Научная статья на тему '97. 03. 017. Шулус А. А. Формирование системы поддержки малого предпринимательства в России. М. : Рос. Экон. Журн. : фонд "за экон. Грамотность", 1997. 103 с'

97. 03. 017. Шулус А. А. Формирование системы поддержки малого предпринимательства в России. М. : Рос. Экон. Журн. : фонд "за экон. Грамотность", 1997. 103 с Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
303
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЛКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ- - РФ / МЕЛКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО - - ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «97. 03. 017. Шулус А. А. Формирование системы поддержки малого предпринимательства в России. М. : Рос. Экон. Журн. : фонд "за экон. Грамотность", 1997. 103 с»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2

ЭКОНОМИКА

3

издается с 1972 г.

выходит 4 раза в год

индекс РЖ 2

индекс серии 2.2

рефераты 98.03.001-98.03.090

МОСКВА 1998

достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественной монополии. Органами исполнительной власти могут применяться следующие методы регулирования естественной монополии: ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения цен или их предельного уровня; определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня обслуживания потребителей.

Е.Е.Луцкая

97.03.017. ШУЛУС A.A. ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ. - М. : Рос. экон. журн. : Фонд "За экон. грамотность", 1997. - 103 с.

Автор, заведующий кафедрой Академии труда и социальных отношений, предлагает концепцию создания действенной системы поддержки российского малого предпринимательства. В этой концепции отражается специфика и противоречивость его формирования в нашей стране, учитывается мировой опыт стимулирования малых предприятий в условиях рыночного хозяйства.

В первом разделе анализируются экономическую сущность и основное противоречие малого предпринимательства, а также влияние внешних факторов на жизнеспособность субъектов малого бизнеса. Второй и третий разделы посвящены основным подсистемам поддержки малого предпринимательства - государственной и интеграционной поддержке.

Автора рассматривает малое предпринимательство, во-первых, как некую целостность, сектор экономики (национального, регионального, местного масштаба) и, во-вторых, как особый тип предпринимательской деятельности. Подход к малому предпринимательству как к сектору экономики основан на выявлении единства двух сторон общественного производства: организационно-технической и социально-экономической. Вторая представлена производственными отношениями, образующими общественную форму производства, а первая — производительными силами. Малое предприятие является общественной формой мелкой производственной единицы в условиях рыночной экономики. Его основные экономические черты это: 1) обособленность (т.е. хозяйствование на свой страх и риск); 2) специализация на каком-либо виде деятельности; 3) реализация произведенных товаров через

куплю-продажу на рынке. Мелкое производство в качестве особое размерного уклада характеризует, по мнению автора, организационно-техническую сторону производства (плоскость производительных сил), а малое предпринимательство относится к социально-экономическому измерению и в этом конкретном смысле совпадает с понятием "малый бизнес".

Дуализм сущности малого предпринимательства порождает двойственность методов его изучения: с одной стороны, исследование закономерностей малого бизнеса как целостного социально-экономического явления, а с другой - как предпринимательской деятельности, которая реализуется только в рамках отдельно взятого малого предприятия.

В качестве признаков малого предприятия, по мнению автора, следует брать устойчивые, характерные черты. При систематизации критериев, на основе которых может определяться принадлежность хозяйствующего субъекта к сектору малого предпринимательства, автор исходит из анализа структуры внутренней и внешней среды типичного малого предприятия. Внутренняя среда - это совокупность функциональных областей, каждая из которых характеризуется особым объектом деятельности, технологией, отношениями и т.д. Внешняя среда - это совокупность элементов (рынков, рыночных институтов, процессов и т.д.), непосредственно влияющих на становление и функционирование малого бизнеса. В соответствии со структурой внутренней и внешней среды малого предприятия выделяются несколько групп его критериев, обусловленных характером производственного процесса, спецификой управления, состоянием финансов и т.д. Первая группа включает: ограниченность масштабов применяемых средств производства и технологических процессов; небольшая номенклатура выпускаемых изделий, или узкая специализация; недостаточная развитость системы маркетинга. Вторая группа: единство права собственности и непосредственного управления;, особое значение руководителя; компактность управленческой команды и многофункциональность менеджеров; простота информационных связей, неформальное планирование, быстрота принятия решений. В составе третьей группы выделяются; персонифицированный характер отношений между хозяином и работниками; восприимчивость к нововведениями; небольшой масштаб финансовых ресурсов; низкая

: капитализация; высокая оборачиваемость капитала и т.д. Четвертую группу образуют: локальность ресурсных и сбытовых рынков; неформальные отношения с поставщиками и потребителями; положение "ведомого" в системе кооперации с крупными предприятиями; сверхчувствительность к колебаниям экономической конъюнктуры, политической обстановки; ограниченность источников финансирования.

