Научная статья на тему '95. 01. 096. Нагиев Ф. Т. Законодательство зарубежных стран об образовании. / Рос. Акад. Упр. Центр государства и права. - М. : луч, 1994. - 34 с'

95. 01. 096. Нагиев Ф. Т. Законодательство зарубежных стран об образовании. / Рос. Акад. Упр. Центр государства и права. - М. : луч, 1994. - 34 с Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЕЦИАЛХСТЫ -ПРАВОВОЙ СТАТУС / НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ -ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «95. 01. 096. Нагиев Ф. Т. Законодательство зарубежных стран об образовании. / Рос. Акад. Упр. Центр государства и права. - М. : луч, 1994. - 34 с»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2

ЭКОНОМИКА

1

издается с 1972 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,2 рефераты 95.01.001-95.01.100

МОСКВА 1995

циклов, выделяются профессиональные задачи, имеющие одинаковые средства решения (например, математический аппарат). Тогда специалист широкого профиля — это специалист, владеющий средствами решения таких профессиональных задач.

Овладевая методами познания, которые приводят к стремительному накоплению знаний, их удвоению за короткие временные промежутки, человечество подступило к новой проблеме — ревизии накопленных знаний и созданию новых методов познания. Автор делает вывод, что в области методологии (дидактики) ревизия знаний должна начинаться в области целей обучения, затронуть, как следствие, содержание обучения и вновь вернуться к методам познания.

М. А. Павлова

95.01.096. НАГИЕВ Ф. Т. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН ОБ ОБРАЗОВАНИИ. / Рос. акад. упр. Центр государства и права .— М.: Луч, 1994 .— 34 с.

Характерной особенностью буржуазных государств, отмечает автор, является меньшая степень централизации управления в социальных областях, к которым относится и образование. Исторически социальные службы возникали здесь в рамках аппарата местных властей, традиционно ассоциируются с ними и, несмотря на изъятия некоторых из них в ведение центра, в большинстве своем остаются за муниципалитетами, которые играют главную роль в развитии народного образования и просвещения. Роль центральных органов управления, особенно в федеративных государствах, зачастую сводится к распределению бюджетных ассигнований, консультированию и методическим рекомендациям. Вместе с тем центральные органы управления образованием сегодня составляют неотъемлемую часть правительственного аппарата, их взаимоотношения с местными органами варьируются по странам. Однако неоспоримым является усиление общей тенденции к централизму в управлении социальной сферой и, в том числе, образованием.

Рассматривая законодательное регулирование управления в области образования, автор отмечает, что законы, составляющие "неписан-ную" английскую Конституцию ("Билль о правах" и другие), а также Конституция США 1787 г. не упоминают о правительственной социальной деятельности. Положение американской Конституции (десятая поправка) устанавливает, что полномочия, не представленные в Конституции, "остаются за штатами и за народом". Это положение толкуется как прерогативное право каждого штата на законодательство в области образования, но распределение бюджетных средств осуществляется актами конгресса.

В Основном законе ФРГ 1949 г. единственная статья, посвященная образованию, касалась школьного дела и передавала его под надзор государства, остальные вопросы образования относились исключительно к компетенции земель. В преамбулах конституций Франции 1946 и 1958 г. подтверждается, что организация общественного бесплатного образования всех ступеней является долгом государства. В японской Конституции 1947 г. устанавливается право всех граждан на равное образование в соответствии со способностями. Резко отличается от традиционных демократий Запада Конституция современной Турции, детально регламгнтирующая систему и структуру национального образования. В Конституции определены основной порядок организм ции деятельности руководящих органов вузов, порядок работы и права Совета по высшему образованию — руководящего органа по управлению высшим образованием, а также некоторые политические права преподавателей: так, им не разрешается вступать в политические партии и избираться депутатами.

В США нормы, относящиеся к федеральным органам управления, образованием и культурой .объединены в трех разделах Свода законов США: "Департаменты и должностные лица", "Образование" и "Труд". Эти нормы применяются при проведении конкретных мероприятий федерального правительства.

В Великобритании законодательство об образовании не систематизировано. Основные законы в области образования приняты: для Англии и Уэльса в 1944 г., для Ирландии — в 1947, для Шотландии — в 1962 г. В 1988 г. принят новый Закон об образовательной реформе.

Во Франции соответствующее законодательство также не система^ тизировано. Наиболее значительные законы: о дошкольном, начальном и среднем образовании. Применительно к высшему образованию следует отметить серию декретов о подготовке специалистов (в области права и экономики — 1962 г. и сельского хозяйства — 1961 г.).

В Японии национальные принципы политики в области образования выражены в Основном законе об образовании, принятом в 1947 г. Среди них следует подчеркнуть запрещение строгого контроля над образованием.

