Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА К ВСТУПЛЕНИЮ В СИЛУ ТР ЕАЭС 041/2017 «О БЕЗОПАСНОСТИ ХИМИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ» КАК ШАГ К ГЛОБАЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЮ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ'

ПОДГОТОВКА К ВСТУПЛЕНИЮ В СИЛУ ТР ЕАЭС 041/2017 «О БЕЗОПАСНОСТИ ХИМИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ» КАК ШАГ К ГЛОБАЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЮ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
128
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ ЕАЭС 041/2017 / БЕЗОПАСНОЕ ОБРАЩЕНИЕ ХИМИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ / ОЦЕНКА СООТВЕТСТВИЯ / EURASIAN ECONOMIC UNION / TECHNICAL REGULATION OF THE EAEU 041/2017 / SAFE MANAGEMENT OF CHEMICALS / CONFORMITY ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Скобелев Кирилл Дмитриевич, Загорская Дарья Антоновна

В статье рассмотрены шаги, необходимые для практического применения Технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности химических веществ» (ТР ЕАЭС 041/2017). Определена важность процесса инвентаризации химических веществ и практические аспекты ее реализации. Установлена связь между получаемым в итоге инвентаризации Реестром химических веществ и смесей ЕАЭС и стратегическим развитием РФ, а также целями в области устойчивого развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Скобелев Кирилл Дмитриевич, Загорская Дарья Антоновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON PREPARATION TO THE ENACTMENT OF THE TR EAEU 041/2017 “ON SAFETY OF CHEMICALS” AS A STEP TOWARDS GLOBALISATION AND DEVELOPMENT OF DIGITAL ECONOMICS

The steps which are required for the practical use of the Technical Regulation of the Eurasian Economic Union “On safety of chemicals” (TR EAEU 041/2017) are examined. The importance of the procedure of inventorying chemical substances is underlined, and the practical aspects of its realisation are laid out. A connection is found between the Register of chemical substances and mixtures of the EAEU (a result of inventorying) and the strategic developments of the Russian Federation, as well as Sustainable Development Goals.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА К ВСТУПЛЕНИЮ В СИЛУ ТР ЕАЭС 041/2017 «О БЕЗОПАСНОСТИ ХИМИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ» КАК ШАГ К ГЛОБАЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЮ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ»

Учитывая все выше перечисленные аспекты, можно утверждать, что национальных инвесторов отталкивает высокое налогообложение, и отсутствие существенных льгот которые могли бы снизить расходы. В действительности отечественные и иностранные инвесторы сталкиваются в неравной борьбе друг с другом, в данном столкновении государство идет навстречу иностранным инвесторам, так как для государства важно повысить поток иностранных инвестиций для развития отраслей Казахстана.

Учитывая последние события в мире связанные с пандемией, большую часть денежных средств для поддержания экономики было выделено отечественными бизнесменами. В связи с этим государство предоставило налоговую отсрочку, то есть налоги будут уплачиваться постепенно и со временем, но никак не сократит сумму расхода, выделенную бизнесменами на налоги.

К примеру, за первое полугодие 2020 года крупнейшая компания «Тенгизшевройл» занимающаяся переработкой сырья на месторождении Тенгиз выплатила в государственную казну 1 трлн. тенге.

Если рассмотреть предыдущие годы то данная компания выплачивала 2 трлн тенге, тем самым при наличии потери прибыли в период пандемии компания должна выплатить положенную сумму в качестве налога. Данные аспекты и отталкивают отечественных бизнесменов от вложений, поскольку бизнес тоже нуждается в свободе выбора.

Анализируя все выше перечисленные причины, по которым отечественные бизнесмены не хотят вкладывать денежные средства в перспективные отрасли Казахстана, следует, что необходимо построить предприятия для быстрой переработки сырья и выпуска готового продукта, предоставить льготы, оказать поддержку отечественным бизнесменам, и уровнять положения отечественных и иностранных инвесторов.

Нельзя ставить точку на истории инвестирования в Казахстане, так как процесс глобализации и интеграции на данный момент происходит более обширно. А это яркий знак зарубежным инвесторам, что наш рынок готов для внедрения капитала. Кроме того, в 2015 году Казахстан стал членом ВТО, что также должно при должном внимание и реформам, способствовать росту инвестиций со стороны других стран.

