РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ
ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 7
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
3
издается с 1973 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 1 индекс серии 1,7 рефераты 96.03.001-96.03.015
МОСКВА 1996
национально-революционной войне" (Составл., справки об авторах, предисл. Хуана Кобо. - М.: Радуга, 1986. - 544 с.); Гибсон Я. "Гранада 1936 г.: Убийство Федерико Гарсиа Лорки" (М., 1986. - 256 с.).
Испанцы гордятся своей страной, своей историей, даже ее трагическими страницами. У них не запрещены книги и песни республиканской Испании, они не издеваются, не надсмехаются над своим прошлым. Они размышляют, сопоставляют, делают выводы. Испанцы народ серьезный и гордый.Недаром у каждого из них в складках одежды скрыт острый кинжал. Они умеют постоять за свою честь. Они берегут свою гордость, свою историю, свою боль.
Будем же и мы, россияне, в "память сердца" которых навсегда вошла Испания, думать о своей Родине не как о "пасынке Европы", а как о стране, гордо и независимо идущей в будущее.
Б.П.Куликов
96.03.002. "БОЙ БУДЕТ ЗАВТРА...": К 55-летию со дня начала Великой Отечественной войны1).
В этом году исполняется 55 лет со дня начала Великой Отечественной войны советского народа против немецко-фашистских захватчиков. И хотя дата не является "круглой", хотя сама война, ее причины, итоги, ее значение для страны постоянно пересматриваются исследователями2), приспосабливаются властью к
^Публикуемые работы (001, 002) продолжают наше исследование развития советской литературы в канун Великой Отечественной войны. См.: РЖ ’Общественные науки в СССР". Серия "Литературоведение*. - М.: ИНИОН, 1991. - № 3. - С.101-147; №4.-С-89-159.
2)Особое внимание обратили на себя книги: Суворов (Резун) В.Б. Ледокол: Кто начал вторую мировую войну? - М.: Новое время, 1992. - 352 с.; Суворов (Резун) В.Б. День • М.: Когда началась вторая мировая война? - М.: АО ’Все для вас”, 1994. - 256 с.; Городецкий В. Миф 'Ледокола*: Накануне войны. / Пер.с англ. - М.: Прогресс-Академия, 1995. - 351 с.
Концепция А-Некрича, высказываемая им в книгах, вышедших на Западе, осталась практически неизменной.
5-3295
"текущему моменту", выбросить ее из народной памяти, из памяти почти каждой семьи всего бывшего СССР невозможно. Тогда все народы воевали рядом, по-братски делили хлеб, воду и патроны и точно знали, что порознь все жители страны превратятся в пепел, а в лучшем случае - в рабочее быдло немецкого "бауэра". Хваленый немецкий "орднунг", подобие "закона" и хотя бы внешней респектабельности, по мысли главарей Рейха, были бы еще приемлемы для народов Западной Европы, но не для "азиатской России". Ее судьбой должно было стать рабство. И ни один историк в мире не сможет доказать обратного: все документы говорят одно -Россия должна была стать "сырьевым придатком Германии с рабской рабочей силой" (Й.Геббельс). Несколько витиевато, но, пожалуй, от этого еще более образно об этом же сказал Генрих Гиммлер в своей речи в Харьковском университете (!) перед командирами дивизий СС "Мертвая голова", "Рейх", "Лейбштандарт Адольф Гитлер" 24 апреля 1943 г.: "Я хочу сказать и думаю, что те, кому я это говорю, и без того понимают, что мы должны вести войну и наш поход с мыслью о том, как лучше всего отнять у русских людские ресурсы - живыми или мертвыми? Мы это делаем, когда мы их убиваем или берем в плен и заставляем по-настоящему работать на нас, когда мы стараемся овладеть занятой областью и когда мы оставляем неприятелю безлюдную территорию. Либо они должны быть угнаны в Германию и стать ее рабочей силой, либо погибнуть..."
Поэтому в настоящих исторических условиях нам представляется нелишним еще раз напомнить об этой трагической дате и предложить читателям некоторые страницы далеких, сложных, но незабываемых 30-х годов - эпохи "рождения стали и человека" (С.Франкфурт), когда энтузиазм народа, его вера в лучшее будущее достигли своей высшей точки. И несмотря на сталинский террор, лагеря, цензуру и многое другое народ жил, работал, учился, создавал новое и в науке и на производстве, верил в светлое завтра и готовил себя к битве с наступающим германским фашизмом. Другого
пути и другой жизни у народа не было. Так, при мне в июле 1944 г. прямо в вагоне метро в ответ на чью-то реплику очень пожилая женщина сказала: "Наш Гитлер все равно для нас лучше Гитлера немецкого". В полной тишине, опираясь на палку, она вышла из вагона на красивейшей тогда станции "Дворец Советов" и с достоинством русской дворянки медленно пошла среди ее светящихся колонн. Она хорошо знала всё о своей стране, но она же и понимала неизбежность исторического пути своего народа...
30-е годы были годами первых пятилеток, годами великих подвигов труда и мужества: Днепрогэс, Комсомольск-на-Амуре, Златоустстрой, Магнитка, челюскинцы, папанинцы, Чкалов...
Это было поколение крылатых. В эти годы Чкалов мечтал облететь "вокруг шарика", а мальчишки бредили авиацией и шли в аэроклубы.
Достаточно открыть газеты 30-х годов, чтобы увидеть, насколько планомерно и четко (в том числе и с чисто военной целью) шло освоение неба и Северного Ледовитого океана -пространств, которые могли подчиниться только людям мужественным и смелым.
Вот краткий перечень "звездных часов" тех лет:
30 января 1934 г. - полет стратостата "Осоавиахим-1" со стратонавтами П.Федосеенко, А.Васенко и И.Усыскиным на борту1);
13 февраля - 12 апреля 1934 г. - ледовая эпопея
челюскинцев; летчики, которые вели спасательные работы, •
^Все они погибли в этом полете, поднявшись на невиданную по тем временам высоту 10 тыс. метров.
