РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2
ЭКОНОМИКА
3
издается с 1972 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,2 рефераты 95.03.001-95 03.102
МОСКВА 1995
Среди важнейших направлений технического сотрудничества на сессии были выделены следующие: развитие торговли и защита окружающей среды (меры регулирования, затрагивающие торговлю, разработка и сбыт экологически чистой продукции); анализ мер контроля над торговлей; проведение в жизнь результатов “уругвайского раунда”; политика в области конкуренции и ограничительная деловая практика; разработка оптимальных экспортных стратегий; выявление и использование возможностей развития торговли, связанных с использованием механизмов региональной интеграции; институциональные реформы в
РС.
В заключение была утверждена повестка дня следующей четвертой сессии рабочей группы, в ходе которой будет рассмотрено влияние результатов “уругвайского раунда” на перспективы развития внешней торговли РС.
А. И. Безруков
МЕЖДУНАРОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАПИТАЛА. ТНК
95.03.083. ЭКОНОМИКА МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА. International business economics : A European perspective / Ed. by Piggott J., Coor М.— L.; N. Y. : Longman, 1993 XIX, 403 p.— Би-блиогр. в конце ст.
В коллективной монографии английских экономистов, состоящей из 14 глав, рассматриваются различные аспекты развития международного бизнеса, в основном на примере европейских стран. Поскольку данная монография рекомендуется в качестве пособия для студентов вузов, к каждой главе дается перечень тем для обсуждения и список дополнительной литературы. В первой вводной главе дана общая характеристика работы и ее структуры.
Вторая глава посвящена анализу природы и факторов роста международного бизнеса, который развивается на основе процессов концентрации и централизации предприятий, приводящих к формированию крупных компаний и ТНК. Главными формами объединения (интеграции) компаний являются: а) горизонтальная интеграция, имеющая целью получение экономии на масштабе и усиление рыночной власти; б) вертикальная интеграция, направленная на обеспечение большей' безопасности снабжения сырьем и необходимыми компонентами и рынков сбыта; в) диверсификация деятельности компаний с целью более эффективного распределения рисков, приводящая к формированию конгломератов. В последние годы процесс слияния и поглощения компа-
ний в Европе охватил все ведущие отрасли: химическую, электронную, электромашиностроение, автомобилестроение, пищевую и аэрокосмическую (приводятся данные о крупнейших компаниях названных отраслей).
В третьей главе рассматриваются условия развития международного бизнеса в Европе, которые определяются действием совокупности факторов политического, экономического, социально-демографического и технологического характера, а также наличием соответствующей законодательной базы. В условиях быстрых изменений и усиления неопределенности штаб-квартиры европейских ТНК разрабатывают и осуществляют глобальную и оперативную стратегию в области маркетинга, финансов и управления персоналом. Особое внимание в данной главе уделяется анализу влияния на формы организации и деятельность ТНК в ЕС межнациональных различий — политических, законодательных, социокультурных, религиозных и т. д. В последнее время на развитие международного бизнеса в Европе все большее влияние оказывают и основные направления коммунитарной политики: промышленной, региональной, социальной, в области регулирования конкуренции, охраны окружающей среды, а также законодательство ЕС о европейской компании.
В четвертой главе излагаются основные положения теорий международного обмена, начиная с теории абсолютных преимуществ А. Смита и теории сравнительных преимуществ Д. Рикардо и кончая теоремой Хекшера—Олина—Самуэльсона и концепцией жизненного цикла продукции Р. Вернона. Отдельные теоретические положения проиллюстрированы данными о развитии внешней торговли стран — членов ЕС, особенно Великобритании.
Предметом пятой главы является анализ протекционистских тенденций в мировой торговле. Правительства промышленно развитых стран объясняют необходимость некоторого ограничения свободы торговли и введения протекционистских мер следующими причинами: опасностью сверхспециализации национальной экономики и сужения ассортимента производимой продукции, если внешнеторговый оборот страны будет следовать принципам сравнительных преимуществ; необходимостью сохранения или стимулирования развития традиционных отраслей; стратегическими соображениями; защитой интересов отдельных отраслей (например, сельского хозяйства); защитой нарождающихся отраслей промышленности; необходимостью улучшения условий торговли; проведением антидемпинговой политики; поддержанием определенного уровня доходов; стремлением получить выгоды от внешних эффектов (с. 66-67). Борьба с современными формами протекционизма в международной торговле рассматривается на примере деятельности ГАТТ.
