Научная статья на тему '96. 04. 022. Готтлиб Э. Э. , Чен М. Явный и скрытый кризис-высшего образования в Израиле (90-е годы). Gottlieb Е. Е. , Chen M. The visible and invisible crises in Israil higer education in the 90s // higher education. - Dordrecht etc. , 1995. - Vol. 30, № 2. - P. 153-173'

96. 04. 022. Готтлиб Э. Э. , Чен М. Явный и скрытый кризис-высшего образования в Израиле (90-е годы). Gottlieb Е. Е. , Chen M. The visible and invisible crises in Israil higer education in the 90s // higher education. - Dordrecht etc. , 1995. - Vol. 30, № 2. - P. 153-173 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫПУСКНИКИ ВУЗОВ ИЗРАИЛЬ / ИР В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ -ИЗРАИЛЬ / ОБРАЗОВАНИЕ И ОБЩЕСТВО -ИЗРАИЛЬ / ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ -ИЗРАИЛЬ / УНИВЕРСИТЕТЫ -ИЗРАИЛЬ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «96. 04. 022. Готтлиб Э. Э. , Чен М. Явный и скрытый кризис-высшего образования в Израиле (90-е годы). Gottlieb Е. Е. , Chen M. The visible and invisible crises in Israil higer education in the 90s // higher education. - Dordrecht etc. , 1995. - Vol. 30, № 2. - P. 153-173»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 8

НАУКОВЕДЕНИЕ

4

издается с 1973 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,8 рефераты 96.04.001-96.04.024

МОСКВА 1996

Интеллектуальная жизнь бывшего Советского Союза в значительной мере разрушена обломками разваливающихся руин старого режима... Часть прежней интеллектуальной элиты - те, кто был признан международным сообществом, - покинула страну, образуя "утечку мозгов". Многих из более молодых поколений унесла из исследовательских институтов волна "внутренней утечки мозгов". Сегодня они пытаются выжить вне сферы науки.

Но многие, несмотря на давление обстоятельств, остаются верны своему бескорыстному служению науке. Помоги им Бог продолжать это дело с такими же изяществом, стойкостью и честностью, какие были отличительными чертами особой породы ученых, "хранителей огня", таких, как Капица, Леонтович и Сахаров" (с. 326).

А. НЛеду лов

96.04.022. ГОТТЛИБ Э.Э., ЧЕН М. ЯВНЫЙ И СКРЫТЫЙ КРИЗИС ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ИЗРАИЛЕ (90-е ГОДЫ).

GOTTLIEB Е.Е., CHEN М. The visible and invisible crises in Israil higer education in the 90s // Higher education. - Dordrecht etc., 1995. - Vol. 30, № 2. - P. 153-173.

В работе американского ученого Готтлиба (университет Западной Вирджинии) и израильского ученого Чена (университет Тель-Авива) рассматривается высшее образование в Израиле в русле общенационального экономического развития. Проблемы образования представлены в контексте уникальной истории, социально-экономического и культурного опыта страны. Цель исследования - вскрыть причины, приведшие к нарушению равновесия в научном сообществе Израиля.

Под угрозой находится наиболее важная составляющая модели высшего образования Израиля, а именно - единство задач обучения и ИР. Связь между обученим и ИР авторы прослеживают по результатам международного опроса, проведенного в 1993 г. среди

преподавателей и научных сотрудников университетов 14 стран американским ученым Карнеги. В Израиле опросом были охвачены семь университетов и шесть колледжей.

Авторы характеризуют израильскую систему высшего образования как уникальную и малообъемную. В стране особую значимость придают научной профессии, о чем свидетельствует активность израильских ученых на транснациональном рынке научной продукции. Однородный и стандартизированный характер израильского научного сообщества обусловлен малыми масштабами страны. Израиль не только малая страна, но и весьма нестабильная: конфликты и войны, постоянная миграция населения, экономические спады и внутриполитическая напряженность делают эту страну непохожей на другие. В 1990/91 уч. г. в семи университетах Израиля обучались 80 750 студентов. Еще 39 468 студентов занимались в учебных заведениях университетского уровня. Общая численность студентов выросла за 1980-1990 гг. на 21%, в то время как численность старшего преподавательского состава - всего на 6%. Соотношение "профессор - студент" в 1990 г. достигло 1:15,6 по сравнению с 1:7,2 в 1980 г., что означало для этой категории преподавателей увеличение преподавательской и административной нагрузки и сокращение времени на ИР и подготовку публикаций. Последнее служит главным стимулом для продвижения по службе.

