Научная статья на тему '95. 02. 031. Андерсон У. П. Энергетика и охрана окружающей среды: новый стимул для сохранения энергии. Anderson W. P. energy and environment: the new case for conservation // rev. de l'energie. - P. , 1994. - Vol. 44. - № 458. - P. 283-293'

95. 02. 031. Андерсон У. П. Энергетика и охрана окружающей среды: новый стимул для сохранения энергии. Anderson W. P. energy and environment: the new case for conservation // rev. de l'energie. - P. , 1994. - Vol. 44. - № 458. - P. 283-293 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
55
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА И ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙКОМПЛЕКС / -ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА -ПРОМЫШЛЕННО-РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «95. 02. 031. Андерсон У. П. Энергетика и охрана окружающей среды: новый стимул для сохранения энергии. Anderson W. P. energy and environment: the new case for conservation // rev. de l'energie. - P. , 1994. - Vol. 44. - № 458. - P. 283-293»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2

ЭКОНОМИКА

издается с 1972 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,2 рефераты 95.02.001-95.02.074

2

МОСКВА 1995

правительствам договориться о некоторых минимальных экологических нормах, учитывающих указанные различия. Решение этой задачи могут взять на себя такие международные организации, как ФАО, ЮНКТАД и др., поскольку ГАТТ, являясь основным координатором международной торговли, явно уделяет больше внимания стимулированию торговли в ущерб защите ОС.

В заключение отмечается, что только параллельная либерализация торговли и реализация адекватной экологической политики могут обеспечить устойчивое развитие.

И. Ю. Жилина

95.02.031. АНДЕРСОН У. П. ЭНЕРГЕТИКА И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ: НОВЫЙ СТИМУЛ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ ЭНЕРГИИ.

ANDERSON W. P. Energy and environment: the new case for conservation // Rev. de l’energie — P., 1994 Vol. 44 № 458 P. 283-293.

Канадский специалист в области энергетических исследований рассматривает влияние экологических проблем на энергетическую политику.

В ответ на нефтяной кризис 70-х годов, отмечает автор, правительства нефтеимпортирующих стран разработали энергетические программы, направленные на сокращение зависимости от ввоза энерго-ресурсов за счет сохранения энергии. Однако и теперь проблема эффективности работы энергетических отраслей не утратила своей актуальности, хотя в настоящее время главным стимулом сохранения энергии являются экологические проблемы.

Для ослабления отрицательного влияния производства энергии на окружающую среду (ОС) используются: технологии, ослабляющие отрицательные последствия для ОС; структурная перестройка; замена источников энергии; сохранение энергии.

Ослабление отрицательного воздействия на ОС достигается устранением вредных примесей в отходах от процесса сгорания (например, путем использования катализаторов в автомобильных двигателях и газопромывателя в дымовых трубах). Применение подобных технологий значительно снижает поступление в атмосферу вредных веществ. При этом расходы на сокращение их выбросов равны примерно 30% стоимости использованного топлива. Однако применение этих технологий имеет свои пределы: с возрастанием степени очистки отходов сгорания увеличиваются расходы на сокращение их дальнейших выбросов. Кроме того, рассматриваемые технологии не ограничивают выбросы в атмосферу углекислого газа, являющегося не побочным продуктов, а результатом сгорания топлива. Между тем именно этот газ вызывает “парниковый эффект”.

i 1 326

Структурная перестройка означает перевод рабочей силы, капиталов и природных ресурсов в сферы экономической деятельности, наносящие меньший вред ОС. Это нормальный процесс экономического развития. Структурные изменения могут смягчить экологические проблемы в промышленно развитых странах (ПРС), имеющие локализованный характер, но не влияют на решение таких глобальных проблем, как “парниковый эффект”. Как правило, структурные изменения приводят к переводу “грязных” производств из ПРС в развивающиеся страны, что в глобальных масштабах не решает проблемы.

