РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТААУЧНОИ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ
НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 4
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО 1
издается с 19734 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2.4 рефераты 97.01.001-97.01.055
МОСКВА 1997
217
97.01.050
97.01.050. ЛЕБЕДЕВ С.Я. ТРАДИЦИИ, ОБЫЧАИ И ПРЕСТУПНОСТЬ: ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ОПЫТ КРИМИНОЛ. АНАЛИЗА. - М.: Межрегион, центр коммерч. безопасности, 1995. - 166 с.
Монография посвящена актуальной проблеме влияния существующих в обществе традиций и обычаев на преступность, теорию и практику ее предупреждения. Особое внимание уделяется анализу теоретических и методологических аспектов исследования традиций и обычаев в системе криминологического традициеведения. Криминологическое традициеведение, пишет автор, заключается в познании (выявлении, описании, систематизации, анализе, прогнозировании) функционирования традиций и обычаев в связи с их влиянием (стимулированием, торможением, нейтрализацией) на развитие преступного поведения отдельных индивидов, социальных групп и преступности в целом, а также криминологической теории и практики предупреждения преступности(с.38). Традиции и обычаи, указывает он, передаваясь из поколения в поколение, сохраняют, закрепляют, воспроизводят в общественных отношениях богатый опыт предшественников, который может быть как социально полезным, так и социально вредным. В основу дифференциации традиций и обычаев автором положен оценочно-содержательный аспект, по которому всю их шкалу в обществе можно разделить на традиции и обычаи, способствующие социальному прогрессу (позитивные), сдерживающие, тормозящие социальный прогресс (негативные, консервативные) и активно ему противоборствующие (антиобщественные).
В зависимости от степени распространенности влияния на те или иные сферы общественной жизни и личность иерархия традиций и обычав в обществе может, по мнению автора, быть следующей: 1) этические традиции и обычаи (являются в основном позитивными); 2) национальные (могут быть как позитивными, так и негативными и антиобщественными); 3) религиозные (позитивные по своей сути); 4) семейно-бытовые (в основном позитивные, не исключены и с негативной направленностью); 5) классово-политические (могут проявить себя негативно); 6) питейные традиции (как правило, носят негативный характер); 7) криминальные (преступные) традиции и обычаи. Сущность их -
28-1739
97 01 050
218
антиобщественная Не исключены связи с некоторыми из перечисленных выше групп традиций и обычаев, в частности с питейными, могут нести на себе отпечаток национальных и религиозных традиций и обычаев Сущность криминальных традиций и обычаев, пишет автор, - антиобщественная, преступная, что отличает их от всех иных традиционных установок Они представляют собой противоречащие нормам общежития, передающиеся из поколения в поколение преступников формы реализации межличностных отношений, сложившихся в уголовной среде по поводу осуществления преступной деятельности и ведения соответствующего ей образа жизни (с. 30). Преемственность негативного, антиобщественного преступного опыта приобретает характер криминологической проблемы, следовательно, традиции и обычаи, детерминирующие и обеспечивающие эту преемственность, должны, указывает автор, стать объектом внимания криминологии
Теоретический анализ традиций и обычаев с криминологической точки зрения позволяет выявить различные степени их потенциального влияния на социально полезное (общепредупредительный аспект) и социально вредное (криминогенно-познавательный аспект) поведения членов общества Такой анализ становится базой построения криминологической иерархии традиций и обычаев в обществе Особое место в этой иерархии занимают криминальные традиции и обычаи
Криминологическим исследованием, пишет автор, может быть охвачен весь спектр традиций и обычаев в обществе Криминологическое традициеведение, как и всякое иное научное отражение действительности, имеет свои теоретический и имперический уровни познания Его методология базируется на общефилософских, частно-научных и собственно-
криминологических принципах исследования, а методика - на адаптировании конкретно-социологических приемов и способов сбора социальной информации в криминологической сфере общественных отношений Криминологический опыт доказывает, пишет автор, что преступность, как всякое социальное явление, динамична Эта динамика, указывает он, детерминируется не только внешними социальными условиями, но и внутренними, присущими преступности рычагами саморазвития и самопроизводства Одними
219
97 01 050
из названных рычагов являются культивируемые в уголовной среде традиции и обычаи, которые в определенной мере обеспечивают действие в преступности механизма социального наследования С помощью исторического анализа криминальных традиций и обычаев, а также самостоятельно разработанной методики удалось установить, что их возникновение связано с появлением преступности в обществе Формирование этих традиций и обычаев -результат преломления через преступную деятельность сложившихся тысячелетиями в обществе норм взаимодействия между людьми Преступность наделила эти нормы своим специфическим содержанием и направила на создание собственной коммуникативной системы, особого преступного мира Совершенствование преступной деятельности, развитие и укрепление преступного мира способствовали модернизации преступных традиций и обычаев Последние, в свою очередь, стимулировали развитие преступного мира, укрепляли преступность в целом Они, с одной стороны, "переводили" преступность с бывшего этапа развития общества на настоящий, с другой -переходили сами в новую преступность и трансформировались соответственно ее изменениям Это в основном предопределяет наличие преступных традиции и обычаев в современной преступности
