Научная статья на тему '97. 02. 002. Соломатина В. М. Новые задачи и старые ошибки американской разведки'

97. 02. 002. Соломатина В. М. Новые задачи и старые ошибки американской разведки Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
222
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННЫЙ БЮДЖЕТ -США / КОНТРРАЗВЕДКА -США / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ -США / РАЗВЕДКА -США / СПЕЦСЛУЖБЫ США / ЦРУ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «97. 02. 002. Соломатина В. М. Новые задачи и старые ошибки американской разведки»

РОСС®ДОКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУI НАУЧНиИ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 5

ИСТОРИЯ

2

издается с 1973 г.

выходит 4 раза в год

индекс РЖ 2

индекс серии 2.5

рефераты 97.02.001-97.02.041

МОСКВА 1997

ОБЗОРЫ

97.02.002. СОЛОМАТИНА В.М. НОВЫЕ ЗАДАЧИ И СТАРЫЕ ОШИБКИ АМЕРИКАНСКОЙ РАЗВЕДКИ.

За последнее время в американской прессе значительное внимание уделяется разведке США, ее задачам на 90-е годы и конкретным шагам, предпринятым администрацией Клинтона в реформировании разведывательного сообщества. Во многом эта проблема возникла в связи с конкретными провалами ЦРУ, но, по мнению профессионалов-разведчиков, необходимость пересмотра приоритетов разведки стала знамением времени.

У ЦРУ были свои взлеты и падения. Так, бывший министр обороны США времен вьетнамской войны Р. Макнамара утверждает, что ЦРУ постоянно предупреждало руководство страны, и прежде всего президента Л. Джонсона, о невозможности выиграть войну в далеком Индокитае. Это делалось вопреки господствовавшей в Белом доме точке зрения и требовало определенного мужества.

В то же время ЦРУ ошиблось с предсказанием развития событий в Иране после свержения шаха Реза Пехлеви, не смогло предвидеть падение диктаторских режимов в Южной Корее и на Филиппинах. Еще больше ЦРУ оскандалилось с прогнозированием событий в бывшем СССР: крах коммунистической системы застал врасплох и ЦРУ, и высшие эшелоны власти США, хотя на СССР ЦРУ использовало две трети своего бюджета в течение всех лет "холодной войны" (8, с.59). Правда, некоторые специалисты оспаривают Это

обвинение, утверждая, что если распад СССР не мог предвидеть сам Горбачев, то как это могло сделать ЦРУ? (11, с.105).

"Непростительным ляпом в элементарной разведывательной практике" назвал новый директор ЦРУ Дж.Дейч одну из последних неудач своего ведомства. Речь идет о том, что администрация последних трех президентов слепо доверилась информации ЦРУ, в которой резко завышались военная мощь бывшего СССР, в результате чего началась поспешная разработка и производство новейших истребителей Б-22 типа самолетов-невидимок "Стеле", незасекаемых радарами, что стоило американским налогоплательщикам 73 млрд. долл. (6, с.5).

Между тем разведка остается неотъемлемым инструментом внешней политики, и ей всегда уделяется повышенное внимание. В своем ежегодном послании конгрессу "Стратегйя национальной безопасности США" (1994 г.) президент Клинтон выступил за поддержание значительного разведывательного потенциала, в том числе за расширение форм, направлений и методов разведки, увеличение ее кадрового состава. Эту точку зрения разделяют и разведчики-профессионалы, анализируя в своих публикациях роль разведки во время "холодной войны" и после нее, выделяя специфические особенности разведывательной деятельности США в эти периоды.

Так, например, ряд ведущих сотрудников считают, что эра, наступившая после "холодной войны", запомнится как лучшие времена для Соединенных Штатов, но худшие - для американской разведки (9, с.170). Мир стал менее опасным, и главный противник американской системы мирового порядка больше не существует. Это позволило американской администрации уже в конце 80-х годов переключить свое внимание на иные политические проблемы, связанные с другими регионами. В связи с этим возникает проблема: какой должна стать разведка в 90-е годы. Перед ней по-прежнему стоит задача сбора и использования разведданных, но менее дорогостоящими и более эффективными средствами, в связи с чем 5*

встает вопрос о бюджете, новых направлениях и методах разведки, открытости и закрытости разведданных.

