Научная статья на тему '30 ЛЕТ РПЦ ПОСЛЕ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ'

30 ЛЕТ РПЦ ПОСЛЕ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
26
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «30 ЛЕТ РПЦ ПОСЛЕ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ»

ФИЛАТОВ

СЕРГЕЙ БОРИСОВИЧ

старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, руководитель проекта «Энциклопедия современной религиозной жизни России»

30 ЛЕТ РПЦ ПОСЛЕ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

Эволюция церковной жизни

люди, погруженные в реалии сегодняшнего дня, не замечают, как сильно изменилась РПЦ за прошедшие 30 лет. При советской власти в церковной жизни больше всего было проявлено стремление к правильному исполнению правил участия в богослужении, соблюдению треб, традиций и ритуалов; много обсуждались правила исполнения постов и взаимоотношения мирян с духовенством. Смирение и послушание — принципиальнейшие нормы жизни РПЦ. В сознании большинства практикующих верующих сложившийся в советские времена порядок церковной жизни представлялся чем-то сакральным. В частности, сакральным воспринимался церковно-славянский язык богослужения. Не только миряне, но и большинство духовенства плохо знали свое православное вероучение. Популярной была мудрость: «Предание выше Писания». Сейчас уже трудно поверить, что такое возможно: человек, назвав себя христианином, часто попадал в церковной среде под подозрение, ведь мы здесь православные, а не какие-то христиане.

Свобода, приобретенная церковью в конце 1980-х годов, задала определенную логику развития, которая не очень зависела от личностей лидеров церкви и внешних обстоятельств. Наибольшие усилия церковное руководство прилагало в двух направлениях — открытие новых приходов и духовное обучение. В обоих направлениях достигнуты значительные успехи. В большинстве городов открыто, построено или строится достаточно церковных зданий, чтобы верующий православный народ мог жить полноценной церковной жизнью. Повсеместное невежество церковных людей в вопросах веры тоже в прошлом. Перфекционисты, как им и положено, говорят, что все плохо: и народ не знает своей веры, и церквей не хватает — никакие цели не достигнуты; но для беспристрастного взгляда принципиальный прогресс налицо.

За прошедшие годы духовенство, при советской власти искусственно оторванное от народа, сблизилось со своей паствой, стало понимать и принимать ее ценности и интересы, осознавать, что в пастве присутствуют и либералы, и консерваторы, и путинисты, и навальнисты, и даже есть немножко коммунистов с фашистами. Церковь существует для всех, несмотря на различие политических и даже в значительной мере религиозных взглядов. Церковное руководство, как мне кажется, потихоньку осознает, что это многообразие, при всех связанных с ним сложностях,— бесценный капитал Церкви. Таким образом, РПЦ становится уникальным для нашей страны «объединителем необъединяемого». И сегодня Русская Церковь — это действительно национальная Церковь, где всем желающим есть место.

До 2009 года, когда Кирилл стал патриархом, социальное служение и благотворительность присутствовали в церкви на минимальном уровне. От высшего церковного начальства запросто можно было услышать, что социальное служение — баловство, пришедшее с Запада, сил и средств не хватает даже на более важные вещи. Но уже тогда возникло и начало расти церковное волонтерское движение. В него вступают люди, для которых вера — это служение ближнему. Участие в богослужении и пост для их религиозности не более, а то и менее важны, чем дела милосердия. Сейчас редко найдешь приход, совсем не участвующий в социальном служении.

Еще один яркий пример эволюции церковного сознания. В середине 1 990-х годов повсеместной позицией духовенства было убеждение, что православие — русская вера. Мое первое полевое путешествие было в Мордовию, священники говорили — нам бы своих, русских к Христу привести, да мордва и не нуждается. Даже священники-мордвины говорили, что принятие православия равно русификации. Они были за русификацию. С аналогичными взглядами я сталкивался и в других регионах — Горном Алтае, Якутии, Марий Эл, где было заметное число нерусских. Сейчас повсюду учат языки, признают национальные особенности в церкви и т. д. Те, кто считает православие этнической русской религией, сидят тише воды, ниже травы.

Самодержавие церковного начальства — главная болезнь РПЦ

Чем дальше идет оздоровление Церкви, ее освобождение от коммунистического плена, тем отчетливее видна самая сложная и самая важная проблема, требующая реформирования — полное отсутствие законных норм в администрировании Церковью. Патриарх безраздельно властвует над всей РПЦ, архиереи в своих епархиях никому и ничему не подчиняются, часто творят произвол и удовлетворяют свои капризы за счет церкви. Среди епископов есть достойные уважения люди, но и им всевластие на пользу не идет.

Что касается отношений церкви и государства в современной России — здесь вопрос в том, с чем сравнивать. Если сравнивать РПЦ с Католической Церковью в латинской Америке, то у нас РПЦ выглядит как прислужница власти. Если сравнивать нынешнюю РПЦ с той же церковью советского периода — сегодня все очень даже неплохо. Вопросов масса, но все-таки проявлений церковной независимости не мало. Многие священники и епископы выступали против пенсионной реформы. Официального приветствия присоединения Крыма со стороны РПЦ также не было. Двести священников подписали письмо в защиту арестованных по «московскому делу», и священноначалие их не репрессировало. Дискуссия об освящении оружия — это же совершенно невозможная вещь еще лет двадцать назад! И таких примеров за последние годы можно назвать много. Критики патриархии утверждают, что этого мало, что все эти действия непоследовательны и противоречивы. Но первые шаги всегда робкие. Иногда даже «один шаг вперед, два шага назад». К тому же внутриполитическая ситуация в стране не способствует развитию самостоятельности и независимости церкви. Но эти первые шаги как раз самые важные. Их сделать сложнее всего. Потом «процесс пойдет».