Библиографический материал

1.Дерья Атабаев. Почему Казахстан не стал раем для инвесторов? // Радио Азаттык. - 2014.

2.Казахстан-300: крупнейшие налогоплательщики страны // Налоги в Казахстане. - 2020.

3.Комитет по статистике Министерство национальной экономики Республики Казахстан

4.Перспективы развития промышленности Казахстана // webeconomy.ru URL: https://webeconomy.ru/index.php?newsid=2197&page=cat&type=news

5.Сельскохозяйственная отрасль Республики Казахстан // Отчет KASE. -2019.

ПОДГОТОВКА К ВСТУПЛЕНИЮ В СИЛУ ТР ЕАЭС 041/2017

«О БЕЗОПАСНОСТИ ХИМИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ» КАК ШАГ К ГЛОБАЛИЗАЦИИ И

РАЗВИТИЮ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Скобелев Кирилл Дмитриевич

генеральный директор ООО «Авентин»;

Загорская Дарья Антоновна

старший специалист экспертного направления ООО «Авентин»

ON PREPARATION TO THE ENACTMENT OF THE TR EAEU 041/2017 "ON SAFETY OF CHEMICALS" AS A STEP TOWARDS GLOBALISATION AND DEVELOPMENT

OF DIGITAL ECONOMICS

K. D. Skobelev, D. A. Zagorskaia

Аннотация. В статье рассмотрены шаги, необходимые для практического применения Технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности химических веществ» (ТР ЕАЭС 041/2017). Определена важность процесса инвентаризации химических веществ и практические аспекты ее реализации. Установлена связь между получаемым в итоге инвентаризации Реестром химических веществ и смесей ЕАЭС и стратегическим развитием РФ, а также целями в области устойчивого развития.

Annotation. The steps which are required for the practical use of the Technical Regulation of the Eurasian Economic Union "On safety of chemicals" (TR EAEU 041/2017) are examined. The importance of the procedure of inventorying chemical substances is underlined, and the practical aspects of its realisation are laid out. A connection is found between the Register of chemical substances and mixtures of the EAEU (a result of inventorying) and the strategic developments of the Russian Federation, as well as Sustainable Development Goals.

Ключевые слова: Евразийский экономический союз, технический регламент ЕАЭС 041/2017, безопасное обращение химической продукции, оценка соответствия.

Keywords: Eurasian Economic Union, technical regulation of the EAEU 041/2017, safe management of chemicals, conformity assessment.

Основным направлением развития современной мировой экономики становится ликвидация и предотвращение негативных последствий деятельности человека. Резко возросшая нагрузка на окружающую среду, интенсивный рост объёма добычи и потребления природных ресурсов заставляют под другим углом взглянуть на организацию производственных процессов, а также процессов выполнения работ и оказания услуг.

Развитые страны мира устанавливают и на регулярной основе соблюдают обязательные и добровольные требования к продукции, реализуют процедуры по оценке её соответствия этим требованиям в целях подтверждения её качества, а также для предупреждения производства и распространения на рынке опасной для людей и окружающей среды продукции.

Российская Федерация является страной-участницей Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Важнейшим инструментом реализации промышленной политики, интеграции стран-участниц являются техническое регулирование и стандартизация [1]. Техническое регулирование продукции - это система общих принципов в сфере разработки, применения и исполнения обязательных требований к продукции, правилам и порядку ее транспортировки, хранения, сбыта и утилизации продукции, а также правовое урегулирование отношений в области подтверждения соответствия.

Применение единых принципов технического регулирования продукции позволяет создать единую экономическую зону посредством снятия технических барьеров между странами-участницами Союза, а также защитить рынок Союза от небезопасной продукции, повысить качество и конкурентоспособность обращаемой продукции. Такими принципами являются [2]:

- установление единых обязательных требований к продукции в технических регламентах;

- применение и исполнение требований технических регламентов в государствах — членах ЕАЭС независимо от видов и (или) особенностей сделок.

