ЯНВАРЬ - ФЕВРАЛЬ 2020
►
СЪЕЗДЫ И КОНФЕРЕНЦИИ
60-е СОВМЕСТНОЕ ЗАСЕДАНИЕ КОМИТЕТА ПО ХИМИИ И РАБОЧЕЙ ГРУППЫ ПО ХИМИИ, ПЕСТИЦИДАМ И БИОТЕХНОЛОГИИ
(г. Париж, Франция, 04.02.2020 - 06.02.2020)
04.02.2020 - 06.02.2020 г. в г. Париже состоялось 60-е совместное заседание Комитета по химии и Рабочей группы по химии, пестицидам и биотехнологии. В работе заседания приняла участие делегация Российской Федерации в составе представителей Минпромторга России, аппарата Рос-потребнадзора, ФБУЗ РПОХБВ Роспотребнад-зора, КИЦ СНГ, Высшей школы экономики.
В ходе 60-го совместного заседания Комитета по химии и Рабочей группы по химии, пестицидам и биотехнологии обсуждались следующие вопросы:
1. Программа работы Комитета по экологической политике ОЭСР на 2019-2020 гг., которая включает такие направления, как: социально-экономический анализ регулирования химических веществ и оценка негативного воздействия на здоровье; вещества, загрязняющие поверхностные водоисточники; устойчивые (безопасные) полимеры с химической точки зрения; обзор экологической эффективности химического регулирования. Следует отметить, что пункты программы ОЭСР на 2019 - 2020 гг. по оценке эффективности химического регулирования для сохранения здоровья человека (в условиях трудовой деятельности человека, воздействия на организм детей и подростков), оценке качества воды созвучны ориентирам, определенным Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 года, а также основным положениям Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
2. Концепция будущей Глобальной базы данных по химическим веществам (ГКХБ) и руководящие принципы, которые должны лежать в основе ее разработки. Разработка и использование ГКХБ будет способствовать достижению странами национальных и международных целей в области регулирования химических веществ, повышению эффективности и сокращению дублирования усилий, а также дальнейшему распространению информации
среди общественности и других заинтересованных сторон. Стандарты и инструменты ОЭСР, такие как ОИТ8, еСИетРойа1, ОБЛК Тоо1Ьох, а также инструменты, разработанные в сотрудничестве с ОЭСР, такие как ШСЬГО, использовались для хранения и/или использования и/или распространения данных о химических веществах. Они являются зрелыми стандартами / инструментами, но продолжают развиваться, что приводит к новым вопросам о том, как наилучшим образом направить эту эволюцию и обеспечить конвергенцию между инструментами. Кроме того, в настоящее время ведется сбор данных о химических веществах в поддержку разработки путей неблагоприятного исхода (АОП и база знаний АОП). ОЭСР рассматривает целесообразность обеспечения элементов согласования с традиционными инструментами данных о токсичности, чтобы обеспечить возможность упорядоченного обмена данными и их использования по мере того, как все больше и больше этих данных будет использоваться для принятия нормативных решений. ФБУЗ РПОХБВ Роспо-требнадзора активно работает над внедрением современных методов ОБЛК в практику оценки опасности химических веществ и химической продукции. В настоящее время с использованием ОБЛК определяются группы веществ, потенциально способные вызывать сенсибилизирующее действие.
3. Деятельность специальной группы по разработке обновленного варианта документа 1983 года «Рекомендации Совета о защите прав собственности на данные, представленные в нотификациях новых химических веществ». Обновленный документ «Рекомендации Совета о защите прав собственности на данные, представленные в нотификациях новых химических веществ» чрезвычайно актуален для реализации нотификации новых химических веществ в рамках Технического регламента ЕАЭС «О безопасности химической продукции» (ТР ЕАЭС 041/2017).
