Научная статья на тему '97. 03. 015. Новые подходы к академическому признанию в Европе // Программа "университеты России". -М. : Рос. У-т дружбы народов, 1995. - С. 38-50'

97. 03. 015. Новые подходы к академическому признанию в Европе // Программа "университеты России". -М. : Рос. У-т дружбы народов, 1995. - С. 38-50 Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
40
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ -МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНВЕНЦИИ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ -ЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ / НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ -ЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ / СТУДЕНТЫ ИНОСТРАННЫЕ ---МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОБМЕН
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «97. 03. 015. Новые подходы к академическому признанию в Европе // Программа "университеты России". -М. : Рос. У-т дружбы народов, 1995. - С. 38-50»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 8

НАУКОВЕДЕНИЕ

3

издается с 1973 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2.8 рефераты 97.03.001-97.03.019

МОСКВА 1997

НАУЧНЫЕ И ИНЖЕНЕРНЫЕ КАДРЫ. ПРОБЛЕМЫ ИХ ВОСПРОИЗВОДСТВА

97.03.015. НОВЫЕ ПОДХОДЫ К АКАДЕМИЧЕСКОМУ ПРИЗНАНИЮ В ЕВРОПЕ // Программа "Университеты России". -М.: Рос. у -т дружбы народов, 1995,- С.38-50.

Реферируемая работа, выполненная сотрудниками Научно-информационного центра зарубежного образования РУДН, посвящена одной из наиболее важных проблем в условиях усиления академической мобильности - международному признанию академических квалификаций. Эти вопросы рассматриваются не только Советом Европы и ЮНЕСКО, но и Европейским Союзом. В ст. 126 Маастрихского договора они отражены как одно из направлений деятельности ЕС.

Авторы рассматривают предпосылки необходимости поиска новых механизмов признания. На внутриевропейский обмен в области образования значительное влияние оказали следующие факторы: становление новых структур высшего образования, сочетающих традиционные академические и прикладные формы, новые диверсифицированные программы, различие в уровнях высшего образования, возрастающее многообразие сотрудничества и расширение числа стран — участниц обмена.

Во время разработки и подписания существующих конвенций по международному признанию академических квалификаций в регионе Европы высшее образование было достаточно однородным по своим функциям, задачам, уровню и качеству. Это создавало определенные предпосылки для взаимного признания дипломов.

Массовому росту числа студентов, приведшему . к фундаментальным изменениям в высшем образовании Западной Европы, предшествовали аналогичные процессы в среднем образовании 60-70-х годов.

Были разрушены жесткие барьеры, отделявшие элитарные школы, ориентированные на поступление в университеты, от других типов средних школ, предназначавшихся для широких слоев

населения. По всей Европе была проведена реформа старшей ступени среднего образования, которая базировалась как на новых теоретических разработках, так и на солидной финансовой поддержке. Произошла дифференциация видов обучения и расширена возможность выбора областей специализации на заключительном этапе среднего образования. Процесс этот протекал по-разному в европейских странах, однако его общим знаменателем стала углубляющаяся дифференциация знаний, с которыми выпускники поступают в вузы.

Различия между странами при приеме в вузы обусловлены также количественным ростом образовательного сектора. Университеты часто бывают не в состоянии удовлетворить стремление всех абитуриентов и многие страны вынуждены вводить ограничения приема.

Как в традиционных университетах, так и в новых вузах можно встретить все большее разнообразие учебных программ. В их числе: "европейские" программы, междисциплинарные программы, краткосрочные программы, программы непрерывного образования, переподготовки и повышения квалификации. Разнообразие в высшем образовании - это не только результат массового роста числа студентов, но и отражение тех требований, которые современное общество и экономика предъявляют к университетам и другим высшим учебным заведениям.

Увеличение числа частных вузов также требует повышенного внимания и контроля со стороны государства и общества. И хотя некоторые виды частного высшего образования существовали в Европе всегда, его развитие на Западе и на Востоке привело к тому, что частные вузы стали серьезным фактором системы, образования как в количественном, так и в качественном измерении. Вопрос о добросовестных частных вузах и существующих наряду с ними сомнительных предприятиях или организациях, откровенно штампующих дипломы, приобретает теперь чрезвычайную актуальность.