М.Водопьянов, И.Доронин, Н.Каманин, С.Леваневский1), АЛяпидевский, В.Молоков и М.Слспнев становятся первыми в стране Героями Советского Союза;
20-22 июля 1936 г. на самолете "АНТ-25" В.Чкалов, Г.Байдуков,
А.Беляков совершают беспосадочный перелет Москва - остров Удд (Северный Ледовитый океан) - Москва;
18-Я) июня 1937 г. тот же экипаж совершает свой легендарный перелет Москва -Северный полюс - Америка;
12-14 июля 1937 г. М.Громов, А.Юмашев, СДанилин повторяют чкаловский перелет Москва - Северный полюс -Америка;
21 февраля 1938 г. заканчивается начатый 21 мая 1937 г. девятимесячный дрейф полярной станции "Северный полюс"; участниками экспедиции были И.Папанин, Э.Кренкель, П.Ширшов2) и Е.Федоров;
27-28 июня 1938 г. В.Коккинаки и А.Бряндинский без посадки летят из Москвы во Владивосток;
2 июля 1938 г. летчицы П.Осипенко, В.Ломако и М.Раскова совершают на гидросамолете беспосадочный полет Севастополь -Архангельск;
^Впоследствии, когда во время очередного полярного полета самолет С.Леваневского "исчез* (его останки были обнаружены лишь а 80-е годы), Сталин посчитал летчика ’перебежчиком’, и его имя было до 60-х годов изъято из истории авиации. Почтовая марка 1935 г. с портретом С.Леваневского (была выпущена серия всех полярных героев-летчиков) и сейчас является в филателии одной из самых редких и дорогих, так как весь ее тираж сразу был изъят из продажи и уничтожен.
2)Что не помешало Сталину в эти же годы арестовать жену П.Ширшова, актрису,очень красивую женщину. Через несколько месяцев она покончила с собой в тюрьме.
24-25 сентября 1938 г. М.Раскова, В.Гризодубова и П.Осипенко на самолете "Родина" (АНТ-37) совершают беспосадочный перелет Москва - Дальний Восток1).
В апреле 1941 г. Иван Черевичный на четырехмоторном самолете "СССР Н-169" впервые в мире2) достиг так называемого "Полюса Недоступности" - точки в Северном Ледовитом океане, наиболее удаленной от всех материков (за 82-й параллелью, на границе Восточного и Западного полушарий). Экипаж самолета (семь человек) и трое ученых - директор Арктического института Я.СЛибин, геофизик М.Е.Острежин и гидролог М.П.Черниговский -в течение двух недель вели исследования этого района, а на обратном пути провели "ледовую разведку” по всей трассе Северного Морского Пути. В Москве на Центральном аэродроме "Н-169" приземлился 11 мая 1941 г. Определенный этап освоения воздушного и морского пространства был закончен.
Ледовые эпопеи и грандиозные по тем временам перелеты были не только важным этапом развития навигации и авиации, но и имели значение в деле воспитания советского патриотизма й
хотя полет завершился неудачно - самолет вынужденно пришлось посадить в тайге и его с экипажем разыскивали под Комсомольском-на -Амуре несколько суток, -он был засчитан Сталиным как рекордный.
Через полгода, 11 мая 1939 г., во время показательно-тренировочного полета П.Осипенко (1907-1939) пойдет на лобовой таран самолета своего возлюбленного -знаменитого по Испании летчика Анатолия Серова (1910-1939), женившегося в июне 1938 г. не на ней, а на В.Половиковой - будущей любимице всего народа незабываемой актрисе Валентине Серовой (1918-1975). (При таране оба летчика погибли.)
М.Раскова (1912-1943) в годы Отечественной войны будет командовать женским бомбардировочным авиаполком (одним из трех женских авиаполков), совершит около 800 боевых вылетов и погибнет в воздушном бою.
В.Гризодубова (1910-1993), также пройдя всю войну, в 60-80-е годы возглавит один из ведущих институтов по космической технике. Она с почетом уйдет из жизни в 1993 г.
2)До этого в 1927 г. канадский исследователь Губерт Уилкинс и американский пилот Бен Эйельсон побывали на подступах к этому району Арктики, за 77 параллелью.
героизма. Как сказала в те дни писательница А.Караваева, "советский героизм умеет смотреть вперед: такие перелеты имеют огромное оборонное значение... Нас не застигнут врасплох..."1). "Литературная газета" от 18 августа 1940 г., через год после начала второй мировой войны, писала в передовой:" Год войны показал действительную роль воздушного флота в боевых операциях... Господство в воздухе * вот лейтмотив всех устремлений военных теоретиков обеих воюющих сторон... И если в свете происходящих сейчас на Западе событий посмотреть, как наша страна строила свой воздушный флот, как она "торопилась" завоевать воздух, становится ясным, что главной нашей победой была победа над временем...".
Подвиги полярников и летчиков вызывали у советских людей законное чувство гордости своей Родиной, своими героями; возникало желание узнать как можно больше об этих героических днях. Отсюда рождение в эти годы большого числа документальных произведений как о жизни и подвиге героев, так и о самих участниках героических событий. Достаточно назвать: "Поход "Челюскина" (в 3-х томах, 1934 г.), сб. "Из ледяного плена" (1934), "Люди, которые летают" В.Толстого (1935), "Челюскинцы" А Ляпидевского (1938), "На вершине мира" Л.Бронтмана (1938), "Четыре товарища" и "В лагере Папанина" Э.Кренкеля (1938), "Георгий Седов" Н.Пинегина ("Звезда", 1940, № 10, отдельное издание - в 1941 г.), "Записки" капитана ледокола "Георгий Седов" К.Бадигина ("Новый мир", 1940, № 12), "Мечта пилота" М.Водопьянова (1936), его же "Записки" ("Октябрь", 1936, № 6), "Наш трансполярный рей»-"
В.Чкалова (1938), "Записки" Г.Байдукова ("Октябрь", 1937, № 4), а же книги "Через полюс в Америку" (1938) и "Записки пилота" (193? "Стиль лётной работы" М.Громова ("Наши достижения", 1934, № 12 "Дневник Любы Берлин. Записки парашютистки" ("Молод: гвардия", 1937, № 1), "Мои прыжки. Записки летчика-парашютист К.Кайтанова ("Знамя", 1937, № 7, отдельное издание в 1938 г.), с "Валерий Павлович Чкалов" (1938), фантастический расск;
^Литературная газета. - М., 1936. -10 авг.