По направлению технического регулирования в Евразийской экономической комиссии действуют департамент технического регулирования и аккредитации, консультативный комитет по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер, департамент санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер, а также подкомитеты по отдельным видам деятельности. В состав консультативных органов включены представители промышленности и бизнеса, что помогает принимать более координированные и эффективные решения.

Система технического регулирования сформирована на основе национальных стандартов и введения технических регламентов. Уже с 2012-2013 гг. оценка соответствия множества групп продукции (например, средства индивидуальной защиты, упаковочные средства, продукция легкой промышленности, парфюмерно-косметические товары, детские товары, игрушки и т.д.) проводится в рамках требований Евразийского экономического союза.

Технические регламенты можно условно разделить на «горизонтальные» и «вертикальные»:

- «Горизонтальные» технические регламенты устанавливают требования, общие для всех видов регулируемого типа продукции;

- «Вертикальные» технические регламенты устанавливают требования только к отдельным видам/группам продукции.

Химическая продукция в ЕАЭС на настоящий момент регулируется лишь частично - посредством нескольких «вертикальных» технических регламентов, например, ТР ТС 028/2012 «О безопасности взрывчатых веществ и изделий на их основе», ТР ТС 030/20212 «О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям». Ряд уже принятых технических «вертикальных» регламентов еще не вступил в силу (например, ТР ЕАЭС 039/2016 «О требованиях к минеральным удобрениям»), некоторые «вертикальные» регламенты еще предстоит разработать (например, в части регулирования продукции бытовой химии).

Общие же принципы регулирования химической продукции устанавливаются принятым Решением Совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) №19 от 3 марта 2017 г. «горизонтальным» ТР ЕАЭС 041/2017 «О безопасности химической продукции». Изначально ТР должен был вступить в силу 2 июня 2021 г., для чего требовалось оформить в срок до 1 декабря 2018 г. так называемые «документы второго уровня» - порядок формирования и ведения реестра химических веществ и смесей ЕАЭС, порядок нотификации новых химических веществ [3]. Однако эти документы до сих пор находятся на стадии согласования, тем самым означая возможный сдвиг в сроках вступления ТР 041/2017 в силу.

Документы второго уровня являются важнейшей составляющей предлагаемой системы технического регулирования химической продукции, так как без них невозможно функционирование элементов и процедур, заложенных в самом техническом регламенте. Тем не менее трудности в согласовании документов второго уровня не означают полную остановку работ, необходимых для вступления технического регламента в силу.

Согласно положениям ТР ЕАЭС 041/2017, процедура подтверждения соответствия химической продукции требованиям ТР - государственная регистрация. Предусмотрено две формы регистрации: уведомительная (упрощенная) и разрешительная (более сложная). Одним из ключевых элементов, определяющих возможность регистрировать продукцию по упрощенной схеме, является реестр химических веществ и смесей ЕАЭС (далее - Реестр). Если все вещества, присутствующие в составе продукции в концентрациях выше 0,1% находятся в Реестре, и, если концентрация ограниченных веществ

не превышает пределы, установленные в приложении 4 к ТР - тогда продукция может быть зарегистрирована по упрощенной процедуре.

Если же в составе продукции присутствуют вещества, которых нет в Реестре (т.н. новые вещества), и/или концентрация ограниченных веществ превышает предельные, то процедура регистрации усложняется - для разрешительной формы требуется больше документов и, соответственно, больше времени на проверки. Но главной сложностью регистрации продукции, в составе которой есть новые вещества, является процесс включения их в Реестр - нотификация.

Порядок нотификации подробно описывается в отдельном документе второго уровня. Главная сложность процесса состоит в том, что в пакете документов, подаваемых для нотификации, предусмотрено наличие результатов целого комплекса исследований по определению различных свойств нового вещества (биоаккумуляция, канцерогенность, мутагенность, токсичность), которые могут занять месяцы и даже годы. Поэтому очень важно сформировать наиболее полный Реестр уже «существующих» веществ, сводя необходимость применения процедуры нотификации к минимуму.

