Научная статья на тему '96. 04. 050. Позднякова М. Е. Социологический анализ наркомании / РАН. Ин-т социол. - м, 1995. - 146 с'

96. 04. 050. Позднякова М. Е. Социологический анализ наркомании / РАН. Ин-т социол. - м, 1995. - 146 с Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
111
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Рековская И. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «96. 04. 050. Позднякова М. Е. Социологический анализ наркомании / РАН. Ин-т социол. - м, 1995. - 146 с»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 11

СОЦИОЛОГИЯ

4

издается с 1991 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,11 рефераты 96.04.001 -96.04.055

МОСКВА 1996

террористическая угроза особенно значительна, среди них юг СНГ и России. "Прежде существовала достаточно четкая демаркационная линия между терроризмом и военными действиями. Сейчас эта линия становится все более условной, происходит интеграция терроризма и войны, что подтверждается, в частности, событиями в Приднестровье, Грузии, Чечне, Ставропольском крае, Таджикистане и др." (49, с.167). Раньше достаточно четким было разграничение между терроризмом и уголовной преступностью; сейчас на значительных территориях юга СНГ, на Северном Кавказе и в ряде других мест терроризм сливается с уголовной преступностью (убийства А.Меня, Д.Холодова, В.Листьева и многих других известных деятелей). Впервые реальные очертания приобрела угроза, о которой предупреждали - терроризм может стать причиной, предлогом, фактором, орудием возникновения неототалитарных диктатур. И наконец, самое тревожное. "Недавно осуществилось то, что не раз предсказывали многие аналитики - террористы переступили принципиальный рубеж - стали прибегать к средствам массового поражения... Терроризм впервые оказался связанным с проблемой выживания... Это еще раз подчеркивает роль терроризма как очень опасного фактора милитаризации современной обстановки" 49, с.168).

И.Ф.Рековская

96.04.050. ПОЗДНЯКОВА М.Е. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАРКОМАНИИ / РАН. Ин-т социол. - М., 1995. - 146 с.

Наркомания в современном обществе - одно из проявлений сложностей становления нового типа отношений общества и человека. Для нашего времени харатерны: ослабление социальных регуляторов, разрушение устоявшихся норм поведения, при неопределенности новых норм. В этой связи изучение социальных причин распространения наркомании весьма актуально.

24-659

Исследование было проведено в октябре 1987 г., затем в ноябре 1992 г. в Казахстане сектором социальных проблем алкоголизма и наркомании Института социологи и РАН. В 1994-1995 гг. по этим проблемам были проведены исследования в Москве. Сравнительный анализ результатов исследований выявил ряд общих тенденций распространения наркомании во многих регионах СНГ. Объект исследования: подростки 7-10 классов, учащиеся ПТУ и техникумов, студенты вузов, преподаватели школ, ПТУ и техникумов, родители школьников и учащихся ПТУ, наркоманы, состоящие на учете и (или) находящиеся в местах заключенияя, ИТУ, а также проходящие принудительное лечение в ЛПТИ, наркоманы, состоящие на учете в РОВД, пациенты наркодиспансеров, подростки, находящиеся в ИТУ для несовершеннолетних. Опрос всех категорий учащихся и студентов, учителей и родителей - аудиторный, методом самозаполнения. Опрос наркоманов, состоящих на административном учете в стационаре и в местах заключения -свободное, глубинное интервью. Выборочная совокупность, отобранная в ходе подготовки к опросу, отражает реально складывающуюся социально-демографическую структуру. Обработка осуществлялась на ВЦ ИС РАН.

Исходя из целей и задач исследования, были выделены из общего массива две группы. Первая группа - потребители наркотических и(или) токсических средств. Группа составляет 23% от числа всех опрошенных учащихся. Среди них 21,8% школьники, 28,2% - учащиеся ПТУ и 50% - техникумов. Доля мальчиков составляет 2/3 численности группы. Среди школьников преобладают учащиеся 9-10 классов, среди ПТУ и техникумов - учащиеся 2-го года обучения. Вторая группа - контрольная, составляет 136 человек, имеющих твердую отрицательную установку на потребление наркотических и токсических средств. Среди них мальчики составляют 51,3%, девочки - 48,7%. Около половины из них учатся в школе равномерно во всех классах, 24,6 - в ПТУ, 27% - в техникуме.

Более 40% учащихся ПТУ и техникумов - ученики первого года обучения (с. 10).