* В ФРГ долгое время не было федеративных законов об образовании. Для унификации систем образования земель используется механизм межзеМелбных соглашений. Свидетельством тенденции к укреплению центральной власти явилось принятие в 1971 г. федерального закона о единых правилах в осуществлении профессионального и высшего образования. Он предусматривает сроки обучения, обеспечение стипендиями, подготовку преподавателей и прочее. Для системы образования характерен большой удельный вес профессиональной подготовки — лишь 40% молодежи от 15 до 18 лет учатся неполной программе п 27*

школе; остальные — по частичной и проходят промышленную подготовку, финансируемую предприятиями и правительством.

В Турции основополагающие законы национального образования регулируются Конституцией от 1982 г., кроме которой действует Заг кон об основах национального просвещения от 1973 г. В 1982 г. принят Закон об университетах, фактически лишивший последние самостоятельности.

Обычное назначение органов образования в аппарате правительства — подготовка соответствующих рекомендаций и заключений, а также координация деятельности министерств и ведомств при проведении правительственных мероприятий. Обычно такие органы создаются на определенный срок с конкретной целью, и к их работе привлекаются, помимо специалистов, представители различных социальных групп и организаций. В США — это президентские комиссии (например, по вопросам образования индейцев). В Великобритании несколько комиссий кабинета, созданные премьером, постоянно заняты социальными проблемами, в том числе вопросами образования. Во Франции — это созданный в 1958 г. Экономический и Социальный совет. С 1966 г. при премьер-министре действует межведомственный комитет по профессиональному образованию. В ФРГ на федеральном уровне создан консультативный орган — Постоянная конференция министров культуры земель, поскольку именно они ведают вопросами образования. Проекты решений согласовываются с бундестагом и бундесратом, где имеются специальные комиссии по образования. По традиции в бундестаге ежемесячно обсуждаются вопросы образования. В Японии в 1952 г. создан Центральный совет по образованию. За время работы он представил на рассмотрение министра просвещения 27 основополагающих докладов (например, "Основные направления развития образования, отвечающие требованиям современного общества", 1971). В Турции все функции планирования, регулирования, управления, контроля над образованием, а также руководство средствами на содержание университетов переданы Совету по высшему образованию, что фактически лишило их автономии как в подборе профессорско-преподавательского состава, так и в отборе учащихся. Из числа канди-. датов, предоставляемых Советом, президент назначает ректоров, декадной же назначает Совет. Сразу же после своего создания Совет провел чистку среди преподавателей и студентов (с. 14).

Что касается центральных органов управления, то в США на федеральном уровне руководство учебными заведениями осуществляет ведомство просвещения, образования и социального благосостояния, созданное в 1953 г. В его функции входят сбор информации, поступающей из учебных учреждений, школьных округов и штатов, а также оказание финансовой помощи штатам на цели образования и просвеще-

ния и для проведения научных исследований, разработку рекомендаций и программ. В Великобритании образованием руководит министерство образования и науки, созданное в 1944 г., и в 1964 слитое с министерством научных и промышленных исследований. Министр отвечает за начальное, среднее и высшее образование, а также за организацию гра-жданских научных исследований. Во Франции просвещением и образованием ведает министерство национального просвещения (1946), в которое входит ряд управлений: педагогики; школьного образования и ориентации; высшего образования; педагогического персонала и других. В ФРГ до 1971 г. управление образованием находилось в ведении земель. В процессе реформ к созданному федеральному министерству образования и науки перешла функция планирования образования. Соответствующий ей отдел планирования министерства выполняет вспомогательные функции при комиссии по планированию образования, состоящей из представителей земель, бундестага и специалистов. Комиссия занимается разработкой долгосрочных планов развития обрат зования в стране.

Современный этап развития образования в странах Запада характеризуется поиском оптимальных мер и путей повышения эффективности системы образования и управления ею, а также более тесного увязывания подготовки специалистов с меняющимися требованиями прогресса. В направлении этих изменений наблюдаются тенденции, общие для систем образования ведущих стран. Наиболее очевидные среди них: продление сроков обязательного обучения, которое объясняется необходимостью повышения общеобразовательного и общекультурного уровня совокупной рабочей силы, что диктует неуклонный рост среднемирового уровня развития по всем странам; ускорение НТП предопределяет возрастающую гибкость экономики и общества в целом. Отсюда — необходимость выработки в учащихся таких свойств профессионального поведения, как адаптированность, автономность, способность к творчеству; преобразование "промышленного" общества в "информационное" позволяет в непосредственном будущем стать системе образования фактором, определяющим позиции страны в мировом сообществе, приоритетным фактором развития.