Формирование Реестра осуществляется поэтапно, и первым этапом стала процедура инвентаризации - сбора сведений о химических веществах, содержащихся в химической продукции, предоставляемых производителями и импортерами продукции. 7 ноября 2019 г. на базе Государственной информационной системы промышленности (ГИС Промышленности) Министерство промышленности и торговли Российской Федерации организовало процесс инвентаризации химических веществ, находящихся в обращении на территории Российской Федерации.

Процедура проведения инвентаризации была организована посредством создания окна подачи данных в ГИСП. Для получения доступа к окну достаточно было зарегистрировать организацию в ГИСП. Простая форма окна позволяла интуитивно взаимодействовать с ним, а также в его интерфейс была интегрирована постоянная ссылка на инструкции по работе в ГИСП и по непосредственной процедуре инвентаризации.

Инвентаризация осуществлялась путем подачи заявок, к которым прикреплялся заполненный шаблон с информацией о химических веществах. Количество заявок от одной организации не ограничивалось, позволяя постепенный сбор необходимой информации. Далее заявка рассматривалась уполномоченным органом с несколькими возможными результатами:

- принята полностью (все вещества из заявки включены в национальный реестр химических веществ);

- принята частично (часть веществ из заявки приняты, а для обработки оставшихся веществ нужна дополнительная информация);

- неправильный формат файла (шаблон, прикрепленный к заявке, поврежден или заполнен полностью на иностранном языке).

По итогам инвентаризации будет сформирован национальный реестр химических веществ, который впоследствии будет интегрирован в Реестр химических веществ и смесей ЕАЭС.

Срок закрытия единого окна подачи данных для инвентаризации сдвинулся из-за СОУ[Э-19 - и первый этап инвентаризации закончился 1 августа 2020 года. До конца сентября у промышленности была возможность предоставить недостающую информацию по веществам, уже поданным в более ранних заявках, но по каким-то причинам не включенным в предварительный перечень. Далее до момента вступления в силу ТР и на время действия отложенной нормы будет возможна другая форма инвентаризации, требующая предоставления документов, подтверждающих обращение вещества на территории Союза до даты вступления в силу ТР ЕАЭС 041/2017. После этого при отсутствии химического вещества в Реестре должна проводиться его нотификация.

Инвентаризация химических веществ является добровольной процедурой, в ходе которой компания имеет право подать сведения о химических веществах для включения в реестр, тем самым заявив их в качестве «существующих и находящихся в обращении» на таможенной территории Союза. На этапе инвентаризации запрашивается минимальная информация по химическим веществам, подача сведений не требует оплаты госпошлины и/или представления каких-либо документов, подтверждающих факт обращения вещества на территории РФ.

В рамках данной работы посредством конкурсных процедур был определен Уполномоченный орган по проведению инвентаризации в РФ, Ассоциация «НП КИЦ СНГ», которая столкнулась с необходимостью разработать комплексную процедуру сбора сведений о химических веществах, участие в которой могут принять как и эксперты, способные провести классификацию опасности вещества в соответствии с требованиями ГОСТ 32419 и 32424, так и менее опытные сотрудники предприятий. Разные уровни подготовки участников процесса инвентаризации, широкий спектр веществ, подаваемых различными секторами промышленности, трудности проверки сведений о редких и конфиденциальных веществах - далеко не полный список проблем, с которыми столкнулись эксперты, ответственные за обработку данных по итогам инвентаризации.

Тем не менее, следует отметить, что разработанная форма шаблона для подачи сведений в рамках инвентаризации, а также инструкции по заполнению шаблона и поиску информации [4] оказались достаточно универсальными и исчерпывающими. Форма для инвентаризации выполнена в удобном и распространенном формате Excel-файла с макросами, работа с которым не требует каких-либо особых навыков [5].

Довольно простая процедура сбора сведений в рамках инвентаризации на деле оказалась сложной задачей. Принцип факультативного сбора сведений о полимерах, формат представления информации о веществах сложного и/или переменного состава - примеры вопросов, ответы на которых можно найти в документации, подготовленной уполномоченным органом, но все равно часто возникавших у участников инвентаризации.

