Научная статья на тему '30 ЛЕТ РАБОТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРОЕКТА "ДИАЛОГОВОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ФАКТОР СТАБИЛЬНОСТИ И ИНТЕГРАЦИИ" ("МОСТ МЕЖДУ ЗАПАДОМ И ВОСТОКОМ")'

30 ЛЕТ РАБОТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРОЕКТА "ДИАЛОГОВОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ФАКТОР СТАБИЛЬНОСТИ И ИНТЕГРАЦИИ" ("МОСТ МЕЖДУ ЗАПАДОМ И ВОСТОКОМ") Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
46
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПЕРТНЫЕ ОПРОСЫ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН / КАСПИЙСКОГО РЕГИОН

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рубан Лариса Семеновна

В статье автор показывает историю создания и тридцатилетней работы международного проекта «Диалоговое партнерство как фактор стабильности и интеграции» («Мост между Западом и Востоком»), его партнеров и направ-ления взаимодействия по исследовательской и образовательной работе. Акцент сделан на три программы: по изучению школьной молодежи в полиэтничных регионах (крупномасштабный лонгитюд трех поколений школьников в течение 30 лет в 12 городах: Астрахани, Барнауле, Грозном, Иваново, Краснодаре, Майкопе, Махачкале, Москве, Назрани, Нальчике, Пскове и Ставрополе), исследованию Каспийского региона и комплексной характеристике АТР, в рамках которой проводятся уникальные международ-ные экспертные опросы в 16 странах: Брунее, Вьетнаме, Индии, Индонезии, Китае, Республике Корея, Малайзии, Монголии, Мьянме, Непале, РФ, Синга-пуре, США, Таиланде, Филиппинах, Японии, которые также как и крупно-масштабный лонгитюд не имеют аналогов в нашей стране и за рубежом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Рубан Лариса Семеновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

30 YEARS OF WORK OF THE INTERNATIONAL PROJECT "DIALOGUE PARTNERSHIP AS FACTOR STABILITY AND INTEGRATION" ("BRIDGE BETWEEN THE WEST AND EAST")

In article author show of the history of international project “Dialogue Partnership as the Factor of Stability and Integration”(“Bridge between East and West”), his partners and direction of the cooperation in research and education work. This project include three main programs: studies of the school students during 30 years in 12 regions: 1) in Astrakhan, Barnaul, Groznyy, Ivanovo, Krasnodar, Maikop, Makhachkala, Moscow, Nazran’, Nalchick, Pskov, Stavropol, 2) in Caspian Sea basin and 3) in Asia Pacific Region, during this program researchers prepare international expert surveys in 16 APR states: Brunei, Vietnam, India, Indonesia, China, the Republic of Korea, Mongolia, Myanmar, Nepal, Russia, Singapore, USA, Thailand, the Philippines and Japan. These surveys and longitude have not analog in Russia and the world.

Текст научной работы на тему «30 ЛЕТ РАБОТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРОЕКТА "ДИАЛОГОВОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ФАКТОР СТАБИЛЬНОСТИ И ИНТЕГРАЦИИ" ("МОСТ МЕЖДУ ЗАПАДОМ И ВОСТОКОМ")»

Исследования

121

Рубан Л.С.

30 ЛЕТ РАБОТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРОЕКТА «ДИАЛОГОВОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ФАКТОР СТАБИЛЬНОСТИ И ИНТЕГРАЦИИ» («МОСТ МЕЖДУ ЗАПАДОМ И ВОСТОКОМ»)

30 YEARS OF INTERNATIONAL PROJECT «DIALOGUE PARTNERSHIP AS THE FACTOR OF STABILITY AND INTEGRATION» («BRIDGE BETWEEN EAST AND WEST»)

Рубан Лариса Семеновна, доктор социологических наук, профессор, Директор Центра глобальных исследований Национального исследовательского университета «МЭИ», руководитель международного проекта «Диалоговое партнерство как фактор стабильности и интеграции» Dr. Ruban Larissa Semionovna, Ph. D in Sociology, professor, Director and Head Researcher of the Center of Global Researches National Research University «MPEI», head of the international project «Dialogue Partnership as the Factor of Stability and Integration»

