Научная статья на тему '50 лет кафедре «Мосты и сооружения на дорогах» - время подводить итоги'

50 лет кафедре «Мосты и сооружения на дорогах» - время подводить итоги Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
298
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ / КАФЕДРА / ДИСЦИПЛИНЫ / МОСТЫ / ТОННЕЛИ / СТРОИТЕЛЬСТВО / ПРАКТИКА / SPECIALTY / DEPARTMENT / DISCIPLINE / BRIDGES / TUNNELS / BUILDING / PRACTICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Картопольцев Владимир Михайлович, Кухаренко Светлана Александровна

Приводятся сведения об истории создания и развития кафедры «Мосты и сооружения на дорогах» ТГАСУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Картопольцев Владимир Михайлович, Кухаренко Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

50 YEARS TO «BRIDGES AND THE CONSTRUCTIONS ON THE ROADS» DEPARTMENT - TIME TO SUM UP

The information about the history of formation and development of «Bridges and constructions on the roads» department of Tomsk State University of Architecture and Building is given in the paper.

Текст научной работы на тему «50 лет кафедре «Мосты и сооружения на дорогах» - время подводить итоги»

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО ДОРОГ, МЕТРОПОЛИТЕНОВ, АЭРОДРОМОВ, МОСТОВ И ТРАНСПОРТНЫХ ТОННЕЛЕЙ

УДК 624.21.012:625.745

КАРТОПОЛЬЦЕВ ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ, докт. техн. наук,

профессор,

npf_diamos@mail.ru

КУХАРЕНКО СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВНА, svetlana_17@mail2000.ru

Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2

50 ЛЕТ КАФЕДРЕ «МОСТЫ И СООРУЖЕНИЯ НА ДОРОГАХ» - ВРЕМЯ ПОДВОДИТЬ ИТОГИ*

Приводятся сведения об истории создания и развития кафедры «Мосты и сооружения на дорогах» ТГАСУ.

Ключевые слова: специальность, кафедра, дисциплины, мосты, тоннели, строительство, практика.

KARTOPOLTSEV, VLADIMIR MIHAILOVICH, Dr. of tech. sc., prof., npf_diamos@mail.ru

KUKHARENKO, SVETLANA ALEKSANDROVNA, svetlana_17@mail2000.ru

Tomsk State University of Architecture and Building,

2 Solyanaya sq., Tomsk, 634003, Russia

50 YEARS TO «BRIDGES AND THE CONSTRUCTIONS ON THE ROADS» DEPARTMENT - TIME TO SUM UP

The information about the history of formation and development of «Bridges and constructions on the roads» department of Tomsk State University of Architecture and Building is given in the paper.

Keywords: specialty, department, discipline, bridges, tunnels, building, practice.

* Статья написана по материалам, предоставленным Е.Ю. Глотовой

© В.М. Картопольцев, С.А. Кухаренко, 2010

Кафедре «Мосты и сооружения на дорогах» в этом году исполняется 50 лет. Возраст солидный, самое время подводить итоги, давать оценку проделанной работе.

В 1960 г., когда кафедра создавалась, ТИСИ (Томский инженерностроительный институт) уже отметил свое восьмилетие (год создания - 1952), сделал три выпуска инженеров, в том числе и дорожников. Год спустя после основания вуза, в 1953 г., была открыта специальность «Автомобильные дороги» и кафедра автомобильных дорог. Затем, в 1955 г., был создан автодорожный факультет (АДФ), который возглавил единственный в ТИСИ профессор Михаил Иванович Кучин.

В период 1955-1956 гг. по ходатайству руководства института и обкома КПСС в ТИСИ была направлена группа высококвалифицированных преподавателей из Москвы, Ленинграда, Омска. Из МАДИ был командирован доцент Андрей Владимирович Гербурт-Гейбович, который возглавлял АДФ в 1956-1959 гг. Из треста «Желдорстрой» г. Ленинграда в 1956 г. приехал кандидат технических наук Константин Валентинович Татаринов. Именно он организовал кафедру мостов, которую возглавлял со дня ее образования в 1960 г. и до 1969 г. (рис. 1).

Рис. 1. Приказ об организации кафедры «Мосты и сооружения на дорогах»

К.В. Татаринова сменил доцент Владимир Викторович Сибер (1969-1971), затем кафедру возглавляли и. о. доцента Александр Викторович Циванюк, доцент Павел Александрович Катцын, Владимир Доюнович Ли. С 1991 г. кафедрой руководит профессор Владимир Михайлович Картопольцев, одновременно являвшийся в то время деканом дорожно-строительного факультета.

