Научная статья на тему '95. 03. 001. Отношение общества к науке и технике. Science and technology: public attitudes and public understanding // science and Engineering indicators. - 1993 rep. - Wash. , 1993. - P. 193-215'

95. 03. 001. Отношение общества к науке и технике. Science and technology: public attitudes and public understanding // science and Engineering indicators. - 1993 rep. - Wash. , 1993. - P. 193-215 Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
46
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ -США / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ -И НАУКА США / ТЕХНИКА И ОБЩЕСТВО / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ И НАУКА / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ -США / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ {{-}}СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ -США / НАУКА {{-}}И МОЛОДЕЖЬ -США / НАУКА -И ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / НАУКА -И ОБЩЕСТВО / НАУКА -И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / НАУКА -США / НАУКА --США / МОЛОДЕЖЬ И НАУКА -США
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Юдин Б. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «95. 03. 001. Отношение общества к науке и технике. Science and technology: public attitudes and public understanding // science and Engineering indicators. - 1993 rep. - Wash. , 1993. - P. 193-215»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ^ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

- - --- ■ — - - ............

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 8

НАУКОВЕДЕНИЕ

3

издается с 1973 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,8 рефераты 95.03.001-95.03.028

МОСКВА 1995

НАУКА И ОБЩЕСТВО

95.03.001. ОТНОШЕНИЕ ОБЩЕСТВА К НАУКЕ И ТЕХНИКЕ. Science and technology: Public attitudes and public understanding // Science and engineering indicators.— 1993 rep.— Wash., 1993 .— P. 193— 215.

Реферируется седьмая глава ежегодного доклада “Индикаторы науки и техники”, подготовленного Национальным научным фондом США за 1993 г.

Темпы научно-технических изменений сейчас столь стремительны, что изучение наук о жизни и математики в школе — лишь подготовка к тому, чтобы всю оставшуюся жизнь знакомиться с новыми достижениями. Взрослые сегодня узнают об этих изменениях прежде всего через средства массовой информации, и определение их надежности свидетельствуют о способности американцев подготовиться к будущему.

Для исследования отношений общества к науке были использованы данные из предыдущих ежегодных докладов “Индикаторы науки и техники”, а также результаты аналогичных обследований в Японии и странах ЕС. Первый раздел сфокусирован на показателях интереса к науке и технике, на том, какое внимание они привлекают. Второй — на отношении общества к науке и технике в целом и к конкретным научно-техническим вопросам, в частности. В третьем разделе изучается уровень понимания обществом науки и техники и дается оценка того, какая его часть воспринимает специальную терминологию из области науки, техники, биомедицины и экологии. В последнем разделе данные из специального долгосрочного обследования американской молодежи используются для прогноза отношения следующего поколения американцев к науке и технике.

Остальные используемые в “Индикаторах” понятия:

1) мнения — такое отношение к теме, личности или другому объекту, которое не носит глубокого характера. Если индивида спрашивают о том, что его интересует мало; то в разговоре или интервью он может дать ответ, но его ответ не будет отражать фундаментальных интересов и ценностей и вряд ли будет устойчивым во времени;

2) установки — такие отношения индивида к некоторой теме, личности или иному объекту, которые отражают важные интересы или ценности. Индивид с устойчивым интересом в соответствующей сфе-

тают, что медицинская наука в ближайшие 25 лет найдет способ излечения рака, 40% ожидают разработки вакцины от СПИДа и 44% считают, что новые медицинские технологии позволят довести среднюю продолжительность жизни в США до 90 и более лет. Вместе с тем почти половина опрошенных в те же 25 лет ожидают аварии на АЭС; 1/4 считают, что произойдет “значительное ухудшение качества среды обитания”, а еще 1/4, что произойдет распространение в окружающей среде “опасного организма, сотворенного человеком”.

В 1985 и 1992 гг. в ходе опросов предполагалось оценить влияние науки и техники на некоторые аспекты качества жизни. В обоих опросах был выявлен высокий уровень позитивной оценки того, что касается их влияния на уровень жизни (свыше 80%), улучшение условий труда (около 80%), общественного здравоохранения (свыше 80%) и того, чтобы жизнь доставляла больше удовольствий (около 70%). В том, что касается влияния науки и техники на сохранение мира на Земле, доля положительных ответов была не так велика (около 42%), но и здесь она превысила долю отрицательных ответов примерно на 10%, причем в 1992 г. эта разница возросла.

