РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 5
ИСТОРИЯ
1
издается с 1973 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 3 индекс серии 3.5 рефераты 95.01.001 - 95.01.045
МОСКВА 1995
Борьба европейских держав за "марокканский пирог" на рубеже XIX-XX вв. закончилась подписанием в 1912 г. договора с Францией о протекторате.
Б.С.Тупов
Страны Семерной Америки 95.01.032. НОСКОВ В.В. ИНСТИТУТЫ ВЛАСТИ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА США, 1901-1913 / Отв. ред. Фурсенко A.A.; РАН. Ин-т рос. истории. - СПб., 1993. - 478 с.
В книге дается анализ "бюрократической" истории внешней политики США в начальный период становления их современной государственности. Автор сосредоточивает внимание исключительно на роли государственных органов власти президента, госдепартамента, военного, морского и торгового министерств, конгресса, на межведомственном соперничестве, а также взаимодействии исполнительной и законодательной властей. Изучаемый период охватывает время пребывания у власти республиканских администраций Т.Рузвельта и У.Тафта. Монография состоит из введения, трех глав и послесловия.
Первое президентство Т.Рузвельта характеризовалось наличием у президента заранее разработанной детальной внешнеполитической программы. После прихода к власти он решился на смелые импровизации по использованию возможностей, предоставляемых существовавшей государственной системой. Важнейшее для президента направление внешней политики было отдано под контроль военного ведомства, при этом госдепартамент отодвинулся на второй план. Происходило общее усиление роли военных, благодаря чему, в частности, активно проявилась такая внеконституционная структура, как генеральный совет флота. Предпринимались серьезные меры по совершенствованию госаппарата в стремлении сделать его более способным для осуществления внешнеполитических задач, стоящих перед страной. Дополняло картину широкое использование средств "личной
дипломатии". В активном соперничестве исполнительной и законодательной властей выявилось явное доминирование Белого дома.
Во времена второго пребывания Рузвельта в Белом доме президентская активность проявлялась в первую очередь на новых направлениях внешней политики, связанных с вовлечением в международные дела великих и малых держав. Произошли перемены ключевых фигур и изменение в связи с этим относительной важности ведомств. Госдепартамент возвратился в отведенное ему законом место и осуществил перераспределение труда с военным департаментом для успешного решения резко возросшего количества международных задач.
Стараниями вновь возвратившегося на пост госсекретаря Рута были заключены десятки арбитражных договоров с различными странами, в том числе с наиболее вероятным военным противником США - Японией. США подписали большинство документов, принятых на Гаагской конференции по разоружению 1907 г. , стали участниками многих других важных международных соглашений. Рут резко активизировал усилия по созданию панамериканской системы и в рамках этого общего смысла добился создания международного механизма по поддержанию мира в Центральной Америке. Началось совершенствование структуры госдепартамента, был, в частности, создан первый региональный отдел. Морское ведомство, благодаря прежде всего стараниям генерального совета флота, постепенно наращивало влияние. Произошло закрепление приоритета исполнителной власти над законодательной.
Для администрации Тафта характерно отсутствие разработанной программы, которое компенсировалось "дипломатией доллара". Сформировался строго иерархичный и равновес :ый внешнеполитический механизм, по основным параметрам совпадавший с утвержденной структурой государственной власти. Произошло относительное снижение роли президента за счет широкого делегирования полномочий руководителям ведомства.
Усилилась концентрация власти на министерском уровне. Была осуществлена серьезная реорганизация всех органов власти -госдепартамента, морского ведомства, армии, конгресса. Заметным стало упорядочение взаимоотношений между ведомствами. Очевидным было доминирование госдепартамента, но усилилось его соперничество с министерством торговли за контроль над внешней торговлей. Несмотря на сопротивление госдепартамента новое министерство торговли и труда закрепило свой приоритет, возникнув как конгломерат самостоятельных бюро и служб. Торговое министерство за десять лет превратилось в единый работоспособный организм, нацеленный на решение общих задач. Его развитие происходило за счет ограничения свободы старых бюро и преимущественной опоры на новые подразделения, которые быстро заняли доминирующее положение в департаменте.
Необходимость разрешения целого комплекса международных проблем, порожденных испано-американской войной, обусловила выдвижение в начале XX в. на первые роли военного департамента. После 1903 г., когда основные проблемы были решены, началось постепенное возвращение к привычному порядку, хотя департамент некоторое время еще сохранял лидирующее положение среди военных ведомств. Это объяснялось прежде всего продолжавшимся • становлением системы карибских протекторатов, но когда и эта конструкция была в основных чертах завершена, военный департамент окончательно отошел в международных делах. Высокой ролью департамента определялось большое значение, которое приобрело во внешнеполитическом механизме в определенный период его бюро островных дел.