М.Слепнева "Десант на полюс" ("Известия", 13 января 1937 г.), его же "Трагедия в проливе Лонга" ("Знамя", 1940, № 9), "Записки штурмана" М.Расковой ("Знамя", 1939, № 2), сб. "Летчики" (1938), "Дважды на полюсе" М.Водопьянова (1938), "Павел Головин, Герой Советского Союза"1) М.Зингера (1940), "Наша авиация" И.Мазурука (1940) и др. Нужно отметить также чрезвычайно интересную документальную книгу Ван Си "Крылья Китая" (М., 1940).
Взлет "северной" и "авиационной" тематики наблюдался в эти годы и в советском кинематографе. Героический облик советского человека - покорителя Севера - был ярко раскрыт в художественном фильме С.Герасимова "Семеро смелых" (1936) и в документальных лентах: "Герои Арктики", "Челюскин", "Папанинцы", "На Северном полюсе". Экран, разнесший эти фильмы по всей стране, позволял "своими глазами" увидеть и заново пережить героические страницы жизни нашей страны. Патриотическая тема укрепления мощи Красной Армии, неприкосновенности рубежей нашей Родины звучала во многих фильмах, начиная с "Аэрограда" А.Довженко (1935). Фильмы "Летчики" КХРайзмана (1935), "На границе"
А.Иванова (1938), "Мужество" (1939) и "Валерий Чкалов" (1941) М.Калатозова говорили о советском патриотизме, о растущей мощи нашей авиации, о ее мужественных, бесстрашных людях.
Среди кинофильмов, посвященных авиации, необходимо отметить фильм "Истребители" (1939, сценарий Ф.Кнорре, режиссер Э.Пенцлин). В нем удалось отобразить не только богатый духовный мир советских летчиков, но и сам дух времени, наполненного романтикой новых открытий, жаждой подвига. Именно под влиянием этого фильма многие юноши шли тогда в лётные школы, в авиацию. Как вспоминает Герой Советского Союза летчик-испытатель Георгий Мосолов: "Всех нас тогда "атаковали" довоенные "Истребители", даже людей сугубо гражданских... И если что-нибудь было в моей лётной биографии интересного, то это я в значительной
2>П Головин был первым в мире летчиком, начавшим тренировки в барокамере и достигшим на самолете подъема в 10 тыс. м; погиб в финскую войну.
степени отношу прямо к "Истребителям*, которые воспитывали и героизм, и находчивость, и гражданственность..."1).
В "Истребителях" же впервые на всю страну прозвучала ставшая чуть позднее, в самый канун войны, знаменитой песня "Любимый город" (слова Е.Долматовского, музыка Н.Богословского). Слова этой песни • "Любимый город может спать спокойно..." -передавали состояние той уверенности в собственных силах и готовности отразить любое нападение извне, которые владели тогда всей страной.
Все книги и фильмы о советской авиации рассказывали не столько о героизме и мужестве, сколько о закономерности героизма в стране победившего социализма. Как писал А.М.Горький, советские люди "на всех точках нашей огромной, многообразной, богатейшей страны обнаруживают совершенно изумительную стойкость, выносливость, неистощимость молодой и дерзновенной энергии.
Что возбуждает в нашей молодежи энергию, которая, проявляясь все более часто и ярко, вызывает изумление и восхищение даже у врагов? Ее возбуждает сознание высокой цели, поставленной перед нами гением Ленина..."2).
Закономерность героизма была заложена в самой основе молодого советского общества. Отвага, смелость и мужество становились неотъемлемой частью, нормой поведения каждого советского человека. И очень точно тогда говорил словами своей песни В.Лебедев-Кумач: если "страна прикажет быть героем, у нас героем становится любой". Потому что, как писали газеты 30-х годов, "за спиной одного героя всегда стояли 165 миллионов трудящихся Советской страны, поддержку которых ощущал каждый, выполняющий задание Родины". Не случайно в газетах и книгах тех лет часто можно встретить и в тексте, и в качестве эпиграфа слова датского моряка Ламкинга, сказанные им в письме челюскинцам:
^Советский экран. - М., 1972. - N818. - С.19. ^Комсомольская правда. - М., 1934. -12 марта.
"Можно завидовать стране, имеющих таких героев, и можно завидовать героям, имеющей такую Родину".
Естественно, что темы авиации, покорения Арктики, героизма советских людей в суровых условиях Севера были и темами советской литературы. Пьеса в стихах В.Гусева "Слава" обошла тогда сцены почти всех театров страны. Поэт-"конструктивист" И.Сельвинский написал в эти годы свою "ледовую эпопею" - "Челюскиниана”, сквозь усложненные "остаточно-конструктивистские" формы которой все же пробивалось живое чувство поэта, героика времени. Тогда же Сельвинским был начат роман в стихах "Арктика", во вступлении к которому он писал:
*
Хоть речь пойдет об Арктике далекой,
О ледоколе и полярном льде,
Но быт, который вскроется дорогой,
Но все переживания людей,
Бои устаревающего с новым -Такие же, как и у всей страны,
Лишь, может быть, в дыхании ледовом Немного более обострены.1)
Образ мужественного покорителя Севера нарисован в стихотворении К.Симонова "Старик. (Памяти Амундсена)", эстафету героизма отображал поэт и в стихотворении "Мальчик" ("Когда твоя тяжелая машина пошла к земле, ломаясь и гремя...").
Молодой поэт Н.Майоров открыто завидовал старшему брату -летчику-истрвбителю: "Ты каждый день уходишь в небо, а здесь -дома, дороги, рвы..."2). Понятия "высоты”, "потолка полета" переосмысляются поэтом в "упорную жажду высоты" в творчестве, в жизни своего поколения:
1)Сельвииский И.Л. Арктика. - М., 1957. - С.З.
2)Майоров Н.П. Мы были’выгоки, русоволосы... - Ярославль, 1969. - С.28.
6-3295
...мы должны сначала падать,
А высота придет потом.
Нам ремесло далось не сразу -Из тьмы неверья, немоты Мы пробивались, как проказа,
К подножью нашей высоты.
... Для нас, нескладных и упрямых,
Жизнь не имела потолка.1)
В поэме Н.Майорова "Веятель” (1940) опять возникает мысль о творчестве как стремление к высоте, как взлет, который может быть смертельным для посмевшего подняться в небо, к вершине.
...А небо будет яростно и мглисто Пылить с боков Снежком голубизны...
Быть может, ты Неопытным туристом Сорвешься с той Проклятой крутизны,
Но ты не трусь!
Назад тебе - ни шагу!