В "основном противоречии малого предпринимательства автор выделяет две стороны: первая связана с функциями малого бизнеса в рыночной экономике (как потребителя, производителя, работодателя и т.д.); вторая - с характерной чертой малого предприятия - его неустойчивостью. Формой разрешения этого противоречия является не его отмена, а смягчение его действия посредством системы мер по поддержке малого предпринимательства. Эти меры должны быть направлены на улучшение внешней среды малого предпринимательства, ресурсного обеспечения малых предприятий, а также на создание необходимых институтов поддержки. Субъектами поддержки малого бизнеса являются прежде всего государство и общественные органы. Они составляют государственно-общественную подсистему поддержки малого предпринимательства. Кроме того, по мнению автора, существует и другая подсистема - интеграционная. Она включает разнообразные формы производственного, сбытового, научно-технического и иного взаимодействия малых хозяйственных структур с крупными. В результате взаимодействия крупного и мелкого бизнеса возрастает стабильность, предсказуемость внешней среды последнего, расширяется ресурсная база малых предприятий.

На начало 1996 г. в России насчитывалось около 900 тыс. малых предприятий, на которых работало 8,5 млн. человеке (примерно 12% занятых в народном хозяйстве). Эти предприятия произвели примерно 10% ВНП, и на них приходилось 20% полученной прибыли (с. 18). Несмотря не внешне благополучные цифры, по мнению автора, в современной России имеет место обострение основного противоречия малого предпринимательства: с одной стороны, резко возрастает значимость малых предприятий, расширяются их функции, а с другой - развивается тенденция к снижению их жизнеспособности. Последнее проявляется в негативной динамике численности малых предприятий и занятых на

4-5206

них работников. По данным Госкомстата РФ, в 1992-1994 гг. наблюдалось сокращение темпов прироста численности, а в 1995-1996 гг. - абсолютное сокращение количества малых предприятий. В сентябре 1996 г. показатель численности малых предприятий составил 92,5% от уровня 1994 г., самого удачного в новейшей истории российского малого предпринимательства. Динамика численности постоянно занятых на малых предприятиях еще более негативна: показатель сентября 1996 г. равнялся лишь 70,9% от уровня 1994 г. (с.19).

Кризисное положение в сфере российского малого предпринимательства во многом обусловлено отрицательными процессами во внешней среде, в частности состоянием важнейших ресурсных рынках, взаимоотношениями малых предприятия с важнейшими рыночными институтами и агентами, правовыми, социокультурными и политическими отношениями и т.д. В этих условиях особое значение приобретает государственная поддержка малого предпринимательства. В сожалению, структура органов государственной поддержки на федеральном уровне сформировалась в значительной мере стихийно, во многих случаях их функции, сферы деятельности и уровень ответственности не соответствовали поставленным задачам. К тому же органы исполнительной власти зачастую исходили из своих ведомственных интересов и не обеспечивали достоверной информации и должной координации деятельности. Это приводило к дублированию некоторых функций и к образованию "белых пятен", т.е. организационно необеспеченных участков работы. Имело место также распыление и без того скудных ресурсов.

Для повышения эффективности государственной поддержки малого предпринимательства должен быть разработан комплекс мер, нацеленных на преодоление негативным тенденций в этой сфере. При этом следует выделить три основных направления действий: во-первых, наведение элементарного порядка во внешней среде малого предпринимательства; во-вторых, осуществление регулирующего воздействия на его внутреннюю среду, прежде всего по линии избирательной прямой ресурсной (в первую очередь финансовой) поддержки малых предприятий; в-третьих, организационное самосовершенствование системы государственной поддержки.

Наведение элементарного порядка во внешней среде малого предпринимательства предполагает как минимум: а) реформирование налогообложения; б) совершенствование правовой базы; в) защиту малого бизнеса от преступных посягательства; г) устранение административных барьеров; д) улучшение условий сбыта; е) содействие кооперационным связям с крупным бизнесом. При осуществление избирательной финансовой поддержки приоритет следует отдавать предпринимателям производственной сферы и представителям депрессивных регионов, бизнесменам из числа демобилизованных офицеров, безработных и вынужденных переселенцев. Финансовая поддержка предполагает в первую очередь стимулирование их инвестиционной активности. Организационное самосовершенствование государственной поддержки предполагает создание механизма реализации общегосударственных программ поддержки малого бизнеса. Основные элементы и принципы такого механизма отчасти отражены во Временном положении о порядке реализации Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства на 1996-1997 гг. Тем не менее необходимо совершенствовать систему финансового обеспечения общегосударственных программ.