Сравнение данных социологических исследований 1987 и 1991-1992 гг., а также 1994-1995 гг. показывает, что доля молодых людей, принимающих наркотические или токсические вещества с различной частотой, увеличилась и варьирует в зависимости от характера учебного заведения. Так, в средних школах - 19% (против 12% в 1987 г.), ПТУ - 32% (против 21%), техникумах - 39% (против 25%) имеют опыт применения наркотиков и токсических веществ. Среди них 3,7% употребляют наркотики систематически, 12,3 - пробовали много раз, 6,8 - пробовали несколько раз разные средства, 33,3 - пробовали несколько раз одно и то же средство, 40,7% пробовали один раз. В Москве в среднем от 15 до 20% опрошенных учащихся в зависимости от типа учебного заведения имеют опыт применения наркотических и наркогенных средств (с.11).

Если в 1987 г. только 18% школьников были знакомы с потребителями наркотиков, то через четыре года их стало уже 28%, среди учащихся ПТУ, техникумов - 40-42% (против 25-30%). Согласно данным социологических исследований, посвященных проблемам наркомании, почти каждый потребитель наркотиков в течение года вовлекает в свою среду до 10-17 новичков из числа своего окружения (с.12).

Первая проба одурманивающих веществ относится к 13-16 годам, однако если в возрасте до 12 лет четыре года назад были единицы, то сейчас их стало на порядок больше. Знакомство с дурманом у многих (как и раньше) началось с гашиша (60,5%). Однако в структуре наркотических средств за четыре года произошли изменения. Второе место заняли лекарственные препараты наркогенного свойства (снотворные; седативные), а не препараты бытовой химии, как было зафиксировано в предыдущем исследовании. Третье место заняла группа опийных препаратов, но число пробующих эти наркртики увеличилось в 2 раза (с.14).

Интерес к наркотикам зафиксирован во всех возрастных группах, но наибольший - у 14-15 летних, к 17 годам он уменьшается. Опрошенные хорошо осведомлены о наркотических веществах и токсикоманических средствах, упоминают в первую очередь о наркотиках гашишной группы, об опии с производными. Часто упоминаются средства бытовой химии. Кокаин упоминается чаще, чем лекарственные опийные препараты. Хорошо известны самодельные препараты - например, кокнар, эфедрон. Большинство употребляющих наркотические вещества потребляют и алкоголь, и наркотики, причем совмещают и то и другое. Около половины предпочитают раздельный прием и каждый десятый не употребляют алкоголь никогда.

Одним из важнейших вопросов профилактики распространения наркотизма среди молодежи является вопрос: что заставляет юношей и девушек принимать наркотические и токсические вещества? Любопытство в качестве причины указали 60% опрошенных, вторая причина - скука, третья - "глупость", "дурость". До 85% подростков впервые приобщаются к потреблению наркотиков в компаниях сверстников. Типичная черта подростковых групп - высокая степень конформности (с.20).

Ниже мы публикуем данные, полученные в результате обследования в 1992 г. 286 человек, имеющих медицинский диагноз "наркомания", а также данные исследования, проведенного в 1987 г. в Алма-Аты Алма-Атинской области. Кроме того, для проведения сравнительного анализа был предпринят опрос в Москве (1994-1995 гг.) в центре наркологии на базе 17-й наркологической больницы.

Анализ данных приводит автора к выводу о "повзрослении" наркоманов: увеличилась доля лиц в возрасте 23-24 лет, 27-28, 29-30, и значительно в старшей возрастной группе - от 35 лет. Из всех опрошенных наркоманов начальное образование имеют 1,8%, неполное среднее - 16,2, среднее общее и среднее специальное - 26,1, незаконченное высшее - 3,7, высшее - 1,8%. Полученные данные

свидетельствуют о приобщении к наркотикам людей с более высоким уровнем образования (с.41).

Каждый четвертый наркоман (на момент опроса) нигде не работал и не учился. Две трети из неработающих имели ранее судимость. Основные причины, по которым не работают эти лица, связаны с возвращением из заключения и длительным устройством на работу, болезнью или инвалидностью: 5% ответили, что они работать не хотят и устраиваться не будут (с.42).

Работа является своеобразной формой защиты от административных органов и дает возможность (по оценкам респондентов) как дополнительных (44,3%), так и нетрудовых доходов (330 ответов). У каждого четвертого характер работы предполагает передвижение по разным регионам республики или регионам СНГ, что позволяет облегчить доступ к наркотическим средствам. Определенная часть наркоманов объясняет это нежеланием "лишний раз показаться на глаза" коллегам по работе (с.43).