Грозит обвалом Каждый поворот.
И не убив •
Не прячь обратно шпагу,
И падая,
Ты сделай шаг вперед2).
Из реального факта - гибели на глазах поэта (на окраине г.Иваново) военного самолета, первой в его жизни братской могилы, на которую летчики вместо памятника положили срезанные ударом
^Майоров Н.П. Мы были высоки, русоволосы... - Ярославль, 1969. - С.28-29.
^Фрагмент поэмы находится в архиве И.Пташниковой. Частично опубликован в ее воспоминаниях в кн.: Майоров Н П. - Мы. - М., 1962. - С.83.
о землю винты самолета1) - у Майорова вырастает обобщающий образ человеческого мужества, верности своему долгу, своему делу.
О, если б все с такою жаждой жили!
Чтоб на могилу им взамен плиты Как память ими взятой высоты Их инструмент разбитый положили
И лишь потом поставили цветы2).
Тема жизни и смерти, мужества и бесстрашия, преданности делу становится отныне для Майорова ведущей. Она звучит в его стихотворениях "Смерть революционера", "Дед", "Баллада о Чкалове", "Звезда", "Торжество жизни".В последнем стихотворении мысль о преемственности героизма, о бесконечности подвига находит свои особенно точные слова... Пусть еще вчера "вспышкой взрыва и металла жизнь догорела на земле”, но уже назавтра, на восходе солнца -
Как прежде, люди в небо рвались В упорной жажде высоты...
И пахли юностью побеги Ветвей. Прорезав тишину,
Другой пилот в крутом разбеге
Взмыл ■ голубую вышину.^)
Авиация никогда не была для современников тех лет абстрактно-героическим полетом. Каждый понимал необходимость лететь "все выше, и выше, и выше". Ведь и в авиационных моторах, как писал поэт Павел Герман, тоже билось "спокойствие наших границ". И поэтому поэты напоминали еще раз:
В тот час, когда мы Чкалова хороним, -Над Барселоной с карканьем вороньим Взлетает черный "мессершмитт"...^)
1)рассказ об этом см. в воспоминаниях поэта В.Жуком * кн.: Майора* Н.П. -Мы. - М., 1962. - С.93.
2>Гам же. - С.93.
3>Гам же. - С 14-15.
4) Антокольский П.Г. Избр. произв.: В 2-х т. - Т.1. - М?, 1961. - С.185.
6*
Авиация принимала этафету борьбы, готовности защищать Родину из героических лет все еще незабываемой гражданской войны. Это был просто новый, ’летающий полк" армии революции. В этом отношении характерен поэтический цикл М.Матусовского "Пилоты", который начинается с того, что в планшете у погибшего пилота, среди карт и прогнозов погоды, нашли старую фотографию его боевых товарищей, сделанную еще в 20-м году. И, рассказывая о их дальнейшей героической судьбе, о гибели на боевых и трудовых постах, на всех параллелях и меридианах нашей страны, поэт говорит обо всем поколении:
В слепящих разрядах И в снежных кристаллах и звездах,
С печатью бессмертия на оперенном крыле...
Так людям сдавались земля, и железо, и воздух,
Так жили когда-то пилоты на нашей земле-1)
И все же художественной литературе, и в частности
драматургии и поэзии, в отражении новых для своего времени тем не выпали большие удачи. Здесь победа была на стороне
документальной прозы и кинематографии - художественной ("Аэроград”, "Чкалов", "Летчики", "Истребители", "Семеро смелых” и др.) и хроникальной. Но это было и закономерно: истинная жизнь, живой документ в этой новой тогда области освоения человеком Земли были ярче и более волнующи, чем любое художественное произведение.
Из прозаических произведений тех'лет можно отметить лишь три значительные книги: "Летчики" И.Рахилло (1937), "Чкалов" Н.Боброва (1940) и "Небо и земля" В.Саянова (1941). Но и они имели под собой документальную основу, передавали в основном
подлинные имена и события.
В годы хрущевской "оттепели" героические страницы освоения "Советского Севера" получили новое яркое отображение в творчестве известного журналиста, постоянного сотрудника газеты "Известия"
^Знамя. - М., 1939. - № 12. - С.111.
(с 1928 г.) Саввы Тимофеевича Морозова (1911-1995) - внука знаменитого "Саввы Морозова", легендарного промышленника, фабриканта, "мецената искусства", одного из основных финансистов (почти 60%) Московского Художественного театра (об этом не надо забывать Олегу Ефремову, которому бы надо посодействовать, чтобы привели в порядок могилу одного из знаменитых основателей будущего МХАТа), человека, который много помогал деньгами
В.И.Ленину и вообще подготовке всей Октябрьской революции. О своем легендарном предке С.Т.Морозовым была написана документальная повесть "Дед умер молодым" (М.: Советский писатель, 1984. - 192 с.), вышедшая двумя изданиями (изд. 2-е -1992 г.).
С.Т. Морозов как журналист и человек навсегда вошел в историю освоения "Советского Севера": с 1933 г. он участвовал в многочисленных морских и воздушных экспедициях в Арктику, в том числе в известном Первом Ленском походе, многократно летал в высокие широты и за Полярный круг, принимал участие в открытии дрейфующей станции "Северный полюс-3". Его корреспонденции о Севере, о людях Заполярья • моряках и летчиках - в течение 60 лет регулярно печатались на страницах газеты "Известия" и в других изданиях. С.Т.Морозов был избран действительным членом Географического общества СССР. Его перу принадлежат многочисленные книги о моряках, авиаторах, ученых и рабочих -героях освоения Советской Арктики.
Из последних книг СТ.Морозова об Арктике нужно отметить: Флаг над льдами: К 50-летию освоения Советской Арктики. - М.: Гидрометеоиздат, 1967. - 144 с.1); Дорога за горизонт: Очерки [истории освоения Арктики]. - М.: Известия, 1972. - 256 с.; Льды и люди. - М.: Молодая гвардия, 1979. - 287 с.
^Книга иллюстрирована И.П.Рубаном - единственным в мире художником -почетным полярником, постоянно жившим И работавшим в районах Северного и Южного полюсов. Ike свое творчество он посвятил красоте и героике Заполярья.
