Научная статья на тему '90 ЛЕТ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИСПЫТАНИЙ БРОНЕТАНКОВОГО ВООРУЖЕНИЯ И ТЕХНИКИ'

90 ЛЕТ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИСПЫТАНИЙ БРОНЕТАНКОВОГО ВООРУЖЕНИЯ И ТЕХНИКИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
213
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАНИЯ И ИСПЫТАНИЯ БРОНЕТАНКОВОГО ВООРУЖЕНИЯ И ТЕХНИКИ / ПОЛИГОН / ИНСТИТУТ / ТАНКИ / БМП / БТР / БМД

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мартышин Владимир Иванович, Агарков Павел Николаевич

Подведены итоги пути, пройденного 38 Научно-исследовательским испытательным институтом бронетанкового вооружения и техники Министерства обороны Российской Федерации за 90 лет исследований и испытаний бронетанкового вооружения и техники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Мартышин Владимир Иванович, Агарков Павел Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NINETY YEARS OF RESEARCH AND TRIALS OF ARMORED WEAPONS AND HARDWARE

The paper sums up the path travelled by Armored Weapons and Hardware Research and Testing Institute 38 of the RF Ministry of Defense in the 90 years of researching and testing armored weapons and hardware.

Текст научной работы на тему «90 ЛЕТ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИСПЫТАНИЙ БРОНЕТАНКОВОГО ВООРУЖЕНИЯ И ТЕХНИКИ»

90 лет исследований и испытаний бронетанкового вооружения и техники

Полковник в отставке В.И. МАРТЫШИН, кандидат технических наук

Полковник П.И. АГАРКОВ

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

Подведены итоги пути, пройденного 38 Научно-исследовательским испытательным институтом бронетанкового вооружения и техники Министерства обороны Российской Федерации за 90 лет исследований и испытаний бронетанкового вооружения и техники.

The paper sums up the path travelled by Armored Weapons and Hardware Research and Testing Institute 38 of the RF Ministry of Defense in the 90 years of researching and testing armored weapons and hardware.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

KEYWORDS

Исследования и испытания бронетанкового вооружения и техники, полигон, институт, танки, БМП, БТР, БМД.

Research and trials of armored weapons and hardware, proving range, institute, tanks, infantry combat vehicle, APC, landing force combat vehicle.

10 ИЮЛЯ 2021 года 38 Научно-исследовательский испытательный институт бронетанкового вооружения и техники Министерства обороны Российской Федерации (38 НИИИ БТВТ МО РФ) отмечает свой 90-летний юбилей. Юбилей — это повод оглянуться назад, вспомнить историю и достижения, поделиться мыслями о нынешних свершениях и планах на будущее.

За 90 лет своего существования 38 НИИИ БТВТ пережил многое: военное лихолетье, послевоенное восстановление страны и десятилетия болезненных экономических реформ. И на всех этапах 38 НИИИ БТВТ демонстрировал устойчивое динамичное развитие, проводил испытания новых типов бронетанковой техники, внедрял новые методики исследований и испытаний, готовил высокопрофессиональных специалистов. К этим людям испытываешь особую благодарность и уважение. Это они своим мастерством, ответственностью и прозорливостью помогли институту не только выжить в трудные времена, но и заслужить уважение коллег по танковой отрасли, доверие и авторитет у заказчиков. Таких людей, сыгравших важную роль в истории института, было немало — и среди руководителей высшего звена, и среди рядовых сотрудников. По существу, история 38 НИИИ БТВТ — это их история, их судьбы, их годы, отданные общему делу, коллективному стремлению к успеху и процветанию.

История института уходит в далекий 1931 год, и начиналась она с научно-испытательного автобронетанкового полигона управления механизации и моторизации Рабоче-крестьянской Красной Армии (РККА), основанного приказом Реввоенсовета Союза Советских Социалистических Республик (СССР) № 22.