Доля учащихся, состоящих на учете с диагнозом "наркомания", составляет 14% от всех опрошенных. Но среди них 16% учатся в средней школе, 13 - в ПТУ, 19 - в техникуме, 30 - в вузе, 10 - в ШРМ, 12% - на различных курсах. Две трети лиц, употребляющих наркотики - горожане, жители крупных городов, проживающие в них с рождения или свыше 11-15 лет. Выходцев из села 10%, приехавших из малого города или поселка городского типа - 11%. Дальнейший процесс урбанизации может привести к более активному приобщении) к наркотикам выходцев из села и поселков городского типа (с.43).

Данные опроса показали, что подавляющее большинство опрошенных имеют хорошие либо удовлетворительные жилищные условия: 26,1% жили в собственном доме, 52% - в отдельных квартирах. Среди взрослых потребителей дурмана женатых лишь 30%, что намного меньше; показателя брачности среди мужчин во всех представленных возрастных группах. Дети есть в каждой из этих

семей, однако лишь 17% опрошенных ответили, что они занимаются детьми. Необходим патронаж таких семей с двоякой целью: поддержка самого наркомана с помощью семьи и защита детей от конфликтных ситуаций, неурядиц, материальных невзгод (с.45). Согласно данным известного специалиста И.Н.Пятницкой, обследовавшей семейное положение 344 наркоманов, следует, что благоприятную семейную обстановку имели лишь 6-7 человек. Согласно сведениям, приведенным О.Ф.Найденовым, в 74,4% случаев подростки-наркоманы и токсикоманы воспитывались й социально нездоровых семьях (алкоголизм или пьянство у 48% отцов и 9,35% матерей, конфликтная обстановка, неполная семья, лишение родительских прав) (с.46). Подавляющее большинство наркоманов являются выходцами из многодетных семей: из семей, имеющих более 6 детей - 7,4%, 4-6 детей - 22%, 2-3 детей - 56,8%, одного ребенка - 13,8%. В 14% семей наркоманов имеются алкоголики либо психически больные, в каждой четвертой семье кто-либо из родителей судим. Приведенные цифры говорят, во-первых, о крайне неблагоприятном социальном окружении, во-вторых, об отягощенной психическими заболеваниями наследственности (с.47).

В последние годы наблюдается тенденция употреблять самодельные наркотические препараты, в частности, полученные путем кустарной химической обработки опия-сырца. При использовании этих средств становление заболевания происходит в более короткие сроки, чем при морфинной наркомании, более выраженные соматоневрологические последствия. По наблюдениям специалистов формируется очень быстро эфедроновая наркомания. Влечение к эфедрону появляется уже после 2-3 инъекций, психическая зависимость возникает после 10-15 инъекций, а первая стадия наркомании формируется к концу первого месяца злоупотребления. С ростом образовательного уровня увеличивается набор наркотических средств. Так, среди лиц со средним и высшим образованием значительна доля полинаркоманов; употребление же

средств бытовой химии характерно для лиц с образованием 5-9 классов (с.56).

Сравнение данных обследований 1987 и 1991-1992 гг. свидетельствует, что за 4 года изменились источники приобретения наркотиков. Так, если в 1987 г. 30% опрошенных ездили за коноплей или маком, то в 1991 - уже 40%. Увеличилась с 9 до 13% доля лиц, занимающихся изготовлением самодельных наркотиков. Опыт правоохранительных органов свидетельствует о том, что мир наркотиков структурно организован. Прибыльнее становится наркобизнес.

Женская наркомания стала рассматриваться как социальная проблема сравнительно недавно. Отсутствие должного внимания к ней было обусловлено достаточно низкой криминогенносгью и относительно благополучными показателями наркомании у женщин. Однако в конце 60-х годе» был отмечен рост женской преступности, связанный с потреблением наркотиков, стали преобладать тяжелые формы наркомании с выраженными медицинскими и социальными последствиями. В исследовании 1987 г. женщин-наркоманов оказалось 2,8%, в 1991 - 7%. Среди опрошенных преобладали женщины 17-30 лет и лишь несколько женщин старше 50 лет (с.82). Традиционно женскую наркоманию связывают с плохой наследственностью, проституцией, преступностью. Однако существуют и специфические причины наркотизации женщин. В основе наркотизации у женщин лежит деформация патологического и социального характера, причиной и следствием которой является обесценивание жизни. Женская наркомания - это особое явление по характеру психологических проявлений, формированию потребности в наркотиках, особенностях личности и формах адаптации к условиям жизни.