Аннотация: В статье автор показывает историю создания и тридцатилетней работы международного проекта «Диалоговое партнерство как фактор стабильности и интеграции» («Мост между Западом и Востоком»), его партнеров и направ-ления взаимодействия по исследовательской и образовательной работе. Акцент сделан на три программы: по изучению школьной молодежи в полиэтничных регионах (крупномасштабный лонгитюд трех поколений школьников в течение 30 лет в 12 городах: Астрахани, Барнауле, Грозном, Иваново, Краснодаре, Майкопе, Махачкале, Москве, Назрани, Нальчике, Пскове и Ставрополе), исследованию Каспийского региона и комплексной характеристике АТР, в рамках которой проводятся уникальные международ-ные экспертные опросы в 16 странах: Брунее, Вьетнаме, Индии, Индонезии, Китае, Республике Корея, Малайзии, Монголии, Мьянме, Непале, РФ, Синга-пуре, США, Таиланде, Филиппинах, Японии, которые также как и крупно-масштабный лонгитюд не имеют аналогов в нашей стране и за рубежом. Annotation: In article author show of the history of international project «Dialogue Partnership as the Factor of Stability and Integration»(«Bridge between East and West»), his partners and direction of the cooperation in research and education work. This project include three main programs: studies of the school students during 30 years in 12 regions: 1) in Astrakhan, Barnaul, Groznyy, Ivanovo, Krasnodar, Maikop, Makhachkala, Moscow, Nazran', Nalchick, Pskov, Stavropol, 2) in Caspian Sea basin and 3) in Asia Pacific Region, during this program researchers prepare international expert surveys in 16 APR states: Brunei, Vietnam, India,

Indonesia, China, the Republic of Korea, Mongolia, Myanmar, Nepal, Russia, Singapore, USA, Thailand, the Philippines and Japan. These surveys and longitude have not analog in Russia and the world.

Ключевые слова: лонгитюд, экспертные опросы, международное сотрудничество, Азиатско-Тихоокеанский регион, Каспийского регион.

Keywords: longitude, expert surveys, international cooperation, Asia Pacific Region, Caspian Region.

Международный проект «Диалоговое партнерство как фактор стабильности и интеграции» («Мост между Западом и Востоком»)1был организован автором в конце декабря 1988 г — начале 1989 г Обычно, когда меня спрашивают, как это произошло, я отвечаю коротко: «Вызвали в Обком партии и сказали: «Надо!» На деле было несколько иначе. Я, тогда еще юная комсомолка, подготовив полное обоснование социологических опросов в школах города Астрахани и Астраханской области, сама пришла к заведующему отделом по идеологии Астраханского обкома партии Араке-ляну В.А., который выслушал меня с большим интересом, одобрил и поддержал проведение исследования. В Обкоме были растиражированы анкеты, оповещены о проведении опросов райкомы КПСС, которые и предоставили автотранспорт для поездок в села.

Исследование было согласовано с Астраханским областным управлением образования, заведующий которым, Шитов В.А., разрешил проведение опросов в школах города и области, понимая всю важность получаемой информации, на основании которой можно оказывать на школьников педагогическое воздействие для снижения конфликтности и формирования толерантности, повышения культуры межнационального общения, а также оценки уровня политической и правовой культуры учащейся молодежи.

Полевой этап исследования проходил не просто. В жаркую астраханскую весну мне приходилось колесить на райкомовском газике по селам области. Однако была и реальная опасность: когда мы ехали в село Алтынжар Володарского района, то опоздали на паром, и это нас спасло, так как лопнул трос, паром сорвало и долго носило по протоке. Но, несмотря на все трудности, результаты, полученные в ходе опросов, стоили того. Полученный материал я передала Председателю Совета Национальностей Верховного Совета СССР Абдулатипову Р.Г, у которого в последствии работала начальником отдела мониторинга этнополитической информации в Министерстве национальной политики РФ, а в сентябре 1991 г.

1 Проект является некоммерческим

доложила на конференции в Академии общественных наук при ЦК КПСС и в октябре 1991 г — на конференции в Политическом центре «СААКАЛА» в Таллинне. Этот доклад в 1992 г был опубликован на английском языке (статьи «International Contradictions in poly-ethnic Régions» и «The Process of Studеnt's Socialization & Sociological Analysis of the Problem of the national minority School») прибалтийского журнала «Panor-Press, Weekly review of the Baltic post-soviet policy» №1 и №8 и стал доступен зарубежному читателю, а уже в августе 1994 г я выступала с результатами исследования на Всемирном Конгрессе политической науки в Берлине.

Вот так начинался наш проект. Сейчас он включает пять исследовательских и образовательных программ: 1) по разрешению конфликтов и межэтническим отношениям, в том числе «Молодежь в полиэтничных регионах: взгляды, позиции, ориентации», 2) по безопасности и контртерроризму, 3) по нефтегазовым ресурсам в контексте энергетической безопасности, 4-5) культурную и образовательную программы.

В рамках программы «Молодежь в полиэтничных регионах: взгляды, позиции, ориентации» уже 30 лет проводятся опросы школьной молодежи в 12 городах России: Астрахани, Барнауле, Грозном, Иваново, Краснодаре, Майкопе, Махачкале, Москве, Назрани, Нальчике, Пскове и Ставрополе. Непрерывный мониторинг не только позволяет делать срез ситуации, но и выявлять основные направления конфликтности и снижать их, проверяя эффективность воздействия при повторных опросах.