Данный полигон в составе 23 человек разместился в районе станции Кубинка Белорусской железной дороги. Основная задача полигона заключалась в проведении испытаний боевых и вспомогательных машин, определения их пригодности для использования в Красной

Приказом Министра обороны СССР от 22 февраля 1971 года дата 10 июля 1931 года установлена как день создания института.

В 1931 году полигоном были испытаны первый серийный советский танк МС-! английский танк «Вик-керс-Е», бронеавтомобиль Д-8, автомобили «Форд», ЯГ-10, НАМИ-2, мотоцикл «Харлей-Дэвидсон», тракторы «Сталинец-2», «Сталинец-3», «Коммунар», «Павези», «Катерпиллер».

В ходе испытаний определялись боевые возможности танков и бронеавтомобилей, изыскивались пути повышения подвижности, огневой мощи и броневой защиты. Рабоче-крестьянская Красная Армия постоянно насыщалась новыми образцами бронетехники. Прежде всего это танки Т-25, Т-26, Т-28, БТ-2, БТ-5, БТ-7, Т-37, Т-37А, Т-32, Т-35, Т-38. Все эти образцы были испытаны на полигоне к началу 1940 года.

С началом Великой Отечественной войны (ВОВ) изменился режим работы полигона. Часть инженеров-испытателей ушли на фронт, а основной состав полигона был эвакуирован под г. Казань. Испытания проводились и на Кубинке, и под Казанью. Общий объем испытаний превысил 200 работ. Были испытаны танки: Т-60, Т-70, Т-34, КВ, ИС-2, ИС-3 и самоходные артиллерийские установки (САУ): СУ-85, СУ-100, СУ-122, СУ-152, ИСУ-122, ИСУ-152 (рис. 1).

Армии.

Рис. 1. Испытание танка КВ-2 на полигоне, 1939 г.

Наибольшему объему испытаний подвергались тяжелые танки серии ИС. Удачное сочетание в конструкции этих танков мощной защиты, вооружения и высокой маневренности делало их лучшими тяжелыми танками в ходе Великой Отечественной войны. Поэтому немецкое командование вынуждено было издать приказ, в котором немецким танкистам предписывалось избегать боев, если с нашей стороны применялись танки серии ИС и особенно ИС-2.

За годы войны полигоном было выполнено 86 работ по испытаниям трофейной техники с составлением инструкций и памяток по каждому образцу, что явилось хорошим пособием для наших солдат и офицеров. На основе анализа боевых повреждений немецких танков Т-1, Т-1а, Т-1б, Т-111, Т-1У были выпущены инструкции по борьбе с ними и изданы справочники с анализом их слабых и уязвимых мест.

В течение ВОВ на полигоне прошли обучение и освоили новые образцы отечественной и зарубежной бронетехники более 200 тысяч офицеров, Рис. сержантов и солдат.

Советское правительство высоко оценило работу коллектива полигона. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 апреля 1944 года группа его сотрудников была удостоена высоких Правительственных наград.

Вторая мировая война оказала существенное влияние на развитие военной техники и вооружения. Появление новых средств поражения привело к необходимости разработки новых типов бронетанковой техники, способной вести боевые действия в условиях применения оружия массового поражения.

С учетом задач послевоенного времени, направленных на развитие отечественного танкостроения, в 1947

году научно-испытательный автобронетанковый полигон был преобразован в 22 Научно-исследовательский испытательный бронетанковый полигон (22 НИИ БТ Полигон).

На полигоне стала создаваться система всесторонних государственных испытаний, при реализации которой ни один объект бронетанковой техники не мог быть принят на вооружение, если он не прошел с положительными результатами все климатические испытания в экстремальных условиях эксплуатации.

Таким испытаниям подвергались легкие танки ПТ-76 и ПТ-76Б, средние танки Т-54, Т-55, Т-62, тяжелые танки ИС-3, ИС-4, Т-10, и Т-10М и БМП-1 (рис. 2).