Формы преступных традиций и обычаев изменяются соответственно изменениям преступности и системы социального воздействия на нее Содержание же и сущность этих норм остаются прежними
( овременная преступность сохраняет в себе все элементы преступных традиций и обычаев регулятивные - 'законы" и "правила', регулирующие взаимоотношения между преступниками в связи с ведением антиобщественного образа жизни и совершением преступлении специфические ритуалы общения и поведения в преступной среде, неформальную ее иерархию, атрибутивные татуировки, жфюн, клички, своеобразные мимику и жестикуляцию, отражающие принадлежность личности к преступной среде эмоциональные - песни стихи, поговорки на 'воровскую тематику (с 30 1ь2) Все перечисленные элементы преступных традиций и обычлен по прежнему занимают значительное место в системе межличностнн отношении преступников, на их соблюдении
97.01.050
220
держится вся внутренняя организация уголовной среды. Взаимообусловленность преступных традиций, обычаев и преступности требует организации одновременного комплексного предупредительного воздействия на эти заявления. В системе борьбы с преступностью обязательно должны присутствовать меры, направленные на нейтрализацию и ликвидацию преступных традиций и обычаев. В реализации таких мер необходимо использовать знания о социально-философской сущности традиций и обычаев, социально-психологических механизмах регуляции с их помощью преступного поведения. В предупреждении криминогенного влияния преступных традиций и обычаев следует использовать и уже имеющиеся успешно применяемые на практике предупредительные меры.
Для активизации борьбы органов внутренних дел с лицами, соблюдающими преступные традиции и обычаи, нейтрализации их криминогенного влияния на остальных правонарушителей и неустойчивых с точки зрения общепринятой морали граждан автор предлагает следующие меры: 1) учитывая затруднения сотрудников правоохранительных органов в поиске оснований для привлечения отдельных лидеров преступной среды, в частности "воров в законе", к уголовной ответственности, представляется целесообразным исследование возможностей привлечения таких лиц к ответственности по действующему уголовному законодательству или рассмотрение вопроса о конструировании новой уголовно-правовой нормы об их ответственности за общественно опасную деятельность, состоящую в криминогенном влиянии на других граждан. Принимая во внимание данные о более интенсивном проявлении преступных традиций и обычаев в следственных изоляторах и исправительно-трудовых учреждениях, следует шире применять к лицам, совершившим преступления впервые, меры наказания, не связанные с лишением свободы; 2) предложить сотрудникам правоохранительных органов в процессе раскрытия и расследования преступлений устанавливать степень приверженности лиц, причастных к их совершению, преступным традициям и обычаям; учитывать указанный фактор в антиобщественной направленности личности; 3) с целью нейтрализации криминогенного влияния преступных "авторитетов" в местах лишения свободы представляется целесообразным специалистам в области исправительно-трудового
221
97.01.051
права изучить вопрос о возможности создания в исправительно-трудовых учреждениях специфических условий содержания таких лиц, исключающих их негативное воздействие на осужденных; 4) внести в МВД России предложение о необходимости расширения в рамках оперативного учета специальных компьютеризированных картотек, включающих информацию о лицах, соблюдающих преступные традиции и обычаи, с указанием из неформального статуса, характера преступной деятельности, связей в уголовной среде и др.; 5) включить в программы курсов по криминологии и оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел высших и средних специальных учебных заведений МВД России соответствующих тем, посвященных рассматриваемой проблеме.
Процессы преемственности социального опыта, пишет автор, оказывают непосредственное влияние на формирование криминологической теории и практики предупреждения преступности. Следовательно, указывает он, решать задачу возрождения криминологической мысли в России можно, лишь опираясь на огромное криминологическое наследие, а также объективный анализ идеологических и научных традиций и обычаев, присущих как самой криминологии, так и другим отраслям знания.
Можно утверждать, заключает автор, что криминологическое традициеведение способно реально стать самостоятельным научным направлением в области проблем, изучаемых криминологией. Кроме того, криминологическое традициеведение может быть одновременно инструментом, с помощью которого удастся более глубоко проникнуть в тайны криминогенного и законопослушного поведения, а также познать процессы научной преемственности, характерные для самой криминологической теории и практики предупреждения преступности.
Л.Л.Ананиан
97.01.051. БАЗАРОВ P.A. ПРЕСТУПНОСТЬ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: КРИМИНАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ, МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ / М-во внутр. дел Рос. Федерации. Екатеринбург, высш. шк. - Екатеринбург, 1995. - 282 с.
Монография посвящена теоретическим и прикладным проблемам предупреждения насильственной преступности