Главной задачей разведки по-прежнему является предупреждение президента страны и Совета национальной безопасности об угрозе со стороны иностранных государств национальным интересам США и их союзников; наблюдение за осуществлением соглашений по контролю за вооружениями; раскрытие характера действий других государств в области создания оружия массового уничтожения, способов его доставки, т.е. того, что может привести к военному конфликту в тех регионах, где отсутствуют надежные дипломатические каналы и средства массовой информации. За разведкой по-прежнему остается сбор информации о случаях иностранного шпионажа, саботажа, планах физической ликвидации граждан и другие виды разведывательной деятельности.

С приходом новой администрации президент Клинтон и конгресс сразу же заявили о своей заинтересованности в скорейших переменах сегодняшнего разведывательного аппарата. В комитетах и подкомитетах конгресса раздались голоса, требующие сокращения бюджета ЦРУ и человеческих затрат. Председатели комитетов по разведке в сенате и палате представителей пошли дальше: они начали разрабатывать новый проект закона о полной реорганизации разведки и переориентации всей деятельности разведывательных служб. Часть сенаторов призвали либо распустить ЦРУ вообще, либо сократить его бюджет на одну треть или на 50%.

Сторонники противоположной точки зрения считают, что роспуск разведывательного сообщества в связи с окончанием "холодной войны" будет означать возврат к прошлому, когда США создавали разведывательные органы в предвидении войны или перед ее началом и распускали их, когда война заканчивалась. Например, комитеты по корреспонденции были распущены по окончании Войны за независимость и после Гражданской войны, поскольку контрразведывательная деятельность в мирное время считалась слишком дорогой. Роспуск Управления стратегических операций

после первой мировой войны объясняли несовместимостью деятельности этой организации с американской дипломатической практикой.

После второй мировой войны разведывательное сообщество действовало в течение 40 лет. ЦРУ было создано в 1947 г. и работало, по мнению ряда политологов, не в связи с возможной угрозой со стороны Советского Союза или в предвидении "холодной войны", а с учетом уроков второй мировой войны. Правительство и конгресс считали, что США проявили себя в предвоенный период не с лучшей стороны, так как отсутствовала централизованная деятельность разведорганов, которые оказались неспособны предупредить возможное начало второй мировой войны.

Переориентированная в последнее время разведывательная деятельность должна предотвратить эти "сюрпризы" и поможет, считают некоторые американские эксперты, сосредоточиться на следующих основных проблемах.

Новая Россия. На первом месте остается Россия, несмотря на высказывание З.Бжезинского о ней как о "забытой стране". США нужны разведданные о военном потенциале России, ядерных силах, ВПК бывшего СССР. Но здесь появились новые нюансы: оставаясь мощной военной державой, обладающей огромным ядерным потенциалом, Россия лишена устойчивого руководства, и в силу этого возможны всякого рода неожиданности и непредсказуемость действий. Кроме того, многочисленные американо-советские соглашения по вопросу о контроле за вооружением и разоружением требуют еще уточнений, возникают новые проблемы при проверке осуществления соглашений. С появлением новых независимых государств вместо бывшего СССР может возникнуть угроза американским национальным интересам в случае создания и использования ракетной техники.

Военные действия в закрытых районах. Некоторые страны действуют в условиях повышенной секретности и имеют достаточно сильную техническую базу для поддержания значительных военных

сил, которые могут создать угрозу США за рубежом. Вначале такие силы могут разворачиваться под прикрытием, как это было в Ираке, Иране, Северной Корее и Израиле, либо в течение продолжительного времени скрывается программа по разработке и созданию ядерного оружия и вооружения в целом. При обнаружении таких намерений встает вопрос о нарушении договора о нераспространении ядерного оружия. Это - сфера профессиональной разведки, которая может через дипломатические каналы, с помощью различных международных санкций сократить эту программу, а в некоторых случаях ответить на это собственной ядерной программой, уже более совершенной. Кроме того, предупреждая о возникновении возможного регионального конфликта, сообщая, когда и как действовать, разведка помогает объединить и согласовать действия с другими странами, что способствует предотвращению или урегулированию таких конфликтов.

Угрозы со стороны возникающих демократических режимов. Все больше стран вступают на демократический путь развития. С одной стороны, это положительный фактор, с другой - трудно предвидеть действия нестабильных демократических государств, где возникают новые движения, партии, появляются новые государственные деятели. В этом случае разведка будет собирать и анализировать разведданные, насколько уязвимы новые геостратегические демократии как слева, так и справа, как решается проблема распространения наркотиков, насколько вновь избранные демократические правительства контролируются криминальным синдикатом и т.д.

