Научная статья на тему '96. 03. 001. Сергунин A. A. , Соломатина В. М. Политикасша в Азиатско-Тихоокеанском регионе после"холодной войны": военно-стратегические аспекты'

96. 03. 001. Сергунин A. A. , Соломатина В. М. Политикасша в Азиатско-Тихоокеанском регионе после"холодной войны": военно-стратегические аспекты Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
247
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
США -- АТР СТРАНЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ -СШ А-АТР СТРАНЫ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ -АТР СТРАНЫ - - ПОЗИЦИЯ США / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ -США И АТР СТРАНЫ / МЕЖДУНАРОДНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ -И АТР СТРАНЫ / ВОЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ - АТР СТРАНЫ / ВОЕННЫЕ СВЯЗИ - США-АТР СТРАНЫ / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА -США - - АТР СТРАНЫ / А СР СТРАНЫ -МЕЖДУНАРОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «96. 03. 001. Сергунин A. A. , Соломатина В. М. Политикасша в Азиатско-Тихоокеанском регионе после"холодной войны": военно-стратегические аспекты»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 5

ИСТОРИЯ

3

издается с 1973 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,6 рефераты 96.03.001-96.03.045

МОСКВА 1996

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ СЕРИИ "ИСТОРИЯ"

НАРИНСКИЙ М.М. - доктор исторических наук, главный редактор, АЛЕКСАНДРИ OJI. - ответственный секретарь, КОРЕЛИН А.П. - доктор исторических наук, ЛАПШОВ Б.А. • кандидат исторических наук, МУНЧАЕВ P.M. • доктор исторических наук, СУББОТИН В. А. - доктор исторических наук, ФАДЕЕВА Т.М. - кандидат исторических наук, ШЕВЫРИН В.М. - кандидат исторических наук, ЯНЧУК И.И. - доктор исторических наук, ЯСТРЕБИЦКАЯ AJI. -доктор исторических наук.

"Правами на распространение настоящего издания в странах Западной Европы, а также в США и Канаде обладают:

- фирма "Kubon & Sagner*. München, BRD (подписка);

- Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук (книгообмен).

Распространение настоящего издания в Западной Европе, США и Канаде другими организациями и лицами является незаконным".

ОБЗОРЫ

96.03.001. СЕРГУНИН А.А., СОЛОМАТИНА В.М. ПОЛИТИКА США В АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ ПОСЛЕ "ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ": ВОЕННО-СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ.

После окончания глобальной конфронтации с СССР региональные приоритеты внешней политики США претерпели существенные изменения. Внимание Вашингтона все больше стало смещаться от европейских и ближневосточных проблем в азиатско-тихоокеанский регион (АТР). Каковы интересы США в этом районе мира? Какие новации в дальневосточную политику США внесла администрация Клинтона?. Каковы перспективы американской политики в АТР? Все эти вопросы активно обсуждаются в американской литературе последних лет.

Интересы США в АТР. Прежде всего американские ученые и политики отмечают огромное экономическое значение региона для США. По словам помощника госсекретаря по делам Восточной Азии и Тихого океана УЛорда: "Азия имеет ключевое значение для экономического здоровья Соединенных Штатов и для повседневной жизни американцев. Это - наиболее лакомый кусочек с точки зрения обеспечения американцев работой и экспорта" (19, с.51). АТР -крупнейший рынок для американских товаров. В 1992 г. американский экспорт в страны региона составил 120 млрд. долл. 2,3 млн. американцев получили работу благодаря экономическим связям с АТР. США вложили около 65 млрд. долл. в экономику стран этого региона (20, с.1; 58, с.2). Кроме того, такие страны АТР, *ак Япония, Южная Корея, Тайвань, Сингапур находятся на передовых рубежах

НТР, и США важно развивать с ними связи для обмена высокими технологиями и поддержания своей конкурентоспособности.

Стратегическое значение региона также велико. США имеют двусторонние оборонительные соглашения с пятью тихоокеанскими государствами, которым придается большое значение для поддержания регионального баланса сил. В АТР до сих пор размещены около 100 тыс. американских военнослужащих, развернут один из мощнейших американских флотов и имеется обширная сеть военно-морских и военно-воздушных баз. Вашингтон считает, что военные союзы и американские силы передового базирования позволяют эффективно отвечать на вызовы и угрозы, создаваемые нестабильностью международной обстановки в регионе.

Значимость региона единодушно подчеркивали и исполнительная, и законодательная власти США. Так, в докладе подкомитета по дел<*м Азии и Тихого океана палаты представителей отмечалось: "Подкомитет согласен с оценкой помощника государственного секретаря по делам Восточной Азии и Тихого океана, что нет ни одного региона в мире, который бы имел такое важное значение для Соединенных Штатов, как Восточная Азия и Тихий океан. Никакой другой не будет иметь такого значения в следующем столетии" (20, с.1).

Угрозы американской безопасности. Американские оценки проблем международной безопасности в АТР претерпели существенные изменения за Последние пять лет. Еще относительно недавно эксперты и политики концентрировались на "советской", а позже - "российской военной угрозе" (даже после того, как Москва заявила об отсутствии экспансионистских намерений и сокращении своего военного потенциала в регионе) (6, с.104; 11, с.147-148). Однако после прихода к власти администрации Клинтона характеристика основных внешних угроз радикально изменилась. По словам бывшего министра обороны США Л.Эспина, США считают главными четыре основные угрозы - региональные, этнические и религиозные конфликты; возможный крах вновь созданных демократических

режимов; отсутствие экономической безопасности и распространение ядерного оружия (20, с.289).

Региональные конфликты. Применительно к АТР наиболее опасными американские специалисты считают конфликты в Корее, Камбодже, из-за архипелага Спратли в Южно-Китайском море и российско-японский конфликт из-за Курильских островов. Позиция Вашингтона в отношении каждого из них весьма различна. В случае с Кореей и Камбоджей США активно вмешиваются в урегулирование этих проблем (17, с.4-42; 44, с.41-80; 54, с.29-50, 52-59). В курильском вопросе США поддерживают японские претензии, но в то же время выступают за постепенное решение этой проблемы таким образом, чтобы она не повредила отношениям двух стран (1, с.50-51; 36, с.57-59). В конфликт из-за Спратли Вашингтон демонстративно не вмешивается, хотя и постоянно подчеркивает необходимость его урегулирования политическим, невоенным путем (1, с.97; 36, с.215-232; 50).

