Научная статья на тему '96. 03. 001. Смит Дж. Эмансипирующая социология: постмодернизм и традиционная социологическая практика. Smith J. emancipating sociology: postmodernism and mainstream sociological practice//social forces. - Baltimore, 1995. - Vol. 74, № 1. -P. 53-77'

96. 03. 001. Смит Дж. Эмансипирующая социология: постмодернизм и традиционная социологическая практика. Smith J. emancipating sociology: postmodernism and mainstream sociological practice//social forces. - Baltimore, 1995. - Vol. 74, № 1. -P. 53-77 Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
61
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ (СОЦИОЛ.) / ПОСТМОДЕРНИЗМ / СОЦИОЛОГИЯ -АМЕРИКАНСКАЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «96. 03. 001. Смит Дж. Эмансипирующая социология: постмодернизм и традиционная социологическая практика. Smith J. emancipating sociology: postmodernism and mainstream sociological practice//social forces. - Baltimore, 1995. - Vol. 74, № 1. -P. 53-77»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 11

СОЦИОЛОГИЯ

3

издается с 1991 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,11 рефераты 96.03.001-96.03.032

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ СЕРИИ •СОЦИОЛОГИЯ"

ДОБРЕНЬКОВ В.И. - доктор философских наук, главный редактор, ПОЛЯКОВА Н.Л. - кандидат философских наук, заместитель главного редактора, ВАСИЛЬЕВА Э.П. - ответственный секретарь, ДАВЫДОВ Ю.Н. - доктор философских наук, КИМЕЛЕВ Ю.А. - доктор философских наук, ПАРХАЛИНА Т.Г. -кандидат исторических наук, ФЕТИСОВ Э.Н. - кандидат философских наук, ЭФИЮВ С.А. - доктор философских наук.

Ответственный за выпуск - РАБИЗОВА Е.П.

"Правами на распространение настоящего издания за пределами России обладают:

- Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук (книгообмен).

- фирма "Kubon & Sagner". München, BRD (подписка)

- АО "Международная книга" (подписка).

Распространение настоящего издания за пределами России другими организациями и лицами является незаконным".

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ социологии

96.03.001. СМИТ ДЖ. ЭМАНСИПИРУЮЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ: ПОСТМОДЕРНИЗМ И ТРАДИЦИОННАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА.

SMITH J. Emancipating sociology: postmodernism and mainstream sociological practice//Social forces. - Baltimore, 1995. - Vol. 74, № 1 . -P.53-77.

Джоель Смит (Университет Дьюк, США) констатирует, что традиционная американская социология всегда была мишенью критики. Постмодернистская социология утверждает, что в современном обществе произошли фундаментальные изменения, кардинально изменившие его. Потребительство и средства массовой информации сильно изменили отношения людей между собой и со своей окружающей средой (появление виртуальной реальности). Этот процесс привел к тому, что реальная действительность оказалась замененной воображаемыми реальностями. Разнообразие интересов и видов деятельности отделяет социальные группы друг от Друга. Изменения в наше время происходят непрерывно и так быстро, что социальная интеграция становится невозможной. Поэтому необходимость и возможность социальной теории и существование самого "социального" ставятся под вопрос.

Существует много определений постмодернизма. Все они едины в его описании как критической деконструкции традиции.

Автор статьи подчеркивает, что постмодернисты отрицают репрезентативную функцию языка, поскольку связь между словами и их референтами произвольна и неточна. Некоторые из них утверждают, что кроме символических представлений не существует другой социальной реальности. Если это так, то все ощущаемое -потенциальный символ. Смыслы текстов также неясны и формируются произвольно. Вследствие этого возможность коммуникации и ее роль в порядка сомнительны. Некоторые скептики полагают, что "социальное" не существует, а общество -термин, придуманный для того, чтобы оправдать действия, которые делают людей более управляемыми. Если это так, то социология -политический проект, а не научная дициплина.

Все постмодернисты согласны, что тексты - продукты коммуникации. Критерии успешности коммуникации должны включать в себя способность ее участников отличать информацию от манипуляции ею. Постмодернисты считают, что социальная наука, которая требует понимания смысла социальных субъектов, невозможна. Это связано с тем, что человеческая социальная жизнь зависит от коммуникации и вовлечена в нее, но ни отчеты субъектов, ни аналитическая интерпретация смысла не мотуг существовать. В связи с этим автор статьи делает следующие замечания.

1. Большинство социологов считает, что они взаимодействуют с другими, могут наблюдать взаимодействие других и что поведение, называемое коммуникацией, является одним из типов контакта. Коммуникация сопряжена с ошибками и воспринимается как нечто рискованное и трудное. Поэтому правила преодоления этих трудностей формулируются в любой группе, чье выживание требует от ее членов достичь и поддерживать общее понимание. Эти правила не гарантируют осуществления коммуникации, но наряду со связями, которые соединяют людей друг с другом, они помогают им вместе решать проблемы достижения общего смысла. Более того, мотивы, заставляют стремиться к коммуникации, могут быть удовлетворены и в том случае, когда общий смысл не достигается в полной мере. Чистая коммуникация - это полное взаимопонимание, наличие

которого желательно, но не обязательно для успешного социального действия. Большинство социальных действий и отношений не требует абсолютной коммуникации.

