Научная статья на тему '75 лет кафедре «Технология конструкционных материалов» университета машиностроения'

75 лет кафедре «Технология конструкционных материалов» университета машиностроения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
231
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАФЕДРА / ПЕДАГОГИКА / ИННОВАТИКА / DEPARTMENT / PEDAGOGICS / INNOVATION THEORY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецов В. А., Шлыкова А. В.

Статья посвящена 75-летию кафедры «Технология конструкционных материалов» университета машиностроения. В ней приведены этапы образования, становления и показатели работы кафедры в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

75 anniversary of department “Technology of constructional materials” of Moscow State University of Mechanical Engineering (MAMI)

The article is devoted to the 75 anniversary of the department “Technology of constructional materials” of UMech. Stages of foundation, formation and current indicators of work of the department are presented in the article.

Текст научной работы на тему «75 лет кафедре «Технология конструкционных материалов» университета машиностроения»

СЕРИЯ 2. ТЕХНОЛОГИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ И МАТЕРИАЛЫ

75 лет кафедре «Технология конструкционных материалов» Университета машиностроения

д.т.н. Кузнецов В.А., к.т.н. Шлыкова А.В.

Университет машиностроения 8-495-2230523 доб. 1219, [email protected]

Аннотация. Статья посвящена 75-летию кафедры «Технология конструкционных материалов» университета машиностроения. В ней приведены этапы образования, становления и показатели работы кафедры в настоящее время.

Ключевые слова: кафедра, педагогика, инноватика Кафедра «Технология конструкционных материалов» («ТКМ») была основана в 1939 году под названием «Технология металлов» директором МАМИ, профессором, д.т.н. Константином Львовичем Шептуновым, который руководил ей с 1959 по 1973 год.

С 1973 по 1974 г. кафедрой заведовал профессор, д.т.н. Георгий Михайлович Орлов, с 1974 по 1992 г. - профессор, д.т.н. Владимир Александрович Белов, с 1992 года - профессор, д.т.н. Владимир Борисович Арзамасов, с 2008 года до настоящего времени кафедрой руководит профессор, д.т.н. Владимир Анатольевич Кузнецов.

6

Рисунок 1. Заведующие кафедрой «Технология конструкционных материалов»: а - проФ., д.т.н. Шептунов К.Л.; б - проФ., д.т.н. Белов В.А.; в - проФ., д.т.н. Арзамасов В.Б.; г - проФ., д.т.н. Кузнецов В.А.

В состав кафедры «ТКМ» до 1978 года (когда была образована самостоятельная кафедра «Экология и безопасность жизнедеятельности») входили высококвалифицированные преподаватели, обеспечивающие подготовку студентов по дисциплинам «Технология конструкционных материалов» и «Охрана труда».

К середине семидесятых годов прошлого столетия сложившаяся в стране система подготовки рабочих кадров через ПТУ и техникумы потребовала преподавания технических дисциплин на более высоком уровне. В связи с этим возникла необходимость в подготовке преподавательских кадров для этих учебных заведений. Рассматривалось два варианта решения этого вопроса: подготовка преподавателей в педагогических или в технических вузах. Оба варианта имели свои плюсы и минусы. Однако подготовка в технических вузах казалась предпочтительнее, так как научить будущих педагогов, далеких от техники, машиностроительным дисциплинам представлялось более сложным делом, чем будущих инженеров педагогическим приемам и навыкам.

В 1976 году постановлением Министерства высшего и среднего образования РСФСР на кафедру была возложена задача организации и подготовки студентов по специальности 0577 «Инженер-преподаватель машиностроительных дисциплин», выпускники которой распределялись на работу в ПТУ и техникумы в качестве преподавателей и учебных мастеров.

На кафедру были приглашены специалисты по психологии, педагогике и методике преподавания машиностроительных дисциплин, так как будущие выпускники должны были обладать по этим дисциплинам знаниями, необходимыми им в дальнейшей работе.

Кафедрой были разработаны учебные планы и программы по всем предметам, подобрана учебная литература, изданы учебные пособия и методические рекомендации как по педагогическим дисциплинам, так и по техническим. Для успешного усвоения преподаваемых предметов проводились учебные и производственные практики на машиностроительных заводах и педагогические - в ПТУ и техникумах.

Обучение студентов осуществлялось по очной и очно-заочной формам обучения. Набор абитуриентов на эту специальность сопровождался большим конкурсом и высоким проходным баллом. Первый выпуск состоялся в 1981 году и дал хорошие результаты. Спрос на выпускников значительно превышал то количество, которое кафедра могла подготовить.