2. Испытания танка ПТ-76 на плаву (волнение моря 3 балла)

Принятая на вооружение в 1966 году боевая машина пехоты БМП-1 стала родоначальником нового класса машин, получивших в последующем широкое распространение по всему миру. В 1969 году на полигоне была испытана и в последующем принята на вооружение боевая машина десантных войск БМД-1.

Полигон был основным испытательным учреждением Министерства обороны, который проводил всесторонние испытания бронетанковой техники и обосновывал направления ее развития. При этом выделялись три вида испытаний: гарантийные, полигонные и войсковые.

По рекомендациям полигона в танках стала устанавливаться система коллективной защиты от оружия массового поражения. Начались работы по исследованию способов защиты танков от кумулятивных средств поражения и, в частности, исследования принципиальной возможности создания средств активной и динамической защиты, реализация которых позволила уменьшить потери танков в бою в 2—3 раза.

В 1968 году за большие заслуги в создании новых образцов оружия и боевой техники и в связи с 50-летием Советской армии и Военно-Морского Флота 22 НИИ БТ Полигон был награжден орденом Красного Знамени.

К началу 70-х годов прошлого столетия возникла необходимость развертывания комплексных научно-исследовательских и испытательных работ по оценке боевой эффективности образцов бронетанковой техники и обоснования основных направлений их развития на 10-летние периоды. Для решения этих задач в 1972 году на базе 22 НИИ БТ Полигона был создан 38 научно-исследовательский испытательный институт бронетанковой техники (38 НИИИ БТТ).

Институтом сразу же были развернуты работы по оценке боевой эффективности и живучести образцов БТТ при внешних воздействиях различного характера, а также исследования обитаемости экипажа при совершении многосуточных переходов. Внедренные на основе этих исследований конструктивные и технологические мероприятия существенно повысили боевые возможности бронетанковой техники и машин на ее базе.

В течение 1972—1978 годов институтом были проведены исследования и испытания танков Т-64, Т-72, Т-64А, Т-64Б, Т-72А, Т-80, Т-80А, Т-80Б, бронированной ремонтно-эвакуационной машины БРЭМ-1 (рис. 3), колесного бронетранспортера БТР-70, комплекса управляемого танкового ракетного вооружения «Кобра», ряда образцов инженерных и ракетно-артиллерийских войск, и их составных частей.

Рис. 3. Оценка эвакуационных возможностей БРЭМ-1

На основе рекомендаций, сделанных институтом, и доработок промышленности указанные образцы были приняты на вооружение.

За большие заслуги в создании и освоении новой техники в 1976 году 38 НИИИ БТТ награждается орденом Октябрьской революции, а в 1977 году ему присваивается имя Маршала бронетанковых войск Я.Н. Федоренко.

Учитывая важность и приоритетность проводимых исследований, приказом Министра обороны СССР 38 НИИИ БТТ был определен головным научно-исследовательским учреждением (НИУ) МО по специализациям бронетанковая техника и машины на ее базе, а также по защитным свойствам подвижной наземной военной техники от оружия массового поражения. По этим же специализациям институт осуществлял координацию научной деятельности двадцати семи НИУ МО СССР.

При институте были созданы два координационных научных совета, куда входили ученые и специалисты 38 НИИИ БТТ и других НИУ МО СССР, специалисты Научно-технических комитетов (НТК) родов войск, специальных войск, главных и центральных управлений. Были налажены и постоянно укреплялись творческие связи с НИУ МО СССР, с вузами, войсками, организациями и предприятиями Министерства обороны и оборонной промышленности.

В 1986 году наименование института «38 научно-исследовательский испытательный институт бронетанковой техники» было изменено на «38 научно-исследовательский испытательный институт бронетанкового вооружения и техники» (38 НИИИ БТВТ).

Применение комплексного подхода и современных методов испытаний обеспечило качественное военно-научное сопровождение опытных образцов бронетанкового вооружения и техники. Институт не пропустил в серийное производство ни одной разработки опытных образцов БТВТ с пониженными, по сравнению с заданными, характеристиками.