В 1988 г. 19 государств подписали одну или несколько Конвенций Совета Европы по академическому признанию, 26 стран Европы и Австралия - конвенцию ЮНЕСКО. К середине 90-х годов число стран, присоединившихся к Европейской культурной конвенции, возросло до 38. После распада Советского Союза число

стран, принадлежащих к Европейскому региону ЮНЕСКО, возросло до 54. Многие из бывших социалистических стран, а также вновь образовавшиеся независимые государства, ранее входившие в состав СССР, предпринимают меры по реформированию своих систем образования (С.42-43).

Серьезные политические изменения последних лет в значительной мере обусловили разнообразие национальных систем образования в Европе в целом. Это разнообразие создает дополнительные проблемы на пути практического осуществления имеющихся Конвенций по академическому признанию.

Международное сотрудничество всегда было неотъемлемой частью университетской жизни в Европе, но до последнего времени это касалось главным образом профессорско-преподавательского и исследовательского состава. В последнее десятилетие картина резко изменилась, особенно с введением программ Европейского союза, таких как ЭРАЗМУС, KOMMET, ТЕМПУС, а также созданием Общего рынка и европейского экономического пространства. Вузы, студенты и выпускники из разных стран Европы, в том числе Центральной и Восточной, рассматривают всю Европу как поле своей деятельности.

В работе рассматривается эволюция концепции "Эквивалентность — Признание — Приемлемость". Авторы констатируют, что университетская система во всех странах Европы всегда располагала определенным механизмом для признания иностранных выпускников наравне со своими. Однако при этом проводилось обязательное и тщательное изучение иностранных программ обучения, и только после подтверждения их сопоставимости с национальными по продолжительности уровню и качеству, мог быть рассмотрен вопрос о признании или заявлено об эквивалентности.

Очевидно, что остается все меньше преспектив для установления эквивалентности академических квалификаций в условиях растущей мобильности обладателей различных документов об образовании. Эквивалентность дипломов, свидетельств или базовых курсов обучения устанавливается лишь для "специфических целей". Неэквивалентные же свидетельства, несмотря на их различия с национальными свидетельствами, могут быть в определенной

степени признаны, только если эти иностранные свидетельства отвечают какой-либо определенной цели.

Однако для трудоустройства, а также для продолжения учебы и научной деятельности особую ценность приобретают знания языков и способности к обучению, уровень аналитического мышления, гибкая адаптация к меняющимся обстоятельствам, умение применять общие принципы профессиональных или академических дисциплин. При решении сложных задач требование определенной страной специфических знаний и способностей может служить препятствием для полного признания ею документов об образовании. Однако перенос акцента на познавательные способности обеспечит прогресс по сравнению с существующей практикой. В контексте международного признания академических квалификаций это означает, что все большее внимание должно быть обращено на общий уровень и глубину- знаний, а не на национальные факторы и особенности, которые содержатся в специфических учебных программах.

Вместе с тем концепция "признания" не снимает идеи "равной ценности", замечают авторы. Национальное руководство, профессорско-преподавательский состав вузов, специалисты по признанию - все стремятся к тому, чтобы избежать признания иностранных квалификаций "меньшей ценности".

За десятилетия после второй мировой войны активно развивались базовые предпосылки международного признания профессиональной квалификации. Понятие "эквивалентность", т.е. то, что требует абсолютного соответствия по содержанию, было постепенно заменено понятием "признание", которое требует соответствия лишь в функциях и общем уровне академической квалификации. В 70-80-е годы такой подход был постепенно воспринят как основной принцип на национальном и международном уровнях. Теперь же расширение между народного сотрудничества и обменов между различными образовательными системами обусловливает необходимость более гибкого отношения к признанию иностранных квалификаций.

