Научная статья на тему '95. 01. 071. Жилищная политика в странах - членах ЕС. La dimension familiale de la politique du logement // les politiques familiales nationales des Etats membres de la communaute en 1991 / commise, des communautes europ. Observatoire europ. Des politiques familiales nationales; Dumon W. avec la Collab. De Nuelant T. et al.. - Bruxelles, [1992]. - T. 1. - P. 109-170'

95. 01. 071. Жилищная политика в странах - членах ЕС. La dimension familiale de la politique du logement // les politiques familiales nationales des Etats membres de la communaute en 1991 / commise, des communautes europ. Observatoire europ. Des politiques familiales nationales; Dumon W. avec la Collab. De Nuelant T. et al.. - Bruxelles, [1992]. - T. 1. - P. 109-170 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
138
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩНАЯ ПОЛИТИКА -ЕС СТРАНЫ / -ЕС СТРАНЫ --ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ -ЖИЛИЩНАЯ ПОЛИТИКА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «95. 01. 071. Жилищная политика в странах - членах ЕС. La dimension familiale de la politique du logement // les politiques familiales nationales des Etats membres de la communaute en 1991 / commise, des communautes europ. Observatoire europ. Des politiques familiales nationales; Dumon W. avec la Collab. De Nuelant T. et al.. - Bruxelles, [1992]. - T. 1. - P. 109-170»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2

ЭКОНОМИКА

1

издается с 1972 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,2 рефераты 95.01.001-95.01.100

МОСКВА 1995

95.01.071

154

от идеи запрещения ЧАТ и станет альтернативой для сторонников государственной монополии в сфере содействий трудоустройству.

Главная цель смешанного управления — повышение эффективности деятельности по трудоустройству в интересах основных участников — предпринимателей и работников, а также общества в целом. Модель позволяет избежать доминирования на рынке труда одной из сторон — ГСЗ или ЧАТ. ГСЗ и ЧАТ должны взаимодополнять и поддерживать друг друга. Активное сосуществование ГСЗ и ЧАТ должно опираться на регулирование и контроль со стороны государства; конкуренцию со стороны ГСЗ и ЧАТ в борьбе за господство на одних и тех же секторах рынка рабочей силы; взаимодополняемость в функционировании обоих типов учреждений.

По мнению авторов, можно выделить четыре функции ГСЗ, которые не подлежат передаче частному сектору: определение общих правил игры, роль арбитра в спорных случаях, наложение санкций при нарушении правил; роль гаранта общих интересе» и контроль за деятельностью рынка труда, действия с учетом спроса и предложения в области занятости на рынке труда; контроль за информацией на рынке труда, определение целей, содержания, методов обработки подобной информации; контроль за государственными фондами, предназначенными Для финансирования мер по реализации политики на рынке труда, обеспечение соответствия затрат на страхование по безработице и прочих государственных расходах в области занятости.

Определив сферу своей компетенции, государство не должно вмешиваться в сферу компетенции ЧАТ, а свобода действий последних не должна ограничиваться во времени или становиться объектом непродуманного государственного вмешательства.

В. Г. Былов

95.01.071. ЖИЛИЩНАЯ ПОЛИТИКА В СТРАНАХ — ЧЛЕНАХ ЕС. La dimension familiale de la politique du logement // Les politiques familiales nationales des Etats membres de la Communauté en 1991 / Commise, des Communautés europ. Observatoire europ. des politiques familiales nationales; Oumon W. avec la collab. de Nuelant T. et al. — Bruxelles, [1992] .— T. 1 .— P. 109-170 .

Обеспечение жильем — одна из главных в жизни людей потребностей и важный элемент их благосостояния, а приобретение жилья — наиболее крупная статья расходов для средней западноевропейской семьи; в среднем, эта покупка обходится в сумму, в 3-5 раз превыша-ющую годовые доходы семьи (с. 109). По имеющимся данным, доля расходов на жилье в общей сумме потребительских расходов семей в

155

95 01 071

странах ЕС возросла с 16,7% в 1980 г. до 17,9% в 1988 г. (с. 109). В Дании, Германии, Франции, Люксембурге, Нидерландах и Великобритании доля расходов на жилье превышает долю расходов на питание.