2. Люди воспринимают существующую социальную систему как нечто само собой разумеющееся. Доверие способствует установлению нормальных отношений между незнакомыми людьми, что делает общество возможным.

3. Многие социальные структуры представляют собой комплекс постоянных обстоятельств, которые не зависят от времени, места, индивидов. Это могут быть правила дорожного движения, оплата налогов, стояния в очереди. Без непосредственного принуждения и не полагаясь на социализацию через коммуникацию, деятельность незнакомых людей адекватно координируется, и этим обеспечивается предсказуемость групповой жизни.

4. Способность людей принять очевидноное, относительное, приблизительное, само собой разумеющееся как реальное приводит к тому, что если люди определяют ситуации как реальные, то они реальны в своих обстоятельствах. Неизбежная неопределенность в повседневной жизни, которая имеет место при контактах людей с реальностью, - главный элемент постмодернистской критики. Однако неопределенность присутствует и в физике. Постмодернисты отрицают за социологами право иметь дело с неопределенностью, с которой сталкиваются все люди, в том числе и постмодернисты.

5. Структурные отношения оказывают воздействие и без коммуникации. Примером этого являются средства массовой информации.

Предположения, что то, что воспринимается как социальная реальность, существует и что люди способны организованно взаимодействовать, несмотря на неопределенность в коммуникации, направлены против постмодернистской критики. Утверждения постмодернистов, что новые средства информации создавали фундаментально новые проблемы по сравнению с теми, с которыми сталкивались люди раньше, не соответствуют действительности. Если люди могут жить нормально с плохой коммуникацией, то

возможно и социологическое исследование, учитывающее фактор неопределенности.

В постмодернистской критике традиционной социологии можно выделить два- аспекта. Первый - общее отрицание стандартизации в исследовании. Второй - антиобъективистский, антиколичественный и антиэмпирический подход, который отрицает исследовательский метод, общий для всей американской социологии. Этот подход обычно называется позитивистским.

С первой позицией можно согласиться. Социологи спорят о методах, которые нужно использовать, и игнорируют онтологические и эпистемологические проблемы. Эти споры идут о бессмысленных и фальшивых дихотомиях (количественное и качественное, описательное и историческое, макро- и микро-), что приводит к плохим исследованиям. Рефлексивность и историческая специфика могут ограничить ценность социологических высказываний, но они не делают возможным применение стандартной научной модели. Научное исследование требует применения абстракций, которые информируют наблюдения, а не сами являсния. Утверждение, что объективность невозможно из-за того, что определение смысла требует анализа предыдущих предположений, неубедительно. Все науки требуют предположений для анализа наблюдений, чтобы потом превратить их в научные факты. Предположения не свидетельствуют, что социология ущербна вследствие своей неточности.

Исследование - это расследование, в котором есть дилеммы (в чем вопрос, как найти ответ, как наблюдать факты). Исследователи должны разрешить их и получить сравнимые результаты. Каждое исследование чем-то отличается от других по своим методам. Скептический постмодернистский взгляд на научное исследование является следствием отрицания легитимности общих стандартов научного исследования. Утверждение, что исследование легитимно только тогда, когда оно сделано в обществе, которое формирует нормы, требует сравнивать однотипные исследования. Научный дискус - неотъемлемая черта познания.

По поводу критики позитивизма автор делает два замечания. Прежде всего, смысл термина "позитивизм" весьма двусмыслен. Гидденс отмечает, что этот термин используется так широко и неопределенно как орудие критики в философии и социологии, что утратил однозначный смысл. Другие исследователи не оценивают ситуацию так негативно, но отмечают разнообразие трактовок этого термина. Поэтому общие обвинения традиционной социологии в позитивизме лишены конкретного смысла.

Второе замечание касается природы различий между постмодернистской и позитивистской позициями. Философские основания, лежащие в основе постмодернистской критики, не новы и были сформулированы ранее. Постмодернистское осуждение любой попытки представить объект исследования как нечто действительно реальное, независимое от процесса исследования, высказывалось как точка зрения позитивизма.

Философские аспекты постмодернизма очень близки позитивизму. Для постмодернистов тексты могут быть чем-то, для позитивистов объект может быть чем-то. И те, и другие рассматривают индивида и индивидуальный опыт как то, что внушает наибольшее доверие. Они полагают, что все, что может быть познано, - это действия, которые обеспечивают возможность наблюдений. Отрицание скептическими постмодернистскими возможности истинного знания совпадает с подчеркиванием позитивистами неопределенности и ошибок.

Сходство и различия постмодернизма и позитивизма обобщается следующим образом.

1. Несмотря на неопределенность, позитивисты ожидают, что исследование приведет к утверждению о том, что препятствует ли очевидное пониманию непознаваемого, предполагаемой реальности, и к отчету о том, как продуцируется очевидное. Процесс, который любой подготовленный исследователь может осуществлять, состоит в этих действиях. Постмодернисты ожидают, что исследование приведет к утверждениям о том, что возможно продуцирование

вымышленного описания, удовлетворяющего его автора, не нуждающегося в понимании другими.