Хрупкость демократических режимов. Что касается демократических преобразований в странах АТР, американские ученые и политики подчеркивают их непрочность и нестабильность. Предметом их особого внимания является становление демократии в Китае, Монголии, Вьетнаме, Камбодже, Лаосе, Таиланде, на Филиппинах и тд. Вашингтон предпринял в последние годы программы помощи этим странам, направленные на обучение специалистов, защиту прав человека, государственное строительство на демократических началах, установление гражданского контроля за военным аппаратом и пр. Только на обучение военнослужащих в духе демократических принципов в таких странах, как Южная Корея, Филиппины, Тонга, Таиланд, Камбоджа и Папуа Новая Гвинея США истратили в 1993-1994 гг. около 5 млн. долл. (20, с.ЗЗ, 127-1286 291).

В то же время американцам приходится считаться с тем, что западная модель демократии трудно приживается (или вообще не приживается) в странах региона. Американские исследователи и дипломаты признают, что даже в тех странах, где процесс усвоения

демократических норм начался довольно давно (Япония, Тайвань, Сингапур, Гонконг, Южная Корея), демократические стандарты сильно отличаются от принятых в западных странах. А такие неприемлемые для классической западной модели явления, как клановость, корпоративность, многолетний контроль одной партии за государственной властью, значительная роль армии в политической жизни общества, широкое распространение коррупции по-прежнему являются типичными чертами политических режимов в регионе.

Угрозы экономической безопасности. В последние годы американское руководство рассматривает экономические вопросы в тесной увязке с другими аспектами международной безопасности. Мимо его внимания не прошел тот факт, что 80% американского внешнеторгового дефицита приходится на долю девяти стран Восточной и Юго-Восточной Азии (58, с.2-3). По этой причине Вашингтон стремится путем переговоров добиться от этих стран уступок в торговой сфере и создать благоприятный климат для американского экспорта.

Беспокоят США и серьезные нарушения некоторыми странами АТР авторских прав и законов об охране интеллектуальной собственности. По оценкам американских экономистов, в результате этого в 1992 г. США понесли убытки на сумму 669 млн. долл. от компьютерного и на 15-45 млн. долл. от видеопиратства (там же, с.59). По этой причине в июне 1992 г. Тайвань был исключен из списка стран, пользующихся привилегиями в торговле с США.

Распространение ядерных вооружений. Что касается четвертой угрозы, названной представителями Пентагона, - распространения ядерного оружия, • то особую озабоченность Вашингтона вызывали две страны - Северная Корея и Китай. Отказ КНДР допустить инспекции МАГАТЭ на свои ядерные станции и намерения Пхеньяна выйти из договора о нераспространении ядерного оружия предопределили серьезный кризис в отношениях с США в 1993-1994гг. (37; 44, с39-78; 54, с.29-59). Потребовались месяцы трудных

переговоров, грозивших обернуться прямой военной конфронтацией, чтобы обе страны пришли к соглашению, предотвращавшему возможность развития Северной Кореей ядерного потенциала (Arms Control Today, December 1994, p.19).

Политика КНР в области экспорта ядерных технологий также вызывает тревогу Вашингтона. Пекин присоединился к договору о нераспространении ядерного оружия лишь в 1992 г. Но и после этого он продолжал поставки ядерных технологий "двойного назначения" Ирану и Пакистану, что вызывало протесты США (49, с.46-47).

Кроме вышеназванных угроз, американские эксперты выделяют еще несколько тенденций, негативно влияющих на международную безопасность в АТР.

Возникновение новых центров силы. С упадком влияния России и снижением военного присутствия США в регионе возник своеобразный "вакуум силы", который стремятся заполнить другие страны. Правда, по словам австралийского эксперта Д.Роя, до возникновения реального "вакуума", по крайней мере, есть еще десяток лет, но оснований для беспокойства у Вашингтона уже предостаточно (42, с.55).

США прежде всего опасаются растущей мощи Китая. КНР превратилась не только во влиятельную экономическую, но и военную державу, обнаруживающую к тому же, по американским оценкам, экспансионистские устремления. Китай имеет самую крупную армию в регионе. В последние годы он .предпринял обширную программу модернизации своих вооруженных сил. Военные расходы КНР в 1988-1994 гг. выросли с 21,8 до 52,4 млрд. юаней в год, т.е. в 2,4 раза (хотя в постоянных ценах этот рост был гораздо более скромным - с 5,375 до 6,648 млрд. долл., т.е. на 24%) (48, с.436,442). При помощи России Китай обзавелся новейшей техникой - многоцелевые самолеты Су-27, подводные лодки береговой обороны класса "Варшавянка" (по классификации НАТО - "Кило"), танки Т-72 и Т-80, противовоздушные комплексы С-300 и пр. (Jane's Defence Weekly, 19 February 1994, p.28; 6 May 1995, p.3; 3, c.131-147; 12, c.24; 18,

с.9-10; 25, с.241-253; 28, с.19; 35, с.585-605; 46, с.3-25; 49, с.51; 53, с.259-269). По мнению военных специалистов, это дает КНР возможность вести эффективные военные действия не только против Тайваня, но и Японии и в районе Южно-Китайского моря.

Особое опасение США вызывают повторяющиеся заявления Пекина о возможности решения тайваньской проблемы военным путем и силовые действия китайской стороны в районе архипелага Спратли (захват отдельных островов, потопление вьетнамских кораблей и пр.).

Определенную тревогу у Вашингтона вызывают и военные приготовления Токио. Военные расходы Японии выросли с 3086,5 млрд. иен в 1985 г. до 4648,3 млрд. иен в 1994 г., т.е. на 51% (в постоянных ценах - с 22,799 до 29,877 млрд. долл., т.е. на 31%) (48, с.436, 442). В Японии стали все громче раздаваться голоса о необходимости использования военной силы для защиты морских коммуникаций в западной части Тихого океана, а также официального закрепления за "страной восходящего солнца" статуса великой державы, включая предоставление ей места в Совете Безопасности ООН в качестве его постоянного члена (43, с.56-57). Американо-японские отношения обострились по всему кругу взаимных проблем - от торговли до продления американской аренды на военные базы на о.Окинава. Военное усиление Японии вызывает тревогу не только Китая, но и Южной Кореи, а также стран АСЕАН, провоцируя их на ответные действия в сфере обороны (The Wall Street Journal, January 17,1995; 4, c.4). США надеются, что американо-японское соглашение о взаимной обороне позволит, как и прежде, эффективно контролировать развитие военного потенциала Японии и не допустить ее превращения в экспансионистскую державу.

