединить достижения социологической рефлексии с вещной интимностью исторического описания.

Л.В.Гирко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.