В большинстве стран ЕС (за исключением Греции, Италии и Португалии) цель жилищной политики состоит в обеспечении каждому человеку жилища в зависимости от его потребностей и финансовых возможностей. При этом особое внимание уделено предоставлению жилья именно семьям, причем таким категориям, как неполные семьи (Франция, Нидерланды), холостяки (Франция, Германия), семьи с низкими доходами (Бельгия, Испания, Франция, Нидерланды, Португалия), пожилые и инвалиды (Дания, Нидерланды).

Право на жилье и роль государства в его обеспечении прямо сформулированы в конституциях Испании, Нидерландов и Португалии. В Конституции Испании отмечается, что "все испанцы имеют право на достойное и приемлемое жилье. Государственные власти создают необходимые условия и принимают соответствующие меры для того, чтобы сделать это право эффективным" (с. 150).

В остальных странах -ЕС право на жилье признается в различных актах. Так, в социальном законодательстве Дании, Ирландии и Люксембурга сделан акцент на праве на жилье тех людей, которые не могут обеспечить его своими силами; в Бельгии, Франции, Германии, Греции и Италии право на жилье предусмотрено в законах об аренде жилья. Кроме того, во всех странах ЕС действуют законы, регулирующие рынок социального жилья, а также отношения между владельцами и квартиросъемщиками. В этих законах, как правило, предусмотрены довольно жесткие меры защиты от конфискации жилья. Так, по французскому "закону Бессона" (1990), ни один квартиросъемщик не может быть выселен, не получив финансовой помощи для погашения своей задолженности; кроме того, суды, рассматривающие такие дела, могут продлевать сроки выселения до трех лет, если квартиросъемщик не в состоянии переселиться в приемлемое жилье.

Вопросами жилищной политики в странах ЕС ведают различные министерства: охраны окружающей среды, землеустройства и общественных работ — в Греции; по охране окружающей среды в Ирландии и Великобритании; общественных работ и жилищного строительства — в Испании; общественных работ — в Италии; общественных работ, транспорта и связи — в Португалии; по делам семьи и жилищного строительства — в Люксембурге: жилищного строительства, устройства территорий и охраны окружающей среды — в Нидерландах; городского и жилищного строительства — в Германии; оснащения и жилищного строительства, транспорта, по морским делам — во Франции. Хотя центральные правительства играют немалую роль в проведении жилищной политики, в последнее бремя во всех страна

95.01.0Yl

156

ЕС развивается тенденция к децентрализации, когда- местные органы несут прямую ответственность за реализацию жилищной политики.

Помощь в приобретении жилья может принимать формы налоговых льгот, финансирования жилищного строительства, предоставления субсидий, установления льготной арендной платы. В странах ЕС существуют самые разнообразные налоги и сборы, связанные с владением и наймом жилья: регистрационные и гербовые сборы, подоходный налог, налог на состояния, земельные налоги, налог на наследство и дарение и т. д. В большинстве стран ЕС жилье рассматривается как инвестиционное благо (т. е. как объект капиталовложений). При этом условная квартплата (арендная плата) учитывается при расчете общей суммы подоходного налога. В то же время в Германии, Франции, Ирландии и Великобритании жилье рассматривается как предмет длительного использования.

Чтобы стимулировать приобретение жилья в собственность, в шести странах —> членах ЕС (Бельгии, Германии, Греции, Испании, Италии и Португалии) введена система снижения налога, уплачиваемого при приобретении жилья при определенных условиях. Так, в Германии это сокращение зависит от уровня доходов семьи, в Бельгии — от числа детей: при трех-четырех детях налог снижается на 34 тыс. белы, фр., при пяти-шести—на38тыс.(с. 127). В десяти странах — членах ЕС (кроме Германии и Великобритании) действует система снижения налогов на проценты по займам, предназначенным на приобретение жилья (с. 129).