В результате к концу 1980-х годов в Вооруженные Силы СССР поступили около 20 тыс. современных танков, которые по техническому уровню превосходили все западные образцы. Отечественные танки имели ряд преимуществ: низкий силуэт и меньшую массу, управляемое вооружение, автомат заряжания, дистанционный подрыв осколочно-фугасных снарядов, а также простоту в освоении и надежность в эксплуатации.

Достижению такого высокого уровня отечественного танкостроения предшествовал целый ряд научно-исследовательских и испытательных работ, проводимых институтом. Исследования и испытания БТВТ проводились в условиях Европейской части

страны, Сибири, Крайнего Севера, Дальнего Востока, Туркестана, в горах Кавказа (рис. 4).

Рис. 4. Преодоление горных подъемов

Только за период с 1972 по 1978 год 38 НИИИ БТВТ был проведен ряд испытаний танков Т-72, Т-64 и Т-80 в Прикарпатском, Киевском, Ленинградском, Белорусском, Северо-Кавказском и Туркестанском военных округах. Особенно большой объем работ проводился на войсковых испытаниях с пробегом 10—12 тыс. км и стрельбой 60—80 штатных выстрелов.

На основе данных испытаний на этих образцах был внедрен ряд конструктивно-технологических мероприятий, существенно повышающих их качество. В результате на вооружение поступили усовершенствованные танки Т-64А, Т-64Б, Т-72М, Т-80Б.

Впервые в практике испытаний БТВТ были опробованы, а затем и широко применены государственные испытания в составе подразделений.

С использованием всего комплекса исследований и испытаний, выполненных институтом, были получены

новые технические решения и новые технологии в создании БТВТ. В частности, разработаны управляемые по лазерному лучу танковые ракеты, новые системы управления огнем и движением. В части защиты были разработаны новые типы комбинированной брони, комплексы активной и динамической защиты танков от современных противотанковых средств, комплексы оптико-электронного подавления, разработаны мероприятия по защите экипажей образцов БТВТ от нейтронного оружия.

Опыт боевых действий в Афганистане выявил необходимость повышения защитных свойств танков и боевых машин пехоты. В этой связи институтом был проведен целый ряд работ, направленных на повышение защищенности танков и БМП. В частности, усиление корпуса стальными дополнительными съемными экранами, оснащение динамической защитой, введение амортизации сиденья механика водителя и ряд других мероприятий.

Исследовав и обобщив результаты аварии на Чернобыльской Атомной станции, институт разработал технические предложения, обеспечивающие ослабление дозы проникающей радиации в образцы БТВТ, провел исследования по созданию танков без экипажей и дистанционно управляемых танков, разработал рекомендации по созданию танков-роботов.

Институтом непрерывно осуществлялся военно-технический анализ опытно-конструкторских разработок образцов БТВТ. Постоянно проводилась сравнительная оценка боевой эффективности и военно-технического уровня отечественных и зарубежных образцов.

Были проведены исследования и обоснованы пути создания системы бронированных машин Сухопутных войск на унифицированных шасси, разработаны предложения по улучше-

нию войскового ремонта и хранения БТВТ, танко-технического обеспечения войск в мирное и в военное время.

Следует отметить, что развитие и совершенствование образцов БТВТ происходило в соответствии с изменяющимися условиями их боевого применения и появлением новых противотанковых средств вероятного противника.

В конце 80-х годов прошлого столетия институтом был выполнен целый комплекс научно-исследовательских и испытательных работ, на основе которого были определены основные направления развития образцов БТВТ. Например, в части составных частей образцов БТВТ институтом совместно с Конструкторскими бюро (КБ) промышленности были отработаны и приняты на вооружение комплекс активной защиты «Дрозд», управляемые по лазерному лучу танковые ракеты «Бастион» (Т-55), «Шексна» (Т-62), «Рефлекс» (Т-80У, Т-72Б), а также навесной и встроенный варианты динамической защиты танков и танковый комплекс оптико-электронного подавления.