На автодорожном факультете читались дисциплины, посвященные мостостроению, которые и перешли под ответственность новой кафедры. В состав ее вошли молодые выпускники факультета, в скором времени ставшие основой нового подразделения. К ним присоединялись выпускники уже самой кафедры, и очень быстро сформировался дружный, трудоспособный творческий коллектив, успешно решающий триединую задачу: подготовку специа-

листов для дорожно-мостовой отрасли в атмосфере творческого поиска, на основе тесной связи науки и практики. В МАДИ защитили кандидатские диссертации Владимир Викторович Сибер (1967), Геннадий Иванович Бунеев (1977), в СибАДИ кандидатскую защитил Павел Александрович Катцын (1973), в ЛИСИ - Владимир Михайлович Картопольцев (1976), впоследствии защитивший докторскую в ЛИИЖТе (1991).

Силами преподавателей, лаборантов и при активном участии студентов создавались стенды, действующие макеты мостовых конструкций (рис. 2). Сегодня кафедра располагает специализированной аудиторией, оснащенной мультимедийным оборудованием, компьютерным классом, лабораторией и широко привлекает для подготовки инженеров богатейшую базу Томского филиала ОАО «Сибмост», в котором трудятся многие наши выпускники, всегда готовые помочь а1та mater.

Рис. 2. Ферма для исследования на тормозные нагрузки

С защитой докторской диссертации заведующего кафедрой В.М. Карто-польцева и последующим избранием его на должность декана факультета перед кафедрой открылись новые перспективы. Появилось новое научное направление, связанное с темой диссертации молодого доктора: «Применение бистальных балок в пролетных строениях автодорожных мостов». По этому направлению защитили свои кандидатские диссертации в НИИЖТе (ныне СГУПС) Александр Георгиевич Боровиков (1993) и Андрей Владимирович Картопольцев (1998).

Кафедра крепла, ей по плечу становились более серьезные задачи. В 1997 г. по инициативе заведующего кафедрой профессора В.М. Картополь-цева на дорожно-строительном факультете (так теперь называется бывший АДФ) открылась новая специальность 270201 «Мосты и транспортные тоннели», на которой ведется подготовка по специальным дисциплинам проектирования и строительства мостов и сооружений на дорогах.

В том же 1997 г. на кафедре открылась собственная аспирантура, в которой ежегодно 2-3 аспиранта трудятся над кандидатскими диссертациями. В настоящее время в очной аспирантуре занимаются А.А. Ложкина и Е.А. Кузьменков, заочно учатся выпускник кафедры 2009 г. А.А. Шендель и работник РУАД

«Горно-Алтайавтодор» Е.В. Балашов. Над докторской диссертацией работает доцент А.В. Картопольцев.

...В начале 90-х гг. вуз испытывал жесточайшую нехватку учебников, учебных пособий. Большинство кафедр тогда вынуждено было своими силами готовить для студентов учебную литературу. Кафедра мостов и сооружений на дорогах оказалась среди лидеров, благо был накоплен солидный опыт. Первая монография на кафедре вышла в 1986 г., и с тех пор не было года, чтобы не выходила новая книга (рис. 3). Среди этих книг - монографии, написанные учеными кафедры по результатам исследований, которые постоянно ведутся ими на основании хоздоговоров по обследованию и испытаниям мостов. Практически все мосты на автомобильных дорогах Томской и Кемеровской областей, Красноярского и Алтайского краев были обследованы нашими учеными.

Рис. 3. Монографии, написанные преподавателями кафедры

В настоящее время основным научным направлением кафедры является исследование новых методов диагностики мостов. Ученые кафедры работают в области разработки методологии, комплекса мероприятий по технической диагностике транспортных сооружений в России. Техническая диагностика транспортных сооружений создается для оценки технического состояния, грузоподъемности, служебного и остаточного ресурса с целью определения возможности пропуска по ним современных нагрузок и разработки технических решений по безаварийной эксплуатации или реконструкции мостовых сооружений.

В результате проведенных исследований разработаны оригинальные приборы для неразрушающего контроля прочности материала конструкций мостов, приборное обеспечение для автоматизированных методов динамических испытаний, а также уникальное программное обеспечение для работы автоматизированных комплексов в реальном отсчете времени.