В целом начиная с 1979 г. по крайней мере 7 из 10 американцев считали, что результаты науки и техники дают больше пользы, чем вреда (в 1992 г. — 73%). Противоположные взгляды высказывали менее 1/5 части американцев. При международном сравнении оказывается, что в позитивной оценке влияния науки вслед за американцами идут европейцы: прежде всего — датчане, испанцы и французы, тогда как среди японцев только 40% считают, что выгоды от науки перевешивают вред.

Еще одним объектом оценки было отношение к расходам правительства на науку и технику. В течение последних 10 лет 34% опрошенных в США считали эти расходы слишком малыми, менее 20% — слишком большими, а около половины — достаточными. В первой группе чаще оказываются люди с высоким уровнем образования и те, кто интересуется научно-технической политикой. Для сравнения: в 1992 г. 81% респондентов сочли недостаточными расходы на образование, 79 — на улучшение здравоохранения, 73 — на помощь пожилым, 72 — на уменьшение загрязнения среды обитания, 56 — на помощь тем, кто имеет низкий уровень дохода; 40% американцев считают слишком большими расходы на оборону, около 50% — на космические исследования.

Понимание науки обществом

В данном разделе рассматривается уровень понимания населением главных понятий и концепций фундаментальной науки, биомедицины и экологии. Владение базовым словарем научных терминов и поня-

ре будет иметь по ее поводу твердые убеждения. Будучи опрошенными о сильно интересующих их темах, большинство людей могут дать детальный и логически связный ответ, отражающий их предшествующие размышления на эту тему и ее связь с другими интересами и ценностями. В противоположность мнениям, установки более стабильны во времени и интегрированы в более широкую совокупность ценностей и интересов;

3) предмет интересов мера относительная ках в концептуальном, так и в эмпирическом смысле. В предыдущих выпусках “Индикаторов” на многие вопросы респондентов просили ответить по шкалам: сильная, умеренная заинтересованность или ее полное отсутствие. Поскольку число объектов, эа которыми индивид может следить постоянно , — ограничено, эти ответы указывают на те области, которые считаются представляющие наибольший интерес для респондента;

4) объективный уровень понимания — отражение ряда выбранных научных и технических понятий, которые были правильно .идентифицированы в интервью. Однако интервью позволяет оценить лишь ограниченный диапазон понятий и обычно не позволяет измерить ни глубину понимания, ни способность применять эти понятия в практическом плане;

5) субъективный уровень понимания — показатель, с помощью которого респонденты оценивают себя как “очень хорошо информированных” или “не очень информированных” о некоторых предметах. Хотя те, кто объективно больше знает, значительно чаще описывают себя как очень хорошо информированных, некоторые люди с относительно высоким объективным уровнем понимания описывают себя как умеренно информированных. И напротив, некоторые из считающих себя хорошо информированными могут не обнаруживать высокого объективного уровня понимания. Те, кто считает себя очень хорошо информированным, значительно чаще участвуют в публичных политических дискуссиях, чем те, кто -сомневается в своем уровне понимания.

Интерес к науке и технике к информированность

Начиная с работы Г. Элмонда1 социологи поняли, что граждане сложных современных обществ должны “специализироваться” в своих политических интересах, следя за теми предметными областями, которые они считают наиболее знакомыми либо наиболее важными для тебя, своих семем, занятий или для страны в целом.

Уровень интереса к науке и технике в США остается стабильным в течение последних 14 лет. Согласно опросу 1992 г. примерно 37%

’Almond G. А. 1950. The American people And foreign policy. N. Y.— Приведено no реф. источнику. С. 214

(из общенациональной случайной выборки в 2001 человек, опрошенных по телефону) сказали, что они очень интересуются новыми научными открытиями и новыми изобретениями и технологиями (1). Начиная с 1985 г. опросы общёственного*.мнения, проводимые для “Индикаторов” , включают вопросы об интересе к новым медицинским открытиям (2). Согласно опросу 1993 г., оказалось, что примерно 2/3 взрослых американцев очень интересуются новыми медицинскими открытиями, и только 3% сказали, что это им неинтересно или малоинтересно.

Обнаруживается корреляция между уровнем образования и интересом к новым научным открытиям, хотя такой корреляции в отношении новых изобретений и технологий не наблюдается. Интерес к космическим исследованиям (3) наиболее высок среди выпускников колледжей и наиболее низок среди менее образованных; однако в том, что касается интереса к использованию ядерной энергии и загрязнению окружающей среды (4), такая корреляция отсутствует. Здесь проявляется общая тенденция: наука требует более высокого уровня знаний, в то время как техника более знакома респондентам, так как непосредственно влияет на их жизнь.