Большое внимание Институт уделял испытаниям образцов БТВТ на стойкость к поражающим факторам ядерного взрыва. При этом нужно было учитывать соглашение о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, на земле и в океане. Данное соглашение препятствовало проведению испытаний в натурных условиях. Поэтому при оценке стойкости образцов БТВТ к поражающим факторам ядерного взрыва широко использовались экспериментально-теоретические методы.

Все работы института носили, как правило, прикладной характер и завершались техническими решениями мирового уровня, что подтверждается изобретениями, сделанными сотрудниками института. По числу изобретений на одного научного сотрудника 38 НИИИ БТВТ занимал

одно из первых мест в НИУ Министерства обороны СССР.

К примеру, за период с 1984 по 1988 год институтом подано 403 заявки на предполагаемые изобретения, по которым впоследствии были получены положительные решения и выданы авторские свидетельства.

Разработка образцов БТВТ нового поколения вызвала необходимость корректировки существующей в войсках системы технического обслуживания и ремонта. С этой целью в институте разрабатываются технологические процессы этой системы, отрабатывается нормативно-техническая документация, обосновываются межремонтные ресурсы и объемы плановых средних ремонтов, определяются нормы расхода запасных частей на их выполнение.

От прикладной теории безотказности образцов бронетехники институт перешел к исследованию их ремонтопригодности и комплексной оценке надежности. Были организованы точки подконтрольной эксплуатации боевых машин, в которых собиралась информация об отказах и неисправностях техники и передавалась в институт для изучения, поиска их закономерностей и выдачи соответствующих рекомендаций.

Результатом деятельности института в этом направлении является принятие на вооружение целого ряда машин

технического обслуживания и ремонта (МТ0-80, МТО-БТР-80, ТРМ-80, БРЭМ-1, БРЭМ-2, РМ-Г и других).

На основе анализа процесса боевой подготовки в войсках и предложений с мест эксплуатации институтом совместно с предприятиями промышленности была разработана система учебно-тренировочных средств образцов БТВТ. Актуальность этого направления определялась поступлением в войска танков и БМП нового поколения, которые требовали тщательного изучения и обучения экипажей для обеспечения более полной реализации потенциальных возможностей образцов БТВТ на поле боя.

Особую значимость в работе института приобрели вопросы обеспечения заданного уровня сохраняемости большого количества бронетанкового вооружения и военной техники, содержащихся на длительном хранении на центральных базах резерва танков и базах хранения вооружения и техники.

Результатом исследований явилось внедрение комплекса группового хранения объектов с передвижной автономной установкой динамической осушки воздуха, новые средства временной защиты: ингибированное покрытие ИВВС-1-94, пленкообразующий ингибированный нефтяной состав ПИНС-АТ и ряд других средств.

Опыт боевых действий в Афганистане выявил необходимость повышения защитных свойств танков и боевых машин пехоты. В конце 80-х годов прошлого столетия институтом был выполнен целый комплекс научно-исследовательских и испытательных работ, на основе которого были определены основные направления развития образцов БТВТ. Например, в части составных частей образцов БТВТ институтом совместно с Конструкторскими бюро промышленности

были отработаны и приняты на вооружение комплекс активной защиты «Дрозд», управляемые по лазерному лучу танковые ракеты

«Бастион» (Т-55), «Шексна» (Т-62), «Рефлекс» (Т-80У, Т-72Б), а также навесной и встроенный варианты динамической защиты танков и танковый комплекс оптико-электронного подавления.

Большая роль отводилась направлениям развития технического диагностирования образцов БТВТ. Были разработаны документы, определяющие технологию диагностирования, ремонта и восстановления образцов БТВТ.

