РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ
НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 8
НАУКОВЕДЕНИЕ
1
издается с 1973 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,8 рефераты 96.01.001-96.01.033
МОСКВА 1996
висимости от стадии их эволюционного развития, проявлять все более высокий уровень осознания окружающей среды и интеллектуальных способностей. Более того, мы начинаем осознавать, что мы тоже звенья в цепи эволюции-, которая, если на земле сохранятся необходимые условия для жизни, будут неуклонно продолжаться, хотим мы этого или нет. Мы можем только менять "направление" эволюции, изменяя* окружающую среду.
Однако те, кто поддерживает геномный анализ, оправдывают его тем, что он ведет к достижениям в медицине. Наши знания о корнях болезней, особенно сцепленных с наследственностью, рака и метаболических расстройств, уже в значительной мере проистекают из анализа генов. В результате этого приобрела новую размерность диагностика, особенно наследственных болезней и рака. Генные технологии все больше влияют на превентивную медицину, например на разработку вакцин против инфекционных болезней. Сделаны первые шаги в области генной терапии, направленной на лечение рака, наследственных и сердечно-сосудистых болезней и метаболических расстройств. Ежедневно обнаруживается множество биологически активных субстанций. Возможно, недалеко то время, когда будут поняты молекулярные основы старения.
Полный анализ человеческого генома в своих существенных элементах будет завершен в начале следующего тысячелетия. Во всем мире усилия в этом направлении бурно прогрессируют. В Германии общественность также начинает осознавать, что эти достижения открываг ют новые возможности и что риску возможных злоупотреблений и генетической информацией можно противодействовать. Должны ли мы сегодня согласиться с курсом, предлагавшимся в недавнем прошлом оппонентами геномного проекта, т. е. возвратиться к образу мыслей времен инквизиции и отказаться от лучшего понимания самих себя и окружающей среды?
В. Н. Игнатьев
96.01.008. ВЕЙНДЛИНГ П. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИИ И ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ИМИ: ЦИКЛОН Б И ГАЗОВАЯ ДЕЗИНСЕКЦИЯ. МЕЖДУ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНОЙ И холокостом.
WEINDLING P. The uses and аЬцрев of biological technologies: zyklon В and gas disinfestation berween the firs world war and the holocaust // History and technology— L. etc., 1995 .— Vol. 11, № 3, — P. 291-298.
Хотя нацистские газовые камеры следует считать одним из самщх известных примеров злоупотребления технологиями, разработанными для медицинских и биологических целей, удивительно то, что обсто-
ятельства и предыстория их применения мало расследованы. Помимо процессов над тремя химиками по обвинению в военных преступлениях, происхождение и примеиеиие циклона Б — одного из двух главных газов, использовавшихся при холокосте, долго игнорировались. В частности, историки обычно рассматривали технологию газовых камер как нечто данное, не представляющее исторического интереса. Для заполнения этого пробела необходимо изучить, как технологические процедуры, столь важные для нацистского видения эффективности науки и техники, структурировались более широкими историческими факторами.
Документальное изучение создания и действия газовых камер со всей очевидностью опровергает ревизионистское отвержение холоко-ста. Такое отвержение со стороны, например, Лейхтера (Leuchter), одного из участников разработки средств казни в США, демонстрирует серьезную опасность узкотехнического подхода. Он осуществляет обратную экстраполяцию от нынешних практик, не учитывая исторического контекста и игнорируя, в частности, разницу между единичной казнью и заключением больших масс людей в ограниченное пространство.
Изучение развития и нормальной практики уничтожения паразитов с помощью производных гидроциановой кислоты (ГЦК) показывает, как технические и административные структуры, созданные в веймарской Германии, стали основой для нацистских мероприятий. Как и в случае нацистской евгеники и медицинских экспериментов, возникает вопрос, должны ли мы считать, что при нацизме научные технологии искажались и извращались в угоду идеологии, либо что нацисты просто довели до крайности некоторые аспекты, внутренне присущие науке, медицине и технике. В любом случае нацистская наука представляет жуткую экстраполяцию науки и техники, когда применение их лишается моральных и политических тормозов.
Первоначально ядовитые газы использовались для уничтожения насекомых и грызуне» в целях борьбы с порождаемыми ими заболеваниями. Исходные шаги были мотивированы военными соображениями, а затем дело перешло в гражданскую сферу. Быстрое развитие газовых технологий в меж военной Германии во многом было обусловлено государственной поддержкой ученых, занимавшихся стратегически важными технологиями. Критически важной в этом плане были -ГЦК, из которой получался циклон. Будучи легче воздуха, она была непригодна для газовых атак. Сотрудники институтов кайзера Вильгельма в Берлине под руководством химика Ф. Хабера разработали коммерчески значимую форму ГЦК как побочный продукт исследований в области оборонительного и наступательного химического оружия. В биохимическом институте кайзера Вильгельма О. Вар-
бург раскрыл биохимическую природу действия ГЦК на клеточный обмен.