Гонка вооружений. Рост военной мощи Китая и Японии на фоне снижающегося военного присутствия США и России, региональные конфликты и недостаток взаимного доверия между государствами АТР заставляет последних самих заботиться о своей безопасности, не надеясь на имеющиеся военно-политические

союзы. В противоположность общемировой тенденции военные расходы стран Восточной и Юго-Восточной Азии выросли на 25% за период 1982-1991 гг. (47, с.386). На значительном уровне остаются закупки вооружений за рубежом. В 1985 г. страны АТР импортировали оружие и военные услуги на сумму в 9,573 млрд. долл., а в 1994 г. - 7,521 млрд. долл. (т.е. снижение составило 21%), хотя за тот же период общемировой импорт вооружений упал с 39,713 до 21,725 млрд. долл., т.е. на 45%. В результате доля АТР в мировых закупках выросла с 24% до 35% (48, с.510). Причем в общей структуре закупок заметно вырос импорт новейшей военной техники, обладающей большим разрушительным потенциалом и провоцирующей новый виток гонки вооружений - самолеты Ф-15, Ф-16, Ф-18, Мираж-2000, МИГ-29, СУ-27, корветы класса "Тарантул", подводные лодки класса "Кило", зенитные комплексы типа "Патриот" и С-300, танки серии Т-80 и пр. -

Относительно новой тенденцией является продажа развитыми странами лицензий на производство вооружений и передача военных технологий государствам АТР. Таким путем оборонная индустрия стран - ведущих производителей вооружений стремится выйти из кризиса, связанного с разоружением и конверсией. К тому же само производство военной продукции гораздо дешевле в странах Восточной и Юго-Восточной Азии, чем в Европе или Америке (по некоторым оценкам, на 25-40%). В результате такие американские корпорации, как "Пратт энд Уитни", "Хокер Пасифик", ТРВ, "Дженерал электрик" и "Гаррет энд Весгингауз", перенесли в начале 1990-х годов часть своего военного производства и инфраструктуры в Сингапур (59, с.115). Япония получила от США технологию для разработки и производства самолетов нового поколения FSX. Южная Корея производит по американской лицензии боевые машины пехоты (БМП). Китай получил от России разрешение на производство самолетов СУ-27 и добивается лицензий на производство истребителей МИГ-29, подлодок класса "Кило" и передачи технологии дозаправки самолетов в воздухе (Jane's Defence 2-3297

Weekly, 19 February 1994, p.26; 6 may 1995, p.3; 10, c.233-249; 12, c.24; 21, c.175; 28, c.19; 32, c.52-53; 33, c.148; 60, c.222; 62, c.308-310).

Развитие собственной военной индустрии позволило некоторым странам АТР не только укрепить свой оборонный потенциал, но и проводить довольно активную военно-экспортную политику. Так, например, в 1993 г. Южная Корея продала Малайзии крупную партию БМП на сумму 25,2 млн. долл. (56, с. 16). Китай поставлял самолеты, танки, ракетные и ядерные технологии Ирану, Ираку, Алжиру, Сирии, Пакистану, Северной Корее, Мьянме и Таиланду (9; 22; 23; 45, с.157; 49, с.41). В начале 1990-х годов КНР вышла на пятое место в мире по экспорту вооружений (45, с.157; 49, с.41). Северная Корея занимала по этому показателю седьмое место.

Эти тенденции вызывали опасения США не столько потому, что страны АТР составляли серьезную конкуренцию на рынке вооружений, сколько потому, что увеличился риск распространения опасных технологий и систем вооружений, их попадания в руки безответственных режимов в странах "третьего мира".

Нетрадиционные угрозы. Помимо военно-стратегических и экономических проблем, внимание США привлекают ныне и такие, ранее не включавшиеся в сферу международной безопасности вопросы, как наркобизнес, пиратство, экология, массовые заболевания и т.д. (19, с.63; 36, с.ЗЗ). Американцев все больше тревожит растущий поток наркотиков из "золотого треугольника" в Юго-Восточной Азии, который явно стремится заполнить вакуум на американском рынке наркотиков, образовавшийся после нанесения чувствительного удара по "медельинскому картелю" в Колумбии. Китайские и французские ядерные испытания, промышленные выбросы, захоронение химических и радиоактивных отходов на морском дне, наносящие огромный ущерб окружающей среде региона, тоже вызывают тревогу Вашингтона. Американцы также боятся, что, учитывая низкий уровень медицинского обслуживания и перенаселенность в некоторых странах АТР, регион может

превратиться в еще один очаг массового заболевания СПИДом, как это уже случилось в Африке.

В то же время, несмотря на все перечисленные угрозы, американские эксперты призывают не преувеличивать их значимость. Их оценки относительно будущего АТР весьма оптимистичны. По словам президента Института мира США Р.Соломона, "если мы посмотрим на нынешнюю Восточную Азию, то увидим, что этот регион в действительности не отягощен серьезными проблемами в области безопасности", а на существующие вызовы могут быть найдены эффективные ответы (1, с.245).

Политика Клинтона в АТР. По мнению Дж.Ная (в прошлом -директор Центра международных отношений Гарвардского университета, а при У.Б.Клинтоне - помощник министра обороны по вопросам международной безопасности) после окончания "холодной войны" у США имелись пять возможных вариантов политики в АТР: 1) полностью устраниться от региональных проблем и сосредоточиться на Латинской Америке и Атлантике; 2) денонсировать двусторонние оборонительные соглашения со странами региона на том основании, что "холодная война" закончена, и прибегнуть к традиционной политике "баланса сил"; 3) создать вместо системы двусторонних военных альянсов широкие региональные институты, дополняющие ООН; 4) создать в АТР некое подобие НАТО, т.е. региональный военно-политический блок для сдерживания прежде всего России и Китая; 5) осуществлять лидерские функции в АТР (38, с.92-94). Администрация Клинтона выбрала последний вариант. Дж.Най подчеркивает: "США обречены на лидерство в азиатско-тихоокеанском регионе. Наши национальные интересы требуют глубокого вовлечения в его проблемы... Ради сохранения безопасности и процветания сегодня и в последующие 20 лет Соединенные Штаты по-прежнему должны активно участвовать в азиатских делах, ориентируясь на поддержание мира, союзнических обязательств и дружбы. Именно это мы и намерены делать" (там же, с.102).

