РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2
ЭКОНОМИКА
3
издается с 1991 г.
выходит 4 раза в год
индекс РЖ 2
индекс серии 2.2
рефераты 97.03.001 -97.03.090
МОСКВА 1997
работников и других участников предприятия может послужить важным средством решения этой задачи” (с. 332).
В заключительной, девятой главе автор выдвигает ряд предложений по реорганизации системы корпоративного контроля, которые, по его мнению, будут способствовать практическому учету рассмотренных явлений и тенденций. Среди них: меры по расширению роли и совершенствованию работы советов директоров, более полному учету результатов функционирования и прибыльности капиталовложений, поощрению собственности работников и планов участия в прибылях, устранению барьеров для организационных нововведений и т.д.
И. Г.Минервин
97.03.004. ПАНИН В.В. ФЕНОМЕН ЯПОНСКИХ ТОРГОВЫХ ДОМОВ: У истока "экон. чуда". - СПб.: Чернышев, 1996. - 191 с.
В книге, состоящей из введения, трех частей и заключения, анализируются особенности функционирования японских генеральных торговых компаний (ГТК), предлагается обобщенная модель международного торгового дома, говорится о значении торговых домов для экономики России.
В первой части определяются роль и место ГКТ в японской и мировой экономике и выявляются закономерности их становления и развития. Автор отмечает, что главным видом деятельности ГТК ("большая десятка" ГТК, в которой в дальнейшем произошли определенные изменения, связанные со слияниями и поглощениями, сформировалась в середине 60 - начале 70-х годов) была и остается оптовая и внешняя торговля. Примерно половина объема продаж приходится на внутренний рынок. ГТК используют многочисленные типы торговли: специализированную и комплексную
мультипродуктовую, простую одностороннюю и двустороннюю, встречные поставки, бартер и т.д. При этом они не ограничивают свою деятельность только торговлей, а широко внедряются в разные отрасли бизнеса, в том числе в сферу кредитно-финансовых услуг, создание совместных предприятий, содействие развитию новых отраслей производства и т.д. Начиная с первых послевоенных лет ГТК занимали ведущее положение как в импорте минерального сырья и з*
сельскохозяйственной продукции, так и в экспорте промышленной продукции. Их доля в объеме японского экспорта колебалась в разные годы от 45 до 60% и от 50 до 80% в объеме импорта; на них приходилось около 1/3 ВНП Японии, около 20% внутреннего товарооборота (с. 26).
Внешнеэкономическая ориентация японских фирм объясняется высокой степенью зависимости от иностранных рынков, высокими экологическими издержками отечественного производства, резким ростом цен на продукцию отечественной промышленности из-за подорожания факторов производства, стремлением развивающихся стран (РС) осуществлять индустриализацию на базе японского капитала и технологий, усилением в ряде государств протекционизма в отношении японского экспорта.
На протяжении последних десятилетий группа из нескольких ГТК осуществляет не менее 5% совокупного товарооборота международной торговли (с. 31). Особенно велик их удельный вес в торговле сырьевыми ресурсами. В итоге они обеспечивают 70-80% потребностей Японии в импорте важнейших видов сельскохозяйственной продукции и промышленного сырья (с. 32).
Деятельность ГТК на международной арене отличается множественностью реализуемых продуктов и услуг, разнообразием торговых операций и географии рынков. Помимо торговых операций ГТК переносят в другие страны такие традиционные для них виды деятельности, как оказание финансовых, информационных и прочих услуг. Обладая информационными и коммерческими сетями глобального масштаба, ГТК могут рассчитывать на дальнейшее усиление степени их интегрированности в систему международных экономических отношений.
Зарубежная инвестиционная активность японских фирм характеризуется в настоящее время ростом инвестиций в местные перспективные производственные предприятия; преимущественным инвестированием в производственные проекты; созданием дочерних предприятий, занимающихся развитием трехсторонней торговли и ориентированных на поддержку глобальной стратегии головной фирмы.
Таким образом, важнейшими отличительными характеристиками ГТК по сравнению с зарубежными торговыми компаниями являются масштабы деятельности (в первую очередь
объем продаж); высокая степень диверсификации по группам продуктов, отраслям, регионам деятельности; обеспечение широкого набора и масштаба услуг, не относящихся к торговой деятельности. Эти особенности делают ГТК уникальными рыночными институтами глобального значения: по размеру операций, почти неограниченному ассортименту товаров, всемирному охвату и разнообразию типов торговли, а также по характеру и номенклатуре предоставляемых ими услуг и объема располагаемых ресурсов. По оценкам зарубежных специалистов, ГТК являются, вероятно, самым эффективным рыночным каналом в мировой экономике.