Как предполагается, указанная тенденция сохранится и в ближайшие годы: ожидается увеличение студенческого контингента на 40%, а научно-преподавательского персонала - лишь на 23% (с. 154). Сокращается и доля расходов на образование: с 7,7% от ВНП в 1980-1986 гг. до 5,7% в 1987 г. Однако этот показатель вырос до 8,6% в 1989 г., что выше соответствующих показателей как в развитых (6,06%), так и в развивающихся странах (4,05%). Изучение распределения ассигнований на различные уровни образования показывает, что Израиль перешел от значительной концентрации капиталовложений на начальное образование (в 1960 г. - 60,2% от общих расходов на образование) к более сбалансированному

соотношению затрат с середины 70-х годов (когда было достигнуто всеобщее начальное образование). В течение 80-х годов расходы на начальное и среднее образование находились на уровне 30% от общих расходов государства на образование, а государственные ассигнования на послесреднее образование в 90-х годах снизились с 24,8 до 18,9% (с. 156).

Израильская система высшего образования полностью финансируется государством на ее низшей ступени и до 50% на старших ступенях. До 1971 г. университеты получали фонды непосредственно от Министерства финансов, с 1972 г. планирование и распределение государственных ассигнований на высшее образование были возложены на Совет по высшему образованию (Council for higher education, СНЕ). В 1974 г. СНЕ создал Комитет по планированию и грантам (Planning and grants committee, PGC), смоделированный с британской системой управления высшим образованием. Состав обоих этих органов формируется из представителей, назначаемых правительством, университетами и Национальным союзом студентов, а также общественностью. Председатель - министр образования. В работе рассматривается деятельность этих органов в 1970-1980 гг.

Расширение системы образования и поощрение роста студенческих контингентов в значительной мере обусловлено увеличением социального спроса на образование. Этот спрос объяснялся не только национальной традицией высокой оценки образования (традиции "людей талмуда"), но и признанием высокой экономической отдачи образования. Место в иерархической структуре общества и профессиональный престиж в Израиле определяются в первую очередь объемом знаний, необходимых для трудовой квалификации или аттестации. Большая часть из 25 наиболее оплачиваемых профессий (из общего списка 220 профессий, расположенных в порядке их- престижа) требует университетского диплома. Более 70% выпускников средних школ намереваются поступить в вузы, но менее 30% из них действительно туда

поступают. В начале 90-х годов 83% от соответствующей возрастной группы окончили 12-летнюю бесплатную школу, и только 50% из них получили аттестат "багрут", который дает право на поступление в вуз. Увеличивается спрос на образование в период безработицы, поскольку среди безработных больше лиц, имеющих низкий уровень оброазования.

Получение образования на всех уровнях стало рассматриваться в Израиле в качестве неотъемлемого права гражданина процветающего государства. Развитие высшего образования является частью проекта национального строительства Израиля, поэтому была разработана система объективного отбора, опирающаяся исключительно на академические критерии и предоставляющая право поступления в вузы наиболее способным студентам, независимо от их происхождения, социального и материального статуса (с. 158).

В работе указывается на нарушение прежнего равновесия, регулирующего принадлежность к академической профессии, которое базировалось на двух предварительных условиях: во-первых, на предпочтении небольшой, в высшей степени привилегированной части профессуры проводить фундаментальные исследования (считавшей при этом преподавательскую деятельность второстепенным делом) и, во-вторых, на ограничении студенческого контингента относительно небольшой, весьма строго отобранной группой студентов, принадлежащих исключительно к господствующему классу, обладающему унаследованным культурным капиталом.

Трансформация израильского общества в целом, включая численность и состав населения, социально-экономическую и политическую структуру страны, отразилась и на высшем образовании. Наиболее важное Изменение в системе высшего образования - значительное увеличение численности и диверсификации состава студенчества. Рост студенческих контингентов не был равномерным: наиболее быстрым он был в

"старых", давно основанных университетах (Ивритском и Тель-Авивском) и Технионе (Технологическом институте в Хайфе), и сравнительно медленным в молодых периферийных унвиерситетах (в Бен-Гурионе и Хайфе).