2*

В отличие от Дж.Буша администрация Клинтона с самого начала уделяла большое внимание АТР. Она повысила его статус в системе внешнеполитических приоритетов США и постаралась улучшить отношения как с отдельными странами АТР, так и с региональными организациями. Азиатско-тихоокеанская политика администрации строилась по следующим направлениям.

1. Поддержание американских сил передового базирования. Принятая при Дж. Буше в апреле 1990 г. "Восточноазиатская стратегическая инициатива" (ВАСИ) предусматривала снижение к 1995 г. американского военного присутствия в АТР со 135 до 102 тыс. человек. Вместо развития американских военных баз в регионе ставка делалась на создание мобильных, хорошо обученных и вооруженных сил быстрого реагирования (СБР) (26, с.4; 27, с.22; 51, с.23; 55, с. 12).

Новая стратегия администрации Клинтона, одобренная в сентябре 1993 г. по итогам предпринятого Пентагоном "Всеобъемлющего анализа оборонных нужд и программ", продолжила курс Дж.Буша на снижение уровня непосредственного военного присутствия США в данном районе мира и создание высокомобильных сил, нацеленных на урегулирование региональных кризисов. В отношении АТР эта стратегия предусматривала создание и развитие целой инфраструктуры для СБР - доступ к военно-воздушным и военно-морским базам союзников, складирование тяжелого вооружения, размещение средств раннего обнаружения и оповещения, а также других современных сооружений, призванных обеспечить превосходство СБР над потенциальным противником (2, с.14; 19, с.58; 55, с.14-15). Что же касается стотысячного американского контингента, размещейного в регионе, то он должен не только поддерживать и обеспечивать действия СБР, но и выполнять свои традиционные функции - демонстрацию верности США своим обязательствам по защите союзников, устрашение и сдерживание потенциальных агрессоров, поддержание военного баланса в регионе.

2. Укрепление военных альянсов. Несмотря на разговоры о постепенном "уходе США" из АТР, администрация Клинтона продолжила курс на развитие двусторонних военных связей со своими традиционными партнерами - Японией, Южной Кореей, Таиландом, Филиппинами и Австралией.

Особенно динамично развивались американо-японские отношения. Как говорилось в одном из документов Пентагона: "Из всей совокупности наших двусторонних связей ничто не важно так, как наши отношения с Японией" (57, с.631). Токио оплачивает примерно 70% стоимости содержания американских войск и военных баз на своей территории, что составило к 1995 г. около 4 млрд. долл. в год (20, с.362; 40, с.61; 43, с.21). США и Япония осуществляют совместное патрулирование морских коммуникаций с целью защиты торговых судов.

Кроме чисто военных вопросов, США и Япония весьма плодотворно сотрудничали в сфере экономической помощи странам, которые представляли значительный стратегический интерес для Вашингтона и Токио и от стабильности которых зависели мир и безопасность всего региона в целом. Так, союзники работали сообща по оказанию помощи Камбодже, Филиппинам, Монголии, а за пределами региона - участникам программы "Партнерство ради демократии и развития в Центральной Америке". По размерам помощи развивающемуся миру Япония догнала США: обе страны ежегодно тратят на эти цели около 10 млрд. долл. (20, с359).

В то же время отношения между США и Японией далеко не безоблачны. Торговые конфликты негативно сказываются и на их военно-стратегических связях. Так, осенью 1995 г. отношения между двумя странами обострились из-за отказа губернатора о.Окинава подписывать соглашение о продлении американской аренды военных баз на острове (39, с.69-70). Союзникам с трудом удалось урегулировать эту проблему.

США придают большое значение и военным отношениям с Южной Кореей. С 1993 по 1995 г. должна была проходить вторая фаза

вывода американских войск из страны в соответствии с графиком ВАСИ. Однако, принимая во внимание напряженные отношения между Пхеньяном и Сеулом, Вашингтон отложил вывод 6,5 тыс. военнослужащих из Южной Кореи до решения вопроса о ядерном потенциале КНДР (5, с.52-53).

Еще одним важным аспектом ВАСИ было более справедливое распределение военных расходов между союзниками. В конце концов Сеул согласился оплачивать до одной трети на содержание американских войск на территории страны. Вместе со стоимостью земли и инфраструктуры, бесплатно предоставляемой Южной Кореей, общий вклад Сеула в совместную оборону составляет 2,6 млрд. долл. в год (там же, с.53).

Как явствует из дипломатических и военных инициатив администрации Клинтона, США не оставили надежд на реанимацию блока АНЗЮС, который фактически распался после того, как Вашингтон расторг военный союз с Новой Зеландией из-за отказа последней допускать американские военные корабли с ядерным оружием на борту в свои порты. Поддерживая достаточно стабильные отношения с третьим участником АНЗЮС - Австралией - США возобновили в 1994 г. свои военные контакты с Веллингтоном. США высказывали свою заинтересованность в сохранении военного потенциала Новой Зеландии на высоком уровне и поощряли участие Веллингтона в миротворческих операциях в Камбодже и других странах мира (57, с.632).

3. Развитие двусторонних военных связей со странами АТР. Помимо сотрудничества с пятью союзниками, США выступают за укрепление военных отношений и с другими государствами решона. Военное сотрудничество осуществляется в нескольких формах • обмен военными делегациями и стажерами, обмен разведывательной информацией, обсуждение военных доктрин, экспорт вооружений и военных технологий, обучение военного персонала, совместные маневры и т.д.

Объем безвозмездной военно-экономической помощи США странам региона уменьшился в последние годы. Так, например, в 1994 фин. г. помощь США Филиппинам по программе экономической поддержки упала на 15 млн. долл., по программе финансирования военных закупок - 7,3 млн. долл. и по программе военного обучения -на 0,3 млн. долл. (20, с.ЗЗ). Это было обусловлено как необходимостью перенацелить средства на крупномасштабные программы помощи странам Ближнего Востока, Восточной Европы и бывшего СССР, так и стремлением США поставить отношения со странами АТР, добившихся значительных успехов в экономическом развитии, на взаимовыгодную основу.

Страны региона, считают в США, в состоянии позволить себе закупать американские вооружения и военные технологии, а не получать их бесплатно. В результате этой политики США ежегодно заключают контракты на продажу вооружений в страны АТР на сумму 10 млрд. долл. (там же, с.128). В одном только 1993 г. США продали Таиланду 10 БМП, Южной Корее - 110 крупнокалиберных орудий и одну ракетную пусковую установку, Японии - 8 боевых самолетов, 11 вертолетов, 440 ракет и пусковых установок, Малайзии - 8 самолетов и 115 ракет, Сингапуру - 20 ракет и пр. (56, с.55-56).