Останавливаясь на происхождении и истории развития ГТК после второй мировой войны, автор отмечает, что в основе превращения ведущих японских торговых фирм в ГТК лежит комплекс стратегий (роста, диверсификации, создания спроса и предложения, отраслевой организации, освоения рынка потребительских товаров, консолидации).
Поворотным пунктом в развитии японской экономики в целом и крупнейших компаний в частности стал нефтяной кризис 1973 г., обусловивший необходимость принятия стратегических решений по коренному изменению направленности экономической политики. Принятые в начале 70-х годов стратегические решения, направленные на усиление социальной ориентации; повышение эффективности деятельности (в функциональном и управленческом аспектах); расширение участия в перспективных развивающихся отраслях, оказали долгосрочное воздействие на систему целей ГТК, основные направления их деятельности и распределение ресурсов.
Сформировавшаяся в 80-х годах тенденция к демассофикации производства и становление "постиндустриального" общества поставили перед ГТК новые задачи. Огромный управленческий и технологический потенциал, накопленные ГТК, глобальная система коммуникаций и организационный опыт способствовали их утверждению в роли организаторов и координаторов сложных процессов в отраслях, определяющих НТП, открыли для них новые возможности в области предоставления информационных услуг, торговли правами и лицензиями и т.д. Кроме того, в условиях быстро меняющейся хозяйственной среды возросло их значение как "буферов риска" при создании предприятий в отраслях, находящихся в
процессе становления, а также как эффективных рыночных каналов для реализации новых видов продукции.
Наряду с этим еще в 50-60-х годах начался процесс преобразования ГТК в многонациональные предприятия. Критическую стадию этот процесс прошел в 70-е годы, когда в условиях снижения темпов экономического роста японские компании максимизировали усилия в области глобализации своего функционирования. Внешне это выражалось в росте числа зарубежных филиалов ГТК; активизации участия в проектах по разработке природных ресурсов в РС; наращивании прямых инвестиций в предприятия за рубежом, особенно в РС; расширении доли трехсторонних внешнеэкономических операций в обороте ГТК; развитии торговых операций на внутренних рынках зарубежных стран. Одновременно в некоторых ГТК шли процессы внутренних преобразований, связанные с пересмотром устоявшихся воззрений и приоритетов, выработкой новых стратегических подходов, реорганизацией структуры управления и осуществления преобразований ГТК в современные ТНК.
Вторая часть посвящена системному анализу деятельности ГТК на основе выделения их специфических особенностей; выявления функций и целей развития с позиции системы большего масштаба, частью которой они являются; изучения основных системных свойств (управляемости, организованности и др.); структурного анализа компании, вскрывающего характер взаимосвязей между ее подсистемами, выявления назначения каждой подсистемы; определения характера и степени влияния на ГТК внешней среды; формулирования основных принципов решения всевозможных управленческих задач; построения алгоритмов системного анализа, обеспечивающих адекватный подход к экономическим проблемам разной степени сложности хозяйственных решений в каждом блоке системы с учетом его взаимодействия с другими блоками и его места в системе в целом.
В третьей части анализируются возможности создания и особенности деятельности универсальных торговых предприятий в современной России. Автор отмечает, что даже в условиях кризиса, сопровождающего процесс перехода к рыночной экономике, торговая сфера остается одной из привлекательных областей приложения капиталов. Это объясняется быстротой оборота средств и
возможностями извлечения сверхприбылей за счет флуктуации спроса на ненасыщенном рынке.
На первоначальном этапе рыночных преобразований большое распространение получили многочисленные товарные биржи и брокерские конторы, т.е. элементы хозяйственного механизма, опосредующие движение товаров. Однако быстрая эволюция торговопосреднических организаций в России привела к формированию новой тенденции, а именно к учреждению торговых домов. Возрождение этих рыночных институтов (до 1917 г. в России функционировало несколько тысяч торговых домов) имеет под собой объективные основания и отвечает насущным нуждам экономики в переходный период.
Анализ действующего в настоящий момент в Российской Федерации законодательства показывает, что оно обеспечивает благоприятную правовую среду для создания и функционирования торговых домов, поскольку позволяет им вести от своего имени и за свой счет экспортно-импортные, товарообменные и другие внешнеторговые операции по самой широкой товарной номенклатуре; осуществлять в крупных масштабах внутреннюю оптовую и розничную торговлю, предоставлять клиентам в России и за рубежом разнообразные услуги в области коммерческого кредитования, страхования, сервиса и ремонтного обслуживания, складирования и т.д.; создавать сети зарубежных филиалов, представительств и смешанных компаний производственного, торгового и иного профиля; развивать производственную деятельность; а наряду с торговлей - другие формы внеш неэкономической деятельности.
