Хроника научной жизни «53-я ежегодная научно-методическая конференция преподавателей и студентов...»
53-Я ЕЖЕГОДНАЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ СТАВРОПОЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
В период с 8 по 30 апреля 2008 года в Ставропольском государственном университете прошла 53-я ежегодная научнометодическая конференция преподавателей и студентов. В ее работе принял участие практически весь профессорско-препо-
давательский состав, а также аспиранты, магистранты и наиболее активные студенты.
Работа конференции включала общеуниверситетское пленарное заседание, 23 тематических секции и 63 подсекции, Итоги научно-методической и научно-исследовательской работы за прошедший год были доложены в виде оригинальных пленарных и обзорные докладов, кураторских обзоров и секционных сообщения. Всего было обсуждено 337 таких докладов и 1040 сообщений.
На 8 факультетах, общеуниверситетской кафедре педагогики и психологии высшей школы и в Региональном научнометодическом центре патриотического и гражданского воспитания прошли Дни студенческой науки.
С докладами на конференции выступили ученые и практические работники сферы образования из Москвы, Санкт-Петербурга, Армавира, Владикавказа, Ейска, Казани, Краснодара, Кургана, Курска, Сочи, Республики Беларусь, Адыгеи, Дагестана, Калмыкии, Карачаево-Черкесии, образовательных учреждений города Ставрополя, других городов и населенных пунктов края,.
Открыл конференцию на пленарном заседании ректор университета, профессор В.А. Шаповалов. В своем вступительном слове он кратко проанализировал достиже-
ния университета за прошедший после 52-й конференции год, остановился на необходимости более активного продолжения исследований по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники, определенных в инновационой заявке: формирование современной российской идентичности и гражданского патриотизма как консолидирующей основы поликонфессиональ-ного и полиэтничного социума, нанотехнологии, рациональное природопользование, экологическая безопасность и др.
Эти, озвученные ректором, профессором В.А. Шаповаловым, основополагающие направления исследований были далее развиты в выступлениях профессоров В.А. Авксентьева и В.Н. Гурова, доктора социол. наук М.М. Шульги, выступление которой было построено на результатах проведенного социологического опроса студентов университета.
В рамках работы секции «Формирование современной российской идентичности и гражданского патриотизма как консолидирующей основы поликонфес-сионального и полиэтничного социума» (руководитель д-р филос. наук профессор Иванова С.Ю.) приняли очное и заочное участие более 50-ти ученых из Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Краснодара, Махачкалы, Владикавказа, Тольятти, Пятигорска, Ставрополя и др.
Основное внимание на секции было уделено обсуждению проблем специфики формирования современного российского патриотизма в контексте глобального со-
циокультурного процесса, которая проявляется в отсутствии единой образовательновоспитательной политики и четко сформулированной идеологической концепции государства; патриотичности современной молодежи; роли пространственно-культурной определенности России в формировании гражданской идентичности населения; специфичности участия этнополитических элит в процессах формирования и перспективах развития культурного пространства южнороссийского региона; формирования патриотизма в процессе школьного и вузовского обучения и воспитания и др.
Итогом проведения заседания секции явилось принятие решений о научном и методическом сотрудничестве ученых и практиков в области гражданского и патриотического воспитания, проведении совместных исследований ценностей патриотизма в представлениях молодёжи, развитии и научной пропаганде исследований в области современной российской идентичности в южнороссийском макрорегионе.
Важной для университета тематике «Стандарты третьего поколения: компе-тентностный подход» было посвящено специальное заседание, которое прошло в виде Круглого стола. На заседании присутствовали деканы всех факультетов, заместители деканов по учебной и научной работе, председатели учебно-методических комиссий. Председатель секции, проректор по учебной работе проф. В.С. Белозеров подчеркнул, что в современных условиях образование должно быть ориентировано на развитие познавательного потенциала личности, творческих способностей, повышения стремления к овладению новыми знаниями не только студентами, но и преподавателями вуза.
Основное внимание выступавших было уделено компетентностному подходу в современном образовании, вопросам конкуренции на рынке образовательных услуг, формировании в СГУ инновационной образовательно-научной среды. Выступившие деканы отметили необходимость усиления практической направленности обучения через расширение спектра инновационных
технологий обучения и выразили озабоченность просматриваемым сокращением часовой нагрузки в стандартах третьего поколения. По результатам работы секции была принята резолюция, в которой определены задачи и сформулированы, в соответствии с «Концепцией и программой развития Ставропольского государственного университета на 2006-2010 годы», приоритетные направления работы университета, четко, в свете поставленных задач, сформулированы направления деятельности УМУ, деканатов, кафедр.