Ивритский университет продолжает занимать ведущую позицию в высшем образовании Израиля как в отношении влияния, оказываемого им на деятельность СНЕ, где он располагает четырьмя представителями - больше, чем любой другой вуз, - так и в отношении уровня финансовой поддержки со стороны государства и из-за рубежа.

В Тель-Авивском университете в 80-х годах насчитывалось большее число студентов и преподавателей, большее количество присуждаемых ученых степеней, чем в Ивритском, однако в 1990 г. он получил только 16 млн.долл. из-за рубежа в качестве исследовательских грантов, в то время как Ивритский университет -38 млн-долл., Технион - 20 млн.долл. (с. 159).

Наряду с резким увеличением численности студентов (в 40 раз по сравнению с увеличением населения страны в 5 раз) изменился их состав. Израильское студенчество, состоящее ранее из этнической группы ашкенази, стало более разнообразным. Если евреи-ашкенази составляли основу израильского населения вплоть до начала 50-х годов, то в настоящее время свыше половины его составляют евреи-сефарды (которых некоторые предпочитают называть "восточными” евреями), иммигрировавшие из стран Северной Африки и Среднего Востока. Однако ашкенази по-прежнему составляют политическую, социальную и экономическую элиту общества. В 1988 г. лишь 13% сефардов получали образование в течение 13-15 лет и лишь 5% в течение 16 лет и более по сравнению с 26 и 23% соответственно для ашкенази.

Реакция на увеличение социальной потребности в высшем образовании выражается в Израиле в расширении и повышении статуса послесредних учебных заведений неуниверситетского уровня. В 1980-1985 гг. шести педагогическим колледжам было предоставлено

право присваивать ученые степени в области педагогики (B.Educ). Получают развитие другие послесредние заведения, присваивающие профессиональные степени, эквивалентные степени бакалавра (B.Tech). В 1994 г. решением кнессета было разрешено открывать частные независимые учебные заведения послесреднего уровня.

Снижение социально-экономической ценности первой университетской степени в израильских вузах отмечается в связи с введением новых программ на получение степени бакалавра, практически означающих обучение для большинства студентов (студенты сами выбирают дисциплины для изучения) и снижением требований к поступающим. Одновременно введены специальные программы на степень бакалавра для "выдающихся студентов”, которые с самого начала должны быть ориентированы на исследовательскую работу в целях получения более высоких степеней.

До 1950 г. израильские университеты присваивали единственную степень продвинутого уровня (М.А.) - магистра. Первые степени В.А. и B.Sc. введены в 1950 г. Начиная с 1969/70 уч. г. и до сегодняшнего дня эти степени ежегодно присваиваются 72-73% лиц, имеющих ученую степень по окончании израильских университетов. Степень магистра начиная с 1985 г. присуждается 19-20% выпускников в год, а доля получивших степень доктора наук сократилась с 6,4% в 1980 г. до 3,5% в 1990 г.

Система зачетных единиц и фиксированные программы обучения применяются лишь на додипломном уровне, получение степени магистра и доктора по-прежнему возможно лишь в результате проведения независимого исследования, оформленного в виде диссертации.

Быстрый рост контингентов сопровождался и увеличением численности профессорско-преподавательского состава. Однако только до 1980 г. число профессоров и других преподавателей росло более быстрыми темпами, чем количество студентов (табл.).

Таблица (с. 155) Показатели численности студенческого контингента и профессорско-преподавательского состава в высшей школе Израиля

Кол-во сту- Кол-во сту- Старший Младший

Год дентов уни- дентов дру- преподав. преподав.

верситетов гих уч. зав. состав состав

1950 3 022 нет сведений нет сведений 138

1960 9 275 н 3180

1976 52 980 32101 и 3173

1980 55 840 29 351 8112 4074

1985 62 514 41634 7871 4295

1986 63 500 41602 7501 4226

1987 64190 40 614 7713 4356

1988 65 080 40 502 7576 4366

1989 67 750 41791 7265 4337

1996/

прогноз 94 850 8765 5337

За последние годы увеличивалось количество вновь открывающихся должностей, отмечалось более быстрое продвижение по служебной лестнице, изменения в комплектовании профессорского состава. Хотя главная задача профессора теперь заключалась в преподавании, его карьера по-прежнему зависела от результатов исследований и наличия публикаций. Новые требования включают самостоятельный поиск финансов для проведения ИР, усилия по воплощению результатов ИР на рынке и т.д.