В сравнении с Японией и 12 странами ЕС, США занимают девятое место по уровню интереса к новым научным открытиям, шестое — по уровню интереса к новым изобретениям и технологиям, а также по интересу к проблемам окружающей среды, и первое — по интересу к новым медицинским открытиям. Очень высокий уровень интереса граждан ко всем четырем областям наблюдается во Франции, Голландии, Италии и Греции. Япония во всех сферах занимает последнее или предпоследнее место.

В то же время еслн в 80-е годы хорошо информированными в вопросах экономики и бизнеса считали себя 15-20% американцев, то в 1992 г. почти 30% считали себя таковыми.

В США, как и всяком плюралистическом обществе, отдельные его члены проявляют интерес к разным предметным областям: экономике, сельскому хозяйству, внешней политике и пр. Поэтому науке и технике приходится конкурировать с ними за привлечение внимания общества.- Граждане, проявляющие высокий уровень интереса к некоторой предметной области, считающие себя хорошо информированными о ней, демонстрируют определенный образец потребления текущей информации. Они классифицируются как уделяющие ей внимание. Те, кто проявляет высокий интерес к области, но не считает себя хорошо информированным, классифицируются как входящие в заинтересованную публику. Тех, кто не проявляет высокого уровня интереса к данной предметной области, называются остаточной публикой по отношению к этой области.

Приблизительно 10% взрослых американцев (около 18 млн. чело-

век) составляют публику, уделяющую внимание научно-технической политике, что несколько ниже, чем было в 1979 г. Для сравнения: численность взрослых, интересующихся экономическими темами и новыми медицинскими открытиями, составляет 20%. Примерно столько же американцев как в 1990 г., так и в 1992 г. следили за проблемами загрязнения окружающей среды. Среди уделяющих внимание научно-технической политике мужчин больше, чем женщин, но это различие несущественно. Интересно, что уровень полученного формального образования не оказывает заметного влияния на этот показатель. н ' Из различных источников информации о технике наиболее распространенным продолжает оставаться телевидение: 95% американцев смотрят почти каждый день, по крайней мере в течение часа, новости по телевидению. 56% взрослых отмечают, что они почти каждый день читают газеты, в то время как только 28% читают журналы регулярно^ всего лишь 9% взрослых регулярно, читают научные журналы.

Дополнительные сведения о том, какими источниками информации пользуются американцы и насколько они им доверяют, дает проведенное в 1993 г. обследование, в котором рассматривался уровень понимания обществом биомедицинских наук. Приблизительно 1/3 взрослых американцев сообщают, что большую часть информации о здоровье они получают по телевидению; еще 1/3 опираются главным образом на газеты и журналы, и немногим более 1/6 части получают информацию главным образом от врачей. При этом более образованные больше опираются на печатные материалы, а менее образованные — на телевидение. Респондентам были также заданы вопросы о том, насколько они доверяют информации по двум различным темам: болезни сердца и снижение веса. Меньший уровень доверия в последнем случае, видимо, отражает коммерциализацию данной темы и то, что средства информации стремятся навязать те или иные диеты.

В целом более образованные респонденты более склонны доверять информации, исходящей от ученых, а менее образованные доверяют информации, получаемой по телевидению.

Установки в отношении науки « техники

Рассмотренные ранее индикаторы интереса, информированности и пр. содержательно нейтральны. Так, некоторые респонденты, активно интересующиеся новыми научными технологиями, могут положительно оценивать организованную науку (под которой понимается все в целом сообщество ученых и инженеров, обслуживающий их персонал и учреждения, в которых они работают), а другие с таким же уровнем интереса будут давать ей негативную оценку. В данном разделе речь идет о моделях общих установок в отношении последних десятилетий

и о распределении этих установок между различными социальными группами.

Периодические социологические обследования показывают, что большинство американцев на протяжении последних десяти лет продолжают позитивно оценивать науку и технику В обследованиях респондентов просят дать оценку таким высказываниям: “наука и техни-•а делают нашу жизнь здоровее, легче и удобнее”; “наука заставляет ас слишком часто менять образ жизни”; “мы слишком полагаемся на науку и недостаточно на веру”. Кроме того, респонденты должны оценить преимущества и потенциальный вред научных исследований.