При проведении исследования была предпринята попытка сопоставления некоторых результатов опроса несовершеннолетних преступников, содержащихся в НТК, с данными, полученными при опросах законопослушных подростков. В колонии было опрошено

196 юношей в возрасте от 14 до 19 лет. Основной состав "колонистов" 16-17 лет - 55%, 14-15 лет - 4,9%, 18-19 лет - 39,6%. Большинство из них осуждены за кражи личного или государственного имущества; около 70% ранее состояли на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Согласно полученным данным, 25% опрошенных колонистов воспитывались в неполных семьях (19% не имели отца, 6 - матери). В контрольной же группе - 30% воспитывались в неполных семьях (около 23% не имели отца, 7,8 -матери). По мнению И.С.Кона, и при наличии отца, но которого не уважают в семье, у ребенка не развивается должного самоуважения. Такие дети ранимы, страдают от одиночества, склонны к депрессиям (с.90).

Не зафиксировано и слишком резких различий по уровню образования родителей осужденных и контрольной группы. По-видимому, причины преступности все более "отступают" в нравственно-психологическую сферу. Существенную роль в непосредственном генезисе преступного поведения исследуемых играют искажения в правосознании, искажения нравственной позиции, проявляющиеся в оценке правовых факторов.

Бесспорным является криминогенная значимость таких родительских характеристик, как пьянство и алкоголизм, систематическое нарушение правил общественного поведения, совершение преступлений. Из материалов уголовых дел следует, что более 16% родителей несовершеннолетних воров осуждались за кражи; от 36 до 50% из них систематически пьянствовали или являлись алкоголиками; 8% матерей были лишены родительских прав или сами бросили детей (с.93).

Основные причины наркотизации несовершеннолетних не выходят за рамки причин и условий девиантного поведения подростков в широком смысле этого понятия. К специфическим условиям приобщения к наркотикам следует отнести: личностные особенности (психологические - внушаемость, слабость нервной системы, неуверенность, неконтактность, различные

психологические девиации); факторы, определяющие легкодоступность наркотических или токсических средств (проживание в районе произрастания растительного сырья; место работы - медицинские учреждения, фармопредприятия, пенькозаводы и т.д.); факторы ситуационного характера.

В отличие от алкоголизма и токсикомании, наркомания более тесно связана с преступностью. Она имеет групповой характер. В каждой группе наркоманов ("семье") существует четкое распределение ролей: "пахан" (главарь), который, как правило, сам готовит наркотик; "шустряк" - снабженец, добывающий сырье; "шестерки" - рядовые (младшие) члены группы; "кролики", на которых испытывают "варево". "Кролики" нужны потому, что сырье для наркотиков добывать трудно, и наркоманы постоянно экспериментируют, включая в варево все новые компоненты.

В группе наркоманов хорошо поставлены оповещение и связь. У них свой жаргон, условные сигналы, пароли и различные внешние атрибуты (ладанки, амулеты, кулоны и т.п.) для взаимного опознавания. Выявление подростков, хорошо знакомых с субкультурой группы с отрицательной направленностью личности, является важным звеном профилактики девиантного поведения.

В общественном мнении упрочилось представление о том, что запрет потреблять (иногда) спиртные напитки дома может подтолкнуть детей к более опасным формам потребления алкоголя в уличной компании. Исследование зафиксировало более высокую осведомленность учителей и родителей по поводу пристрастия детей к наркотическим веществам. Ответ учителей на вопрос "какие наркотические препараты употребляют учащиеся?" полностью воспроизводит структуру имеющих хождение в регионе наркотиков. В то же время около 40% учителей затрудняются ответить на вопрос, есть ли среди учеников любители дурмана, а около половины уверены, что таких в их классе нет. Между тем социологические исследования указывают ; на рост числа подростков экспериментирующих с наркотиками. Родители еще менее осведомлены о 25-659

наркотических пристрастиях своих детей и их сверстников, но их иформированность за последние годы несколько возросла. Узнав о пристрастии своих детей к зелью, готовы посоветоваться в школе, как поступить 6% опрошенных, готовы обратиться к врачу - 13%. По-видимому, это связано со страхом постановки на медицинский и административный учет.

Необходима полноценная, научно разработанная программа по осуществлению профилактики наркотизма. Возглавлять эту работу должно Министерство просвещения. Конкретные разработки мероприятий и мер по искоренению, наркотизма должны взять на себя соответствующие ведомства, взаимодействующие с юстицией, здравоохранением. Для того чтобы иметь полную картину распространения этого явления, нужны систематически проводимые опросы, в том числе панельные, постоянный сбор информации по лиции МВД и Минздрава, эспертные оценки, использование всех других источников информации.

И.Ф.Рековская

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.