Газ циклон был предложен как легкий в применении варианта ГЦК, который смертельно действовал на ограниченных пространствах. Поэтому он использовался для дезинсекции завшивленных закрытых помещений — бараков, жилищ, кораблей и вагонов. В 1915 г. биологи выявили особенности действия ГЦК на поведение и жизненный цикл насекомых, прежде всего- вшей, только что "уличенных" в качестве переносчика тифа. ГЦК стала заменять и другие средства дезинсекции — двуокись серы и пар. Двуокись серы была взрывоопасна и воспламеняема, а пар повреждал обувь, меха и пр.
В 1917 г. немецкие и австро-венгерские военные эксперты по дезинсекции начали экспериментальные исследовательские программы использования ГЦК для борьбы с паразитами. Эффективность этого газа не только против вшей, но и против гнид и клопов означат ла, что он может с успехом применяться в военных госпиталях и бараках. Его достоинствами были дешевизна, то, что он не повреждал шерсть, кожу и металл, используемые в военной форме, что он проникал во все складки и карманы одежды, постельные принадлежности и щели, не грозил взрывом или пожаром. Были, однако, отмечены и два серьезных недостатка: он был безвреден для бактерий растительного происхождения и потому не действовал как средство для общей дезинфекции; кроме того, его использование требовало чрезвычайной осторожности. Вследствие этого в Англии, например, эксперты отказались от его применения. Однако в Германии с апреля 1917 по март 1919 г. газ был применен для обработки свыше 3 млн кубометров зданий, а к 1920 г. было обработано уже 21 млн. кубометров.
Главный вклад в разработку безопасной и экономически ценной формы ГЦК внесли фармаколог Ф. Флюри и энтомолог А. Хазе из кайзеровского института физической химии и электрохимии. Флюри обнаружил, что большим дефектом ГЦК является отсутствие запаха, который позволял бы обнаружить его людям и животным- прежде, чем они получат смертельную дозу. В 1920 г. было предложено добавлять в основной газ едкий предупреждающий индикатор, в качестве которого применялся гидроуглеродный метилэфир, сам являющийся ядом. Этот шаг ознаменовал решающий отход от военной химической программы. Новое соединение приобрело назвадие — "циклон". Эксперименты показали, что циклон столь же токсичен для насекомых, как и ГЦК. В своей адаптированной форме газ был легок для транспортировки и использования.
По соображениям коммерции и безопасности руководства по применению газа были строго засекречены, а медицинские знания о действии
ГЦК в ее производных на метаболизм человека и животных в 20-е годы стали основой для законодательства по безопасности.
По Версальскому договору, в Германии запрещалось "использование удушающих, отравляющих и иных газов и аналогичных жидкостей" . Поэтому были запрещены и компоненты, добавляемые для получения газа, который позже стали называть "циклон А". В 1923 г. фирма БЕСЕБСН, благодаря усилиям своего химика Б. Теша создала новое соединение — "циклон Б", не подпадавшее под запрет. В нем в качестве предупреждающего индикатора использовались хлор и бром, служившие также и раздражителем, стимулирующим дыхание у насекомых и потому улучшающим общую эффективность. Газ, производимый в форме шарике», помещавшихся в воздухонепроницаемые консервные банки, заменившие контейнеры для сжиженного газа. Теш создал в Гамбурге фирму для производства газа, а впоследствии снабжал им эсесовцев, применявших газ в лагерях уничтожения. В 1946 г. он был осужден как военный преступник.
Во время первой мировой войны Гитлер попал под газовую атаку и даже временно потерял зрение. Однако применение газа для истребления вшей и крыс приводило его в восторг. Между тем использование газа в этих целях приводило к несчастным случаям. Так, в 1918 г. в недавно дезинсектировавшемся помещении погибло десять рабочих; там, где после процедуры не проводилось достаточного проветривания, умирали дети; Селян жертвы и при использовании для изоляции помещений газопроницаемой бумаги. В этой связи введение циклона вместо ГЦК рассматривалось как средство избежать жертв. Вместе с тем для проведения работ по дезинсекции стал использоваться только специально обученный персонал, имеющий государственные сертификаты. Создавались муниципальные газовые камеры, куда можно было сдавать для обработай одежду и мебель; использовались и мобильные газовые'камеры на грузовиках.
Таким образом, в 20-е годы сформировались специфические группы интересов, для которых циклон Б и газовые камеры стали важны в коммерческом либо научном плане, либо как рабочие места. Наличие правового и медицинского контроля позволило администраторам здравоохранения познакомиться с применением циклона и цементировало связи между ними и монополистами-производителями. В условиях строгой секретности были подготовлены специальные кадры дезинсекторов.