В работе подсекции «Педагогическое образование в классическом университете: подготовка кадров в условиях реализации приоритетных национальных проектов в сфере образования», приняли участие и представители образовательного комплекса края. Интерес вызвали выступления учителей, тематика которых была связана с использованием ИКТ-технологий, а также внедрением ТСО в процесс преподавания различных школьных предметов.
Выступающие отмечали, что в первую очередь необходимо усилить работу преподавателей университета по внедрению в учебный процесс инновационных подходов в образовании, при реализации курса «Методика преподавания учебного предмета» вести работу по подготовке выпускников университета к использованию цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе общеобразовательной школы; разработать внедрить специальные курсы, направленные на формирование готовности будущих преподавателей к организации и подготовке учащихся к Единому государственному экзамену; продолжить практику сотрудничества с образовательным комплексом края по внедрению спецкурсов, разработанных в СГУ для вариативной части базисного учебного плана образовательных учреждений на профильном уровне.
В резолюции по итогам работы секции «Инновационное научно-методическое
обеспечение гуманитарных дисциплин вариативной части ГОС ВПО» отмечалось, что инновационный образовательный стандарт, реализуемый в университете ста-
Хроника научной жизни «53-я ежегодная научно-методическая конференция преподавателей и студентов...»
вит своей целью формирование у выпускников набора компетенций для реализации стратегии региональной безопасности, осуществления антиконфликтогенного менеджмента, инновационного управления и постконфликтной реконструкции, посредством организации в университете образовательного процесса по подготовке региональной управленческой, научной и бизнес элиты, способной реализовать в профессиональной деятельности стратегию общественно-политической, экономической, информационной, социокультурной и интеллектуальной безопасности СевероКавказского региона. На секции было отмечено, что разработка и внедрение в учебновоспитательный процесс междисциплинарного модуля «Безопасность и противодействие терроризму» является важнейшим механизмом реализации инновационного образовательного проекта университета. Было предложено организовать работу постоянно действующего научно-методического семинара для участников творческого коллектива разработчиков междисциплинарного образовательного модуля «Безопасность и противодействие терроризму».
На пленарное заседание секции «Физическая культура и спорт: здоровье, образование, воспитание, тренировка» были приглашены представители спортивной элиты Ставропольского края. В результате, доклады ведущих ученых факультета физической культуры были дополнены воспоминаниями, пожелания и рекомендациями олимпийских чемпионов, обладателей мировых рекордов, участников олимпиад, мастеров спорта международного класса, заслуженных мастеров спорта и заслуженных тренеров страны, почетных граждан ряда городов края, руководителей краевого спорта, звучали стихи, посвященные спорту и олимпийскому движению. Затем прошли круглый стол «Олимпийские игры в современном мире» и студенческая секция «Физическая культура и спорт глазами студенческой молодежи Ш тысячелетия», на которой олимпийские чемпионы Чемеркин А. и Лавров И. вручили награды победителям студенческой Олимпиады «Знатоки Олимпиады».
На пленарном заседании секции «География, общество, окружающая среда: проблемы Северо-Кавказского региона»
наиболее значимыми среди обсуждаемых были проблемы трудовой миграции населения Северо-Кавказского региона, современные демографические тенденции в ЮФО, урбанизационные процессы, ландшафтного планирования; геоинформационного и геоэкологического мониторинга, биомониторинга городской среды и др. Большое внимание было уделено вопросам организации работы с молодежью, профильного обучения, использования цифровых образовательных ресурсов как средства формирования географических представлений, вовлечения в учебный процесс результатов проведенных исследований и данных полевых практик.
Были также проведены круглые столы: «Расселение, этнодемографические процессы и семейная политика в России», «Рекреационная география и туризм», «География образа жизни и проблемы миграции населения», «Проблемы географического образования», студенческая секция «Вклад молодых ученых и студентов в решении географических и экологических проблем Юга России», посвященная 145-летию со дня рождения В.И. Вернадского, конкурс студенческих газет.