Новое пополнение профессорско-преподавательского состава большей частью происходило за счет лиц, получивших первую ученую степень в одном из старых вузов, вторую - за рубежом.

Годичный отпуск после получения степени доктора эти преподаватели также проводили за рубежом. Публикация книг и статей на английском языке, участие в международных конференциях и преподавательская работа за рубежом способствовали проявлению новых ориентиров, весьма отличных от тех, которыми располагало старшее поколение. Традиционная для Израиля германская модель единства обучения и ИР стала подвергаться ревизии.

Общее число преподавателей после 1980 г. сократилось. Численность же студентов продолжает расти, что означает увеличение преподавательской нагрузки, сокращение времени, отводимого на проведение ИР.

Авторы задаются вопросом, может ли ухудшение условий труда преподавателей быть устранено путем ликвидации старой академической модели - совмещением преподавания и ИР?

Единство обучения и ИР - отличительная черта израильских университетов - наложила глубокий отпечаток на израильское научное сообщество. Рост академических профессий в Израиле со времени его образования в 1948 г. был один из самых быстрых в мире. Израильские ученые еще на ранней стадии образования государства предпочли присоединиться к международному научному сообществу. В стране были созданы такие условия труда ученых, которые способствовали проведению ИР на высоком уровне. Масштабы международных связей израильских ученых видны из количества полученных ими за рубежом высших ученых степеней, опыта, приобретенного в других странах, коэффициента участия в конференциях и совместных исследовательских проектах, а также из того факта, что большинство научных работ в Израиле финансируются из зарубежных источников.

Между тем, как отмечают авторы, в последние годы во многих странах в связи с переходом к "универсальному" послесреднему образованию дискутируются два противоречивых подхода относительно связи между обучением и ИР. Принцип

взаимозависимости, твердо укоренившийся в германской модели высшего образования, предполагает, что ИР и обучение играют взаимодополняющую роль. Напротив, принцип конкуренции означает, что обучение и ИР рассматриваются как конкурирующие, а не дополняющие факторы. Некоторые вопросы анкеты имеют отношение к этому противоречию.

Большинство израильских преподавателей (62%) заявили, что они ориентируются в своей деятельности на ИР. Однако предпочтения существенно различаются в зависимости от типа вуза, дисциплины, наличия ученой степени и пола. Предпочтение преподаванию в большей степени отдают преподаватели колледжей, женщины, преподаватели гуманитарных и социальных наук, искусств и педагогики.

Израильские преподаватели сообщили, что имеют рабочую нагрузку 48,6 часа в неделю, когда преподают, и 46,8, когда занимаются исключительно ИР. Большая степень различия наблюдается в вопросе распределения времени в зависимости от циклов. Так, во время семестров около 37% времени посвящается преподаванию, а 43% - исследованиям; в период между семестрами около 16% времени посвящается преподаванию и 66% - ИР.

Включение в систему высшего образования учебных заведений, в которых не ведется исследовательская работа, создание новых учебных программ и степеней требуют особого рассмотрения взаимосвязи между обучением и ИР. Ясно, что в настоящее время большинство израильских преподавателей рассматривают ИР как основу для преподавательской деятельности. Общей моделью при этом стали совместные исследования, только 23,9% преподавателей сообщили, что они проводят ИР в индивидуальном порядке. Исследования финансируются из внутренних и внешних источников, причем 90,6% респондентов указали, что в течение трех последних лет они получали финансовую поддержку (с. 167).

Показателем продуктивности ИР, проводимых израильскими учеными, являются публикации их результатов: в среднем 73,1%

ученых - авторы статей, 66,9 - рефератов, 26,5 - книг; 24,5% ученых редактировали книги, но лишь 6,3% получили патенты, 4,1 -составили компьютерные программы для общественного пользования, 2,2 - преподаватели произведения искусства, 2% произвели видео- или учебные фильмы. За трехлетний период в среднем на одного ученого приходится 1,1 книги и 7,1 научных статей.

Другим индикатором продуктивности ИР служит число книг и статей, опубликованных за рубежом. Израильские преподаватели заняли второе место по числу опубликованных статей за последние три года в международном опросе (между Японией и США). Относительно малый процент (30%) преподавателей заявили, что в их вузах публикации учитываются для продвижения по службе. Израильские ученые считают, что их публикации оцениваются по качеству и вкладу в науку, а не по количеству.