Нацисты не сочли нужным менять структуры Веймарской республики, обеспечивавшие регуляцию этой практики, поскольку они облегчали применение циклона под официальным контролем. Когда при вторжении в Польшу возникла угроза тифа, военные и эсесовцы обратились к прошлому опыту и повторили процедуру уничтожения вшей,
6 Зак. 3888
применив циклон Б. Когда в 1940 г. швейцарская фирма "Ое1ву" запатентовала ДДТ, этот препарат был предложен и нацистам, и странам антигитлеровской коалиции. Союзники быстро освоили технологию применения ДДТ, однако Германия продолжала использовать циклон Б и газовые камеры, что отражало влияние монопольного производителя циклона — фирмы БЕвЕЗСН. Можно утверждать, что в то время, когда с научно-технической точки зрения использование циклона Б уже устарело, немцы занимались его применением к людям: меры по борьбе с тифом в 40-е годы демонстрируют негибкость властей, наличие корыстных интересов и нежелание перейти на зарубежные технологии.
Использование циклона Б для холокоста часто приписывается случайности, происшедшей в Ошвице, когда комендант лагеря подумал, что запасы циклона Б, необходимые для предотвращения эпидемий, можно приметь и к людям. Однако известно, что среди нацистов существовала озабоченность относительно того, как решить техническую проблему убийства в таких массовых масштабах. Еще не получила достаточно глубокого изучения и роль технического персонала, занятого в санитарных командах, судебно-медицинских лабораториях и в лабораториях химии газов, для которого технология отравляющих газов была рутинной и который разрабатывал различные методы массового убийства.
Летом 1941 г. ведущий медик СС Гравитц посоветовал Гитлеру использовать газовые камеры как наиболее эффективный метод геноцида. Гитлер приказал Р. Гессу, коменданту Ошвица, принять меры для подготовки к "окончательному решению еврейского вопроса". Гесс проинспектировал газовую камеру в Треблинке с целью построить аналогичную установку в Ошвице; он счел, что окись углерода действует слишком медленно и недостаточно ядовита. Заместитель Гесса — Р. Фритц — экспериментировал с циклоном Б. В сентябре 1941 г. около 600 советских военнопленных и 300 евреев "экспериментально" были уничтожены циклоном Б. Гесс затем повторил этот эксперимент и подтвердил превосходство циклона Б. Газовая камера вначале была оборудована в морге, затем еще в двух зданиях вне лагеря и, наконец, в крестьянском доме. На них была надпись "для дезинфекции", и прибывавшим евреям объясняли, что камеры предназначены для уничтожения вшей. С оборудованием четырех камер число убийств достигло 10 тыс. в день. Гесс отмечал, что окись углерода, применяемая в Треблинке, требовала в 10 раз больше газовых камер меньшей производительности, чтобы сравняться (^производительностью установок в Ошвице.
Специалисты-дезинсекторы обеспечивали, во-первых, эффективность летальных соединений и, во-вторых, занимались совершенствованием конструкции газовых камер. Дорогие медленно действовавшие
и менее управляемые камеры с окисью углерода также использовались для умерщвления умственно ослабленных пациентов, а также в мобильных установках и в ряде лагерей уничтожения. Однако массовые масштабы убийств можно было производить только в камерах с циклоном Б, который действовал быстрее и был проще в использовании. Для накачки газа использовался мотор; а циклон Б распылялся через отверстие в крыше эсесовцами, одетыми в защитные маски. Людей можно было доставлять поездами, а не автобусами или грузовиками. Единственным недостатком было то, что требовалась температура не ниже 25,7 градусов Цельсия, так что эсесовпам приходилось ждать, пока естественное человеческое тепло согреет камеру до этой температуры.
Исторические данные о роли специалистов чрезвычайно скудны. Только один технический эксперт Курт Герштейн привлек сколько-нибудь заметное внимание. Он участвовал в замене окиси углерода циклоном, считая циклон Б гуманным новшеством, позволяющим быстро и безболезненно умереть. Герштейн стремился обеспечить поставки циклона без предупреждающих добавок, чтобы обеспечить смерть без ощущения тбшноты. Иногда он даже пытался сообщить о холокосте священникам ■ одному из шведских дипломатов.
В целом же программа, которая проектировалась для обеспечения безопасности людей, позволила элите экспертов получить власть над газовыми камерами и разработать научносанкционированную технологию, приведшую к разрушительным последствиям. Изобретатели, ответственные за ее совершенствование, остались неизвестными — наг пример, никто не знает с определенностью, кому принадлежит идея маскировать газовые камеры под душевые.
Нацисты сосредоточились на отработанных процедурах, которые были ужасающе эффективны для геноцида.
Б. Г. Юдин