4. Развитие многосторонних организаций и институтов. Наряду с укреплением двухсторонних отношений со странами АТР, администрация Клинтона считала использование региональных организаций важным приоритетом своей политики. Американское руководство полагало, что по сравнению с другими регионами мира многостороннее сотрудничество и институты развиты в АТР чрезвычайно слабо. А это в свою очередь препятствовало созданию стабильной системы международной безопасности в регионе.

Наибольший интерес у Вашингтона вызывала Конференция министров АСЕАН (КМА), которая, помимо представителей членов этой ассоциации, включает в качестве "партнеров по диалогу" США, Австралию, Японию, Южную Корею, Канаду, Европейский Союз и Новую Зеландию. Россия и КНР имели статус "гостей", а Лаос - ранг

"обозревателя" (29, с.26). По мнению США, именно эта организация могла бы стать в ближайшем будущем тем форумом, на котором обсуждались бы наиболее насущные проблемы, а в долгосрочной перспективе - зачатком регулируемой системы региональной безопасности (4, с.13-15; 30, с.127). С созданием в 1993 г. на базе конференции Регионального форума АСЕАН, включившего, кроме 13 членов. КМА, Китай, Россию, Лаос, Папуа Новую Гвинею и Вьетнам, внимание США переместилось на эту организацию, назвавшую в числе прочих приоритетов своей деятельность и обсуждение проблем безопасности в регионе (16, с.76-77; 43, с.27-28). Среди неправительственных организаций американские исследователи возлагали особые надежды на Совет по сотрудничеству в области азиатско-тихоокеанской безопасности.

Кроме этого, в Вашингтоне считают, что назрела потребность в многостороннем диалоге шести ведущих держав Северо-Восточной Азии - Китая, Японии, Южной и Северной Кореи, России и США. США были удовлетворены помощью, которую Сеул, Токио, Пекин и Москва оказали американской дипломатии в решении вопроса о ядерном потенциале КНДР (Arms Control Today, December 1994, p.18). По мнению Вашингтона, эту схему вполне можно было бы использовать и для решения других проблем региональной безопасности.

В то же время администрация Клинтона достаточно трезво оценивает перспективы многостороннего сотрудничества в сфере безопасности, в частности создание регионального военно-политического альянса или заключение региональных соглашений по контролю над вооружениями. Еще велик груз взаимных обид и недоверия. Большинство стран не готово для того, чтобы предпринять какие-либо далеко идущие инициативы, и предпочитает опираться на собственные силы для обеспечения своей безопасности. Ряд процессов, характеризующих как внутриполитическую обстановку в некоторых странах АТР, так и международные отношения в регионе в целом (корейский конфликт, споры о

юрисдикции над Спратли, политическая и экономическая нестабильность в России, возможные перемены в руководстве КНР, американо-китайские противоречия по вопросам нераспространения ядерных технологий, запрета ядерных испытаний и прав человека), также создают помехи на пути к многостороннему сотрудничеству.

5. Нераспространение ядерных вооружений и технологий. Конфликт между США и КНДР, последовавший за отказом Пхеньяна поставить свои ядерные энергетические установки под контроль МАГАТЭ и угрозой выйти из договора о нераспространении ядерного оружия, все-таки благополучно разрешился к концу 1994 г. 21 октября 1994 г. США и КНДР подписали рамочное соглашение о прекращении северокорейской программы развития ядерной энергетики в обмен на экономическую помощь и дипломатическое признание США. Северокорейские реакторы будут заменены на реакторы южнокорейского производства, технология которых исключает использование ядерных материалов в военных целях. Ядерные стержни из старых реакторов будут переправлены за пределы КНДР. Контроль за исполнением соглашения был возложен на МАГАТЭ (Arms Control Today, December 1994, p.19).

Американо-корейский диалог создал благоприятную атмосферу для решения сложных проблем в отношениях США и КНР. 4 октября 1994 г. Вашингтон и Пекин подписали два важных соглашения. В соответствии с первым из них Китай обещал соблюдать режим нераспространения баллистических ракет (в частности, ракет ближнего радиуса действия). Взамен Вашингтон отменял санкции на поставку в Китай ряда высоких технологий, введенных в августе 1993 г. в наказание за нарушение упомянутого режима. Второе соглашение фиксировало взаимное стремление обеих стран к заключению, глобального соглашения о запрете экспорта расщепляющихся материалов (Arms Control Today, November 1994, p.28; 31, p.24).

3-3297

Внутриполитические дебаты в США по политике в АТР. Поскольку различные экономические и политические группировки внутри США имеют значительные интересы в АТР, это приводит к серьезным дискуссиям как в конгрессе, так и внутри научно-академического сообщества Соединенных Штатов. Прежде всего отмечается несоответствие между двумя важнейшими аспектами американской политики в отношении региона - экономическим и военно-стратегическим. В то время как курс Вашингтона в сфере безопасности направлен на развитие тесного сотрудничества со странами АТР, экономическая политика США выдержана в конфронтационном духе ("торговая война" с Японией, проволочки в предоставлении режима наибольшего благоприятствования (РНБ) КНР, давление на Индонезию и ряд других стран Юго-Восточной Азии по вопросу об их трудовом законодательстве и пр.) (8, с.7-12; 27, с.33-34). Это придавало нестабильный характер отношениям США со странами региона.

У многих американских экспертов сложилось впечатление, что администрация Клинтона так и не сумела разработать долгосрочную стратегию в АТР и установить ясные приоритеты на будущее. По мнению М.Оксенберга (до недавнего времени - президент Центра Восток-Запад в Гонолулу, а ныне - профессор Стэнфордского университета), за исключением корейского и индо-пакистанского конфликтов, Клинтон не уделял достаточного внимания насущным проблемам региона. К числу наиболее важных проблем он относит надвигающуюся смуту в Китае; претензии Тайваня на более широкое международное признание, грозящие обострить отношения между Пекином и Тайбэем; судьба Гонконга и гонка вооружений в Юго-Восточной Азии. Кроме этого, он обращает внимание на такие процессы, как массовая миграция населения, загрязнение окружающей среды, СПИД, а также неподкрепленность стремительного экономического развития стран АТР соответствующими политическими и правовыми институтами (19, с 63). Его коллега по Центру Восток-Запад Р.Хэллоран также

считает, что борьба с наркобизнесом и СПИДом в регионе должны стать важнейшими национальными приоритетами США (36, с.ЗЗ).