Наиболее распространенной формой помощи в приобретении и строительстве жилья является в странах ЕС предоставление льготных займов. В Германии семьи, имеющие доходы ниже определенного порога, могут получить льготный заем на строительство или приобретение жилья, а семья с детьми — дополнительный беспроцентный заем: 2 тыс. марок на одного ребенка, 4 тыс. — на двоих, 7 тыс. — на троих и 5 тыс. — на каждого последующего ребенка (с. 132). В Италии семьи могут получить заем с бонифицированными процентами на сумму до 100 млн. лир. на приобретение, строительство или обновление жилья. При этом семьи с годовым доходом в 25 млн. лир будут платить 30% обычной ставки по займам, с доходом — 30 млн. лир — 50% и 50 млн. — 70% (с. 135).

В большинстве стран — членов ЕС предоставляются единовременные субсидии на приобретение, строительство, обновление или расширение жилья.. При расчете таких субсидий учитываются размеры семьи и объем ее годовых доходов. В Бельгии квартплата за социальное жилье зависит от размера семьи: для семьи с тремя детьми она снижается на 20%, с шестью и более — на 50% (с. 141). В Нидерландах ¿убсидии на оплату жилья получают семейные пары, имеющие облага-

157

95.01.072

емый годовой доход ниже 49 тыс. гульденов (если их возраст менее 65 лет) или 41 тыс. (если более 65 лет! и выплачивающие квартплату от 289 до 820 гульденов в месяц (с. 143). В Греции владелец жилья, сдавая его семье с детьми, пользуется определенными налоговыми льготами: налог на доход от сдачи жилья семье с двумя детьми сокращается на 5%, с тремя — на 10%; на каждого последующего ребенка сокращение налога составляет 10% (с. 149).

В последнее время в странах — членах ЕС растет численность бе> домных, проблемы которых в разных странах решаются по-разному. В Бельгии, Италии, Греции, Испании и Люксембурге эта проблема решается на уровне властей и благотворительных организаций. Во Франции по "закону Бессона" созданы специальные фонды солидарности, призванные способствовать ликвидации бездомности. В Дании, Германии, Ирландии и Великобритании проблема решается на уровне предоставления "бесплатного обеда и ночлега". В Нидерландах предпринимаются попытки разработать и осуществить проекты по трудоустройству и созданию групп взаимопомощи бездомных.

Особую проблему создает обеспечение жильем престарелых и инвалидов. В последнее время во всех странах наблюдается тенденция к отказу от решения этой проблемы с помощью специальных домов и к поощрению содержания этих людей в домашних условиях и семьях. Для этого разрабатываются специальные программы по приспособлению жилья к потребностям этой категории населения, которые получают государственные пособия на оплату жилья, ведение домашнего хозяйства, добровольцев, согласных заботиться о престарелых и инвалидах на дому. В целом в странах ЕС жилищная политика концентрирует^ ся на оказании поддержки определенным категориям семей: одиночек, пожилых и инвалидов, неимущих и т. д. Эта тенденция является логическим следствием изменений, происходящих в современном обществе, в том числе изменений в структуре семей, в показателях брачности, разводимости и т. д.

Л. А. Зубченко

95.01.072. БЕНУА-ГИБО О., РУДОЛЬФ X., ШЁЭР М. БЕЗРАБОТИЦА СРЕДИ МОЛОДЕЖИ ВО ФРАНЦИИ И В ГЕРМАНИИ. BENOIT-GUILBOT О., RUDOLPH H., SCHEUER M. Le chômage des jeunes en France et en Allemagne // TVavail et emploi .— P., 1994 .— M9.-P. 49-63'.

Участники ежегодной конференции Европейской ассоциации специалистов по проблемам занятости, состоявшейся в 1993 г. в Маастрихте, указывают, что в 80-е годы уровень безработицы среди молодежи был во Франции значительно выше, чем в ФРГ. Вместе с тем показатели

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.