Экономическая разведка. Еще в период "холодной войны" в условиях расширения международной внешнеэкономической деятельности появился, по мнению американских экспертов, новый вид "игроков" в этой сфере. Это организации, имеющие огромное влияние, но находящиеся вне контроля государства, такие, как ОПЕК, ЮНЕСКО, ФАО, Мировой банк, а также многочисленные организации по производству и сбыту наркотиков в Латинской

Америке, Центральной и Южной Азии. Поскольку влияние этих организаций усилилось, американское руководство поставило задачу перед разведывательным сообществом информировать его о том, какое место этим организациям отводится в общемировой экономической деятельности, их возможные несанкционированные действия, наносящие ущерб американским интересам за рубежом. В целом же, согласно заявлению бывшего директора ЦРУ Р.Гейтса, из двадцати государственных органов, принимающих политические решения и входящих в систему разведывательного сообщества, 40% заинтересованы в разведданных ЦРУ по экономическим вопросам (10, с.307).

Поддержка оперативных вооруженных сил США. Анализируя итоги операции "Буря в пустыне", министерство обороны США пришло к выводу, что американские разведывательные органы оказались не готовы обеспечить такой объем разведданных, который был необходим для проведения этой операции. В будущем же и в отсутствие подобной конкретной операции, считают американские специалисты, американские вооруженные силы могут быть использованы и в миротворческих операциях, миссиях по спасению заложников, противоповстанческих действиях. В этих случаях также необходим полный и своевременный объем разведданных.

С окончанием "холодной войны" все чаще раздаются голоса о необходимости сокращения военного бюджета. Разведка в этом смысле не является исключением. Несмотря на то, что с распадом Советского Союза, как свидетельствуют сами американцы, не стало большинства задач, стоявших во времена "холодной войны", в 1994/1995 фин. г. Вашингтон израсходовал на нужды общей разведки астрономическую сумму в 28 млрд. долл. Разведывательное сообщество включает такие службы, как ЦРУ (с бюджетом в 3 млрд. долл.), Национальное разведывательное управление, отвечающее за спутниковую разведку (7 млрд. долл.), Агентство национальной безопасности, занимающееся сбором информации с помощью электронных средств (4 млрд. долл.), Разведывательное управление

министерства обороны (РУМО) (600 млн. долл.), а также Оперативное управление тактической разведки Пентагона (12 млрд. долл.) (7, с.З) и др.

Общие бюджетные ассигнования США не проходят по какой-либо единой статье. Они закамуфлированы в многочисленных программах, осуществляемых целым рядом организаций американской разведки и подчиненных единой цели - ведению технической и агентурной разведки за рубежом и всестороннему обеспечению таких операций. При этом указанные суммы существенно дополняются целевыми бюджетными ассигнованиями таких крупных разведывательных организаций, как АНБ, Управление национальной воздушно-космической разведки, а также спецслужбами госдепартамента, министерства финансов, энергетики и др. (5, с.7). Аналитические же программы составляют лишь небольшую часть общего бюджета разведывательного сообщества.

Сегодня даже в Вашингтоне начинают сознавать, что такие расходы на шпионскую деятельность не могут быть оправданными. В настоящее время ЦРУ находится под наиболее пристальным вниманием и контролем со стороны исполнительной и законодательной власти, чем это было в 60-х - начале 70-х годов.

В 1994 г. поднялась новая волна критики ЦРУ. В феврале разразился очередной скандал - арест Олдриджа Эймса (ему предшествовало "дело Джона Уолкера", шифровальщика ВМС США, работавшего на советскую разведку в течение почти 17 лет). Высокопоставленный офицер, О.Эймс, сотрудник советского отдела ЦРУ, был завербован советской разведкой в 1985 г. и почти десять лет передавал ей ценнейшие сведения об американских шпионах-нелегалах в СССР. Это второй случай (после знаменитого Кима Филби), когда американский разведчик проникал столь глубоко в Управление специальных разведывательных операций и оказывался допущенным в святая святых - к списку тайных агентов, работавших в СССР, и к информации о готовящихся операциях в СССР и против СССР.