Освоение неба, Арктики, Северного Морского Пути были в 30-е годы составной частью общего плана подготовки нашей страны к грядущей войне с фашизмом. Не все было правильно понято и использовано руководством страны на этом пути, много было допущено ошибок (в частности, лично И.В.Сталиным), но общее идейное направление развития страны имело "оборонную” (как тогда говорили и писали) направленность. И здесь советское искусство, литература (и документальная, и художественная) сыграли свою огромную мобилизующую роль.
*
* *
При исследовании советской литературы предвоенных лет необходимо выделить важную особенность поэзии второй половины 30-х годов: именно в это время невиданного расцвета достигает советская массовая песня. В 20-е годы поэтами было создано сравнительно немного песен, принятых народом. Из них можно назвать "Марш Буденного” Ад’Актиля (муз. Дм.Покрасса), "Конница Буденного" и "Первая конная" Н.Асеева (муз. А.Давнденко), "Молодая гвардия” А.Безыменского (мелодия народная), "По долинам и по взгорьям" С.Алымова (муз. А.Александрова), "Проводы" ("Как родная меня мать провожала...") (обработка народной мелодии Д.Васильева-Буглая) на слова Демьяна Бедного.
В 30-е годы, особенно во второй половине, положение резко меняется. Чувства, рожденные в огне борьбы и грохоте великой стройки, как бы искали широкого выхода наружу. И песня, вышедшая на улицы городов и сел, стала той рекой, по которой хлынуло половодье народных чувств. Советская песня как бы несла в себе радостную явь осуществленной мечты. То, о чем только мечтали во время гражданской войны, в трудные 20-е годы, в дни напряженного труда первой пятилетки, теперь на глазах принимало зримые очертания. Эго рождало гордость и необыкновенно сильное
чувство единства всех советских людей, их веру в близкое, как бы уже видимое счастье.
Ничто тоща еще не омрачало этого летящего движения "вперед и выше”. Все трагические моменты истории 30-х годов огромному большинству казались исторически неизбежными, абсолютно необходимыми, и надо было лишь скорее преодолеть их и двигаться дальше - открывать неизведанное и строить, строить, строить. Таков был дух времени, таков был зов эпохи.
Трудовой энтузиазм и социальный оптимизм советского общества в те годы достигли, пожалуй, своей вершины. Эго было время коллективизма и массовости во всем и везде, начиная от котлованов будущих строек и кончая аэроклубами и совместно проводимыми днями отдыха. Не случайно в эти годы широкое распространение получил такой массовый вид общественной жизни, как спорт. Дни физкультурников, воздушные парады, физкультурные смотры и соревнования, Всемирная спартакиада и тд. Все это давало чувство локтя, общности, единства. Это был своеобразный парад победителей, которому, как всякому массовому действию, необходимо массовое искусство. А таким искусством является, как известно, песня.
Поэтому, начиная примерно с середины 30-х годов и вплоть до начала войны, тяга к песне была общественно необходимой, и творчество поэтов-песенников, естественно, получало сразу же широкий резонанс.
Процессу движения песни "в народ” способствовали также еще два немаловажных обстоятельства: массовое развитие радиовещания и появление в 1931 г. звукового кинематографа. Два этих самых массовых из средств передачи и искусства буквально совершили переворот в деле популяризации советской песни. Прозвучавшая с экрана, из черной тарелки репродуктора, пойманная вариометром первого советского серийного радиоприемника "Си-235", хорошая песня мгновенно становилась народным достоянием.
Имена поэтов-песенников - М.Исаковского и В.Лебедева-Кумача, В.Гусева, М.Голодного, А.Жарова, Я.Шведова, А.Суркова и
многих других поэтов - стали широко популярны именно благодаря песням, прозвучавшим на всю страну. Иные песни (например, "Песню о встречном” Дм.Шостаковича на слова Б.Корнилова из кинофильма "Встречный", 1934 г.) народ пел, зачастую и не зная имени их создателей1).
В песнях, созданных в 30-е годы, звучат различные темы. Одной из основных является, естественно, гражданская война: "Песня о Щорсе" ("Шел отряд по бережку...", 1935 г.), "Партизан Железняк" (1936) М.Голодного (муз. М.Блантера), "Орленок" Я.Шведова (муз. В.Белого), "Каховка" (1935) М.Светлова (муз. ИДунаевского)2), "Конармейская" ("По военной дороге...", 1935), "Терская походная” ("То не тучи, грозовые облака...") А.Суркова (муз. Дм. и Дан.Покрасс), "От края и до края..." (из оперы И.Дзержинского "Тихий Дон", на слова А.Чуркина), "Прощание" ("Дан приказ: ему - на запад...", 1935, муз. В.Захарова) М.Исаковского и другие.
Характерно, что иные из этих песен воспринимались не как воспоминание о героическом прошлом, а как предощущение будущих боев. Это было настолько естественно, что когда на экраны вышел, например, кинофильм "Выборгская сторона" (1939), то песня из этого фильма - "Тучи над городом встали..." (слова и музыка П.Арманд) -была воспринята как песня о сегодняшнем дне:
Черные силы мятутся,
Ветер нам дует в лицо,
За счастье народное бьются Отряды рабочих бойцов...
(Вообще, вся "трилогия о Максиме” несла в себе заряд революционной, боевой атмосферы, как бы передавала эстафету из революции в день сегодняшний. И не случайно именно с Максимом
1)Имя Б.Корнилова, репрессированного и расстрелянного в 1938 г., было запрещено, его поэзия изъята, но песня - без автора - звучала постоянно на демонстрациях и по радио.
2)Песня 'Каховка* была написана для кинофильма "Три товарища*, который вышел на экраны страны в 1935 г. Фильм был очень слабый, но песня из него сразу вошла в ’золотой фонд*, звучала по радио, была записана на грампластинки.
зрители вновь встретились в "Боевом киносборнике № 1", вышедшем на экраны вскоре после начала войны.)
Песни о гражданской войне, написанные в 30-е годы, были не просто воспоминанием о прошлых боевых днях, о славных командирах и отважных бойцах. Они были в то же время выражением монолитности советского народа, его твердости и полной боевой готовности встретить врага, если тот посмеет напасть. Если в край наш спокойный Хлынут новые войны Проливным пулеметным дождем,
По дорогам знакомым,
За любимым наркомом Мы коней боевых поведем.
(А.Сурков - "Конармейская")
Мы мирные люди,
Но наш бронепоезд Стоит на запасном пути
(М.Светлов - "Каховка")
В степях царицынских недаром Мела свинцовая пурга.