На региональном уровне в организационном аспекте на первый план выходит развитие сети субфедеральных финансовых институтов поддержки малого предпринимательства, в том числе ипотечных банков, тендерных центров, страховых и инвестиционных компаний, муниципальных банков малого бизнеса. Укрепление финансовой базы регионального уровня государственной поддержки малого предпринимательства может осуществляться за счет целевых кредитов из бюджетов соответствующего уровня, средств региональных фондов поддержки малого предпринимательства, долевого участия Федерального фонда поддержки малого предпринимательства и иностранной помощи.

Что касается местного уровня государственной поддержки малого бизнеса, то он практически не создан. Определенное исключение составляет столица, где планируется при участии Московского фонда поддержки малого предпринимательства, Московского агентства развития предпринимательства и других структур учредить в десяти префектурах микроагентства по поддержке

малого бизнеса (они уже функционируют в Северо-Западном и Центральном округах).

Система интеграционной поддержки малого бизнеса исследуется в трех аспектах: 1) ее объективные основы; 2) основные формы интеграции; 3) государственное содействие становлению интеграционных связей.

Объективные основы интеграционной поддержки связаны с тенденциями развития современного крупного производства, обусловленными изменениями в его внешней и внутренней среде. Что касается внешней среды, то здесь отмечаются следующие изменения: обострение конкуренции в глобальном масштабе в результате развития транспорта, информатики и средств коммуникации; повышение степени неопределенности внешней среды вследствие существенного замедления темпов роста во всех промышленно развитых странах; усиление тенденции к фрагментации рынков по причине дифференциации потребительского спроса. Происходящие внешние изменения вызвали соответствующие приспособления внутренней среды крупных предприятий — с одной стороны, рост специализации и, с другой - усиление дифференциации производства. Противоречие между этими двумя разнонаправленными тенденциями разрешается через развитие гибкого (дифференцированного) массового производства. Гибкое массового производства, будучи порождением глобальных сдвигов во внешней среде крупных предприятий, требует принципиально новой архитектоники внешних связей, адекватных его внутренней структуре. В этих условиях важнейшим элементом внешних связей становится особая форма организации межфирменного взаимодействия- предпринимательские сети.

Существуют различные виды предпринимательских сетей: "профессиональные" сети, объединяющие специалистов, занимающихся разработкой схожих проблем; сети мелких и средних фирм в традиционных отраслях промышленности; стратегические соглашения и партнерства; сетевые формы кооперации между крупными и мелкими фирмами и т.д. Сетевые связи имеют стратегические преимущества (сокращение издержек, расширение доступа к информации, технологиям, ускорение внедрения нововведений, проникновение на новые рынки, распределение риска между всеми участниками и другие.

В условиях рыночных отношений основными формами сетевой интеграции крупных и мелких фирм выступают субподряд, франчайзинг, венчурное финансирование и лизинг. Содержанием всех вышеперечисленных форм является переплетение, интеграция производственных, производственно-сырьевых, инновационных и производственно-финансовых областей крупных и мелких предприятий. В результате использования этих форм интеграции возрастает стабильность, предсказуемость внешней среды малого предприятия, происходит взаимовыгодное движение информационных, технологических, сырьевых, кадровых, финансовых ресурсов.

Значительная роль в становлении указанных форм принадлежит системе государственной поддержки малого предпринимательства. Государственный комитет РФ по промышленной политике (ныне упраздненный) был инициатором создания субконтрактной системы, связывающей крупные и мелкие предприятия. Отмечается позитивное значение правительственного постановления "О развитии франчайзинга в Российской Федерации". В настоящее время в системе франчайзинга в России работают известные зарубежные компании ("Пицца Хат", "Баскин Роббинс" и т.д.), российские фирмы ("Русское бистро", "Золотой цыпленок", "Дока-пицца", "Модный трикотаж", "Хлебное дело" и другие). Возрастает значение взаимодействия крупного и мелкого бизнеса через лизинг. Представляется весьма важной разработанная Министерством экономики РФ Федеральная программы развития лизинга в России на 1996-2000 гг., включающая специальный блок мер по развитию лизинга в сфере малого бизнеса. Перспективы развития в России венчурного финансирования как формы интеграции крупных и мелких предприятий, по мнению автора, связаны прежде всего с реализацией потенциала финансово-промышленных групп. Роль государства в этой области состоит в создании адекватной внешней среды, а также в обеспечении прямой финансовой поддержки приоритетных венчурных разработок, в частности через специальные фонды финансирования, учреждаемые государством и объединениями предпринимателей, через финансирование технопарков и технополисов.

Г.В.Семеко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.