Провал Эймса был поднят на государственную высоту. Клинтон потребовал принять меры, исключающие впредь нечто подобное. Сенатский комитет по разведке и аналогичный комитет палаты представителей провели закрытые слушания по этому "делу". Республиканцы в обеих палатах конгресса потребовали "пересмотра близких связей администрации Клинтона и Ельцина и пригрозили приостановить помощь России, если Москва не даст быстрого объяснения случившемуся" (13, с.30). Клинтон отреагировал следующим образом: "Значительная часть нашей помощи предназначена для ускорения демонтажа ядерных установок, которые нацелены на нас, и в наших же интересах продолжать эту политику" (там же, с.34). В срочном порядке в Москву была направлена группа высокопоставленных сотрудников ЦРУ для объяснения со службой внешней разведки. Поездка закончилась неудачей: информации они не получили.

Члены сенатского комитета по разведке предложили провести проверку счетов сотрудников ЦРУ и обязать их пройти испытание на детекторе лжи. Была проанализирована система работы ЦРУ, и началась частичная перестройка ряда ключевых структур, программ и процедур, с целью уменьшить возможность утечки информации. Управления ЦРУ и ФБР, несмотря на их давнее соперничество, на этот раз объединили свои усилия и совместно с министерством юстиции и СНБ разработали рекомендации по перестройке контрразведывательной деятельности. Результатом этой работы явился выход президентской директивы об усилении координации в работе контрразведывательных структур.

В срочном порядке была перестроена кадровая система безопасности, организовано Бюро по безопасности кадров, которому поручили систематизировать информацию о сотрудниках, собираемую в течение всех лет их службы в ЦРУ. Кроме того, было резко сокращено число лиц, имеющих доступ к секретной информации, в том числе к спискам агентов и деталям, касающимся методов сбора информации и др.

6-1740

В мае 1995 г. Дейч при единодушном голосовании сената был утвержден главой ЦРУ. Джон Дейч родился в Брюсселе в 1938 г. и только после второй мировой войны стал американским гражданином. Его отец - выходец из России, бежал от революции в Бельгию. Затем, в 1939 г., семья была вынуждена уехать во Францию, потом в Португалию и далее за океан, в США. Здесь Дейч окончил колледж в Армхерсте и Массачусетский технологический институт, получил ученые степени по истории и физической химии. Работал в различных правительственных ведомствах, связанных с контролем над ядерными вооружениями, ядерной безопасностью, с обороной и новыми технологиями, периодически возвращаясь в "альма матер" для преподавания. Талантливый ученый, Дейч вошел в круг военно-промышленной элиты США, став заместителем директора Совета военной промышленности, позднее - членом совета президента Буша по международной безопасности. Тесные связи с бывшими министрами обороны США Лесаспином и У.Перри привели Дейча в Пентагон в качестве заместителя министра обороны.

В начале своей новой карьеры Дж.Дейч, скорее всего, не думал, что самая большая в мире машина американской разведки нуждается в столь капитальной переделке. По его словам, для залечивания ран от многостороннего и продолжительного ущерба, нанесенного Эймсом, требуются годы и годы. Тогда он подчеркивал, что ставит перед собой те же задачи, которые определялись предшественниками Дейча: преодоление морального кризиса в ЦРУ, вызванного деятельностью Эймса; определение новых задач разведки в изменившемся с окончанием "холодной войны" мире; улучшение координации усилий с другими частями разведывательного сообщества США и правоохранительными органами.

Конкретная разработка этих трех направлений потянула за собой столько сопутствующих проблем, что директор ЦРУ отказался от мысли представить конгрессу программу реформ разведки в 1995г., как это мыслилось ранее. Для начала Дж.Дейч делал все возможное,

чтобы добиться согласия администрации и законодателей на централизацию контроля над деятельностью традиционно многообразного сообщества.

На закрытых слушаниях в комитете палаты представителей по разведке, прошедших в декабре 1995 г., Дейч дал понять, что хотел бы получить от конгресса полномочия распределять бюджетные средства на разведку внутри сообщества. Неформально он уже пользовался частью таких полномочий, поскольку, во-первых, являлся членом правительственного кабинета (редчайший случай в истории США), во-вторых, по роду своей прежней работы в качестве первого замминистра обороны, курирующего бюджет военной разведки, а также в силу прочных личных отношений с главой Пентагона У.Перри, Дейч и на посту директора ЦРУ продолжал держать под контролем так называемую Национальную разведывательную программу за рубежом. На нее тратилось более 60% из оцениваемого в 28 млрд. долл. разведывательного бюджета (2, с.7). Остающиеся 10 млрд. долл. шли на Программу тактической разведки, на которую в настоящее время директор ЦРУ, по закону являющийся одновременно и директором всего разведывательного сообщества США, прямого влияния оказывать не может. И там, и здесь Дейч видел немалые возможности для экономии средств. Сэкономленные средства директор ЦРУ планировал направить, в частности, на остановку утечки кадров, отмечаемой в разведке в последние годы. С 1990 г. личный состав разведки уменьшился на 17% и при сохранении нынешних темпов ухода к 2000 г. сократится еще на 10% (2). Одна из причин - неудовлетворенность зарплатой, рост которой отстает от роста инфляции.