Наглядный пример использования принципа "приемлемости" встречается в Общих директивах Европейского союза по признанию академических квалификаций для профессиональных целей. С начала 70-х годов Европейский союз принял ряд частных директив в

отношении свободного доступа к отдельным профессиям. Согласно Обшей директиве, разработанной в середине 80-х годов, лицо, получившее квалификацию для профессиональной деятельности в одном государстве Европейского Союза, "эквивалентно квалифицируется для этой профессии" в любом другом государстве-члене ЕС. Директива охватывала академические квалификации, приобретенные в результате подготовки, по крайней мере, в течение трех лет. За ней последовала дополнительная Общая директива, охватывающая все квалификации, предоставляющие доступ к установленным регламентом профессиям (с.50).

Принятие Общих директив является важным подтверждением того, что принцип "приемлемости" завоевывает позиции в Европе. В работе приводятся и более поздние акции: например, недавно принятый в Бельгии Декрет о признании иностранных квалификаций четко ориентируется на принцип "приемлемости" на пути к признанию.

Авторами рассмотрены отдельные конвенции в области образования, принятые Советом Европы и ЮНЕСКО в различные годы. Эти конвенции послужили правовой основой для установления эквивалентности. Так, Конвенция 1953 г., принятая Советом Европы, касается приема в университеты после завершения полной средней школы. Этой Конвенции придерживается большинство стран, хотя в различных заявлениях указывается на необходимость гибкого ее применения.

Конвенции Совета Европы о сроках обучения (1956) и завершающих свидетельствах (1959) затронули непосредственно учебную автономию университетов. Концепция и структура Конвенции ЮНЕСКО (1979) рассматривается как позитивный шаг в другом направлении: она уделила особое внимание "процессу признания" как предмету международного соглашения. Конвенция же 1990г. о сроках обучения касается уже общих вопросов правового обеспечения и требует от присоединившихся стран в случае необходимости адаптировать существующие законы и инструкции к достигнутым международным договоренностям по признанию академических квалификаций, особенно если в прошлом они формально их блокировали. Все конвенции Сонета Европы сконцентрированы на "признании результатов" как основном предмете договоренности (с.54).

Конвенции по признанию академических квалификаций представляют собой юридические, политические и дипломатические соглашения. Непосредственное же признание иностранных квалификаций является очень сложным вопросом, к разработке которого привлекаются международные организации, национальные власти, вузы, профессиональные организации и ассоциации, эксперты и, не в последнюю очередь, отдельные мигранты. Эту проблему следует рассматривать с различных точек зрения: с социально-экономической, образовательной и психологической.

Разрабатываемая новая совместная Конвенция по признанию академических квалификаций в Европе не может не учитывать указанные выше факторы.

Л.Г.Можаева

97.03.016. КОНТИНГЕНТ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В СТРАНАХ ЗАПАДА: ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ СТРУКТУРЫ И НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ. // Программа "Университеты России". - М.: Рос. у-т дружбы народов, (РУДН), 1995.- С.5-28.

Данная работа является результатом третьего этапа разработки темы "Исследование масштабов и структуры международной академической мобильности с учетом особенностей отдельных стран и регионов" сотрудниками Научно-информационного центра зарубежного образования РУДН.

Большое место в ней отводится анализу профессионально-квалификационной структуры международных обменов в области образования. Исследование проведено на материале США и стран Европейского Союза, в вузах которых сосредоточена большая часть мирового контингента иностранных студентов. По данным статистики ЮНЕСКО, в 1993 г. в мире насчитывалось около 1,22 млн. иностранных студентов, аспирантов и стажеров.

Наибольшее их число сосредоточено в США. В 1992/93 уч. г. в университетах и колледжах США обучались 438618 студентов-иностранцев, что на 4,5% превышало показатель 1991/92 уч. г. и составляло 30% общей численности иностранных студентов в мире. За последние 40 лет высшая школа США постоянно пополняется за счет иностранных студентов, однако их доля в общем числе студентов американских вузов остается весьма скромной - около 3%.

17-2746

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.