РОССИЙСКАЯ:АКАДЕМИЯ -НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ
НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 5
ИСТОРИЯ
3
издается с 1973 г.
выходит 4 раза в год
индекс РЖ 2
индекс серии 2.5
рефераты 97.03.001 -97.03.036
МОСКВА 1997
97.03.029
208
субъективности до невозможности полного познания человеческой личности, которая не в состоянии объективно оценивать исторический процесс.
Значительный интерес представляют откровения Д.Росс. Она аргументированно утверждает, что американский модернизм, по меньшей мере, в общественных науках, представляется откровенно "антиисторичным". Он тесно "подвязан" к вере в технический прогресс и имеет своей целью увековечить миф об американской исключительности. Доказательством этому тезису она представляет, в частности, работы видных социологов "прогрессистской эры", которые использовали "багаж позитивистов". Они черпали из этого багажа только то, что подкрепляло их антиисторический стиль мышления.
Сборник, несомненно, представляет собой важный шаг в направлении к познанию жизненно важного, но все еще неопределенного и расплывчатого понятия "модернизм" в общественных науках.
А.В.Валюженич
97.03.029. ГРЭНТЭМ Д. ЮГ В СОВРЕМЕННОЙ АМЕРИКЕ. РЕГИОН НА РАСПУТЬЕ.
GRANTHAM D. The South in modern America: A region at adds. -N.Y.: Harper Collins, 1994. - XXII, 359 p.
Работа Дьюи Грэнтэма представляет значительный вклад в осмысление процессов, проходивших в различные периоды истории послевоенного Юга. Автор предлагает глубокий анализ жизни этогр огромного района, начиная с "эры Реконструкции". К анализу привлечены соответствующие работы видных американских авторов.
Грэнтэм ведет хронику появления частных прокламаций, которые имели целью "гармонизировать" отношения между Севером и Югом. Такие прокламации готовили как северяне, так и южане. В то же время на Юге складывалась отчетливо расистская политическая система. В период "нового курса" отдельные южные районы поддерживали политику, проводимую президентом Ф.Д.Рузвельтом, с большим энтузиазмом, нежели некоторые севе-
209
97.03.029
ряне. Вместе с этим ряд южных законодателей выступали в роли непримиримых оппонентов президента США. Миграция черного населения Юга на Север после второй мировой войны, а также движение за гражданские права сузили рамки общенационального расизма. Если расовая сегрегация и однопартийная политика рушились на Юге, то в ряде районов Севера отмечались вспышки неприкрытого расизма.
Промышленный бум в районах "солнечного пояса" после 1960-1970-х годов сблизил Юг с Севером в проведении экономической политики. Одновременно усиливалась секциональная конкуренция.
Грэнтэм делает вывод, что в упоминаемые годы начали стираться довольно устойчивые различия между Югом и Севером. Он отмечает также, что отличия Юга во многом определялись существованием Севера. Северяне и южане по сей день придерживаются контрастирующих мнений, нередко противопоставляя себя друг другу. Юг, настаивает Грэнтэм, сохранил свою роль "оригинального района", хотя и вошел в общенациональную орбиту. Это касается экономики, расовых отношений, политики. Но за фасадом единообразия все же проглядывает особая ментальность южан, их культура, корни которой уходят в далекое прошлое.
Монография Грэнтэма - значительное подспорье как для профессиональных историков, так и для читателей, изучающих историю США. Все они могут узнать много подробностей, касающихся четырех тем: конфликт на почве отделения Юга от Севера, улаживание последствий этого конфликта, региональное взаимодействие и настойчивость южан в дальнейшем развитии традиционных культурных ценностей.
А.В.Валюженич
27-1-3020