Практически все респонденты (94%) согласились с тем, что, для того чтобы преподавать на современном уровне ту или иную дисциплину, нужно читать зарубежные публикации и поддерживать связи с преподавателями из других стран. Израильские ученые вошли в число трех стран, получивших наивысшие баллы по этому показателю (наравне с Нидерландами и Швецией) (с. 168).

Если использовать в качестве индикатора соотношение количества научных публикаций на 10 тыс. населения, Израиль находится на первом месте в мире (Израиль - 8 публикаций, США -4,9, Британия - 4,5, Швейцария - 3,7, Канада - 3,4, Швеция - 3,1 (с. 169).

Более половины (63,5%) израильских респондентов сообщили, что опубликовали статьи и книги в других странах. Число книг, написанных за три года на иностранных языках, составляет 8,2% от общего числа книг, опубликованных 14 странами (в Нидерландах -9,0%, в Швеции - 8,4%, в других странах - меньше). По показателю относительно статей и книг, опубликованных за последние 10 лет, Израиль занял второе место среди 14 стран, между которыми проводился опрос. 76,1% опрошенных израильских преподавателей

участвовали в научных конференциях за пределами Израиля в последние три года; 72,7% респондентов являются членами международных научных обществ (с. 169).

Что касается индекса цитирования, то по этому показателю за последние десять лет отмечается отставание Израиля в области фундаментальных исследований: снижается число публикаций и цитирование в таких дисциплинах, как биология, инженерия, сельское хозяйство. В то время как количество публикаций в области физики, математики и медицины увеличилось, индекс цитирования публикаций по этим дисциплинам уменьшился по сравнению с индексом США.

Начиная с 80-х годов научно-преподавательский персонал университетов стал терять монополию на производство знаний. Поскольку израильская профессура перестала быть исключительным производителем знаний, превратившись в большей степени в их трансляторов, возникла особая категория профессиональных исследователей как внутри, так и вне университетских учреждений, для которых ИР стали основным видом дeяfeльнocти. О возрстающем значении этой категории ученых свидетельствует их зарплата. К 1990 г. зарплата исследователей стала на 50% больше, чем у профессоров.

Таким образом, к середине 90-х годов условия работы университетских профессоров ухудшились: продолжительность

рабочей недели достигла 48 часов, что выше официальной по стране - 42 часа; их роль в качестве исследователей подверглась эрозии; зарплата стала ниже, чем у исследователей (лишь 7,1% опрошенных сочли свою зарплату хорошей). Длительная забастовка преподавателей университетов (январь - конец марта 1994 г.) закончилась повышением уровня зарплаты и сохранением уникального пакета льгот. Пакет льгот включает полную оплату годичного отпуска каждые -четыре года и щедрые ежегодные ассигнования на научные поездки и учебу за рубежом (участие в конференциях, ИР, чтение лекций).

Благодаря этим уникальным условиям труда израильские преподаватели заняли первое место по числу загранкомандировок. За Израилем следуют страны, где образовательные системы в высшей степени ориентированы на ИР: Швеция, Гонконг, Нидердланды (около 70% преподавателей, выезжавших за рубеж в течение последних трех лет). Более того, 20,1% израильских преподавателей работают в зарубежных университетах, 28,1% провели за рубежом оплачиваемые годичные отпуска за последние три года, а за последние 10 лет - 44,6% (с. 170).

Участие в международной научной деятельности получает высокую оценку как со стороны самих преподавателей, так и государственных властей, предоставляющих ассигнования на высшее образование. Израильские ученые давно поняли, что они живут в небольшой стране, на языке которой мало кто говорит. Поэтому совместные исследования, участие в международных конференциях и публикации за рубежом имеют такое значение для израильских ученых. Кризис, о котором пишут авторы, представляет угрозу для высшей школы Израиля, ее конкурентному участию в научнопедагогическом рынке труда, для получения признания и высокого статуса в транснациональной сети знаний.

Взаимосвязь обучения и ИР, делают вывод авторы, имеет решающее значение для создания научного сообщества. Эффективное распределение времени между этими видами деятельности, тип учебного заведения, продвижение по службе, доступ к исследовательским фондам, большое число публикаций, одним словом, все то, что обеспечивается единством обучения и ИР, может гарантировать стране интенсивное развитие науки.

Л.Г.Можаева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.