Сложности вызывает даже процесс идентификации некоторых веществ, не говоря уже о том, как предоставлять информацию о них в рамках инвентаризации. Например, в списке сведений, которые можно предоставить о веществе при инвентаризации имеются сразу несколько идентификационных номеров:

- регистрационный номер CAS - номер, присваиваемый веществу Химической реферативной службой (Chemical Abstracts Service) - подразделением Американского химического общества;

- регистрационный номер ЕС (EINECS/ELINCS/NLP) - номер, присеваемый веществу Европейской комиссией в рамках Евросоюза.

В различных базах данных эти номера для одного и того же вещества могут быть поставлены в неверное соответствие.

Трудности вызвал факультативный принцип инвентаризации полимеров. Для целей оценки соответствия был принят принцип идентификации полимеров по их мономерам - с очевидным намерением избежать необходимости регистрации больших количеств полимеров. При этом идентификация некоторых полимеров сложна из-за особенностей их производства и требований технического регламента 041/2017.

Рассмотрим конкретный пример: поливиниловый спирт (ПВС). Логичным решением кажется идентифицировать ПВС как полимер винилового спирта, и подать на инвентаризацию только виниловый спирт. Однако, в отличие от подавляющего большинства полимеров, получаемых полимеризацией мономера (полиэтилен из этилена, и т.п.), ПВС невозможно получить полимеризацией винилового спирта - его производят из другого полимера - поливинилацетата (ПВА). В этом случае необходимо вспомнить требование ТР 041/2017 по учету примесей и добавок с концентрациями выше 0,1% при регистрации - то есть, инвентаризовать и винилацетат.

Необходимо отметить слаженную и оперативную работу уполномоченного органа по инвентаризации, организовавшего горячую линию по поддержке представителей промышленности.

Предварительные итоги инвентаризации в виде промежуточного реестра, размещенного в открытом доступе в ГИСП [6], говорят сами за себя. В предварительном перечне содержатся сведения о более чем 50 тысячах химических веществ. Для сравнения, крупнейшая русскоязычная база химических веществ -Федеральный регистр потенциально опасных химических и биологических веществ - содержит почти в пять раз меньше веществ, немногим больше 11 тысяч [7]. Масштабность полученных уже на предварительном этапе результатов позволяет предположить, что уполномоченный орган и представители промышленности проделали колоссальную работу, результаты которой могут быть использованы не только в рамках непосредственно инвентаризации и подготовки к вступлению ТР 041/2017 в силу.

Так, среди документов второго уровня присутствует список официально разрешенных источников сведений о химических веществах. В него включены, например, следующие источники:

- база данных Европейского химического агентства ECHA (https://www.echa.europa.eu/);

- глобальный портал информации Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) о свойствах химических веществ eChemPortal (https://www.echemportal.org/echemportal/index.action);

- база данных PubChem (https://pubchem.ncbi.nlm.nih.gov/);

- on-line информация Федерального регистра потенциально опасных химических и биологических веществ (http://www.rpohv.ru/online/) - уже упомянутый выше.

Основываясь на разрешенных к использованию источниках информации и предварительных результатах инвентаризации, можно сделать вывод, что по итогам инвентаризации в Российской Федерации (а, впоследствии, и других стран ЕАЭС) можно сформировать крупнейшую русскоязычную базу данных о химических веществах.

Следует отметить, что помимо реализации практических целей - работы по оценке соответствия ТР 041/2017 - создание русскоязычной базы химических веществ удовлетворяет как и целям стратегического развития РФ (например, национальный проект Цифровая экономика), так и Целям в области устойчивого развития (например, Цель 9 Создание стойкой инфраструктуры, содействие всеохватной и устойчивой индустриализации и инновациям).

Таким образом, можно сделать вывод, что успешно завершившаяся инвентаризация прошла эффективно, дав высокий старт процессу внедрения в ЕАЭС нового технического регламента 041/2017. Итоги инвентаризации не только позволят улучшить и упростить внутреннюю систему регулирования химической продукции, но также станут шагом по глобализации и развитию цифровой экономики. А непосредственно внедрение ТР 041/2017 способствует гармонизации национальных систем регулирования химической продукции и снятию торговых барьеров при экспортно-импортных операциях, сохраняя при этом высокий уровень обеспечения безопасности человека, животных и окружающей среды.