Таким образом, в результате всесторонних исследований и испытаний, проводимых институтом, был принят на вооружение и поставлен на серийное производство целый ряд образцов бронетанковой техники. Это танки Т-55АМВ, Т-62МВ, Т-64БВ, Т-72АВ, Т-72Б, Т-80У, Т-80БВ и Т-90, боевые машины пехоты БМП-2, БМП-3, боевые машины десанта БМД-2, БМД-3, бронетранспортер БТР-80, а также командирские варианты этих машин Т-80БК, Т-72БК, БМП-2К, БМД-2К, БТР-80К, в которых были использованы последние достижения науки и техники. Эти машины являются гордостью отечественного танкостроения конца 80-х начала 90-х годов прошлого столетия. Они обладали наилучшими параметрами огневой мощи, защиты и подвижности. Кроме того, на этих образцах получило развитие новое свойство машин — командная управляемость.

Многие ученые института за создание и освоение новых образцов БТВТ были награждены правительственными наградами.

Следует отметить также большой объем испытаний боевых и специальных машин, которые изготавливались на базе образцов БТВТ. К ним относятся машины инженерного вооружения (ИМР-2М, БМР-2, МТУ-72 и др.), ра-кетно-артиллерийского вооружения («Мста-С», «Нона-С», «Нона-СВК», «Вена» и др.), командирская разведывательная машина БРМ-К «Рысь», а также целый ряд командно-штабных машин. На основе рекомендаций, сделанных институтом, все эти образцы были приняты на вооружение соответствующих родов войск.

От упрощенных подходов к обоснованию новых образцов БТВТ институт перешел к единой методологии их военно-экономического обоснования, основанной на системном подходе к исследованию операций и моделированию процессов и явлений, протекающих в них. В результате была создана многоуровневая система взаимосвязанных методик по обоснованию тактико-технических требований к образцам БТВТ, проведения государственных полигонных и войсковых испытаний танков, боевых машин пехоты, боевых машин десанта и бронетранспортеров.

Этому способствовала современная экспериментально-испытательная база, которая включала специальные трассы для определения показателей подвижности, испытательный комплекс для определения параметров огневой мощи, комплекс средств для испытаний защитных устройств образцов БТВТ на про-тивоснарядную, противопульную и противоминную стойкость и ряд других испытательных сооружений. Отдельные элементы экспериментально-испытательной базы являются уникальными и отсутствуют в других научно-исследовательских организациях Министерства обороны и промышлености.

Особую форму деятельности Института составило участие его сотрудников в обобщении опыта использования образцов БТВТ в контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона РФ.

В процессе этой работы был собран, обобщен и проанализирован полученный материал по организации технического обеспечения операции, разработаны предложения по повышению эффективности БТВТ, системы восстановления, живучести и надежности объектов, участвующих в операции.

В 2010 году 38 НИИИ БТВТ совместно с 1649 Центральной испытательной базой бронетанкового вооружения и техники МО РФ был реорганизован и присоединен к 3 Центральному научно-исследовательскому институту (ЦНИИ) Минобороны России в качестве структурного подразделения с переименованием в Научно-исследовательский испытательный центр (исследований перспектив развития бронетанковой техники ВС РФ) 3 ЦНИИ МО РФ.

Из штата института была исключена адъюнктура (за время ее существования было сделано 18 выпусков и подготовлено 50 кандидатов наук), в шесть раз было сокращено количество офицеров в научных подразделениях, семь научно-исследовательских испытательных отделов стали комплектоваться только гражданским персоналом. Однако задачи, решаемые центром, остались прежними.

В период с 2010 по 2020 год наиболее значимыми результатами научной работы являются обоснование перспектив развития БТВТ и предложений

Рис. 5. Оценка плавности хода

В целом, за этот период было принято на вооружение (снабжение) 54 образца: Т-72Б3, Т-72Б3М, боевая машина поддержки танков (БМПТ), БМД-4М, БТР-МДМ, БТР-82А, БТР-82АМ, БРЭМ-1М, МТО-УБ2, восемь образцов парко-гаражного оборудования, тридцать семь образцов учебно-тренировочных средств.

