Научная статья на тему '97. 03. 017. Чубайс И. Б. От русской идеи - к идее новой России: как нам преодолеть идейный кризис. - М. : Гитис, 1996. -104 с'

97. 03. 017. Чубайс И. Б. От русской идеи - к идее новой России: как нам преодолеть идейный кризис. - М. : Гитис, 1996. -104 с Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
187
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЛЕКТИВИЗМ / КОММУНИЗМ / ОБЩИНА / ПРАВОСЛАВИЕ / РУССКАЯ ИДЕЯ / РУССКИЕ -ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «97. 03. 017. Чубайс И. Б. От русской идеи - к идее новой России: как нам преодолеть идейный кризис. - М. : Гитис, 1996. -104 с»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ

ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ > у « ¿г~

" ' " '«■—' ■"■-■■■ --- / у" О О

-- ц I. , ---—л—-

:

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 11

СОЦИОЛОГИЯ

3

издается с 1991 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2.11 рефераты 97.04.001 -97.04.024

МОСКВА 1997

победивших и пришедших к власти, назвал деревенскую прозу Д.Самойлов.

Жизнь в рамках проекта (вместо заключения). Проблема вхождения в современность — не только и не столько проблема объективных предпосылок производства. Это — проблема людей, у которых есть мотивы отвергать существующее положение вещей и желать изменения собственных жизненных обстоятельств и себя самих. Социалистическая модернизация обещала радикальное изменение жизненных обстоятельств. Причины принятия социалистической идеи, подчеркивает Н.Козлова, отнюдь не сводятся к умышленной обработке сознания. И власть, и масса участвовали в игре номанаций. "Приверженность коммунистической идеологии" выступала как стремление сочетать "ценности прогресса" с сохранением общности. Автору представляется, что интерпретация в антропологическом ключе может внести вклад в дискуссии об итогах советского периода и об отношении этих итогов к вхождению в модерн. Если судить в соответствии с антропологическими критериями, в модерн мы вошли. И коль скоро "модерн уже не видится равным капитализму, капитализм — протестантизму, то вполне можно помыслить себе модерн без гражданского общества, приходит к выводу Н.Коэлова. — Да, человек, в которого превратился крестьянин не способен жить в гражданском обществе, ибо не подозревает оного" (с. 214). Во всяком случае, чем глубже и разносторонней будет понимание того, что уже произошло, тем лучше можно понять, что именно с нами происходит.

97.03.017. ЧУБАЙС И.Б. ОТ РУССКОЙ ИДЕИ - К ИДЕЕ НОВОЙ РОССИИ: КАК НАМ ПРЕОДОЛЕТЬ ИДЕЙНЫЙ КРИЗИС. - М.: ГИТИС, 1996.- 104 с.

В книге на основании изучения системы ценностей дооктябрьской России — Русской идеи и Советского Союза — коммунистической идеи выводится система интегрирующих принципов Новой России. Книга состоит из четырех разделов.

Раздел I. В чем заключается проблема?

Ключевым словом всякой общественно-государственной деятельности, подчеркивает И.Чубайс, является существование

И.Ф.Рековская -

Г '

сплачивающей идеи, самоидентификация государства и общества, т.е. формирование четких и ясных представлений о самих себе. Новая Россия — третье государство, создаваемое нашим народом на нашей территории. В идейном плане оно самостоятельно, не сводится ни к СССР, ни к Российской империи. После краха комидеологии в стране возник вакуум высших ценностей. "Идея Новой России еще не сформирована и является предметом активной общественной дискуссии. Задача книги — сформировать нового Бога, идею Новой России. Для этого необходимо изучать и проанализировать ключевые системы ценностей двух предшествующих российских государств" (с. 11).

Раздел II. Русская идея, в чем она состоит и можно ли к ней вернуться? (Духовный процесс в дооктябрьской России).

Словосочетание "Русская идея", пишет И.Чубайс, впервые появилось из-под пера Ф.М.Достоевского в 70-е годы XIX в. и стало предметом дискуссий, проводившихся в конце XIX — начале XX столетий. В советской публицистике и в философско-идеологической литературе термин "Русская идея" не употреблялся. Спустя семь десятилетий все в большем количестве появляются статьи, сборники, монографии и даже периодика с этим обозначением — Русская идея. Термин "Русская идея" имеет, как минимум, двоякий смысл. "Во-первых, это то, что было и остается предметом рассуждений и споров ряда отечественных мыслителей. Во-вторых, это те ценности, которые реально формировали нашу страну, существовали не столько в философии, сколько в самой деятельности, делая российское общество похожим на себя и не похожим на других" (с. 13).