4. Доклад 2019 года «Сокращение затрат в области регулирования химических веществ: как ОЭСР обеспечивает выгоды для
Токсикологический вестник № 1 (160)
общества». В публикации 2019 года «экономия затрат в области управления химическими веществами: как ОЭСР обеспечивает выгоды для общества» подсчитано, что чистые финансовые выгоды от программы ОЭСР по охране окружающей среды, здоровья и безопасности (EHS) составляет не менее 309 миллионов евро в год. Выгоды были количественно оценены на основе методологии сравнения двух сценариев: (i) один, в котором программа охране окружающей среды, здоровья и безопасности не существует; и (ii) тот, в котором программа по охране окружающей среды, здоровья и безопасности создана и обеспечивает экономию средств, обусловленную, в частности, использованием руководящих указаний ОЭСР, обменом работой и режимом взаимного принятия данных (MAD). Изложенные в докладе этапность исследований, использование компьютерного моделирования и аналогового подхода в оценке безопасности новых химических веществ, могут служить для органов и организаций Роспотребнадзора основой оптимального и экономичного подхода к оценке опасности и гигиеническому нормированию новых химических веществ.
5. Проект программы Глобального форума по окружающей среде,
разработанный на основе обсуждений, состоявшихся на 59-м совместном совещании, и посвященный проблемам создания и внедрения экономически эффективной системы регулирования промышленных химических веществ, а также шагам по организации Глобального форума. Глобальный форум поможет содействовать: систематической оценке химических веществ во всем мире; развитию основных национальных и региональных систем регулирования химических веществ во всем мире; осуществлению новой рамочной программы ООН по рациональному регулированию химических веществ и отходов на период после 2020 года; обмену знаниями в области рационального регулирования химических веществ для всех стран. Предполагается, что Глобальный форум продлится 2 дня и пройдет 3-4 ноября 2020 года в штаб-квартире ОЭСР в Париже, Франция, параллельно с 61-м совместным совещанием, которое состоится 4-5 ноября 2020 года. Мероприятие позволит участникам: обменяться опытом и передовой практикой в создании и внедрении системы экономически эффективного управления промышленными и потребительскими химическими веществами, в частности в отношении кадастров химических веществ и правовых и институциональных рамок; предоставить знания о последних достижениях в области методологий оценки сложных случаев, таких как риски от комбинированного воздействия не-
скольких химических веществ; создать рабочие группы в области рационального управления химическими веществами и отходами. Глобальный форум будет также содействовать развитию основных национальных и региональных систем регулирования химических веществ во всем мире; систематической оценке химических веществ во всем мире.
6. Документ о расширении взаимного признания данных применительно к
вычислительным методам. Новые методы in vitro, in chemico и in silico предлагаются для тестирования химических веществ в качестве автономных методов и должны использоваться в комбинации для прогнозирования все более сложных конечных точек. На сегодняшний день руководящие принципы ОЭСР по испытаниям описывают процедуры оценки химического воздействия с использованием одного метода. Испытуемые химические вещества добавляются в испытательную систему и наблюдаются эффекты. Однако в настоящее время ОЭСР располагает предложениями в отношении руководящих принципов, использующих комбинированные методы. Методы (т. е. источники информации) могут комбинироваться по-разному и, таким образом, вносить потенциальную вариабельность в подходы к оценке химических эффектов и интерпретации полученных данных. Чтобы избежать этой потенциальной изменчивости, ОЭСР начала работу по определению источников информации и процедур интерпретации данных для методов, используемых в сочетании для прогнозирования химического воздействия на определенную конечную точку. Внедрение в практику научно-практических исследований Роспотребнад-зора новых методов in vitro, in chemico и in silico для тестирования химических веществ в качестве автономных методов и их использование в комбинации позволит обеспечить получение репрезентативных результатов исследования, признаваемых на национальном, региональном и международном уровнях. Проектами документов второго уровня ТР ЕАЭС «О безопасности химической продукции» (ТР 041/2017) для оценки опасности предусмотрено использование приоритетных по объему информации баз данных, в также альтернативных методов ОЭСР.
7. Деятельность ОЭСР по определению приоритетов будущей работы по пер- и полифториро-ванным алкильным веществам (ПФАС). Результаты работы в этом направлении актуальны для государств - сторон Стокгольмской и Роттердамской конвенций, т.к. данные группы веществ являются кандидатами для включения в конвенции в целях их дальнейшего регулирования. Следует
ЯНВАРЬ
- ФЕВРАЛ Ь 2020
отметить, что в Российской Федерации данная группа веществ не производится, но может ввозиться из-за рубежа, преимущественно из Китая.