В шестой главе представлены формы и этапы развития международной экономической интеграции, начиная с создания простых зон свободной торговли и кончая экономическим союзом, в рамках которого не только устраняются барьеры на пути свободного движения товаров, услуг, капиталов и людей, но и осуществляется гармонизация экономической политики стран-членов, а в некоторых областях проводится единая политика. Рассматриваются теоретические основы процесса международной интеграции, факторы и последствия ее развития. Кратко излагается история западноевропейской интеграции и создания ЕЭС, анализируются проблемы возможного расширения Сообщества. Особое внимание уделено опыту интеграции восточноевропейских стран в рамках СЭВ, причинам развала этой группировки.
Седьмая глава посвящена анализу основных направлений коммуни-тарной политики — в области регулирования конкуренции, сельского хозяйства и регионального развития. Подчеркивается, что политика конкуренции ЕС имеет особо важное значение для развития международного бизнеса. Законодательные основы этой политики были заложены в ст. ст. 85 и 86 Римского договора о создании ЕЭС, которые в последующем были дополнены законодательными актами, принятыми на уровне ЕС. Основное назначение политики конкуренции состоит в устранении государственных и частных барьеров на пути открытой и свободной конкуренции. Исходя из этого, политика конкуренции призвана решать две задачи: а) ограничивать государственную помощь национальным компаниям вплоть до ее полного устранения; б) контролировать процесс концентрации крупнейших компаний на уровне ЕС, чтобы не допускать формирования олигополий, искажающих условия конкуренции и злоупотребляющих доминирующим положением на рынке. В настоящее время самые крупные операции по слиянию и поглощению компаний контролируются на уровне ЕС: ежегодно Суд первой инстанции рассматривает в среднем до 50 таких дел.
В восьмой главе характеризуется программа создания единого внутреннего рынка (ЕВР) ЕС, который начал функционировать с 1 января 1993 г. Подробно рассматривается ход разработки, принятия и практического осуществления 279 директив, включенных в программу создания ЕВР, изложенную в опубликованной в 1985 г. “Белой книге о завершении единого внутреннего рынка”. Программа создания ЕВР предусматривала ликвидацию налоговых и физических барьеров, устранение препятствий на пути свободного перемещения рабочей силы, гармонизацию отдельных направлений социального законодательства стран-членов. Ликвидация физических барьеров во взаимной торговле включала совокупность следующих мер: полную отмену всех пограничных формальностей в рамках ЕС и национальных мер контроля над импортом, упрощение правил Таможенного досмотра грузов и
транспортных средств, унификацию статистической отчетности, смяг-; чение или отмену иммиграционного контроля и т. д. Особое внимание В главе уделено устранению барьеров на пути свободного передвиже-I Ния капиталов и рабочей силы, в том числе принятию Хартии основ-• ных социальных прав.
В девятой главе рассматриваются проблемы и перспективы валютной интеграции в рамках ЕС, создание в 1979 г. Европейской валютной системы, опыт и трудности ее функционирования.
В десятой главе раскрываются механизмы и факторы быстрого роста евровалютного рынка, сложное взаимодействие между состоянием этого рынка и уровнем процентных ставок в европейских странах, а также проблемы интернационализации деятельности европейских банков. Анализируется сложная структура международного рынка капиталов, который включает следующие сегменты (с. 268): рынок форвардных сделок (межбанковский рынок срочных операций с валютой); продажа валюты на условиях “спот” (немедленная оплата наличными); рынки евровалют, еврокредитов и еврооблигаций и других ценных бумаг; рынки валютных и процентных “свопов” (когда, например, долгосрочные кредитные обязательства в одной валюте обмениваются на равные обязательства в другой валюте).
В главе рассматриваются также вопросы урегулирования внешней задолженности развивающихся, восточноевропейских и западноевропейских стран, деятельность европейских коммерческих банков в условиях ЕВР и перспективы валютной унификации ЕС до конца нынешнего столетия.
В одиннадцатой главе анализируются типы организационной структуры ТНК. Отмечается, что из 4500 крупнейших ТНК, действующих в мировых масштабах, 2500 происходят из стран ЕС (с. 301). Рассматриваются положительные и отрицательные последствия дея-. тельности ТНК для национальной экономики принимающих стран и возможности установления контроля над ними. Позиция КЕС в отношении такого контроля проявляется в принятых в ЕС директивах по различным аспектам деятельности компаний, в которых предусматриваются меры по защите интересов потребителей и занятых на предприятиях ТНК, по поддержанию эффективной конкуренции и контролю над поглощениями компаний путем скупки контрольного пакета акций; по обеспечению равенства условий для деятельности всех компаний — как национальных, так и иностранных; по защите интересов развивающихся стран; по совершенствованию информации о деятельности ТНК (с. 312).
