Научная статья на тему '95. 02. 063. Кругмен П. О последствиях создания САССТ. Krugman P. le veritable impact de l'ALENA // problemes Econ - P. , 1994. - 6 juil. - № 2383. - P. 26-29'

95. 02. 063. Кругмен П. О последствиях создания САССТ. Krugman P. le veritable impact de l'ALENA // problemes Econ - P. , 1994. - 6 juil. - № 2383. - P. 26-29 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
65
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
-ИНТЕГРАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ -США-КАНАДА-МЕКСИКА / КАНАДА -ИНТЕГРАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ / МЕКСИКА -ИНТЕГРАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ / МОНОПОЛИЯ -МЕЖДУНАРОДНЫЕ / СЕВЕРОАМЕРИКАНСКОЕ ООГЯАШЕНИЕ О СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛЕ (NAFTA) / -СФЕРА УСЛУГ --США -ИНТЕГРАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «95. 02. 063. Кругмен П. О последствиях создания САССТ. Krugman P. le veritable impact de l'ALENA // problemes Econ - P. , 1994. - 6 juil. - № 2383. - P. 26-29»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

ьот

1

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2

ЭКОНОМИКА

издается с 1972 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,2 рефераты 95.02.001-95.02.074

МОСКВА 1995

странах, а связана с отсутствием надлежащих институциональных рамок для регулирования международной торговли.

По мнению Алле, ЕС может и должно добиваться свободы торговли только в коммунитарных рамках, отвергая догматические утверждения о необходимости неограниченной либерализации в отношениях с менее развитыми третьими странами. Торговая политика ЕС должна основываться на двойном принципе коммунитарных преференций и разумного протекционизма в отношении импорта, вызывающего рост безработицы и дестабилизирующего экономику (с. 21). Масштабы современного коммунитарного рынка вполне достаточны для того, чтобы конкуренция на нем была эффективной и способствовала совершенствованию технологии. Конечно, продолжает автор, речь не должна идти об изоляции Сообщества от внешней конкуренции; следует только помнить, что разумная политика развития менее развитых стран не может основываться на “руинах” экономики ПРС и на значительном увеличении безработицы, что чревато серьезными социальными последствиями (с. 21).

В заключение подчеркивается, что тезис о свободной мировой торговле является следствием неверного истолкования и использования положений вполне корректной классической теории сравнительных издержек. Полная либерализация мировой торговли, к которой призывает ГАТТ, должна быть признана одновременно нереалистичной и нежелательной целью. Продвижение по этому пути Алле считает самоубийственным, предлагая решительно отказаться от принципов, лежащих в основе современного международного обмена. Сегодня мир находится в исторически важном поворотном пункте, когда конечной целью общественной жизни следует признать не развитие торгового обмена как такового, а достижение счастья всех людей (с. 22). Любые крайности должны быть отброшены: слепой и жесткий протекционизм для любой страны и группы стран столь же абсурден, сколь опасно оказаться безоружным перед лицом догматической и неограниченной свободы торговли. “Извращения социализма вызвали крах общества в странах Восточной Европы; будем же бдительны, чтобы извращения либерализма не вызвали краха западных обществ” (с. 22).

Л. А. Зубченко

95.02.063. КРУГМЕН П. О ПОСЛЕДСТВИЯХ СОЗДАНИЯ САССТ. KRUGMAN P. Le veritable impact de I’ALENA // Problemes econ.— P., 1994 6 Juil.— № 2383 P. 26-29.

В статье профессора Массачусетского технологического института анализируются последствия вступления в силу Североамериканского соглашения о свободной торговле (САССТ), членами которого явля-I ются США, Канада и Мексика.

Противники САССТ часто прибегают к упрощенной, но политически эффективной риторике, пытаясь доказать, что оно невыгодно США, так как приведет к значительному сокращению занятости в стране. Сторонники САССТ, напротив, утверждают, что соглашение позволит создать сотни тысяч новых рабочих мест, обеспечить процветание Мексики и Северной Америки в целом. На деле, полагает П. Кругмен, истинная оценка САССТ сводится к следующим пяти положениям: 1) САССТ не повлияет на занятость в США; 2) оно не только не нанесет урона окружающей среде, но, напротив, окажется даже полезным; 3) соглашение не будет способствовать увеличению реальных доходов в США; 4) оно, вероятно, вызовет небольшое снижение реальной заработной платы неквалифицированных американских рабочих; 5) для США соглашение является прежде всего вопросом внешней, а не экономической политики (с. 26). Далее П. Кругмен пытается обосновать эти положения.

