Научная статья на тему '97. 02. 021. Леви Л. Богохульство. Словесные тирады против святых. От Моисея до Салмана рушди. Levi L. blasphemy: verbal offense against the sacred, from Moses to Salman Rushdie. - N. Y. : Knopf, 1993. - XII, 688 p'

97. 02. 021. Леви Л. Богохульство. Словесные тирады против святых. От Моисея до Салмана рушди. Levi L. blasphemy: verbal offense against the sacred, from Moses to Salman Rushdie. - N. Y. : Knopf, 1993. - XII, 688 p Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
78
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «97. 02. 021. Леви Л. Богохульство. Словесные тирады против святых. От Моисея до Салмана рушди. Levi L. blasphemy: verbal offense against the sacred, from Moses to Salman Rushdie. - N. Y. : Knopf, 1993. - XII, 688 p»

РОСС®ДОКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУI НАУЧНиИ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 5

ИСТОРИЯ

2

издается с 1973 г.

выходит 4 раза в год

индекс РЖ 2

индекс серии 2.5

рефераты 97.02.001-97.02.041

МОСКВА 1997

97.02.021

224

АННОТАЦИИ

Общие вопросы

97.02.021. ЛЕВИ Л. БОГОХУЛЬСТВО. СЛОВЕСНЫЕ ТИРАДЫ ПРОТИВ СВЯТЫХ. ОТ МОИСЕЯ ДО САЛМАНА РУШДИ. LEVI L. Blasphemy: verbal offense against the Sacred, from Moses to Salman Rushdie. - N.Y.: Knopf, 1993. - XII, 688 p.

"Многое из истории, будучи реестром свершения бесчеловечных поступков, не должно повторяться". Так считает автор - известный исследователь конституционализма и эксперт по эволюции гражданских свобод. Эти позорящие человека поступки Леви подробно рассматривает в своем объемном труде. От пишет и о религиозной бесчеловечности во имя божеств, и выдвигает аргументы в пользу ликвидации богохульства из "интеллектуальной традиции и общего права Англии и Соединенных Штатов".

Богохульство воспрещалось древними греками по отношению к осмеянию или оскорблению их богов, а также израэлитами, когда оскорблению подвергались их святыни. По Талмуду, богохульство допускалось только тогда, когда оно исходило от самого бога. Христиане часто ассоциировали богохульство с ересью ("неправильное" суждение о священном). К богохульству относились также непристойная ругань, профанация, призывы к бунту, идолопоклонство и кощунство. Леви считает, что иерархи христианства "расширили объем богохульства" для того, чтобы "прощать" угнетение и нетерпимость. Предлогом здесь выступали "сохранение мира" или "защита религиозности". Часто стремление к

225

97.02.022

политическому контролю, а не желание сохранить единство взглядов, служили мотивацией для иерархов церкви. Они рассматривали богохульство как одну из форм предательства Бога, как угрозу легитимности папы римского или какого-либо монарха править от имени Бога. Римские католики, связанные по существу еретической теологией Св.Авгусгина, были первыми систематическими нарушителями прав человека во имя ортодоксии. Инквизиторы католической церкви утверждали, что богохульник не только поганит свою собственную "вечную душу", но и калечит души тех, кто попадает под его влияние. Поэтому отцы церкви призывали к ликвидации богохульника. По их мнению, этот акт был не только выражением милосердия, но и справедливости. Протестантские реформаторы мыслили в том же духе, что и католики. Те и другие устраивали жестокие погромы тем, кто сомневался в полной божественности Иисуса Христа или в доктрине Святой Троицы.

Современные юристы определяют богохульство как "непристойность" или "неблаговидность", а не как "кощунство" или "ересь". Для этих юристов "богохульство" - это проявление стиля богохульника, а не его существа. Леви видит в этом неадекватное отношение к тем, кто во всеуслышание оскорбляет веру, а с ней и верующих.

А.В.Валюженич

Средние века и раннее Новое время

97.02.022. ИСТОРИЧЕСКАЯ ИНФОРМАТИКА/ Белова Е.Б., Бородкин Л.И., Гарскова И.М. и др.; Под ред. Бородкина Л.И., Гарсковой И.М. - М.: Мосгорархив, 1996. - 401 с.

Эта коллективная монография, утвержденная Ученым Советом МГУ в качестве учебного пособия, увидела свет в серии "Десять новых учебников по историческим дисциплинам". Идея создания этой серии, как и написания данного учебного пособия, говорится в Предисловии, "была инициирована в 1993 г. в результате 29-1740

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.