Секция «Современные проблемы психологии» проходила в рамках недели, посвященной «Всемирному дню психического здоровья». На пленарном заседании были обсуждены проблемы изучения специфики коррекционной и диагностической работы клинического психолога с лицами, принадлежащими к различным этническим группам Северного Кавказа; современные проблемы и перспективы профилактики употребления наркотических средств и психотропных веществ среди молодежи, проблемы психического здоровья детей и подростков в условиях социально-
психологического стрессирования. На других заседаниях обсуждались проблемы базовой культуры личности; особенностей профессионального самоопределения подростков; исследования личностной идентичности
и реакции личности на воздействие массивной психотравмирующей ситуации; особенности адаптивных реакций и психического статуса у подростков, проживающих в условиях химического загрязнения окружающей среды и др.
Более подробно с материалами, доложенными на 53-ей ежегодной научнометодической конференция преподавателей и студентов, можно ознакомиться в Сборни-
ках материалов и тезисов докладов, подготовленных по результатам работы каждой из 23 секций, которые уже вышли из печати или в ближайшее время будут опубликованы.
Начальник отдела научно-
технической информации доктор технических наук, старший научный сотрудник Авербух В.М.
К сведению авторов журнала
К сведению авторов журнала
«Вестник Ставропольского государственного университета» принимает к публикации работы ведущих ученых университета, концепции докторских и кандидатских диссертаций и статьи аспирантов, в случае их высокого научного уровня.
В журнале публикуются: обзорные статьи по фундаментальным проблемам (до 1 авторского листа); статьи, обобщающие исследования авторов (до 3/4 авторского листа); статьи, основанные на теоретических обобщениях (до 1/2 авторского листа); рецензии (до 1/6 авторского листа); хроника (до 1/6 авторского листа); юбилейные и памятные персоналии (до 1/10 авторского листа). В этот объем входят рисунки, таблицы, библиография.
Статьи должны быть посвящены актуальным проблемам науки, содержать строгую научную аргументацию, обобщения и выводы, представляющие интерес своей новизной, научной и практической значимостью.
Статьи, поступившие в редакцию, проходят экспертизу членов редколлегии на соответствие тематике журнала и направляются на внешнее рецензирование двум независимым рецензентам. Решением редакционного совета журнала статья может быть отклонена, если она не удовлетворяет перечисленным требованиям. Рукописи и дискеты неопубликованных материалов возвращаются авторам. Статьи, опубликованные или направленные в другие журналы, не принимаются.
Редакция журнала «Вестник СГУ» просит авторов руководствоваться приведенными ниже правилами. Статьи, оформленные без соблюдения этих правил, возвращаются без рас-
1. Рукопись должна сопровождаться выпиской из протокола заседания соответствующей кафедры с рекомендацией представляемой статьи (сообщения, информации) к печати в «Вестнике СГУ». Сторонние авторы должны дополнительно предоставить направление организации, где работает автор.
2. Должна быть предоставлена рецензия на статью.
3. Рукопись должна быть тщательно отредактирована и подписана всеми авторами «в печать». Рукописи должны представляться в 1 печатном экземпляре и в электронной версии (на дискете): файлы с текстовой частью в формате Microsoft Word for Windows (имя файла должно начинаться фамилией первого автора, например Ивановне), каждый рисунок в отдельном файле (например ИвановРис 1.gif).
Порядок и формат оформления рукописи
1. Указывается Рубрика и индекс УДК (Универсальная десятичная классификация) статьи, выровненные по левому краю.
2. Заголовок статьи центрируется и набирается строчными буквами (как в предложении, начиная с прописной). Заголовок должен содержать не больше 10 слов.
3. Под заголовком, по центру указывается И.О. Фамилия автора на русском и английском языках.
4. Аннотация статьи, форматируется по ширине и занимает не более 4 строк.
5. Ключевые слова форматируются по ширине (до 8 слов).
6. Текст статьи, оформленный в соответствии с нижеприведенными требованиями.
7. Библиография, оформленная в соответствии с нижеприведенными требованиями.
8. Сведения о каждом соавторе: фамилия, имя, отчество полностью, ученая степень, должность, полное название учреждения, в котором выполнено исследование, сфера
Правила для авторов
смотрения.
в
научных интересов автора, почтовый индекс, адрес, номера телефонов (служебный, домашний), e-mail.