Мы ворошиловским ударом Сметем свирепого врага.
(А.Сурков - "Стрелковая походная") Интересно отметить, что поэты, сами прошедшие гражданскую войну и зримо помнящие тогдашнюю боевую вооруженность и тактику, и в середине 30-х годов, через 15 лет, в прогнозах будущих войн все еще продолжают мыслить категориями гражданской войны. Отсюда и "боевые кони", и "бронепоезд", и "лихие тачанки", и мгновенные рейды в тыл врага и тд. И хотя о новой технике -авиации и танках - тоже не забывали ("И в каждом пропеллере дышит спокойствие наших .драниц", - писал П.Герман; "Три танкиста, три веселых друга - экипаж машины боевой", - пели герои кинофильма Трактористы", памятуя о том, что завтра каждый
7-3295
тракторист и механик может пересесть за рычаги танка), но все же образы гражданской войны заслоняли живую картину войны будущей. И не случайно А.Сурков в стихотворении, посвященном празднованию 1 Мая 1936 г., слыша приближающиеся звуки войны -...Походная песня обходит дороги.
В серебряном горле походной трубы Созрели высокие ноты тревоги... -
еще раз повторяет:
Так будет; копытами конниц (I) пыля,
Нагрянет нахрапом военная проза...1)
И пройдет еще немало времени, пока поэты-песенники "возьмут на Вооружение” новую технику и (в меньшей степени) новые методы ведения войны.
Немалую роль в ускорении этого процесса сыграют военные действия в Испании. Гражданская война в Испании принесла к нам песни республиканской армии - и среди них "В атаку, пятый полк!" и "Стальные колонны" Луиса де Тапия, "Песни Народного фронта", "Гимн Риего". Вместе с испанскими песнями пришли песни, которые пели в интернациональных бригадах - итальянское "Красное знамя" (знаменитая "Бандьера росса"), немецкие "Болотные солдаты", революционные песни на музыку Ганса Эйслера и др.2)
Но хотя к концу 30-х годов в оборонных песнях появляются уже и самолеты, и танки, и линкоры, тактика ведения войны, ее художественное изображение останутся прежними.
Именно ПО этой причине большинство песен, говорящих о будущей войне, в течение одного дня - 22 июня 1941 г. - станет достоянием истории...
^Литературная газета. - м., 1936. - 1 мая.
2>В 1938 г. издательство "Искусство* выпустило также сборник " N0 равагап!*, куда вошли испанские революционные песни, созданные в дни войны. Музгиз регулярно публиковал песни советских композиторов, посвященные революционной Испании.
Еще одной основной линией, пронизывающей песни 30-х годов, была радость созидательного труда. Песни о Родине, о Москве, о весне и солнце, о молодости и о радости трудиться в свободной стране сливались в одну ликующую песню о счастье.
Утро красит Ъежным светом Стены древнего Кремля.
Просыпается с рассветом Вся советская земля...
Вставай, не спи, кудрявая I В цехах звеня,
Страна встает со славою На встречу дня...
Здравствуй, страна героев, Страна мечтателей, Страна ученых...
Мы рождены, чтоб сказку
сделать былью, Преодолеть пространство и простор..
Нам нет преград ни в море, ни на суше, Нам не страшны ни льды, ни облака. Знамя страны своей, знамя мечты своей Мы пронесем через миры и века...
От Москвы до самых до окраин, С южных гор до северных морей
Человек проходит, как хозяин Необъятной Родины своей...
На просторах Родины чудесной, Закаляясь в битвах и труде,
Мы сложили радостную песню О великом друге и вожде...
И в какой стороне я ни буду,
По какой ни пройду я траве,
Друга я никогда не забуду,
Если с ним подружился в Москве...
Песни передавали ощущение огромного счастья, радости, той полноты любви и дружбы, которые возможны только в стране, живущей по-новому.
Но характерно, что почти во всех песнях, даже разрабатывающих как будто узколирическую тему, звучала тема обороны, военной бдительности, воспитанной практикой борьбы за революцию на фронтах гражданской войны. Поэтому непосредственно 'военные песни” о бойцах, летчиках Красной Армии 30-х годов - "Полюшко-поле..." В.Гусева (муз. Л.Книппера), "Песня о тачанке" М.Рудермана (муз. К.Лисгова), "Все выше, и выше, и выше..." П.Германа (муз. Д.Хайта) и многие другие - вплотную смыкались и с трудовыми, и со спортивными песнями, где обязательно возникал мотив обороны Родины. Герои кинофильма "Трактористы" (1939) пели:
На границе тучи ходят хмуро.
Край суровый тишиной объят.
У высоких берегов Амура Часовые Родины стоят.
(Слова В.Лебедева-Кумача)
В "Спортивном марше" В.Лебедева-Кумача и И .Дунаевского (из кинофильма "Вратарь", 1936) образ вратаря перерастал в образ пограничника, охраняющего рубежи нашей Родины:
Эй, вратарь, готовься к бою,
Часовым ты поставлен у ворот.
Ты представь, что за тобою Полоса пограничная идет.
Среди многих поэтов-песенников 30-х годов необходимо выделить М.Исаковского, ВЛебедева-Кумача и А.Суркова, которые написали много хороших песен, распеваемых народом и по сей день.
А.Суркову выпала роль быть одним из застрельщиков в развитии этого самого массового жанра советской поэзии - песни Еще в своем выступлении на Первом съезде советских писателей в 1934 г. он говорил: "Не будем стесняться... простой и энергичной поступи походной песни, песни веселой и пафосной, мужественной и строгой. ...Не будем забывать, что не за горами то время, когда стихи со страниц толстого журнала должны будут переместиться на страницы фронтовых газет и дивизионных фронтовых многотиражек, Будем держать лирический порох сухим!"1). В том же году поэт выступил с программной статьей "Песенники, на середину!"2), где писал: "Пусть песня поэта, так же, как винтовка, сделанная руками тульского пролетария, будет верным спутником красноармейца в победоносном походе против фашистских налетчиков"3).
У самого поэта на пути к этой "главной" песне были и достижения, и неудачи. Еще в своей первой книге поэт мечтал именно в песне открыть "простое слово, обжигающее сердца". Песенное начало звучало во многих его стихах, которые он сам часто называл "запевками":
^Сурков А.А Собр.соч.: В 4-х т. - Т. 4. - М., 1961. - С.82.