Реформирование ЦРУ Дейч предполагал начать с радикальных кадровых преобразований, заявив, что "не оставит в разведке ни одного камня не перевернутым". При этом он руководствовался не только карт-бланш президента Б.Клинтона, но и желанием большинства сотрудников ЦРУ качественно изменить работу центральной разведки. Были проведены серьезные кадровые 6*

изменения в руководстве ЦРУ. 12 человек были уволены или понижены в должности. Замена им в основном пришла из министерства обороны (хотя предшественник Вулси опирался в основном на кадровых служащих разведки).

Постепенно укреплялись наиболее опытными и энергичными профессионалами ключевые подразделения ЦРУ, действующие на российском направлении. По заявлению Дейча, ЦРУ нужны новые люди, чтобы очиститься от прежних стереотипов и адекватно реагировать на радикально изменившиеся условия своей деятельности. Он подчеркнул, что ЦРУ должно руководить более молодое поколение офицеров, которые не замешаны в прошлых скандалах и более восприимчивы к возникшим после окончания "холодной войны" угрозам нового типа. Первый период работы будет посвящен "строительству новой модели и нового стиля", целью которого является "изменение разведывательной культуры".

Приход Дейча связывался не только с кадровыми перестановками. Был подготовлен новый документ об очередной реформе внутри американского разведывательного сообщества. На этот раз речь шла о создании специального учреждения -Национального бюро фотоизобразительных материалов для обработки данных, получаемых со спутников-шпионов. В нем будет занято не менее 10 тыс. человек (2, с.7).

Конечная цель состояла в предоставлении военному командованию такого объема информации и в такие сроки, чтобы не возникало сомнений в подавляющем информационном превосходстве США в отличие от их противника.

Помимо кадровых и структурных изменений Дейч занялся составлением знаменитого в тайных кругах разведки списка десяти приоритетов деятельности разведки. Первые пункты этого списка занимают неконтролируемое ядерное, химическое и бактериологическое оружие. Следом идет терроризм во всех его проявлениях, но с особым вниманием к терроризму исламских фундаменталистов (недавней большой победой ЦРУ стало

выслеживание и арест моджахедов, устроивших теракт в Мировом торговом центре Нью-Йорка). Контроль за ситуацией в зоне боевых действий: сегодняшних - как в Боснии, или потенциальных - как Ливия, следом - выполнение запросов коллег из Пентагона.

Во второй блок приоритетов попала Россия, правда, пятым пунктом. Пункт первый - Иран, затем Ирак, Северная Корея, Китай.

Борьбу с международной организованной преступностью, в частности, с распространением наркотиков и отмыванием денег, Дейч вычеркнул из списка, хотя к несомненным успехам ЦРУ относится развал колумбийского наркокартеля Кали и уничтожение его главы Пабло Эскобара. Передавая эти дела ФБР, Дейч заявил, что ЦРУ хватит десяти пунктов, представляющих сиюминутню угрозу национальной безопасности США, контроль над которыми потребует больших сил, денег и опыта.

Кроме перечисленных приоритетов американские спецслужбы, и прежде всего ЦРУ, планируют расширить промышленную и экологическую разведку.

Промышленный шпионаж сегодня выходит на одно из первых мест в деятельности спецслужб - как государственных, так и частных. По данным Департамента науки и технологии Белого дома, убытки экономики США от промышленного шпионажа составляют 100 млрд. долл. (5, с. 7). В настоящее время ФБР расследует более 800 случаев экономического шпионажа против США со стороны 23 иностранных государств.

Особое внимание спецслужб США обращено на эффективное использование многочисленных иностранных специалистов, работающих по контракту или включенных в научно-технический обмен между США и другими странами. Россия в этом конкурсе специалистов не является исключением.