Требования к представляемому тексту, иллюстрациям и библиографии
- Поля: верхнее - 3 см; нижнее - 3 см; правое - 2,5 см; левое 2,5 см.
- Шрифт Times New, 14 кегль, одинарный интервал, красная строка 1 см.
- Сокращения слов в тексте статьи, кроме стандартных, применять нельзя.
- Переносы в словах либо не употреблять, либо пользоваться командой «расстановка переносов». Для форматирования текста не использовать пробелы (нигде в тексте статьи не должно быть рядом стоящих двух пробелов). Различать дефис («-») и тире («-»).
- Разделы и подразделы статьи (если они необходимы) статьи нумеруются арабскими цифрами, выделяются прямым полужирным шрифтом.
- Для набора любых математических формул и выражений используется Microsoft Equation, дробные выражения в формулах рекомендуется, по возможности, заменять выражениями с отрицательными степенями, либо использовать косую черту. Размер шрифта в формулах установить по умолчанию (12). Буквы латинского алфавита набираются курсивом, буквы греческого и русского - прямым шрифтом. Математические символы lim, log, min, max и п.т. набираются прямым шрифтом. Следует учитывать, что при верстке формулы должны размещаться на половине страницы (7,5 см), поэтому большие формулы разбивать на отдельные фрагменты. Фрагменты формул, по возможности, должны быть независимыми. Нумерация и знаки препинания ставятся отдельно от формул.
- Таблицы, если имеются, не должны, выходить на поля. При правильной установке параметров страницы ширина таблицы должна быть не более 16 см.
- Рисунки, чертежи, схемы, диаграммы, фотографии и др. графические элементы не
вставлять в WORD. Они должны быть предоставлены в отдельных графических файлах (GIF, JPEG, TIFF). В тексте статьи указывается только ссылка на графический объект, (например: см. рис.1) и после ссылки подпись к нему (например, - Рисунок 1. Модель подготовки специалиста). Иллюстрации должны быть отсканированы с разрешением не менее 600 dpi. Повышение разрешения после сканирования программными средствами не допустимо. Не рекомендуется загромождать рисунок ненужными деталями: надписи должны быть вынесены в подпись к рисунку, а на рисунке заменены цифрами или буквами. Желательно не перегружать статью графическим материалом. Схемы, рисунки и другие графические элементы, выполненные с помощью графических возможностей MS WORD должны быть сгруппированы, их ширина не должна превосходить 16 см, они также предоставляются в отдельных файлах. Не допускается внутри текста использовать графические элементы.
- Литература в библиографии нумеруется арабскими цифрами. Ссылки на литературу указываются в круглых скобках (для физико-математических выпусков - в квадратных скобках, а ссылки на формулы - в круглых скобках).
- Примечания, сноски (если необходимы) имеют сквозную нумерацию.
- Библиография оформляется в соответствии со следующим шаблоном.
Для книг:
Автор. Название. - Город: Изд-во, год.
Например,
1. Бахвалов Н.С., Жидков Н.П., Кобельков Г.М. Численные методы. - М.: Наука, 1987.
Для трудов конференций, сборников трудов и других коллективных публикаций (в том числе, не имеющих титульных авторов):
Автор. Название // Название конференции: Название сборника трудов. - Город: Изд-во, год.
Например,
К сведению авторов журнала_____________
2. Брыкалов А.В., Романенко Е.С. Применение полифункциональных олигомеров вулканизаторов в качестве биостимуляторов роста растений // Современные достижения биотехнологии: Материалы Первой конф. Северо-Кавказского региона. - Ставрополь, 1995.
- С. 9.
3. Вычислительные методы линейной алгебры: Тр. I Всесоюзной конференции. - Новосибирск: ВЦ СО АН СССР, 1969.
4. Сборник задач по численным методам / Сост. Стрелков Н.А. - Ярославль: Изд-во Яросл. ун-та, 1988.
5. Численный анализ на ФОРТРАНе / Под ред. Воеводина В.В. Вып. 17. - М.: Изд-во МГУ, 1976.
Для статей в журналах, сборниках трудов и других коллективных публикациях:
Автор. Название статьи // Журнал. - год. - № . - С. номер первой-номер последней страницы.
Например,
6. Абрамов А.А. О численном решении некоторых алгебраических задач, возникающих в теории устойчивости // ЖВМ и МФ. - 1984. - № 3. - С. 339-347.