2)3намя. - М , 1934. - № 8.
3)'1'ам же. - С 228.
По станице тополи Гнуться на ветру.
По станице топали Кони поутру...
Песня часто появлялась у Суркова даже в произведениях, задуманных как эпические полотна. Там, где ожидаешь строго сюжетного повествования, вдруг начинает преобладать эмоциональное песенное начало ("Командир Исаев", "Человек на коне"). Как отмечала критика тех лет, "тяга к песне обусловлена у Суркова всей демократичностью его художественного мироощущения, глубоким, органическим стремлением к реалистическому показу действительности, к повествовательному фону, с ориентацией на обнаженную и популярную мелодику"1).
Именно это свойство поэтического голоса помогло Суркову создать ряд хороших песен, которые отличаются и высоким мастерством стиха, и яркой образностью. Такие его песни, как "Конармейская" ("По военной дороге...", 1935), "Поволжанка" ("Над Волгой-рекой расплескала гармонь саратовские страданья...", 1936), "Терская походная" ("То не тучи, грозовые облака...") - стали, поистине, народными.
А.Сурков написал в те же годы и знаменательные строки, которые были быстро изъяты из его последующих сборников, но звучат очень современно в свете новых публикаций о 30-х годах (особенно в отношении книги "День - М" В.Суворова):
Пора приготовить новые песни Для Красных дивизий Советской Европы...
Но события в Испании, а позднее финская кампания быстро отрезвили "европейские притязания" И.Сталина и, следовательно, всей советской поэзии.
^Дудков И.А. Сурков //Литературная газета. - М., 1936. - 3 янв.
В 30-е годы Сурковым было написано очень большое число песен и чисто лирических, и армейских. Вместе с его стихами о гражданской войне армейские песни позволили, например, создать в 1938 г. большую, яркую передачу "Красная Армия", которая, начиная со 2 октября 1938 г., неоднократно передавалась по Центральному радиовещанию1).
Огромной популярностью пользовалась перед войной его "Песня смелых" (написанная поэтом в марте 1940 г. под Устой, вскоре после завершения финской кампании). Но никто, й тем более сам поэт, и не предполагал, что вершиной его творчества, всенародно любимой песней станет поэтическое письмо Суркова жене, написанное им в ноябре 1941 г. в занесенной снегом землянке под Москвой...
Песни М.Исаковского в 30-е годы народ пел, часто даже и не подозревая о существовании их автора. Эго объясняется их глубокой народной песенносгью, отточенностью каждой строки и строфы, "внутренней мелодией". Как верно заметил критик,"творчество Исаковского воспроизвело, отразило с особой ясностью именно как бы хоровое мелодическое начало в самой личности советского человека... Принципиальная скромность песни Исаковского является глубочайшей и постояннейшей чертой его лиризма..."2).
Характеры героев стихов и песен Исаковского определялись как раз скромностью, высокой моральной чистотой, верностью. В этом была присущая поэзии Исаковского сила "воспитания чувств", как определил особенность его поэтического языка критик
А.Макаров3).
Стихи и песни Исаковского, с их тонким лирическим пейзажем, живой интонацией, мягким юмором, передавали очень существенные, важные черты советской деревни 30-х годов. Такие его
^См: Микрофонные материалы Всесоюзного радиокомитета. Микрофонная папка N8 48 - Москва, 1938. - (На правах рукописи).
2)Македонов А.В. Очерки советской поэзии. - Смоленск, 1960. - С.41.
■^Макаров А.Воспитание чувств. - М., 1957. - С.5.
песни, как "Морячка", "Провожанье" (1936), "И кто его знает..." (1938), были озарены лукавой улыбкой молодости.
К концу 30-х годов в песнях Исаковского все чаще появляется тема обороны страны, тесно переплетающаяся с глубоко личными темами любви ("Любушка", "Пограничник"). Вершиной здесь стала знаменитая "Катюша" (1938, муз. И.Блантера) - одна из немногих песен, взятых народом с собой на войну и пронесенная им до самого конца великой битвы. Как сказал в одной из бесед поэт М.Максимов, "на большой войне рядом с реактивной "катюшей" также безотказно работала лирическая "Катюша" Исаковского".
Пафос созидательного труда, радость молодости и счастья были основными темами талантливого поэта песенника В.Лебедева-Кумача и композитора И.Дунаевского. Никто не мог сравниться с ними по степени популярности и распространения их песен. Как сообщает исследователь, "количество песен В.Лебедева-Кумача и И.Дунаевского, принятых народом, намного превышало общее количество всех популярных песен, созданных советскими авторами за период с 1917 по 1934 год"1). Именно с их "Марша веселых ребят", впервые прозвучавшего с киноэкрана в 1934 г., и началась новая полоса в развитии массовой советской песни. А "Песня о Родине" ("Широка страна моя родная...", 1935), прозвучавшая на всю страну в кинофильме "Цирк" (1936) и постоянно передавашаяся по радио, стала подлинным гимном первой в мире стране социализма.
Общая тональность всех песен Лебедева-Кумача была оптимистической, жизнеутверждающей: "А ну-ка, песню нам пропой, веселый ветер...", "Капитан, капитан, подтянитесь...", "Идем, идем, веселые подруги!", но почти через все его песни проходила и тема готовности советских людей встретить врага с оружием в руках:
^Бочаров А. Советская массовая песня. - М., 1956. - С.8. Характерный пример -сборник 'Песни советской молодежи* (Орел: Изд-во Обкома ВКП(б), 1938): из 38 включенных сюда песен 20 наппсаны на слова В.Лебедева-Кумача.
И если враг нашу радость живую Отнять захочет в упорном бою.
Тогда мы песню споем боевую И встанем грудью за Родину свою!
Правда, в некоторых случаях {особенно в стихотворениях) эта тема трактовалась поэтом чересчур облегченно. картины надвигающихся сражений рисовались слишком упрощенно:
Полетит самолет, застрочит пулемет,
Загрохочут суровые танки.
И линкоры пойдут, и пехота пойдет,
И помчатся лихие тачанки...