Рассматривая проблемы регулирования деятельности ТНК и создания благоприятного климата для иностранных инвестиций, авторы приводят схему анализа условий (среды) для международного бизнеса
в той или иной стране, предложенную американскими исследователями Ф. Шерером и Д. Россом (с. 316). Схема включает в себя следующие основные элементы:
1. Базовые условия: особенности предложения сырьевых материалов, оборудования и технологии, уровень цен, отношение к предпринимательству, роль профсоюзов; особенности спроса — эластичность цен, темпы экономического роста, наличие субститутов, тип маркетинга, методы сбыта, циклические и сезонные факторы.
2. Структура рынка: численность продавцов и покупателей, степень дифференциации продукции, барьеры на входе на рынок, структура цен, развитие вертикальной интеграции и конгломератов.
3. Особенности поведения компаний: политика в области цен, производственная стратегия, политика в области НИОКР и инноваций, рекламная деятельность, законодательные нормы.
4. Результаты экономической деятельности в целом: эффективность производства и размещения ресурсов, темпы лаучно-технического прогресса, обеспечение полной занятости и социальной справедливости.
Приводятся примеры использования этой схемы применительно к условиям промышленно развитых и развивающихся стран.
В двенадцатой главе, посвященной анализу прямых зарубежных инвестиций, дан обзор динамики объема прямых инвестиций с начала нынешнего века и представлены современные концепции зарубежного инвестирования: С. Хаймера, Дж. Даннинга, Р. Вернона и др. Рассматриваются также последствия увеличения иностранных прямых инвестиций в экономику западноевропейских и восточноевропейских стран.
В тринадцатой главе анализируются политика и стратегия представителей глобального бизнеса и особенности стратегического менеджмента ТНК. Приводится схема организации стратегического менеджмента, разработанная американскими исследованиями Г. Джонсоном и К. Шолесом (с. 359). Эта схема включает следующие основные элементы:
1. Стратегический анализ, в ходе которого разрабатываются прогнозы, определяются цели и возможности компании, оцениваются ресурсы и качество экономической среды.
2. Стратегический выбор: оценка альтернативных вариантов и последствий выбора, выбор стратегии.
3. Реализация стратегии: планирование материальных, людских и финансовых ресурсов, определение организационной структуры.
Рассматриваются особенности стратегии глобальных корпораций, которые в отличие от обычных ТНК осуществляют не региональную, а глобальную оптимизацию производственных процессов, ресурсов и НИОКР, глобальную диверсификацию и глобальное управление своими портфельными вложениями (с. 378). Приводятся схемы органи-
зационных структур различных типов ТНК, отражающие социокультурные особенности стран их происхождения. Анализируется политика отдельных европейских стран в отношении иностранных ТНК и коммунитарная политика контроля над слияниями и поглощениями крупнейших компаний в ЕС.
В заключительной четырнадцатой главе намечаются перспективы развития международного бизнеса в Европе с учетом дальнейшей эволюции ЕС в направлении укрепления EBP и создания валютно-экономического союза.
А. И. Безруков
95.03.084. О СТРАТЕГИИ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОМПАНИЙ. The discreet charm of the multicultural multinational // Economist.— L., 1994 .— Vol. 332, № 7874 .— P. 59-60.
В статье, опубликованной в журнале “Экономист”, рассматриваются особенности стратегий, осуществляемых ТНК с целью повышения их конкурентоспособности. Большинство ТНК считают, что наиболее эффективной стратегией является глобализация или превращение в корпорацию “без границ”.
За последние 25 лет число ТНК ведущих промышленно развитых стран (ПРС) возросло с 7 тыс. до 24 тыс. (с. 59). В настоящее время в мире действуют 37 тыс. ТНК, которые контролируют около 1/3 активов в частном секторе, их обороты составляют около 5,5 трлн. долл. (с. 59). Целью стратегии глобализации является использование всех ресурсов компании (где бы они ни находились) для повышения ее конкурентоспособности. Это означает устранение препятствий для свободного перемещения капитала, людей и особенно идей.
Применение стратегии глобализации приводит к возникновению “многокультурных” ТНК, в основе существования которых лежат две предпосылки: 1) ключом к успеху являются инновации, поэтому компания должна использовать идеи не только страны происхождения, но и стран размещения; 2) развитие технологии сближает страны: по разработанной в одной стране программе для ЭВМ могут работать компании в разных странах, даже если эти программы нужно приспособить к местным условиям.
Стратегия глобализации предполагает осуществление больших изменений в структуре руководства ТНК. Например, в японской компании “Сони” на должность управляющего филиалом в каждой из стран размещения назначается представитель данной страны, а с 1989 г. в совет директоров компании включены три иностранца.
Сопредседатель шведско-швейцарской компании по производству электрооборудования (АББ) заявил, что подлинно “многокультурные”