Литература

1.Ивахненко Татьяна Евгеньевна, Павленко Ольга Владимировна Техническое регулирование как инструмент повышения конкурентоспособности Евразийского бизнеса // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2017. №4

2.Договор о Евразийском экономическом союзе (с изменениями на 1 октября 2019 года). Ратифицирован Федеральным законом от 03.10.2014 N 279-ФЗ

3.Дружинина Н.А. Деятельность в рамках подготовки к реализации технического регламента ЕАЭС «О безопасности химической продукции» / Материалы IV Международной конференции «Актуальные научные и научно-технические проблемы обеспечения химической безопасности». - Москва, 2018 - С. 159.

4.Подготовка к инвентаризации // Ассоциация НП КИЦ СНГ [Электронный ресурс] URL: https://ciscenter.org/tabstest/faq.php (дата обращения: 20.10.2020).

5.Дружинина Н.А. Химическая промышленность. По порядку рассчитайсь! // Химическая промышленность сегодня. 2019. - № 1. - С. 56-59.

6.Единый перечень химических веществ (публичный) | Инвентаризация химических веществ // ГИСП - Государственная информационная система промышленности [Электронный ресурс] URL: https://gisp.gov.ru/cheminv/pub/app/search/ (дата обращения: 20.10.2020).

7.Федеральный регистр потенциально опасных химических и биологических веществ // РПОХБВ [Электронный ресурс] URL: http://www.rpohv.ru/online/ (дата обращения: 20.10.2020).

КРУПНЫЕ И СРЕДНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК АПРИОРНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ

МОЩНОСТЬ РЕГИОНА

Наринян Наталья Евгеньевна

Научный сотрудник ЦЭМИ РАН ORCID 0000-0001-9913-1876

LARGE AND MEDIUM-SIZED ORGANIZATIONS AS A PRIORI ECONOMIC

POWER OF THE REGION

Narinyan Nataliya Evgenievna

Research fellow of CEMIRAS ORCID 0000-0001-9913-1876

Аннотация. В работе представлен альтернативный способ регионального исследования макроэкономических данных - с применением статистической группировки по основанию «число крупных и средних предприятий». В качестве примера дан анализ регионального распределения валового регионального продукта (ВРП) по десяти группам. Рассмотрено распределение валового регионального продукта по основным видам экономической деятельности. Группировка данных по ВРП осуществлена встроенной в Майкрософт Эксель программой Вижл Бейсик. Показано, что численность крупных и средних организаций является априорной оценкой экономической мощности региона. Применение методов исследования данных по альтернативной группировке возможно для целого ряда макроэкономических показателей.

Abstract. The paper presents an alternative method for regional research of macroeconomic data - using statistical grouping based on the "number of large and medium-sized enterprises". As an example, the analysis of the regional distribution of the gross regional product (GRP) in ten groups is given. The distribution of the gross regional product by main types of economic activity is considered. Grouping of data by GRP is performed by the built-in Microsoft Excel program Visual basic. It is shown that the number of large and medium-sized organizations is an a priori estimate of the economic power of the region. The use of data research methods for alternative grouping is possible for a number of macroeconomic indicators.

Ключевые слова: априорная экономическая мощность региона, группировка по числу крупных и средних предприятий, группировка валового регионального продукта, распределение валового регионального продукта, распределение по видам экономической деятельности

Keywords: a priori economic power of the region, grouping by the number of large and medium-sized enterprises, grouping of the gross regional product, distribution of the gross regional product, distribution by types of economic activity_

Крупные и средние предприятия и организации отличаются наиболее существенным весом в экономике России. По ним осуществляется постоянное сплошное статистическое наблюдение, как по наиболее популярным объектам системного моделирования всей экономики. Такие учреждения определяются как системообразующие элементы макроэкономики [8].

Крупные предприятия характеризуются среднесписочной численностью работников свыше 250 человек и выручкой свыше 2 млрд. руб. Средние предприятия фиксируют среднесписочную численность сотрудников в пределах от 101 до 250 человек и выручку от 800 млн. руб. до 2 млрд. руб., в соответствии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.