В учебном процессе кафедра мостов и сооружений на дорогах тесно связана с другими кафедрами факультета. Студенты ДСФ по специальности 270205 «Автомобильные дороги и аэродромы» не только изучают специальные дисциплины кафедры, но примерно треть из них выбирает мосты темой дипломной работы, что ни в одном другом вузе России, имеющем дорожную специальность, не практикуется. Установлены связи с архитектурным факуль-

тетом ТГАСУ, что позволяет говорить о новом направлении в подготовке специалистов мостостроения - «Архитектуре мостов».

На качественно новый методический и методологический уровень вышла подготовка специалистов по дисциплине «САПР мостов» с приходом на кафедру мостов и сооружений на дорогах Н.Н. Бочкарева (рис. 4). За время работы на кафедре он защитил докторскую диссертацию и творческий подход к делу передает своим студентам. Дисциплина «САПР...» дает студентам знания, позволяющие проектировать мосты и сооружения полностью в автоматизированном режиме, с применением АШюСАБ и других программных комплексов («Лира» - 9-я версия, 8АР-2000 и т. п.). Более того, профессором Н. Н. Бочкаревым разработан ряд программных продуктов, получивших свидетельство о государственной регистрации. И к этой своей работе он привлекает молодых ученых и аспирантов кафедры.

Рис. 4. Лекция профессора Н.Н. Бочкарева

Выпускники кафедры мостов и сооружений на дорогах Томского государственного архитектурно-строительного университета высоко котируются на рынке труда. Никто из них не остается без работы. Более того, их приглашают целыми коллективами на проектную, конструкторскую работу...

Коллектив кафедры участвовал в работах по техническому и научному сопровождению строительства мостовых сооружений в Томской, Кемеровской и Новосибирской областях, а также Алтайском крае и Республике Алтай. Кафедра обладает уникальными изданиями проектной документации конструкций мостов, по проектированию деревянных, железобетонных и металлических мостов, оснований и фундаментов. Разработано 18 программ по проектированию, расчету и конструированию мостовых переходов, мостов и опор. При проведении научных исследований кафедрой используется сертифицированное оборудование по определению динамических характеристик пролетных строений мостов, не имеющее аналогов в мировой практике (рис. 5).

Учеными кафедры за последние пять лет получены восемь патентов -не только на диагностические приборы и методику обследований, но и на программное обеспечение, которое используется при испытании мостов. Это разработки профессора Н.Н. Бочкарева, доцента А.В. Картопольцева, аспиранта А. А. Шенделя.

Словом содружество характеризуются отношения, которые связывают «Мостоотряд-101» (Томский филиал «Сибмост») и кафедру мостов и сооружений на дорогах ТГАСУ.

Именно здесь большинство студентов специальности «Мосты и транспортные тоннели» проходят свою первую практику. Именно сюда многие из них приходят работать после окончания университета. Сегодня здесь работают 18 выпускников дорожно-строительного факультета, из них 12 - выпускники специальности «Мосты и транспортные тоннели».

Рис. 5. Прибор для определения динамических характеристик пролетных строений мостов

За время существования специальности «Мосты и транспортные тоннели» выпущено 168 инженеров путей сообщения, 34 выпускника получили дипломы с отличием.

На Всероссийском конкурсе дипломных работ по специальности «Мосты и транспортные тоннели», который в 2002 г. проходил в Москве, малой золотой медали была удостоена дипломная работа Татьяны Селивановой «Исследование динамической работы сталежелезобетонного моста по торцевым колебаниям пролетного строения» (научный руководитель Н.Н. Бочкарев) (рис. 6).

Сейчас Татьяна Валентиновна Полякова (Селиванова) работает инженером строительной лаборатории в «Мостоотряде -101».

Это еще раз доказывает, что в мостоотряд идут достойные специалисты!

В ЗАО «Научно-технологический и проектный институт транспортной инфраструктуры» (г. Тюмень) решили трудоустроиться сразу шестеро выпускников специальности «Мосты и транспортные тоннели» 2009 г. Сегодня Александр Шендель - ведущий инженер-проектировщик, Александр Глинский - инженер-проектировщик 2-й категории, Василий Карпов, Сергей Аверин, Егор Соловьев, Наталья Верхулевская - инженеры 3-й категории.

По существу, каждый мост мог бы стать явлением архитектуры, своего рода шедевром. И до недавнего времени - до 1953 г. - студенты-мостострои-

тели в обязательном порядке изучали дисциплину «Архитектура мостов». Трудно понять, почему ее упразднили, но...