Отдельная проблема, являющаяся прямым следствием вертикали власти в РПЦ,— церковные финансы, находящиеся в бесконтрольном владении церковного начальства. РПЦ имеет три источника доходов: церковные расходы прихожан, дары спонсоров (предпринимателей и различных коммерческих организаций) и материальная помощь властей, в первую очередь на реставрацию церковных зданий, памятников культуры. Только последний источник хотя бы формально подконтролен государству и обществу. Расходы прихожан в церкви и помощь спонсоров — закрытая сфера, где личная воля церковного начальника, оседлавшего финансовый поток, решает судьбу денег. Такое положение вещей приводит к целому ряду проблем.

В церкви сложилось большое имущественное расслоение. Епископы, настоятели крупных городских приходов, игумены посещаемых паломниками монастырей живут в роскоши, в то время как большинство церковнослужителей, особенно в небольших городах и селах, еле сводят концы с концами. Их тяжелое положение усугубляется тем, что среди духовенства распространены многодетные семьи.

Церковные учебные заведения, благотворительные проекты постоянно сталкиваются с недофинансированием. На это церковным начальникам часто не хватает денег.

Церковь и светское общество

людей, которых можно назвать практикующими, церковными, по самым оптимистичным для РПЦ меркам 10—15 % (см., например, табл. 1). С остальным

населением отношения складываются сложно. Не менее 60 % россиян в рамках разных социологических опросов называют себя православными 1, что демонстрирует авторитет РПЦ среди людей, с церковью не связанных. В течение многих лет опросы показывают, что церковь — один из двух-трех самых авторитетных институтов российского общества2. В то же время среди широких слоев населения наблюдается нежелание усиления влияния церкви в общественной жизни, ее вмешательства в государственные дела и политику (табл. 2). В этих социальных слоях распространено представление об РПЦ как об идеологической прислуге светской власти. Неприязнь вызывает богатство церковной элиты и ее привилегированное положение в государстве. Эти две токсичные для духовных командиров темы в секулярном сознании недовольных РПЦ людей характеризуют ее как преувеличенно порочный институт. Есть, однако, сфера, где противоречия действительно принципиальны и глубоки, — это сфера семейных и сексуальных отношений. РПЦ страстно поддерживает традиционные христианские ценности. Она категорически против абортов, за многодетную семью, в которой женщина в первую очередь заботится о благоденствии семьи. РПЦ против разводов и секса вне брака. Для большинства представителей современной российской молодежи эти церковные ценности неприемлемы.

За прошедшие 30 лет РПЦ претерпела существенную эволюцию. В церкви ослабли или практически исчезли монархические, тоталитаристские или радикально националистические настроения. РПЦ начинает осознавать себя как сообщество людей разных политических взглядов, национальностей, социальных слоев. Среди духовенства и православных мирян развиваются различные идейные и политические течения. Социальная активность РПЦ стала заметным явлением. В первую очередь в сфере благотворительности, волонтерства, а также в сфере культуры. В то же время в жизни РПЦ присутствуют архаичные институты и практики. Самое важное явление такого рода — это ничем не ограниченная власть церковного начальства и связанного с ней бесконтрольного для каких-либо легальных государственных или церковных институтов распоряжения финансами. Церковь является и по крайней мере в обозримом будущем будет являться консервативным институтом в российском обществе. При этом прошедшее тридцатилетие дает основания предполагать, что она станет ответственным консервативным институтом.

1 См., например: Аналитический обзор ВЦИОМ «Великий пост — 2021» от 15.03.2021. URL: https://wciom.ru/ analytical-reviews/analiticheskii-obzor/velikii-post-2021.

2 См., например, данные ВЦИОМ «Деятельность общественных институтов». URL: https://wciom.ru/ratings/ dejatelnost-obshchestvennykh-institutov/.

Таблица 1. Вы ходите в церковь или нет?

(закрытый вопрос, один ответ, вопрос задается только последователям православия)3

I.2018 III.2019 XII.2019 X.2020

Не хожу 6 14 18 11

Хожу время от времени 78 72 69 77

Хожу регулярно, как минимум раз в месяц 15 14 13 12

Отказ от ответа 1 0 0 0

Таблица 2. Как, на Ваш взгляд, должны строиться отношения между церковью и обществом, государством?

(закрытый вопрос, один ответ, май 2015) 4

Всего опрошенных 18-24 года 25-34 года 35-44 года 45-59 лет 60 и старше

Церкви следует заниматься проблемами веры и религии, не вмешиваясь в жизнь общества и государства 32 39 38 32 30 27

Церковь должна влиять на моральную, духовную жизнь всего общества, но не вмешиваться в политику и государственные дела 47 48 47 50 47 45

Церковь должна активно участвовать в обсуждении и решении проблем современного общества и государства 14 9 9 11 16 22

затрудняюсь ответить 7 4 7 6 7 7

3 Опубликовано на сайте ВЦИОМ (фрагмент из архива «Спутник», свободный поиск).

4 Опубликовано на сайте ВЦИОМ (фрагменты из архива Спутник). URL: https: id=1024&q id=70655&date=17.05.2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.