При существующей в России хозяйственной ситуации торговые дома имеют ряд преимуществ по сравнению с другими торговопосредническими организациями: они обеспечивают привлечение клиентов, представляющих различные отрасли экономики; выполняют функции как сбытовой, так и торгующей организации, проводят крупномасштабные оптовые операции; привлекают клиентов за счет наличия собственного транспортного хозяйства; имеют широкие возможности для проведения маркетинговых операций за счет наличия системы коммуникаций и сети филиалов и т.д. Реализация этих и других преимуществ обеспечивает торговому дому получение значительных прибылей, максимизацию объемов
продаж, укрепление положения в системе хозяйственных связей, повышение конкурентоспособности по сравнению с другими видами торгово-посреднических структур. Однако данные положения справедливы только для организаций, на практике освоивших весь спектр операций, характерных для торговых домов, обладающими достаточными объемами ресурсов и создавших соответствующую материально-техническую базу.
Поскольку принципы формирования внутренней структуры торговых домов не включают каких-либо жестких установок и могут видоизменяться в зависимости от функций, эта форма обеспечивает максимальную гибкость и предоставляет практически неограниченные возможности для организации различных типов торговли.
Соединение различных функций в рамках одного хозяйственного элемента определяет своеобразие роли торговых домов в условиях реформируемой российской экономики: они могут оказать на экономику интегрирующее воздействие за счет налаживания хозяйственных связей и инвестиционной деятельности, способствуя структурной перестройке производственной сферы, сократят цепочку посредников. Автор отмечает, что ГТК в Японии стали в свое время не только интегрирующим элементом хозяйственного механизма, но и катализатором экономического роста. Подобный путь развития был бы желателен и в российских условиях. Однако, учитывая глубину кризисных явлений, полная реализация этого сценария представляется очень отдаленной перспективой.
Автор предлагает следующую стратегию развития торговых домов: первый этап - создание специализированного торгового дома, установление связей с отечественными и зарубежными поставщиками и потребителями; второй - диверсификация деятельности и развитие сети филиалов, создание собственной инфраструктуры, расширение сферы экспортно-импортных операций; третий - то же в международном масштабе; развитие посреднических операций на внешнем рынке; в перспективе - функционирование в качестве транснационального предприятия.
Особого внимания требует выработка принципов инвестиционной политики торгового дома, учитывая при этом опыт ГТК, последовательно делавших акцент на организации проектов по
разработке сырьевых ресурсов в РС и создании торговых филиалов в промышленно развитых странах (ПРС), затем на создании производственных подразделений в РС, и наконец, на инвестировании в наукоемкие отрасли в ПРС для усиления проникновения на их внутренний рынок.
И.Ю.Жилина
ЭКОНОМИКА ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА
97.03.005-007. РЕФОРМЫ ГЛАЗАМИ АМЕРИКАНСКИХ И РОССИЙСКИХ УЧЕНЫХ/ Группа экономических преобразований; Под общ. ред. Богомолова О.Т. - М., 1996. - 265 с. (Сводный реферат). Из содерж.:
1. Абалкин Л.И. Современная ситуация и назревшие перемены в стратегии экономической реформы. - с. 137-146.
2. Арбатов Г. А.. О "шоковой" терапии, ее последствиях и их преодолении, - с. 115-127.
3. Интрилигейтор М. Шокирующий провал "шоковой
терапии",-с. 128-136.
Авторов реферируемых статей коллективной монографии объединяет резко отрицательное отношение к радикальнолиберальному методу рыночной трансформации в России. Они предлагают свои рекомендации относительно менее рискованных и более эффективных путей перехода к рынку.
Академик Г. А.Арбатов считает, что неудачу политики "шоковой терапии" можно было предвидеть заранее. Преобразования планировались на шаткой теоретической основе, на макроэкономическом уровне, при игнорировании социальных
последствий эксперимента, интересов предприятий и отраслей (2). Из многих направлений экономической мысли Запада был выбран либерализм - взгляды так называемой чикагской школы, отнюдь не доминирующие в экономической политике подавляющего большинства развитых стран. При этом не учитывалось, что
монетаристские рычаги в той или иной мере работают, когда рынок уже сложился или интенсивно формируется, чего не было в России. Построенная на абстракции теория обусловила абстрактную,
4-2372