Рис. 6. Диплом и медаль за лучшую научную студенческую работу

...Нет дисциплины - вовсе не означает, что нет архитектуры. На кафедре мостов и сооружений на дорогах ДСФ и кафедре архитектурного проектирования АФ есть энтузиасты, готовые доказать, что функциональность должна быть прекрасной. Уже три года две эти кафедры сотрудничают друг с другом. Читаются лекции по архитектуре мостов, выполняются курсовые и дипломные проекты. Их пока единицы, но с каждым годом опыт набирает темпы.

Дипломный проект студентки ДСФ Карины Дегтеревой был первым, посвященным теме «Архитектура мостов». С этим проектом она войдет в историю кафедры. Она разработала тринадцать критериев по оценке архитектурных достоинств мостов: пропорции, масштаба, тектоники, стилевых, конструктивных особенностей и т. п. «Мы рассмотрели примеры мостов, которые уже существуют, - рассказал зав. кафедрой архитектурного проектирования Олег Васильевич Стахеев, - и признанные шедевры, и мостовые переходы, которые несут чисто утилитарную функцию. И обнаружили, что даже в самых примитивных из них найдутся хотя бы один-два элемента, соответствующих нашим эстетическим критериям.»

Два студента-архитектора, Артем Алексеев и Никита Бычков, прошли практику на кафедре мостов и сооружений на дорогах. Плодом их практики стал макет транспортной развязки улиц Пушкина и Яковлева. Свои дипломные проекты ребята намерены выполнять по этой же теме. В этом году планируется сделать подобный макет транспортной развязки на улице Пушкина. Конечно, пока эти проекты - из области мечты, но . кризисы приходят и уходят, а мосты остаются на века.

Ежегодно кафедра направляет студентов на практику в те организации, с которыми у нее налажены тесные научные связи. Для кафедры это прежде всего ОАО «Сибмост». Здесь студенты работают на предприятии по изготов-

лению мостовых железобетонных конструкций и в лаборатории по испытаниям мостовых конструкций.

Охотно принимают студентов для прохождения практики в РУАД «Горно-Алтайавтодор» на строительство мостов и в качестве геодезистов.

Кафедра постоянно ищет возможности расширения мест прохождения практики нашими студентами.

Любовь к профессии начинается еще на студенческой скамье. Или утверждается - если студент сознательно выбрал будущую специальность. Студенческие экскурсии по самым интересным объектам строительства мостов, целый цикл, который организовала для второкурсников кафедра «Мосты и сооружения на дорогах». Такие экскурсии помогают студентам сделать окончательный выбор между специальностями.

Будущее место работы студенты находят уже во время практики.

Студенты специальности «Мосты и транспортные тоннели» довольны своей практикой. На конференции по ее итогам Фарид Фаизов рассказал о сдаче моста через Чулым. Бригада из десяти студентов мостила плиткой откосы, конусы, готовила к бетонированию подъездные пути. Студенты внесли свой вклад в будущее нашей области, которое в немалой степени связано с этим мостом. И это только начало - сколько еще мостов будет в их жизни!

А вот Родиону Леонову выпала уникальная возможность строить... детскую железную дорогу в составе отделения ОАО «Мостоотряд-101» в Новосибирске.

Плодотворное творческое содружество связывает кафедру мостов и сооружений на дорогах ТГАСУ и Высшее строительное училище «Любен Кара-велов» (София, Болгария). Идет обмен научными идеями, наши ученые выступают на международных конференциях в Болгарии, их научные статьи публикуются в специализированных журналах. На практике в Болгарии побывали наши студенты, с циклами лекций выступают перед болгарскими коллегами зав. кафедрой мостов и сооружений на дорогах профессор В.М. Картопольцев, профессор Н.Н. Бочкарев, доценты А.Г. Боровиков и А.В. Картопольцев. Стажировку в ТГАСУ на кафедре мостов и сооружений на дорогах проходили докторанты Василий Сафронов и Веско Славчев. Последний стажировался по расчету железобетонных конструкций мостов и сооружений. Программа его экспериментальных исследований в Болгарии сопровождалась консультациями ученых ТГАСУ, для чего В.М. Картопольцев и А.Г. Боровиков выезжали в Софию.

В ВСУ «Любен Каравелов» высоко ценят это содружество. Профессор В.М. Картопольцев удостоен звания Doctor Honoris Causa» ВСУ «Любен Ка-равелов», сотрудники и ученые нашей кафедры награждены многочисленными дипломами и благодарностями.

За 50 лет кафедрой пройден большой путь, но предстоит сделать еще немало в рамках перехода высшего образования на многоуровневую систему подготовки специалистов, в том числе по специальности «Мосты и транспортные тоннели».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.