2. Постмодернисты полагают, что появление компьютеров способствует нежелательному расширению знания. Позитивизм подчеркивает потребность рассматривать, обеспечивать и создавать направления. Он описывает расширение знания, осуждаемое постмодернистами, как то, что может быть использовано другими людьми для своей работы.

3. Позитивизм и постмодернизм также отличаются в своем отношении к согласию принять существование других людей, доверию к способности языка скрывать и выражать опыт, возможности достижения общего понимания. Скептические постмодернисты более пессимистичны. Если позитивисты проводят различие между ощущениями и реальностью мира и спорят о его познаваемости, то постмодернисты отрицают саму возможность такого различения.

4. В отношении к воспринимаемому миру позитивизм и постмодернизм являются политическими позициями, которые выступают за активное отрицание статус кво. Постмодернизм пессимистично критикует роль знания в нашем обществе, а позитивизм оптимистично смотрит на нее.

Постмодернисты отрицают критику в свой адрес. Существует противоречие между взглядами скептических постмодернистов и их поступкам. Если они уверены, что дезинтеграция, неопределенность, рассогласованность неизбежны в обществе, то зачем они пишут? Кто их может понять и как они об этом узнают? Автор статьи сформулировал три гипотезы в связи с постмодернистской критикой социологии: 1) критика социологического исследования как позитивистского правильна; 2) постмодернизм заимствует концепцию из своих европейских корней; 3) постмодернизм считается философским анализом, а социологи видят в нем философию.

Позитивизм обычно оценивают как дискредитированную методологию и как источник слабости социологии. Критики

позитивизма обращают внимание на его онтологические и эпистемологические основы. Некоторые из них отделяют позитивизм от эмпиризма. Идентификация социологии с позитивизмом заставляет многих социологов терпимо относится к постмодернистской критике, даже если они и не согласны с его постулатами.

Причина восприимчивости социологов к постмодернистской критике состоит в том, что постмодернизм они считают философией. Философия всегда формулировала методологию социологии. Особенно ярко это проявилось в американской социологии в середине XX в. Автор статьи предлагает считать постмодернистов антифилософами. Претензии философии на руководство социологией он считает не вполне обоснованными. Необходимо развивать социологию философии, которая покажет социальные, экономические и политические корни философских теорий. Так, постмодернисты обвиняют социологию в том, что она -политический проект. Однако и постмодернизм - политический проект. Обвинение в политической ангажированности давно стало ничего не доказывающим общим местом.

Взгляды постмодернистов на социологию основаны на эмпирических рассуждениях и интерпритации их смысла. Сдвиг постмодернистов в сторону качественных аспектов отношений людей с событиями и друг с другом - случайный. Он явился следствием утверждения Бодрийяра, что реальность трасформировалась в фантазию и гиперреальность. Постмодернистское представление о мире основано на произвольных выбранных и интерпретированных фактах. Оно должно быть проверено систематически собранными данными.

Причины успеха постмодернистской критики социологии состоят в длительном господстве позитивизма, самоуверенности социологов, их претензиях на -решения всех социальных проблем. Социология стала слишком большой и бессистемной. Это привело к тому, что социологи превратились в узких специалистов, которые разбираются только в своем материале. Постмодернистское влияние 2-2675

на социологию может прекратиться быстрее, чем влияние позитивизма. Для этого необходимо изменить отношения между философией и социологией и сделать социологию более динамичной и агрессивной.

П.Н.Фомичев

96.03.002. ХОЛМВУД ДЖ. ФЕМИНИЗМ И ЭПИСТЕМОЛОГИЯ: КАКОВ ХАРАКТЕР БУДУЩЕЙ НАУКИ?

HOLMWOOD J. Feminism and epistemology: What kind of Successor sqence?//Sociology. - Oxford, 1995. - Vol.29, № 3. - P.441-4288.

Джон Холмвуд полагает, что социальному исследованию как таковому присущ кризис. Сама социология появилась на свет как реакция на кризис общества. По мнению многих авторов, социология - это дискурс о модерности. Поэтому вслед за переходом развитых стран к фазе постмодерности должна радикально изменяться и социология. Ответом на кризис социологии часто считают феминизм. Однако внутри самого феминизма имеется много конкурирующих концепций.

Как и другие критики позитивистской социологии, феминистки выступили против оправдания норм и ценностей правящей элиты. Для феминисток это было не просто господство, но господство мужчин. Монолог позитивистской социологии, претендовавшей на создание целостной картины общества, сменился множеством разнообразных социологических концепций.

Несколько десятилетий спустя надежды на радикальную трансформацию общества и социальной теории можно считать не оправдавшимися. Отвергнув позитивизм, социология распалась на конфликтующие теоретические и эпистемологические утверждения. Теоретики постмодернизма утверждают, что социальная реальность постмодерна принципиально хаотична, поэтому отсутствует само "социальное", „ которое может быть объектом связной социологической практики. Вследствии этого социальная теория не мпжрт ставить своей целью отражение социальной овальности. Тем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.