Осознание этих тенденций ставит вопросы о будущем системы образования в центр общественных и государственных интересов, ведет к концентрации усилий на совершенствовании соответствующего законодательства. В США необходимость реформы образования привела в 1990 г. к принятию программы "Америка 2000", определившей шесть главных образовательных задач на рубеже XXI в. Число молодежи со средним образованием должно достичь очень высокого уровня (90%); выпускник американской школы должен показать самый высокий в мире уровень знаний в естественных науках и матема-

тике; общество поголовной грамотности должно обеспечить лидерство нации в мировой экономике. Ключевые звенья в "обществе информатики" — акцент на профессиональном :и техническом образовании и создание высококлассных моделей школ. Реформирование преподавательского корпуса проходит под девизом "Больше профессионализма, ответственности, свободы". Приток в школу ученых расширяет самостоятельность учителей, радикально меняет их роль в обучении, повышая эффективность образования.

В Великобритании в последние годы ряд специалистов выступили с предложениями жестче привязать всю образовательную систему к законам конкуренции, оставить только лучшие и наиболее эффективные школы, на которые можно направить все финансовые средства. Такую же политику предлагается распространить на преподавательский состав.

В Японии правительство приняло основополагающие "Пять принципов реформы системы образования, направленной в XXI век". В стране предполагается ввести 13-летнее школьное обучение. Свидетельством роста национального самосознания представляется идея отказа от американской системы обучения, используемой в Японии уже более 100 лет.

В ФРГ появился ряд проектов реорганизации традиционной системы образования. В качестве конечной цели реформ предполагается создание "демократической и эффективной системы образования" на базе объединения учебных заведений на среднем и высшем уровнях и развития внутренней дифференциации в обучении. В результате умелого проведения реформы в начале 90-х годов в ФРГ около 2 млн. молодежи овладели 450 профессиями, чтобы стать высококвалифицированными рабочими. В ходе разумной и тщательно продуманной политики в области образования ФРГ стала ведущей технологической державой мира. Половину ее ВНП дают промышленность и ремесла. В последние годы проводится практика получения выпускниками гимназий рабочих профессий еще до поступления в вузы. Аналогичные процессы происходят в Японии. Именно этим в значительной мере объясняются успехи этих стран в борьбе на мировых рынках.

Во Франции Идеи реформирования образования выражены в докладе Ж. Лезурна, руководителя проекта ОЭСР "Международное будущее" , под названием "Образование и общество: вызов 2000 гспа". Указывая-причины кризиса в системе образования, автор обращает внимаг ние на следующие проблемы, требующие незамедлительного решения: определение конечной цели образования; его демократизация; социальная эффективность, как индивидуальная, так и коллективная; возможность выбора типа образования в соответствии с индивидуальными наклонностями; финансирование в условиях сокращения бюджетных

расходов; влияние информационных технологий на образование и другие.

В обоих выводах Лезурн выступает за широкую децентрализацию управления системы образования, за предоставление реальной автономии образовательным учреждениям, доступ их к кредитам, без которого невозможна творческая инициатива и инновации. Автор отмечает необходимость обеспечения единого уровня государственных и частных образовательных учреждений. Он предлагает уменьшить роль дипломов и повысить значения реальных результатов в оценке конечного итога образования, а также развивать конкуренцию среди учебных заведений. Касаясь решения проблемы освоения потока новых знаний без перенасыщения программ и введения новых предметов, Лезурн предлагает периодический пересмотр программ с целью устранения ставших ненужными сведений и освобождения места для новых направлений. Эта проблема, характерная для всех развитых стран, может быть решена при условии пересмотра системы образования с точки зрения ее целей, границ и форм регулирования и обеспечения соответствия этой системы будущему "информационному" обществу.

М. А. Павлова

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ И ПОСОБИЯ

95.01.097. ВАСИЛЬЕВА И. И., ТОНКОНОГ Р. И. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА: Теоретический курс в автоматизированном изложении. / Моск. экстер. гуманит. ун-т .— М., 1993 .— 159 с.

Данное пособие представляет специально подготовленную книгу для самостоятельной учебно-научной работы студентов по курсу "Экономическая система общества". В соответствии с общепринятым в большинстве вузов тематическим планом каждая тема представлена в виде позиционных таблиц с рекомендуемой для изучения литературой. При этом каждая таблица снабжена понятиями соответствующих экономических категорий в кратком изложении, с тем чтобы студент мог сам проследить структуру и взаимосвязь составных элементов таблиц, опираясь на три наиболее существенных опорных вопроса. Таким обрат зом создается возможность наглядно и целостно представить разделы и изучаемую дисциплину в целом, а также содействовать творческому подходу к изучению основных принципов и концепций экономической теории.

Огромное значение для студента имеет работа над ответами на вопросы, которая предполагает самостоятельную оценку и отбор материала, изложенного в рекомендуемой литературе, четкую формулировку ответов и дополнение не только приведенных в пособии таблиц, но и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.