Весьма противоречиво оценивают американские эксперты и перспективы многостороннего сотрудничества в сфере региональной безопасности. Одна группа ученых и политиков считает, что только на этом пути можно добиться создания стабильной системы безопасности в АТР. По словам профессора Национального университета обороны П.Кронина, "мы должны перейти от существующих двусторонних связей к созданию многосторонних институтов" (36, с.278; см. также 4, с.8-17; 11, с.152; 14, с.81-95; 27, с.28-29; 30, с.136). Другая же группа аналитиков полагает, что администрация Клинтона, чрезмерно увлекаясь многосторонними и глобалистскими подходами, не смогла обеспечить адекватный ответ на угрозы региональной безопасности. В частности, такая угроза, как усиление гегемонистских течений в АТР, по их мнению, может бцть эффективно предотвращена только с помощью традиционных инструментов - двустороннего диалога и силовой политики («55, с.19).

Многие американские эксперты считают, что Клинтон так и не смог выработать правильной политики в отношении ведущих держав региона. По мнению сотрудника Врукингского института Г.Хардинга, администрация не смогла определить своего отношения к той роли, которую Россия может и должна играть в АТР. В лучшем случае Вашингтон просто игнорирует Москву, в худшем - по инерции воспринимает ее действия как враждебные интересам США. Г.Хардинг полагает, что Клинтон не имеет политики в отношении Монголии, хотя от успеха демократического эксперимента в этой стране зависит, выберут ли другие посткоммунистические страны региона путь реформ или нет (24, с.62).

Среди самих ученых нет единства в отношении России и ее роли в региональной политике. Одни считают, что слишком рано говорить об исчезновении российской угрозы в АТР. По их мнению, эта угроза просто трансформировалась. Вместо военной угрозы негативное воздействие на безопасность региона оказывают

политическая и экономическая нестабильность в России, интернационализация российской организованной преступности, утечки ядерных технологий, неограниченный экспорт вооружений (в том числе в страны с безответственными политическими режимами) и пр. (36, с.288-289; 15, с.47-48). Другие исследователи полагают, что лучший способ предотвратить негативные тенденции - это интегрировать Россию в региональные политические и экономические институты (24, с.74). По их мнению, не надо переоценивать военное сотрудничество России с рядом стран АТР. Скажем, расширение российско-китайских военных связей не приведет к формированию стратегического альянса двух стран, направленного против США или их союзников в регионе (25, с.251). Мотивы России имеют в основном экономический характер, ее заинтересованность в военном экспорте будет снижаться по мере улучшения экономической ситуации в стране и конверсии оборонной промышленности.

Еще один спорный вопрос - политика США в отношении КНР. Американские ученые отмечают, что в политическом руководстве США идет довольно острая борьба между различными группировками по этой проблеме. Либералы (в основном из рядов демократической партии) возмущены нарушениями прав человека в Китае (насильственные аборты, стерилизация женщин, жесткая политика ограничения рождаемости, запрет оппозиционных партий, притеснений национальных меньшинств и пр.). Их также тревожит поток дешевых китайских товаров (обувь, текстиль, игрушки, бытовая электроника и пр.), создающих конкуренцию американской промышленности (1, с.252; 7 с.43-47; 13; 19, с.21-22,28-33,36-42; 41, с.З-7,23-25,27-58,61-79,130-160,168-172; 52, с.157; 61, с.675-691).

Консерваторы (в основном из состава Республиканской партии) также выступали против сближения с Китаем, но по другим причинам. Их больше тревожит не экономическая экспансия КНР на американских рынках (они даже выступают за расширение торговли с Пекином, так как это обеспечивает сбыт американского зерна и

других продовольственных товаров в Китай), а отсутствие политических реформ в КНР, модернизация китайских вооруженных сил, военное сотрудничество Пекина с Москвой и активная военно-экспортная деятельность КНР в АТР и на Ближнем Востоке (особенно поставки ядерных технологий и баллистических ракет Пакистану и Ирану) (16, с.75; 24, с.74; 34, с.43-45; 55, с.32-33).

Администрация Клинтона, лавируя между различными группировками, пыталась придерживаться прагматической позиции. Президент все-таки предоставил Китаю РНБ, хотя и на временной основе (он может это делать без санкции конгресса только сроком на один год). Он воспротивился принятию протекционистского законодательства. В то же время Клинтон оказывал давление на Пекин по правам человека и закупкам вооружений в России. Он добился присоединения КНР к режиму нераспространения баллистических ракет и обещаний Пекина ограничить поставки ядерных технологий на Средний Восток.

Ряд аналитиков с тревогой отмечают рост негативных тенденций в отношениях США с Южной Кореей. Как показало расследование Главного счетного, управления конгресса США, южнокорейская армия постепенно утрачивает свою боеспособность по причине ее деморализации, широкого распространения коррупции и ошибок в политике закупок вооружений (The Wall Street Journal, December 6, 1994; January 17, 1995). Поскольку США неоднократно отказывали Сеулу в продаже ряда современных вооружений и технологий, Южная Корея обратилась за этим "товаром" к другим странам. Это в свою очередь породило трения с Вашингтоном, ревниво относящимся к активности конкурентов в данной области. К тому же закупленные вооружения часто не совпадали по своим техническим характеристикам с американскими боевыми системами,\ что о+нюдь не содействовало усилению военного потенциала страны.

В офицерском корпусе Южной Кореи растут настроения в пользу переориентации с северокорейской на японскую опасность

(The Wall Street Journal, January 17, 1995). Многие в армии считают, что вопрос об объединении Кореи фактически уже предрешен, и реальной военной угрозы с севера не предвидится. Зато исторический соперник Кореи Япония постепенно выдвигается на роль региональной супердержавы, которую необходимо сдерживать. В этом плане для Сеула японо-американский и корейско-американский договоры о безопасности являются гарантами против возрождения японского милитаризма.

Выработка адекватной политики администрации в отношении АТР была осложнена недостатками в самой системе принятия решений, сложившейся в начальный период правления Клинтона. Поначалу аппарат СНБ (отдел по азиатским делам) не был укомплектован в должной степени квалифицированными кадрами. Отдельные звенья внешнеполитического аппарата США доминировали при решении тех или иных конкретных вопросов: госдепартамент монополизировал китайские проблемы, управление представителя президента на торговых переговорах - отношения с Японией, бюро по военно-политическим делам госдепартамента -отношения с Северной Кореей и пр. Ведомства постоянно конфликтовали друг с другом: Совет экономических консультантов враждовал с представителем президента на торговых переговорах из-за Японии, министерства финансов и обороны выступали единым фронтом против госдепартамента по вопросу о Китае, Пентагон постоянно сталкивался с Фогги Боттэм из-за Северной Кореи и т.д. (246 с.68-69).