Далее автор предлагает читателю выполнить совместно с собой три взаимодополняющих исследования: провести под соответствующим углом зрения анализ отечественной истории с VIII до начала XX столетия; к исторической рефлексии добавить исследовние пословиц и поговорок; бытийно-исторический и фольклорный уровни дополнить анализом русской поэзии. И все это на 30 страниц текста.

История России, на взгляд автора, делится на два основных периода, на смену которым так и не пришел третий. "Все началось с поиска места, с этапа выбора точки в пространстве, из которого можно уверенно начать созидание и формирование государства" (с. 16). Этот период продолжался с VIII в. до XIV в.

С именем Ивана Калиты связан "второй важнейший период отечественной истории — период собирания земель вокруг единого надежного стабильного центра" (с. 18). Наступила эпоха энергичного преимущественно экстенсивного роста. С середины XIV столетия на Руси происходили как важные внутренние качественные изменения, так и существенный внешний количественный рост. Но второй процесс происходил значительно активнее, чем первый.

Собирание земель, экстенсивный рост — важнейшие составляющие Русской идеи. Но эта составляющая после 500—600 лет постоянной активности себя исчерпала. Здесь-то и должен был начаться "третий период российской истории — период обустройства, внутреннего качественного роста, этап интенсивного развития" (с. 23). Именно в этом направлении перемещалась российская политика XIX в. Противостояние традиционного подхода и стремления перейти к качественному, внутреннему обустройству хорошо просматриваются в российской истории XIX — начала XX столетий. Огромную роль в переводе государства на новые рельсы должна была сыграть столыпинская реформа, которую удалось начать, но не суждено было довести до конца. "Экстенсивный рост, напряжение всех сил ради расширения территории — важнейшая составляющая русской идеи".

Исторический анализ И.Чубайс дополняет анализом фольклорным. Цель этой части исследования, как и предыдущей, — двоякая. С одной стороны, — "это стремление приблизиться к незамутненному, подлинному образу России... Одновоременно, — пишет он, — мы продолжали исследование, цель которого — приблизиться к пониманию русской идеи и определить ее соотношение с современной культурой" (с. 24—25).

Предметом исследования И.Чубайсу послужили 30 тыс. пословиц и поговорок, собранных В.Далем. Из широкого многообразия используемых в рамках контент-анализа приемов автор обратился к методу "обобщенно-созерцательного выражения смысла". Анализируя далевское собрание народных высказываний, автор убедился, что важнейшим объединителем Руси выступало православие. Христианство "вошло в российскую культуру прежде всего своей нравственностью, моральными нормами. Фольклор никак не противоречит, а отчасти подтверждает, хотя не так ярко, как исторический анализ, сформулированный прежде тезис об

огромности территории, постоянном собирании земель" (с. 35). Сквозной темой, проходящей через все разделы и рубрики, является тема жизни и выживания. Ответом на вызов суровой природы становится создание общины. "Община — это место, где правилом становится постоянная взаимовыручка и взаимопомощь" (с. 36). Если это предположение верно, то, считает И.Чубайс, с переходом к более современным агротехнологиям потребность в общине отпадает. Именно этот процесс происходил в начале нашего столетия. Между тем люди живут не одним трудом и производством, поэтому "коллективизм как бытовая социально-психологическая традиция мог бы поддерживаться и сохраняться еще не одним поколением россиян" (с. 36).

Анализ истории, фольклора и поэзии и их сопоставления позволили автору получить новое представление о России, принципиально отличающееся от образа страны, создавшегося в советское время и не похожее на сохраняемые поныне стереотипы. "Мы видели три важнейших представления, составляющих основу русской идеи, — православие, соборность и собирание земель. Все эти три идеи, работавшие много столетий на формирование первого российского государства, в нынешней России приобретают иной смысл и звучание и не могут быть использованы в прежнем виде, без учета произошедших радикальных социальных изменений" (с. 41).

Раздел III. Почему коммунистическая идея несовместима с коммунистической идеологией? (Духовный процесс в Советском Союзе).

Говоря о русской идее, И.Чубайс выделяет три основных ее составляющих — собирание земель, общинность и христианство. Если подходить поверхностно к вопросу о российской общинности и советском коллективизме, может показаться, что коллективизм — прямое продолжение общинности. Однако одно от другого отличается принципиально. Община вырастала снизу и была способом приспособления человека к нашей природе. Коллективизм же насаждался сверху и был одной из форм повседневного контроля власти над человеком.

