Научная статья на тему '97. 03. 073. Дальний Восток возможностисотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона // экономист. М. , 1996. - № 6/7. -С. 43-48'

97. 03. 073. Дальний Восток возможностисотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона // экономист. М. , 1996. - № 6/7. -С. 43-48 Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
68
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
-ATP СТРАНЫ -- ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ- - ВОСТОК ДАЛЬНИЙ РФ / ВОСТОК ДАЛЬНИЙ РФ -ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ - АТР СТРАНЫ / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ -РФ / РФ РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «97. 03. 073. Дальний Восток возможностисотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона // экономист. М. , 1996. - № 6/7. -С. 43-48»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2

ЭКОНОМИКА

3

издается с 1991 г.

выходит 4 раза в год

индекс РЖ 2

индекс серии 2.2

рефераты 97.03.001 -97.03.090

МОСКВА 1997

175

97.03.073

мировой торговле. Благодаря проведенным в послевоенный период нескольким раундам международных торговых переговоров в рамках ГАТТ общий уровень таможенного обложения значительно снижен и тарифы уже не играют роли основных барьеров в торговле. Им на смену пришли новые формы нетарифных ограничений (экспортные субсидии, соглашения о добровольном ограничении экспорта, административные и антидемпинговые процедуры и т.д.). Большинство региональных группировок, как правило, снижает нетарифные барьеры не только во внутрирегиональной торговле, но и в торговле с третьими странами, что также способствует общей либерализации мировой торговли. ВТО намерена усилить надзор над соглашениями о региональной интеграции, чтобы заложенные в них механизмы и процедуры содействовали либерализации мировой торговли, а проводимая членами региональных объединений экономическая и торговая политика была максимально гласной и предсказуемой.

В пятой главе охарактеризованы некоторые области, в которых ВТО должна предпринять немалые усилия, чтобы улучшить механизмы многостороннего регулирования мировой торговли. Прежде всего следует усовершенствовать методы создания и функционирования специальных рабочих групп. К концу существования ГАТТ в нем насчитывалось 69 рабочих групп, из которых только шесть смогли прийти к консенсусу по обсуждавшимся вопросам. Следует также уточнить и усилить правила регулирования международного обмена и повысить гласность механизмов надзора.

Л.А. Зубченко

97.03.073. ДАЛЬНИЙ ВОСТОК - ВОЗМОЖНОСТИ СОТРУДНИЧЕСТВА СО СТРАНАМИ АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА// Экономист. - М., 1996.- № 6/7. -С. 43-48.

В статье, написанной на основе доклада Института Дальнего Востока РАН "Интересы России в Северо-Восточной Азии и перспективы использования многостороннего сотрудничества со станами региона", отмечается, что новое геополитическое положение России как самостоятельного государства усилило ориентацию ее внешнеэкономических связей на страны Азиатско-Тихоокеанского

97.03.073

176

региона (ATP). Значение Северо-Восточной Азии (СВА) для России возросло в связи с повышением роли дальневосточных портов и потерей морских портов на Черном и Балтийском морях. Однако в настоящее время вследствие ряда внутренних и международных причин Россия недостаточно активно участвует в процессе развития экономического сотрудничества в регионах АТР и СВА.

Сегодня СВА является одним из наиболее динамично развивающихся регионов мира. По прогнозам, к 2010 г. по совокупному объему ВНП он сможет обойти ЕС и Северную Америку, чему в значительной мере способствует усиление интеграционных процессов на субрегиональном уровне. Предлагаемые формы сотрудничества либо предполагают непосредственное участие Дальневосточного региона России (проекты "Тумэньцзян", "Кольцо Японского моря"), либо косвенно затрагивают ее интересы ("Кольцо Желтого моря и Бохайского залива", "Большой Китай"). В условиях экономического кризиса Россия не может активно включиться в экономическое сотрудничество в СВА, открыв для партнеров двери в Сибирь и на Дальний Восток. Такая открытость эффективна лишь в том случае, когда государство жестко контролирует условия сотрудничества с иностранными партнерами. Только управление экономикой Сибири и Дальнего Востока из федерального центра делает возможным развитие сотрудничества России с АТР и СВА.

Стихийное вовлечение во внешнеэкономические связи субъектов Федерации, предприятий и предпринимателей Дальнего Востока в первой половине 90-х годов показало, что расширение контактов с внешними рынками вызывает заметные издержки для экономики региона и страны в целом. Участие Сибири и Дальнего Востока в развитии экономического сотрудничества с АТР и СВА возможно лишь в рамках реалистичной стратегии, встроенной в общероссийскую стратегию развития экономики.

К приоритетным регионам внешнеэкономической активности Дальнего Востока можно отнести Восточную и Северо-Восточную Азию (Японию, Китай, обе Кореи, Гонконг, Тайвань), США, Канаду, страны АСЕАН. В пользу приоритетности этих регионов говорят следующие факторы: наличие существенных внешнеторговых и инвестиционных заделов; ресурсная слабость региона; ожидаемые высокие темпы роста в регионе в среднесрочной перспективе; возможность полноправного, взаимовыгодного участия в ряде

177

97.03.074

интеграционных проектов (Тумэньцзянский проект, "Кольцо Японского моря").

Участие Дальнего Востока в системе мирохозяйственных связей должно способствовать оздоровлению и развитию экономики региона, использованию его сравнительных преимуществ на общероссийском и мировом рынках, повышению его способности к саморазвитию, нормальному выполнению регионом общегосударственных функций (в том числе в области обороны, транспорта, развития ресурсной базы и внешнеэкономических отношений), обеспечению на этой базе единства российского рынка и полноценных экономических связей с другими регионами России, укреплению экологической, экономической и военной безопасности России, ее активному включению в экономическое пространство АТР. Однако сегодня трудно рассчитывать на привлечение крупных иностранных инвестиций в Сибирь и на Дальний Восток, а также на быстрое превращение Дальнего Востока в эпицентр экономики АТР. Вместе с тем необходимо последовательно и настойчиво добиваться собственной ниши в АТР.

В новой геополитической ситуации Сибирь и Дальний Восток приобретают исключительное значение для дальнейшего социально-экономического развития всей страны. Необходимо пересмотреть внутреннюю и внешнюю политику РФ в пользу ускорения развития этих регионов и интеграции их в АТР. В противном случае наметившийся разрыв между европейской частью России и этими регионами приобретет опасный характер.

Авторы исследования делают вывод о необходимости задачи скорейшей интеграции Дальнего Востока в региональную экономическую систему АТР. Одной из наиболее выгодных форм сотрудничества в регионе являются долгосрочные иностранные инвестиции в производство и инфраструктуру.

Н. Н. Иванова

97.03.074. ЗАБРАВСКАЯ Л.В. РОССИЯ И РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ: ОТ КОНФРОНТАЦИИ К СОТРУДНИЧЕСТВУ (1970-1990 гг.) -Владивосток: Дальневосточное отд-ние РАН. Ин-т истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока, 1996. - 127 с.

23-2372

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.