Своего апогея закулисная борьба в администрации достигла весной 1994 г., когда помощник госсекретаря по делам Восточной Азии и Тихого океана У.Лорд написал в адрес У.Кристофера меморандум, в котором он обнародовал факт "бюрократической войны" внутри администрации и констатировал отсутствие у правительства цельной концепции политики в отношении АТР (19, с.62; 24, с.71). Администрации понадобилось около года, чтобы урегулировать разногласия между ключевыми ведомствами и

придать американской политике в АТР более или менее согласованный характер.

• • *

Итак, стратегия США в АТР находится в процессе перемен. Вашингтон стремится точнее определить свои интересы в регионе и найти пути к достижению стабильности в АТР. Окончилась конфронтация между Москвой и Вашингтоном, между Москвой и Пекином. Существенно продвинулся процесс урегулирования ряда территориальных споров. Администрации Клинтона удалось добиться некоторых успехов в области нераспространения ядерных технологий и баллистических ракет (соглашения с КНДР и КНР). Вашингтон смог сократить свое военное присутствие в регионе без серьезного ущерба для своей безопасности и союзнических обязательств. В АТР постепенно складывается многосторонняя система региональной безопасности.

В то же время процесс создания упомянутой системы и пересмотра американской политики в отношении АТР еще далек от своего завершения. До сих пор экономическая, военно-стратегическая, экологическая и гуманитарная стратегии Вашингтона в регионе не согласуются друг с другом. Нередко США просто следуют за событиями, вместо того чтобы предвосхищать их. Администрация Клинтона зачастую не понимает той роли, которую различные державы играют или смогли бы сыграть в региональной системе международных отношений. Ряд влиятельных государств (таких, как Россия и Китай) не принимают должного участия в создании регионального режима безопасности. Вашингтон никак не может избежать искушения играть роль "мирового полисмена", что вызывает естественную негативную реакцию стран АТР.

Все это дает основание для предположения о том, что следующему президенту, которому суждено победить на выборах 1996г., достанется непростое наследство, и ему придется посвятить немало времени и усилий для выработки ясной и последовательной политики США в АТР.

Список литературы:

1 Asia in the 21st century: evolving strategic priorities / Ed. by Bellows M - Wash, 1994 - 265 p

2 Aspin L. The bottom-up review: forces for a new era. September 1, 1993. - Wash., 1993 - 87 p

3 Bam W. Sino-Indian military modernization, the potential for destabilizatton 11 Asian affairs An American rev. - Wash., 1994. - Vol 21, N 3. - P. 131-147

4 Ball D, Grant Я, Wanandt J. Security cooperation in the Asia-Pacific region. -Wash , 1993 - 38 p

5 Ban KM. Korea-US relations in the post-Cold War world // J of Northeast Asian Studies - Wash , 1992. - Vol. 11, N 2. - P. 49-56.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 Bean M Cooperative security in Northeast Asia. A China-Japan-South Korea coalition approach - Wash , 1990. - 198 p.

7 Bernstein R, Dicker Я Human rights first // Foreign policy - Wash , 1994 - N 96. -

P 43-47

8 Bhagwat J Samorais no more // Foreign affairs - N.Y , 1994 - Vol 73, N 1 - P.

233-249

9 Bitztnger Я Chinese arms production and sales to the Third World. - Santa Monica, 1991 - 46 p.

10. Bimnger Я South Korea's defense industry at the crossroads // Korean J. of defense analysts - Seoul, 1995. - Vol. 7, N 1. - P. 233-249.

11 Carter HM The Asian dilemma in US foreign policy. National interests versus strategic planning - Armonk/L., 1989. - 247 p.

12 Cheung TM. China's buying spree // Far Eastern economic rev. - Hong Kong.,

1993 - 8 July - P 24-26.

13 Chinese forced labor exports to the United States. Joint hearing before the Subcommittees on economic policy, trade and environment; International security, International organizations and human rights; and Asia and the pacific of the Committee on foreign affairs House of representatives. 103rd congress. 1st session, Sept 9, 1993 - Wash., 1994. - 89 p.

14. Clarke J. APEC as a semi-solution // Orbis. - Wash., 1995 - Vol 39, N 1 - P. 81-

95.

15. Cossa Я Northeast Asia security challenges // Korea and world affairs. - Seoul,

1994 - Vol 18, N1,-P. 42-57.

16 Cossa Я US foreign policy in Asia Churchill was right1 // Strategic rev - Wash ,

1995 - P 74-78

17. Developments in Cambodgia Hearing before the Subcommittee on Asia and pacific affairs of the Committee on foreign affairs. House of Representatives. 103rd congress. 1st session. Oct. 27,1993. - Wash., 1994. -100 p.

18. Ding A. The PRCs military modernization and a security mechanism for the Asia-Pacific // Issues and studies. • Taipei, 1995. - Vol. 31, N 8. - P. 1-18.

19. East Asia policy. Roundtable before the Committee on foreign affairs and its Subcommittee on Asia and the Pacific. House of representatives. 103rd congress 2nd session June 15,1994. - Wash., 1994. - 75 p.

20. Foreign assistance legislation for fiscal year 1994 Part 6 Hearings and recommendations for US foreign assistance to Asia and the Pacific before the Subcommittee on Asia and pacific affairs of the Committee on foreign affairs. House of Representatives 103rd Congress. 1st session. April 28 and May 6,1993. - Wash., 1994. - 396 p

21. Gallaher M. China's illusory threat to the South China Sea // Intern security • Boston, 1994. - Vol.19, N 1. - P.169-194.

22. GtlksA. China and the arms trade. - N.Y., 1985. - 234 p.

23 Gill B. Chinese arms transfers: purposes, patterns, and prospects in the new world order. - Westport: Pracger, 1992. • 210 p.

24. Harding H. Asia policy to the brink 11 Foreign policy. - Wash, 1994 - N 96 - P.

57-74.