(Песня для кинофильма "Если завтра война...”, 1938)
Но такое изображение будущей войны было характерно не для одного Лебедева-Кумача. Почти все поэты-песенники (С.Алымов,
В.Гусев, А.Сурков, М.Рудерман, Л.Ошанин, Б.Ласкин) пользовались в своих песнях тех лет все же готовым стереотипом в трактовке и подаче этой темы1). И это была не их наивность, а определенное направление в советском искусстве. И, естественно, к песне, как к жанру наиболее массовому и популярному, требования в этом отношении были совершенно определенный.
Характерно, что такие песни были до войны чрезвычайно популярны, восторженно встречались массами, и особенно молодежью. Та же песня "Если завтра война...” (на музыку Дм. и Дан.Покрасс), написанная для одноименного кинофильма (1938), была в предвоенные годы самой популярной "оборонной" песней. И хотя уже 22 июня 1941 г. эта песня стала историей, "при жизни" она, как и другие песни Лебедева-Кумача, сделала свое благородное патриотическое дело...
*)с м.: Песни Красной Армии. - М., 1936; Песни Страны Советов. - М.-Госполитиздат, 1937; Непобедимая. - М.: Госполитиздат, 1938; Песенник - М, Л: Музгиз, 1941 (песенник был подписан в печать уже после начала войны • 28 сет-1941 г); Лебедев-Кумач Вас. Боевые песни и стихи. - М.: Военгиз, 1946, и др
8-3295
Советская песня в 30-е годы постоянно находилась в центре внимания как нашей печати, так и работы литературных организаций. Еще в 1930-1931 гг. состоялось несколько творческих совещаний поэтов и композиторов по вопросам создания советской массовой песни. В 1932 г. Московская литературная организация Красной Армии и Флота привлекла к работе по созданию "оборонной песни" А.Суркова, В.Гусева, СЩипачева, И.Френкеля и композиторов М.Коваля, Б.Шехтера, З.Компанейца. 19 июня 1935 г. редакция газеты "Правда", Союз советских писателей и Союз советских композиторов объявили конкурс на создание текста и музыки массовой советской песни. В течение всей второй половины года "Правда" систематически печатала стихотворные тексты песен1), а 29 марта 1936 г. в газете были опубликованы результаты конкурса2). В период с 1935 по 1941 г. в Союзе советских писателей состоялось несколько совещаний, посвященных проблеме развития советской массовой песни3). Ряд поэтов-песенников (и первым среди них -
В. Лебедев-Кумач)4) были награждены правительственными наградами. В сентябре 1938 г. "Литературная газета" провела среди
^Были опубликованы: ’Песня об отряде Щорса* М.Голодного (31 июля), его же ’Партизан Железняк’ (24 августа), ’Конармейская песня” А.Суркова (28 августа), ’Песня о тачанке* М.Рудермана (10 октября) и др.
2)Первая премия не была присуждена. Вторую премию получили М.Голодный за песню ’Партизан Железняк* и Я.Купала за песню *Матка сыиа провожала*. Третья премия была присуждена А.Суркову за песню *Конноармейская”, В.Гусеву за ’Песню советских школьников* и А.Александровичу за песню *Ночь в разведке* (Правда. - М., 1936. - 29 марта).
3)См.: Литературная газета. - М. - 30 сент. 1937 г. и 20 сент. 1938 г.
^Постановление ЦИК СССР от 31 декабря 1936 г. о награждении орденом Ленина В.В.Вишневского (за сценарий фильма *Мы из Кронштадта”) и орденом Трудового Красного Знамени В.ИЛебедева-Кумача "за создание ряда советских песен, ставших достоянием широких масс" (Правда. - М., 1937. -1 янв.).
поэтов анкету "Какой должна быть песня?"1). Газета "Красная звезда" в своем первом же номере, подготовленном в 1939 г. (3 января 1939 г.), посвятила песне передовую статью.
Газета писала: "Красноармейские песни передают боевые традиции, рождая в молодежи стремление подражать народным героям... в их беззаветном служении Родине". Статья "Красной звезды" вменяла в обязанность политработникам частей РККА позаботиться о том, чтобы "боевая красноармейская песня неумолчно звучала на походе, привале, в клубах". Вспоминая слова Маяковского о том, что "песня и стих - это бомба и знамя", газета подчеркивала: "Песня должна быть постоянно с нами, как винтовка, штык, граната. Она - наше оружие, четко разящее врага". В статье звучал прямой призыв к поэтам и совершенно четкое задание авторам песен: "Больше бодрых строевых напевов, сочетающихся с ритмом красноармейского шага! Больше наступательных порывов в песне!"
Но хотя к XX годовщине создания Красной Армии (1938) был широко проведен всесоюзный конкурс на лучшую песню, хотя были написаны "песни о танкистах, красноармейцах и летчиках", среди них нельзя выделить чисто "красноармейские", "военные". Лирические песни "Полюшко-поле", "Три танкиста", "Любимый город" "Катюша", в которых все равно звучал мотив похода, войны, сразу же становились достоянием всего народа. Особенностью песен 30-х годов было то, что почти каждая песня, даже самая "лирическая", несла в себе отзвуки приближающихся боев, говорила о готовности каждого советского человека встать на защиту Родины, почти в каждой песне звучала грозная, предупреждающая нота боевой бдительности и настороженности: "Если завтра война...".
Песни, созданные в 30-е годы (основной их поток приходится на вторую половину десятилетия), - это настоящая звучащая летопись всех славных событий в нашей стране. Песни первыми откликались на зов времени и мгновенно подхватывались народом.
^Литературная газета. - М., 1938. - 20 сент.
Эго был самый оперативный и самый массовый жанр искусства 30-х годов. Недаром огромная литература Великой Отечественной войны начинается песней "Священная война”1), простые слова которой, помноженные на могучую силу музыки, стали символом, а позднее -памятником великому подвигу советского народа.
Б.П.Куликов
Post scriptum
В сорок пятом казалось -Навеки прикончены войны.
Обнимались на Эльбе И в дружбе до гроба клялись.
Мы обетам верны.
Но с тревожной бессонною болью Смотрим правде в лицо:
Замахнулись безумцы
на народную жизнь.
Позабыли, должно быть, -У русских железные нервы И высокие души.
Клянусь поколеньем своим:
Если нас не сломили В проклятом,
в святом сорок первом,
То и ныне Россию
От гибели мы защитим!2)
(Ю.Друнина)
1)История создания этой песни необычна и заслуживает отдельного исследования.
^Последнее стихотворение, написанное поэтессой незадолго до того, как она была убита (официальная версия - самоубийство).