В целом более образованные американцы склонны более позитивно оценивать науку, чем менее образованные. Численность американцев, позитивно оценивающих науку и технику, больше, чем японцев и европейцев. Свыше 80% американцев и европейцев согласились с первым из приведенных суждений. Между тем лишь 38% американцев (по сравнению с европейцами — 55% и японцами — 57%) считают, что наука “слишком быстро меняет наш образ жизни”. Что же кажется влияния компьютеров и промышленной автоматизации на создание новых рабочих мест, то японцы более оптимистичны в своих оценках, чем американцы и особенно европейцы. Среди японцев 43% согласны с тем, что компьютеры и автоматизация создают больше рабочих мест, чем сокращают; среди американцев — 39%, а среди европейцев — только 19%.

На протяжении 20 лет в рамках общенациональных опросов выяснилось, насколько взрослые американцы доверяют тем или иным социальным институтам. В течение всего периода позиции медицинского и научного сообществ были очень сильны — им доверяли, например, больше, чем Верховному суду, прессе и телевидению. Так, в 1993 г. уровень доверия как к медицинскому, так и научному сообществу в целом составлял по 40%, Верховному суду — порядка 35, а прессе и телевидению — 10%. х

Что касается отношения общества к тому, чем занимаются ученые, то здесь картина менее однородная. Хотя почти 80% американцев (независимо от пола и уровня образования) считают, что ученые “хотя работать над тем, что сделает лучше жизнь рядового человека”, более 50% согласны с тем, что “многие ученые ради карьеры или денег подделывают или фальсифицируют результаты исследований”. Тенденция верить в это только частично уравновешивается пониманием того, что научная традиция повторения работы другими учеными позволяет противостоять мошенничеству и обману. Такое понимание более характерно для тех, у кого выше уровень образования.

При анализе вероятности будущих научных достижений американцы проявляют и оптимизм, и пессимизм. Так, 45% американцев счи-

тий — это одно из необходимых условий для эффективного получения информации в современном мире.

Подавляющее большинство американцев понимает, что кислород вырабатывается растениями (более 80%), что центр Земли очень горячий (80), что континенты движутся по поверхности Земли (около 80%), что свет движется быстрее звука (более 70%) и что не вся радиоактивность — продукт деятельности человека (около 70%). В то же время менее половины респондентов знают, что Земля делает оборот вокруг Солнца за один год (около 45%), что электроны меньше атомов (около 45%); примерно столько же людей не принимают идею эволюции. Большинство людей не понимает устройства солнечной системы, происхождения звезд и галактик. В целом понимание науки американцами ограничено нашей планетой. В международном сравнении, когда использовался опросник по 12 позициям о научных понятиях и концепциях, американцы оказались на четвертом месте после датчан, британцев и французов.

Более высок уровень понимания генетических и биологических понятий. Так, свыше 80% взрослых американцев понимают, что не все бактерии вредны для человека, 77% знают, что имунная система человека может защитить его от вирусов и бактерий. Около 75% американцев знают, что интеллект человека не зависит от размеров мозга, а 63% полагают, что процесс эволюции продолжается и сегодня. Последний ответ расходится с результатами обследования, проведенного тоже в 1993 г., согласно которому только 41% считали, что человек произошел от более раннего вида животных. Во всяком случае ясно, что среди населения существует немало путаницы в вопросе о масштабах и природе эволюции.

Шесть из десяти американцев полагают, что ДНК регулирует наследственные признаки растений и животных, однако при ответе на открытый вопрос о значении ДНК только около 20% смогли связать ДНК со словами “ген” или “хромосома”, но неясно, понимают ли они отношение этого к наследственности.

Данные обследования свидетельствуют о существенных проблемах в понимании людьми экологических понятий. Отвечая на вопрос о причинах кислотных дождей, только 8% взрослых американцев были способны дать минимально корректный ответ, да еще 5% смогло дать общее описание последствий кислотного дождя. Почти 40% считают кислотный дождь формой загрязнения среды, но не могут ничего сказать о его истоках и последствиях.

Много людей обнаруживают слабое понимание причин истощения озонового слоя. Отвечая на вопрос о них, 25% смогли дать минимально приемлемое объяснение, а 42% — правильно описать некоторые из его вредных последствий. Только 7%, однако, смогли правильно указать

2-2023

расположение озоновых дыр. 73% согласились с тем, что озоновые дыры вызывают рак кожи, а 89% — что кислотные дожди вредят лесам; 45% согласилось с тем, что парниковый эффект может вызвать повышение уровня океанов, но только 16% понимают, что выхлопные газы не имеют отношения к проблеме кислотных дождей.