Стратегия замены источников энергии может быть эффективной в плане решения такой экологической проблемы, как изменение климата (всеобщее потепление), по крайней мере в краткосрочной перспективе. Перевод электростанций с угля на газ вдвое сокращает выбросы углекислого газа и значительно — выбросы серного газа. Проблема замены твердого топлива ядерным в настоящий момент остается открытой, поскольку многие страны сдержанно относятся к развитию атомной энергетики не только из-за ее высокой капиталоемкости, но и вследствие трудностей по обеспечению безопасности АЭС.

В долгосрочной перспективе большое значение будет иметь замена твердого и ядерного топлива возобновимыми источниками энергии. Однако их интеграция в энергетические системы потребует серьезных институциональных и технологических изменений (больших затрат на НИОКР, субсидируемых государством, перевода значительных площадей, малопригодных для сельского хозяйства земель, на производство биомассы и т. д.).

Сохранение энергии достигается за счет повышения эффективности, во-первых, процесса превращения одного вида энергии в другой, во-вторых, передачи полезной энергии, в-третьих, за счет сокращения потребления энергии. При этом первый и отчасти второй механизмы сохранения энергии могут оказать серьезное влияние на экологические проблемы.

Любая стратегия, направленная на сокращение отрицательного влияния энергетики на ОС, должна включать в себя все рассмотренные способы. Однако, считает автор, при разработке общей стратегии предпочтение следует отдавать сохранению энергии, поскольку эта стратегия имеет огромные потенциальные возможности, что подтверждается соответствующими расчетами. Кроме того, имеется большой набор технологий для реализации этой стратегии. Отмечается также ее наибольшая приемлемость с политической точки зрения.

При разработке энергетической и экологической политики необходим интегрированный подход, который, однако, трудно реализовать на практике. Следует иметь в виду, что рыночные цены не являются единственным фактором, определяющим объем потребления энер-

гии. Рост рыночных цен на нефть стимулировал стратегию сохранения энергии и структурные изменения, ведущие к экономии энергии. В то же время снижение цен на нефть может увеличить спрос на нее, а повышение эффективности превращения одного вида энергии в другой является фактором снижения спроса. Тем не менее, падение цен на энергоносители ведет, как правило, к реальному росту спроса на энергопродукты. Однако экологические -нормы поставят предприятия перед альтернативой: сократить производство или платить штрафы за загрязнение. Задача заключается в определении величины этих штрафов, т. е. компенсации за загрязнение, и механизма компенсации.

До 90-х годов экологическая политика в большинстве стран основывалась на административном контроле, включающем разработку стандартов, касающихся использования топлива и выбросов в атмосферу. В настоящее время более целесообразным в определенных случаях представляется включение расходов, связанных с экологическими стандартами и штрафами, в стоимость энергии путем продажи фирмам разрешений на выброс в атмосферу определенного количества отходов. Система штрафов предпочтительнее при наличии большого количества предприятий с низким уровнем загрязнения, продажа разрешений — при существовании небольшого количества предприятий с высоким уровнем загрязнения. Кроме того, разработаны специальные программы перевода налогов на покупку неэффективного оборудования в субсидии на покупку эффективного.

Стратегия управления спросом на энергоресурсы включает повышение эффективности превращения одного вида энергии в другой, что оказывается дешевле, чем создание новых энергетических мощностей.

Учет экологического фактора при разработке энергетической политики неизбежно приведет к росту цен на энергию. Поэтому важно решить два вопроса: окажет ли это обстоятельство отрицательное воздействие на экономику в краткосрочном плане и снизят ли односторонние действия, направленные на защиту ОС, конкурентные позиции региона или экономики в целом.

В заключение автор отмечает, что эффективная связь между развитием энергетики и защитой ОС, осуществляемая путем сопоставления расходов на ее защиту и выгод от нее, не будет сдерживать экономический прогресс.

Н. Н. Иванова

95.02.032. ЛЮБИМОВА Н. Г, ГУСЬКОВ С. В. ЭКОНОМИКА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ: Учеб. пособие для студентов спец. “Менеджмент” — 0719... / Гос. акад. упр. им. С. Орджоникидзе.— М., 1994 .— 76 с .— Библиогр.: с. 75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.