Ни в коем случае нельзя снитать прямым продолжением русской традиции собирания земель коммунистическую экспансию, ибо идея экспансии исчерпала себя уже в прошлом столетии, и Россия осознала это.

Останавливаясь на соотношении коммунизма и православия, И.Чубайс подчеркивает, что "свой первый удар Совдепия нанесла именно по духовной основе Российской империи — православию" (с. 45).

Таким образом, утверждение на месте русской идеи комидеологии было связано с уничтожением основы российской государственности и русской идеи — православия. "В замене идей, — считает И.Чубайс, — главная первопричина катастрофы, массовых ленинско-сталинских репрессий. Остальные составляющие русской идеи были коммунистами деформированы и искажены. Коммунистическую идею — набор позитивных лозунгов — никогда не предполагалось реализовать, — считает он, — а чтобы это скрыть, была создана коммунистическая идеология" (с. 68). Идеология была обречена и в 1991 г. в одночасье прекратила свое существование. Несмотря на титанические усилия советских властей, в обществе "сохранилось и воспроизводилось свободное от идеологии построссийское мировоззрение" (там же).

Раздел IV. Новая Россия как идея.

Крах комидеологии и порожденный этим распад СССР поставили общество перед проблемой создания нового, третьего на нашей территории российского государства. Сегодня в результате разворачивания социально-политического процесса перед страной встал неожиданный вопрос: не как продолжить экспансию и начать расширение, но как, на основе каких идей и ценностей остановить распад, а затем перейти к возрождению. Отсутствие мировоззренческих ценностей ведет к общей деградаций, но наиболее негативно воздействует на саму власть. Власть, деньги, привилегии поставлены в центр внимания всех ветвей власти и всех уровней, ибо никакой общегосударственной идеи у власти нет. Нынешнее российское руководство ничего обществу не объясняет, никакой цели не формирует и всеми силами стремится уйти от сколько-нибудь вразумительных прогнозов, предсказаний и обещаний.

Почему же, задается вопросом И.Чубайс, последние 80 лет наше государство функционирует ненормально, трагическим для самого себя способом? Ответ состоит в том, что хозяином нашего государства, его реальным владельцем и распорядителем был и остается особый социальный слой, получивший название "номенклатура". "Номенклатура — это существующий полулегально,

вне очерченного имеющимися законами пространства реально властвующий класс, действующий во имя осбственных интересов и вопреки интересам страны и общества" (с. 74). Проблема номеклатуры — в числе самых важных и малоизученных проблем в нашей стране, считает И.Чубайс. Проанализировав ситуацию, необходимо предложить новое расширение, выбрать правильный путь, точно расставив вехи.

Для такой большой страны и такого разнородного общества интегрирующая система не может быть простой. И.Чубайс называет два подхода, которых собирается придерживаться.

А. Сплачивающая система должна быть трехуровневой:

1) идеи, сплачивающие каждый отдельный регион; 2) символы, интегрирующие государство в целом, и 3) ценности, соединяющие страну с мировым сообществом.

Б. Интегрирующие идеи должны соединить Россию по трем направлениям: 1) во времени — связь прошлого с настоящим;

2) интегрирующие ее настоящее социокультурное пространство; и

3) вновь сплачивающие ее во времени из сегодня — в завтра.

Продвижение страны вперед можно только после обсуждения и принятия концепции новой России и после разноменклатуризации. В качестве таковой И.Чубайс предлагает следующее. "В систему ценностей новой России предлагаются следующие составляющие историософия России, умеренный коллективизм, свобода традиционных конфессий, преодоление комидеологии, родной язык, россияне как российский народ, право, неоязычество, либерализм. Центральная идея Новой России — идея обустройства, качественного, интенсивного роста" (с. 37).

И.Ф.Рековская

97.03.018. ВОЗЬМИТЕЛЬ А., КАРПОВ А. СТАНОВЛЕНИЕ ОБРАЗА ЖИЗНИ РОССИЙСКОГО ФЕРМЕРСТВА / Ин-т социологии РАН. -М„ 1994,- 126 с.

Нарождающемуся фермерству в условиях России принадлежит особое место, во-первых, как имеющему глубокие социально-экономические корни; во-вторых, как виду массовой трудовой предпринимательской деятельности, являющейся существенным элементом развития рыночных отношений; в-третьих, как смене

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.