8. Проект руководства, разработанный Экспертной группой по наилучшим доступным технологиям (BAT). В настоящее время в Российской Федерации осуществляется разработка нормативно-правовой базы по внедрению наилучших доступных технологий. Распоряжением Правительства РФ №398-р от 19.03.2014 года утвержден комплекс мер, направленных на отказ от использования устаревших и неэффективных технологий, переход на принципы НДТ и внедрение современных инновационных технологий. В связи с тем, что в области охраны природы используются гигиенические нормативы химических, физических и биологических факторов в среде обитания человека, разработка которых входит в сферу ответственности Роспотребнадзора в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322 (ред. от 24.04.2018) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», Роспотребнадзор принимает участие в деятельности по переходу на принципы НДТ.
9. Итоги Конференции «Регулирование внешне применяемых й8РНК-продуктов для борьбы с сельскохозяйственными вредителями», которая состоялась 10-12 апреля 2019 года.
В связи с растущей обеспокоенностью по поводу использования химических пестицидов из-за их токсичности, стойкости в окружающей среде и того факта, что они могут быть неизбирательными и подавлять не только предполагаемых вредителей, но и полезные организмы, такие как опылители, все большее число компаний и исследователей изучают альтернативные стратегии борьбы с вредителями. Один из таких методов включает использование небольших молекул рибонуклеиновой кислоты (РНК). Принимая во внимание перспективность использования продуктов биотехнологии, государственные органы проявляют озабоченность потенциальными рисками, связанными с внедрением в экономику инновационной продукции.
10. Проект Программы «Окружающая среда, здоровье и безопасность» на 2021-2024 годы и определение приоритетов. Ожидается, что в период с 2017 по 2060 год ежегодные глобальные продажи химических веществ вырастут в четыре раза. Производство в странах ОЭСР в настоящее время составляет более 50% от общемирового объема, возлагая основную ответственность за безопасность химических веществ и химических продуктов, имеющихся на
внутреннем рынке, и все больше за продукцию, продаваемую на международном уровне, на страны ОЭСР и их химические отрасли. Научные разработки в области выявления и оценки воздействия химических веществ и продуктов современной биотехнологии на здоровье человека и окружающую среду были существенными в последние годы и будут продолжаться в будущем. Страны стремятся интегрировать результаты применения этих новых инструментов, когда они соответствуют их нормативным потребностям, в свои процессы принятия решений. Многие страны-члены ОЭСР изменили существующие программы, создали или находятся в процессе создания более масштабных программ для отбора или тестирования, оценки и управления большим количеством химических веществ в более короткие сроки. Это лишь усиливает необходимость в совместной работе, проводимой в ОЭСР, в частности в распределении бремени тестирования, избежание дублирования работы и оптимизации результатов при ограничении необходимых ресурсов. Кроме того, по мере того как страны повышают производительность ресурсов и переходят к циклической экономике, необходимо согласовывать политику в отношении химических веществ и отходов, чтобы обеспечить возможность использования вторичного сырья (например, пластика, содержащего добавки) без ущерба для здоровья человека и окружающей среды. Работа ОЭСР в этой области, таким образом, способствует достижению Целей устойчивого развития (ЦУР). Регулирование химических веществ четко отражено в ряде целей и задач, в том числе касающихся здравоохранения, водоснабжения и ответственного потребления и производства. В Российской Федерации в соответствии с национальными целями и задачами вопросы благополучия населения являются одними из первоочередных. Усилия направлены на обеспечение населения РФ доброкачественными продуктами питания, питьевой водой, на минимизацию загрязнения атмосферного воздуха.
В рамках повестки дня заседания по обмену между странами современными достижениями по регулированию химических веществ делегацией РФ был сделан доклад о деятельности России по подготовке в вступ лению в силу ТР ЕАЭС «О безопасности химической продукции» (ТР 041/2017).
Директор ФБУЗ РПОХБВ Роспотребнадзора Х.Х.Хамидулина