Утверждения противников САССТ об уничтожении рабочих мест в США из-за расширения импорта из Мексики и экспорта американского капитала в эту страну так же, как и утверждения сторонников САССТ

о создании новых рабочих мест вследствие экономического подъема в Мексике и расширения американского экспорта в эту страну, основываются, по мнению автора, на непонимании механизмов функционирования американской экономики. И те и другие игнорируют эффект нейтрализации, который оказывает экономическая политика, особенно политика процентных ставок, на воздействие САССТ на занятость. Так, в перспективе снижения уровня занятости и замедления экономического роста уровень процентных ставок может быть понижен, а в перспективе возможного создания 1,5 млн. новых рабочих мест — повышен. Наибольший объем сокращения занятости, называемый критиками САССТ, составляет 500 тыс., или 0,5% активного населения США. По мнению П. Кругмена, потеря или выигрыш в области занятости, составляющий всего 0,5% активного населения, являются очень слабыми эффектами САССТ по сравнению с последствиями действий ФРС. Эффекты подобных изменений могут быть легко скорректированы с помощью изменения процентной ставки в ту или иную сторону в размере менее 1 процентного пункта (с. 27).

Наиболее серьезным аргументом противников САССТ является их утверждение о пагубном влиянии соглашения на состояние окружающей среды в Мексике, куда направятся загрязняющие среду американские предприятия, привлекаемые более слабым природоохранным законодательством Мексики. Вероятнее всего, считает автор, под влиянием США вопросы охраны окружающей среды будут включены в САССТ, что будет способствовать улучшению экологической обстановки в Мексике. Кроме того, перемещение новых мексиканских пред-

; приятии, работающих на экспорт, на север страны также будет способствовать оздоровлению окружающей среды.

Что касается воздействия САССТ на реальные доходы в США, то, ; подчеркивает П. Кругмен, нет ни одной серьезной работы, в которой это влияние оценивалось бы более чем в 1%. Во многом это объяс-: няется тем, что масштабы мексиканской экономики по сравнению с , американской столь малы (ВВП Мексики составляет менее 4% ВВП США), что она не сможет в предвидимом будущем стать для США ни ведущим импортером, ни ведущим экспортером (с. 28). Разумеется,

1 для Мексики последствия САССТ будут иметь большее значение. По имеющимся расчетам, предполагаемый выигрыш от САССТ в б млрд. долл. в год для каждой из стран будет означать для США только 0,1% ВВП, тогда как для Мексики — более 4% (с. 28).

Поскольку в настоящее время барьеры в торговле между Мексикой и США уже довольно низки, их полное устранение окажет незначительное воздействие на уровень оплаты труда. Более того, как показывают некоторые исследования, на предприятиях США, продукция которых конкурирует с импортируемой продукцией из Мексики, уровень оплаты труда почти одинаков с оплатой на аналогичных мексиканских предприятиях. Теоретически реализация САССТ может вызвать снижение заработной платы неквалифицированной рабочей силы США, на практике, однако, такое влияние будет весьма незначительным.

В заключение П. Кругмен еще раз подчеркивает, что для США САССТ является всего лишь инструментом внешней политики, средством оказания помощи дружественному правительству Мексики в деле осуществления демократических и экономических преобразований.

JI. А. Зубченко

МЕЖДУНАРОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАПИТАЛОВ. ТНК

95.02.064. ДОКЛАД О МИРОВЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ В 1993 Г.: ТНК И ИНТЕГРИРОВАННОЕ МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРОИЗВОДСТВО. World investment report, 1993: Transnat. corp. a. integrated intern, production / UN Conf. on trade a. development. Progr. on transnat. corp.— N. Y.: UN, 1993 .— XIII, 290 p.

Доклад, подготовленный в рамках ЮНКТАД, включает три раздела (11 глав) и приложения, В первом разделе рассматриваются недавние тенденции в сфере зарубежного инвестирования ТНК: глобальные, региональные и отраслевые структуры прямых инвестиций и факторы их роста в 80-х годах; во втором — проблемы формирования интегрированного международного производства, особенности стратегии и организационной структуры ТНК и их роль в развитии международ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.