Преподаватели кафедры принимали активное участие в работе научно-методического Совета по инженерно-педагогическим специальностям при Минвузе СССР, который в течение шести лет возглавлял заведующий кафедрой, профессор, д.т.н. Владимир Александрович Белов.

Одновременно с подготовкой инженеров-преподавателей кафедра проводила все виды занятий по курсу «ТКМ» со студентами других специальностей МАМИ.

После распада СССР практически было прекращено существование профессионально-технических училищ, а, следовательно, отпала и необходимость в подготовке для них педагогических кадров. В 1992 году на дневном отделении и в 1993 г. - на вечернем отделении состоялся последний выпуск студентов по специальности 0577.

Все последующие годы кафедра занималась подготовкой по курсу «ТКМ» студентов различных специальностей МАМИ, вела активную научно-исследовательскую работу в различных областях науки и техники. Основные направления научных исследований: разработка химических составов и технологии изготовления отливок из коррозионно-стойких, высоколегированных и высокопрочных чугунов, совершенствование технологии получения литых и штампованных автомобильных поршней из алюминиевых сплавов, развитие теории и практики холодной штамповки, разработка материалов для плазмотронов и электрических контактов транспортных машин.

В 2011 году под руководством заведующего кафедрой профессора, д.т.н. Владимира Анатольевича Кузнецова кафедра начала подготовку по направлению 222000.62 «Инновати-ка», профиль «Управление инновациями в наукоемких технологиях».

В настоящее время на кафедре работают четыре профессора, доктора технических наук, пять доцентов, кандидатов технических наук и пять старших преподавателей.

НИР выполняются в рамках научной школы «Синтез и исследования технологических структур методов обработки поверхностей деталей машин» и научно-образовательного центра (НОЦ) «Системный анализ и математическое моделирование технических систем» по следующим направлениям:

• разработка и получение высокожаропрочных материалов для изделий различного назначения;

• нанотехнологии;

• разработка и исследование прогрессивных методов обработки;

• создание смазочно-охлаждающих технологических сред нового поколения;

• разработка и применение новых инструментальных материалов и конструкций металлообрабатывающего инструмента;

• проблемы технологического перевооружения машиностроительных отраслей;

• управление проектами реконструкции и модернизации предприятий машиностроительного комплекса.

По результатам работ сотрудниками кафедры опубликовано более ста научных трудов, включая семь монографий (в том числе четыре в зарубежных издательствах).

За последние десять лет преподавателями кафедры выпущены 35 учебников и учебных пособий для студентов машиностроительных специальностей.

Созданная 75 лет назад кафедра бережно хранит и развивает научные традиции, заложенные видными учеными, совершенствует процессы обучения молодых специалистов различных направлений подготовки Университета машиностроения.

Инновации и проблемы в курсе «Материаловедение и технология конструкционных материалов»

к.т.н. Смолькин А.А., д.т.н. Батышев А.И., д.т.н. Кузнецов В.А.

Университет машиностроения 8-905-577-71-36, [email protected] Аннотация. В статье рассмотрены инновационные подходы по изучению основных разделов курса и, в частности, при освоении железоуглеродистых сплавов. Предложены методы интенсификации с применением интерактивных методов обучения и контроля знаний.

Ключевые слова: диаграммы состояния, железоуглеродистые сплавы, линии ликвидус и солидус, банк тестовых заданий, компьютерное тестирование.

В последние годы в условиях рыночных отношений и необходимости создания новых машин и конструкций в различных отраслях промышленности соответствующих мировому уровню, значительно расширяется номенклатура материалов с повышенными требованиями к прочности, жаростойкости, коррозионной и химической стойкости. При эксплуатации выбранные конструкторами и технологами материалы подвергаются разнообразным эксплуатационным нагрузкам, поэтому при изучении материаловедения и технологии конструкционных материалов должны более детально раскрываться современные, признанные в научной практике механизмы разрушения материалов.

В настоящее время для большинства направлений подготовки бакалавров и магистров области техники и технологий предусмотрен единый курс «Материаловедение и ТКМ» со своими компетенциями с учетом профессиональной направленности. Вследствие резкого уменьшения учебных часов на данный курс и в связи с тем, что он затруднителен для понимания студентами с их современным компьютерным мышлением из-за его сложности, опи-сательности и многословия имеются определенные проблемы.

Проблема изучения материаловедения и ТКМ заключается в обеспечении студентов знаниями и умениями:

1) по выбору оптимальных материалов, что до недавнего времени в учебном процессе решалось описательными курсами материаловедения (сведения о существующих и новых разрабатываемых и внедряемых материалах; о структурных превращениях, сопровождающих термическую обработку при температурах значительно более высоких, чем температуры, возникающие в деталях машин при их эксплуатации);

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.