Влияние военного ведомства не в последнюю очередь объяснялось наличием во главе его таких фигур, как Рут, сумевший потеснить госсекретаря в критический период трансформации внешней политики страны; и Тафт, превратившийся фактически в выездного госсекретаря и дублировавший его функции в самых горячих точках. Военный департамент в те годы приобрел роль
кузницы кадров для внешней политики. Из него вышел наиболее выдающийся госсекретарь изучаемого периода и очередной президент США. Военное ведомство воспитало десятки талантливых администраторов, специалистов по организации таможенных систем целых государств, экспертов по многим международным проблемам, миссия Шустера в Персии, к примеру, практически полностью была укомплектована выходцами из военных администраций американских владений.
В силу своей специфики и исторических традиций морское ведомство, более чем военное, имело основания для активного участия во внешнеполитическом процессе. Оно не теряло значение даже в период явного преобладания военного департамента, сумело удержать свои позиции и с приходом сильного министра Мейера восстановить преобладающее положение среди военных ведомств. В отличие от военного департамента, чье возвышение произошло по инициативе президентской власти, флот самостоятельно добился повышения своей роли благодаря усилиям прежде всего военных структур департамента.
В изучаемые годы происходило складывание бюрократии современного типа, адекватной реалиям XX в. и возросшим потребностям американского государства. Президентская власть последовательно проводила курс на отделение политики от управления, удерживая в своих руках инициативу в сфере формирования административных органов. Деятельность назначенной Тафтом комиссии по экономии и эффективности закрепила преобладание исполнительной власти в этой области. При республиканских президентах процесс формирования современной бюрократии захватил не только центральные органы управления, но и заграничную службу. Реформы консульской (1906 г.) и дипломатической (1909 г.) служб производились на основе Закона о гражданской службе, благодаря чему профессиональное чиновничество и здесь начало вытеснять политических назначенцей и случайных людей.
Резкое расширение круга стоявших перед Америкой международных задач способствовало усилению межведомственного соперничества. Необходимость взаимодействия при решении все более расширявшегося круга проблем естественным образом порождало стремление к координации деятельности различных ведомств.
Долгое время единственной координирующей силой в американской политической системе оставался президент. Эта его функция очень ярко проявилась в таких событиях, как установление американского контроля над Панамским перешейком и Доминиканской Республикой, и при разрешении кризиса в отношении Японии. Но сотрудничество департаментов требовалось поставить на постоянную основу, подведя под него конституционную базу, которая из-да сопротивления законодателей не была узаконена в эти годы. Конгресс, не поспевая за ходом времени, опаздывал с созданием организационных структур. Тормозили начинания исполнительной власти. Конгресс никогда не был генеральным штабом внешней политики, но он был тем органом, без которого исполнение правительственных планов было невозможно, отмечается в работе (с.306).
В целом воздействие конгресса на внешнюю политику США в начале XX в. было более многогранным, глубоким, сложным по характеру и механике воздействия, чем пассивное осуществление своих конституционных полномочий. Однако, указывает автор, "при абсолютном увеличении объема внешнеполитической деятельности конгресса в начале XX в. наблюдался упадок его влияния на формирование его политики" (с. 467).
Усиление исполнительной, особенно президентской власти в изучаемый период было совершенно очевидно. Усиление исполнительной власти сопровождало подъем роли государства в жизни Соединенных Штатов. Активная внешняя и внешнеэкономическая политика явилась одним из важнейших средств укрепления американской государственности, поскольку 28-325
значение международных функций государства как средства поддержания общественного благосостояния неуклонно возрастало, а доля внешнеполитических вопросов повысилась. Америка становилась все более зависимой от внешнего мира, и это обстоятельство повышало ценность постоянного взаимодействия государств в общественном сознании.
Борьба за приоритеты в значительной степени определяла содержание внутри- и межведомственного соперничества. В отсутствие бюрократической системы борьба за личное влияние и отстаивание корпоративных интересов имели несколько меньшее значение, чем столкновение различных политических установок. До некоторой степени корпоративный дух проявлялся в отстаивании своих прерогатив сенатом или в претензиях военных на более активную роль в политике. Но во многом соперничество государственных институтов определялось различным пониманием стоявших перед страной внешнеполитических задач. "Новаторский подход отличал позицию исполнительной власти в целом от поведения более консервативного конгресса" (с. 474).
В.М. Соломатина
95.01.033. ДЕНИСОВ Ю.К. США - ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА: НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ СВЯЗИ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ВАШИНГТОНА (1970-1975 гг.) - М.: УД МИД, 1993.-128 с.
Работа посвящена комплексному исследованию гражданских межправительственных связей США с Западной Европой в первой половине 70-х годов на примере наиболее развитых и передовых с научно-технической точки зрения областей сотрудничества (мирное использование атомной энергии, исследование космоса, космическая связь и гражданская авиация). На этой основе выявляются внешнеполитические цели, которые США преследовали в тот период в отношении западноевропейских стран путем налаживания научно-технических связей. Монография состоит из введения, трех глав и заключения.