По некоторым данным^ в настоящее время только в США трудятся около 9 тыс. высококвалифицированных российских специалистов, которых с полным основанием можно отнести к научной элите. Это делается через "научно-технический обмен",

получение информации через многочисленные совместные предприятия и научные центры в России. Ущерб, наносимый России в результате тайного либо несанкционированного доступа к информационным ресурсам, очевиден. С чисто военной точки зрения это, как правило, утрата ожидаемого боевого эффекта того или иного образца вооружений - как следствие его копирования конкурентом. С экономической - дополнительные затраты на достижение намеченной цели. Политический момент сомнений не вызывает и означает подрыв фактора сдерживания.

Кроме того, открытая информация всегда была главным источником для ЦРУ. Некоторые американские аналитики считают, что 80% информации по Советскому Союзу извлекается из доступных источников. Около 1700 газет и журналов поступило из бывшего СССР за последние три года (1, с.50).

В последнее время американские спецслужбы взяли курс на экологическую разведку, пользуясь открытыми данными, особенно материалами благотворительных организаций типа Красного Креста. Они пытаются предугадать будущие международные кризисы, которые, по их мнению, скорее всего будут вызваны не агрессией одних государств против других, как в прошлом, а недородами, засухами и прочими природными явлениями. Некоторые специалисты убеждены, что если бы разведорганы изучали уровень грунтовых вод в Сомали на протяжении трех лет перед последней тамошней голодовкой и вспышкой племенной розни, то эти события можно было бы предугадать. В связи с этим новым направлением в разведке они пытаются сосредоточиться на внутренних факторах, которые могут дестабилизировать правительство и привести к гражданской войне и национальной розни.

Для реализации всех задуманных и уже находящихся в разработке программ потребовалось время, которого у Дейча не оказалось. Одержав победу на выборах на второй срок президентства в ноябре 19% г., Клинтон тут же занялся перетасовкой политической колоды, объявив о составе новой команды по национальной

безопасности. Государственным секретарем стала главный американский представитель в ООН М.Олбрайт, министром обороны назначен сенатор-республиканец У.Коэн, директором ЦРУ помощник президента по национальной безопасности ЭЛейк, а на его место пришел его же заместитель С.Бергер. Итак, ЦРУ снова грозят перемены.

Список литературы

1. Даймонд Дж. В США рассекретят бюджет разведки // Известия. - 19%. - 9 февр. - С. VI.

2. Зимин Н. Джон Дейч хочет встать в один ряд с Алленом Даллесом // Сегодня. -1995. - 28 дек. - С.7.

3. Зимин Н. Новые шаги в реформировании ЦРУ-// Сегодня. - 1995. - 25 окт. -

С.4.

4. Исаев М. Кадровая революция Джона Дейча // Сегодня. - 1996. - 10 февр. -

СЛ.

5. Из досье "НВО" // Сегодня. - 1996. - 10 февр. - С.7.

6. Надеин В. Рука Москвы облегчила американский кошелек на 73 млрд. долл. // Известия. - 1995. - 30 нояб. - С.5.

7. Пономарев М. США: на шпионаж денег не жалеют // Красная звезда. - 1994. - 24 июня. - С.З.

8. American survey: Spooked // The Economist. - L., 1994. - 8 oct. -PJ59.

9. Gries D. A new look for intelligence // Intelligence and national security. - L., 1995. - Vol.10, N 1. - P.17D-173.

10. Goodman A.E., Erkowitz B.D. Intelligence without the cold war // Intelligence and national security. - L., 1994. - Vol.9., N 2. - P.301-319.

11. Hilsmzn R Does the CIA still have a role? // Foreign affairs. - N.Y., 1995. -Vol.74, N 5. - P.104-116.

12. Porteius S. Economic espionage: Issues arising from increased government involvement with the private sector // Intelligence and national security. - L., 1995. - Vol.9, N 4. - P.735-752.

13. SmoloweJ. Double agent // Time. - N.Y., 1994. - N 10. - P.30-31.

Дополнительная литература по "делу Эймса" и "делу Уокера"

Barron ]. Breaking the ring: Th& bizarre case of the Walker family spy ring. - Boston, 1987. - P.244.

Blum H. A pledge allegiance... - N.Y., 1987. - P.438.

F.arley P. Family of spies: Inside the John Walker spy ring. - Des Plaines (II.), 1992. -

P.465.

Earley P. The hot house: Life inside Leavenworth prison. - Des Plaines (II.), 1993. -

P.401.

Kneece J. Family treason: The Walker spy case. - N.Y., 1986. - P.240. Maas P. Killer spy. - N.Y., 1995. - P.243.

tVise D. Nightmover: How Aldrick Ames sold the CIA to the KGB for 4.6 millions. -N.Y., 1995. - P.356.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.