25. Hickey D., Harmel C. United States and China's military ties with the Russian republics // Asian Affairs. An American rev. - Wash., 1994. - Vol .20, N 4 - P .241-254

26. Implications of the US withdrawal from Clark and Subic bases Hearing before the Subcommittee on Asia and the Pacific of the Committee on Foreign Affairs. House of representatives. 102nd Congress. 2nd session. March S, 1992. - Wash., 1992. - 68 p.

27. Kelly J. US security policies in East Asia: fighting erosion and finding a new balance // Washington quarterly. - Wash., 1995. - Vol.18, N 3. - P.21-35.

28. Kim T. The dynamics of Sino-Russian military relations, an Asian perspective. -Taipei, 1994. - 41 p.

29. Mack A. Security cooperation in ffortheast Asia: problems and prospects // J of Northeast Asian studies. - Wash., 1992. - Vol.11, N 2. - P.21-34.

30. Mack A., Kerr P. The evolving security discourse in the Asia-Pacific // Washington quarterly. • Wash., 1995. - Vol.18, N 1. - P.123-M0.

31. Medeiros E. Missile transfer reports cloud already sour Sino-US relations // Arms control today - 1995. • July/August. - ?3A.

32. Men H Taiwan's home-grown defense industry // Asian Defence Journal - L., August 1994 - P.52-53.

33 The Military Balance, 1993-1994 - L, 1993. - 288 p

4-3297

34 Morgan C Clinton's Chinese puzzle domestic politics and the effectiveness of economic sanctions // Issues and Studies - Taipei, August 1995 - Vol 31, N 8 - P 19-45

35 Munro R China's waxing spheres of influence // Oibis - Wash, 1994 - Vol 38, N

4 - P 585-605

36 The new Pacific security environment challenges and opportunities. The 1992 Pacific symposium / Ed by Cossa R. - Wash, 1993 - 312 p

37 North Korea's nuclear program challenge and opportunity for American policy* A rep of the North Korea working group of the United States Inst of Peace - Wash, 1994 -23 p

38 Nye J The case for deep engagement // Foreign affairs. -NY ,1995 - July-Aug -

P 69-102

39 Okinawa's patience runs out // Economist - L., 1995 - Oct 28 - P 69-70

40 Oshima K Japan's relations with the United States issues and prospects // J of Northeast Asian studies - Wash, 1992. - Vol XI, N 2 - P .56-63

41 Religious persecution Hearings before the Subcommittee on Intern security, Intern Organizations and Human Rights of the Committee on Foreign Affairs House of representatives 103rd Congress 1st and 2nd sessions Oct 28, 1993 and March 9, 1994 -Wash , 1994 -173 p

42 Roy D Assessing the Asia-Pacific 'power vacuum' // Survival - L, 1995 - Vol 37, N 3 - P 45-60

43 Sasae K. Rethinking Japan-US relations • L. Intern Inst of strategic studies / Brassey's, 1994 - 65 p

44 The security situation on the Korean Peninsula- Joint hearing before the Subcommittees on Intern security, Intern organizations and human rights and Ana and the Pacific of the Committee on foreign affairs House of Representatives. 103rd Congress. 2nd session Febr 24,1994 - Wash , 1994. - 80 p.

45 Segal G China arms transfer policies and practices // Contemporary Security Policy - L, 1994 - Vol 15, N 2 - P 156-171

46 Shambaugh D The insecurity of security the PLA's evolving doctrine and threat perceptions towards 2000 // J of Northeast Asian Studies. - Wash, 1994 - Vol 13, N 1 - P 3-25

47 SIPR1 Yearbook 1993 -NY, 1993 - 834 p.

48 SIPRI Yearbook 1995 -NY, 1995 - 920 p

49 Sismamdis R. China and the post-Soviet security structure //Asian Affairs An American rev - Wash , 1994 - Vol 21, N 1 - P 39-58.

50 The South China Sea territorial disputes / Ed by Hyer E. // American Asia rev Special Issue - South Orange, N J 1994 - Vol 12, N4 -190p

51 A strategic framework for the Asian Pacific Rjm - Wash, 1992 - 52 p

32 Tan Q Explaining US-China policy in the 1990s Who is in control"» // Asian affairs An American rev ■ Wash., 1993. - Vol 20, N 3 - P143-160

53 Taylor R.I.D. Chinese policy toward the Asia-Pacific region contemporary perspective // Asian affairs. J of the Royal Society for Asian Affairs - L, 1994 - Vol 25, pill -P 259-269

54 Tensions on the Korean Peninsula Hearing before the Subcommittee on Asia and the pacific of the Committee on foreign affairs. House of representatives 103rd Congress 1st session. Nov. 3,1993. - Wash., 1994 - 59 p

55 Tow W. Changing US force levels and regional security // Contemporary security policy. - L., 1994 - Vol.15, N 2. - P10-43.

56 United Nations register of conventional arms Rep of the Secretaiy-General A/49/352, Sept. 1,1994. -NY, 1994. - 64 p

57 United States security strategy for the East Asia-Pacific region US Department of defense Office of International security affairs. February 1995 // Strategic digest - New Delhi, May 1995 - P.625-645.

58 US-Taiwan economic relation* Joint hearing before the Subcommittees on Economic Policy, Trade and Environment and Asia and the Pacific of the Committee on Foreign Affairs House of Representatives. 103rd Congress. 2nd Session March 30, 1993 -Wash, 1994 -146 p.

59 Willett S Dragon's fire and tiger's daws, arms trade and production in Far East Asia // Contemporary security pokey. -1994. - Vol 15, N 2. - P112-135

60 World defense almanac 1993-94. The balance of military power - Hamburg, 1994 - Vol. 18, Issue 1. - 312 p.

61 Yi X. China's US policy conundrum in the 1990s.. Balancing autonomy and interdependence //Asian Survey. • Berkeley, 1994. - Vol 34, N 8 - P 675-691

62. Yu В Sino-Russian military relations // Ibid. - 1993. - Vol. 33, N 3. - P 301-312

96.03.002. ТУПОВ Б.С. ИСТОРИЯ БАНКОВ В РОССИИ. 4.2. ПОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД

Отмена крепостного права и появление товарного земледельческого производства явились предпосылкой для "развития банковской системы, обеспечивающей кредитование оборота и распределения земельных наделов и имений" (9, с.39). Накануне реформы ни дворянство, ни крестьяне не были готовы к переходу на предпринимательский путь. "Лишь определенная неадекватная государственная поддержка, - отмечает -А Н Новиков в своей статье в журнале "Банковское дело", - сулила на определенных 4*

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.