по их реализации на период до 2030 года, утвержденные начальником Главного автобронетанкового управления (ГАБТУ) МО РФ, 12 общих технических требований к образцам БТВТ, утвержденные заместителем Министра обороны, «Концепция развития подвижных средств восстановления на период до 2025 года» и «Концепция развития учебно-тренировочных средств на период до 2025 года», Руководства по войсковому ремонту Т-72БЗ, Т-90А, Т-80У, БТР-82А, БТР-82АМ и т. п. Определены комплексные Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) по научно-техническому заделу в интересах развития образцов БТВТ.

За этот период был выполнен большой объем государственных и других видов испытаний. Проведены государственные испытания танков Т-90А, Т-90М, Т-72Б3, Т-72Б3М, Т-80БВМ, боевых машин пехоты БМП-2М и десанта БМД-4М, бронетранспортеров БТР-82А, БТР-82АМ и БТР-МДМ, бронированной ремонтно-эвакуаци-онной машины БРЭМ-1М (рис. 5, 6).

Рис. 6. Испытания в морских условиях

Несмотря на отток из института высококвалифицированных специалистов, после его реорганизации с 2010 по 2020 год были подготовлены один доктор технических наук и 10 кандидатов технических наук.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2020 года №971-р и Приказом Мини-

В период с 2010 по 2020 год наиболее значимыми результатами научной работы являются обоснование перспектив развития БТВТ и предложений по их реализации на период до 2030 года, утвержденные начальником Главного автобронетанкового управления МО РФ, 12 общих

технических требований к образцам БТВТ, утвержденные заместителем Министра обороны, «Концепция развития подвижных

средств восстановления на период до 2025 года» и «Концепция развития учебно-тренировочных средств на период до 2025 года»,

Руководства по войсковому ремонту Т-72БЗ, Т-90А, Т-80У, БТР-82А, БТР-82АМ и т. п.

стра обороны РФ от 29 мая 2020 года № 219 из состава 3 ЦНИИ МО РФ был выделен 38 НИИИ БТВТ как самостоятельная Научно-исследовательская организация.

В настоящее время, имея современный научно-методический аппарат, интеллектуальный и творческий потенциал, 38 НИИИ БТВТ проводит комплексные исследования по обоснованию перспектив развития бронетанкового вооружения и техники, участвует в проведении предварительных и организует государственные испытания опытных образцов танков, БМП, БМД и многочисленного семейства машин на их базе.

Сегодня танкостроительная отрасль выходит на новый уровень в развитии технологий и производства. В ближайшее время предприятия промышленности планируют поставить в войска бронетехнику нового поколения. Это танки, БМП и БТР на унифицированных платформах «Армата», «Курганец» и «Бумеранг». Институт принимал непосредственное

участие в формировании требований к этим машинам и в настоящее время проводит военно-научное сопровождение опытно-конструкторских работ по их созданию, включая проведение их государственных испытаний.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

За 90 лет работы 38 НИИИ БТВТ были решены важные для Вооруженных Сил и государства комплексные научно-практические задачи, в результате которых в войсках находятся современные боевые машины Т-90А, Т-72Б3, БМПТ, БМП-3, БМД-4М, БТР-82А, БТР 82-АМ, БТР-МДМ, БРЭМ-1М, МТО-УБ2. Решение этих задач было осуществлено в тесном сотрудничестве с учреждениями и организациями Министерства обороны, конструкторскими бюро заводов промышленности и вузами нашей страны.

Таким образом, 38 НИИИ БТВТ был и остается основным научно-исследовательским и испытательным учреждением Минобороны РФ, который сохранил высококлассных специалистов, имеющих необходимые знания и большой опыт работы, обладает уникальной лабораторной базой, программно-методическим аппаратом и научным потенциалом, способным проводить исследования и испытания образцов бронетанковой техники, обосновывать направления их развития и успешно выполнять поставленные задачи в интересах обеспечения обороноспособности страны.

В канун юбилея, подводя итоги и оглядываясь на пройденный путь, можно с удовлетворением отметить, что сделано и достигнуто очень много. Наше прошлое является прочным фундаментом для дальнейшего развития и совершенствования, своеобразной платформой для качественных шагов вперед и подъема на новый уровень.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.