Эти данные свидетельствуют о высоком уровне беспокойства по поводу окружающей среды, вместе с тем основные термины и понятия во многом понимаются неверно.

В ходе обследования выяснялось также, в какой мере респонденты понимают суть научного подхода. Перед каждым из них была поставлена следующая задача. Двое ученых хотят узнать, как влияет новое лекарство на кровяное давление. Первый дает его тысяче людей с высоким давлением и определяет, у скольких из них давление снизилось. Второй дает его пятистам человекам с высоким давлением и не дает другим пятистам с высоким давлением, чтобы определить, какое давление будет в обоих группах людей. Какой способ испытания лекарства лучше? 66% предпочло второй подход. Казалось бы, это свидетельствует о том что большинство людей понимают смысл контрольной группы. Однако затем от респондентов потребовалось обосновать этот выбор. И здесь только 36% смогли описать смысл контрольной группы и объяснить свой выбор. Еще 13% давших правильный ответ не смогли ничего сказать в его обоснование, а 24% дали неверные объяснения. 8% сказали, что они выбрали первый, а 4% отвергли контрольную группу на том основании, что не следует отказывать в лекарстве тем, у кого высокое давление. Таким образом, более 1/3 взрослых американцев обладают минимальным пониманием научного подхода.

Молодежь: понимание и установки

Долгосрочное исследование проблем американской молодежи началось в 1987 г. и проводится в качестве мониторинга с включением приблизительно 3 тыс. школьников 7-го в 3 тыс. школьников 10-го классов (по состоянию на то время). Изучаются их установки, достижения и перспективы карьеры в отношении естественных наук и математики. Кроме того, каждый год собирается информация от учителей и от одного из родителей. В 1990 и 1993 гг. параллельно обследованию взрослых ряд идентичных вопросов относительно установок и понимания был задан и студентам. В обоих случаях были заданы вопросы, касающиеся таких понятий, как эволюция, дрейф континентов и природа научной теории. Почти по каждой из тем результаты 1993 г. были хуже, чем 1990 г.

Только 1/3 студентов согласились с понятием эволюции, а почти

1/4 — ее не принимают; 44% согласились, что жизнь может развиваться и на других планетах. Очень много неопределенности в ответах: около 1/3 студентов ответили “не знаю” на шесть из семи вопросов. Вместе с тем около 60% студентов Ънают, что научная теория отражает наиболее глубокое понимание учеными того, как нечто устроено, и примерно столько же знают, что время от времени теории изменяются, — эти показатели выше, чем во взрослой выборке.

При общем позитивном отношении студентов к науке и технике есть и признаки обеспокоенности современной ситуацией в них. Только 62% студентов согласились, что “прежде всего научными открытиями обусловлен уровень жизни в США”, тогда как среди взрослых со сходным утверждением согласились 85%. Среди студентов больше, чем среди взрослых, неопределенности и больше несогласия по поводу того, что компьютеры и автоматизация создают больше рабочих мест, чем высвобождают.

Несколько снизилась за три года вера студентов в то, что возможно техническое решение почти любой будущей проблемы. В 1990 г. 1/3 согласились с тем, что “всегда найдутся новые изобретения, позволяющие противодействовать вредным последствиям развития техники”, а 48% выразили неопределенность. В 1993 г. 44% студентов считали, что наука и техника приносят больше пользы, чем вреда, а 19% были несогласны с этим (среди взрослых — 73 и 17% — соответственно). В целом же, среди студентов значительно больше, чем среди взрослых, тех, кто еще не определил своего отношения. Имеющаяся информация свидетельствует о том, что необходимо продолжить усилия по реформированию и улучшению работы системы образования в этой области.

Б. Г. Юдин

95.03.002. БРАУН Ф. НОВЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА.

BROWN Ph. The new human condition // The future. New scientist supplement.— 1994, Octob. 15 .— P. 8-11.

В начале статьи автор предлагает следующий сценарий: женщина 55 лет захотела иметь ребенка. Еще в молодые годы несколько яйцеклеток женщины были положены на хранение, чтобы'заботы с ребенком не мешали карьере. Теперь же она может иметь собственного, биологически родного ребенка. Достаточно по телефону заказать из каталога компании донорскую сперму, и, 'если в этом году специалисты по генной терапии мозга не в моде, отцом ребенка может стать олимпийский чемпион.

Если верить сегодняшним газетам, много паникующим по поводу рождения детей пожилыми женщинами с помощью искусственного оплодотворения, то будущее человечества связано именно с такими

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.