Ведется большая образовательная работа в форме лекций, семинаров, тренингов и деловых игр, организуются специальные курсы, направленные на снижение конфликтности и формирование толерантности среди различных социальных и этнических групп, выработку практических навыков толерантного поведения в поли-этничной среде, разрабатываются и внедряются учебные программы и учебные пособия, которые используются как во время занятий специалистов государственной службы, силовых структур, образовательной и социальной сфер, журналистов, а также в учебном процессе ведущих российских и зарубежных вузов.

В рамках международной программы «Толерантность и многообразие» нами проводились семинары и игровые тренинги для журналистов, преподавателей, студентов и учащихся школ г Москвы и сотрудников правоохранительных органов. Была организована поездка по обмену опытом для журналистов и преподавателей в Лондон по программе «Выбираем толерантность». Были подготовлены и изданы учебники «Как разрешать конфликты (автор Рубан Л.С.,

2007, 2008), «Формирование толерантности в полиэтничных регионах» (2011) и «Как формировать толерантность в поли-этничных регионах» (2012, 2013), которые были переданы в Департамент образования г Москвы, школы и вузы Москвы и регионов РФ.

После событий на Манежной площади по заданию Комитета образования г Москвы на базе Московского института открытого образования нами были проведены семинары по этноконфликтологическо-му мониторингу, а также тренинг и ролевая игра для преподавателей школ и сотрудников правоохранительных органов по разрешению конфликтов и формированию толерантности. Мы принимали участие в Московском форуме культуры «Культура как стратегически ресурс России в ХХ! века» (2011), Гуманитарном форуме «Молодое поколение — жизнь без границ» (2011), состоявшемся на ВДНХ в рамках празднования 20-летия СНГ и провели тренинг на Международном форуме молодежи на озере Селигер, за что руководитель проекта проф. Рубан Л.С. была награждена медалью «20 лет СНГ», участвовали во 2-м Российско-китайском молодежном инновационном форуме в МГУ (2012), в Международном Форуме ЮНЕСКО «Диалог как путь к пониманию» (2013), в 1-м молодежном саммите Россия-АСЕАН (2013), проводили тренинги по этноконфликтологическому мониторингу для преподавателей и руководителей вузов Республики Якутия (Саха) (2015), в Московском урбанистическом форуме (2015-2017) и Форуме «Город образования» (2017), в Неделе науки и образования в интересах мира и развития и научно-практическом международном семинаре из цикла «Диалог цивилизаций и межкультурное сотрудничество» на тему: «Образование в современном поликультурном мире: роль и миссия педагога» (2017).

Учебники и монографии (более 6000 экз.), изданные в рамках проекта, были переданы в школы и вузы Астрахани, Барнаула, Волгограда, Екатеринбурга, Карелии, Когалыма, Краснодарского и Ставропольского краев, Махачкалы, Москвы, Самары, Уфы, Якутска, Бурятии и Татарстана и нашим партнерам за рубежом: в Азербайджане, Армении, Беларуси, Казахстане, Киргизии, Туркменистане, Великобритании, Германии, Франции и странах АТР. Результаты опросов в форме аналитических докладов — представлены в Департамент образования г. Москвы и Министерство образования и науки РФ, за что была получена благодарность Министра образования и науки России в октябре 2017 г. Кроме того, наш проект тесно сотрудничает с профильными Комитетами Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания России, МВД РФ, МИД РФ, «РОССОТРУДНИЧЕСТВОМ» и НК «Деловой Центр экономического развития СНГ», за что полу-

чены Почетные грамоты, орден «За вклад в просвещение» и медаль «За развитие образования».

В 2000 г. наш проект получил статус международного. Наши зарубежные партнеры — это: Университет Цинхуа (вуз №1 в КНР), Китайский университет нефти, Китайская ассоциация стратегических исследований, Университет г. Ниццы София-Антиполис (Франция), Университет Дж. Неру (Индия), Международные программы: «Толерантность и многообразие» в образовательной сфере и «Energy Exchange» в энергетике (Великобритания), Гете-Институт в Москве (Германия) и Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева (Казахстан).

Подробнее хотелось бы остановиться на сотрудничестве в Китаем. С китайскими научными и учебными заведениями (нашим самым крупным партнером) сотрудничество началось в 2003 г с совместных конференций в рамках Российской академии госслужбы при Президенте РФ с Академией общественных наук КНР. Мы участвовали в российско-китайском форуме политических партий в 2007 г., а в декабре стали сотрудничать с Центром культурных исследований и обмена между Китаем и Россией Университета Цинхуа (г Пекин), где в 2007 г мною были прочитаны лекции по комплексной характеристике ситуации в АТР, энергетической и военной безопасности и проведен мастер-класс для аспирантов Университета Цинхуа.

Мы были соорганизаторами 2-го Российско-китайского саммита в Москве в апреле 2008 г, где прошла презентация монографии «Восточный маршрут российских углеводородов» (автор Рубан Л.С.), удостоенной серебряной медали и золотого диплома Всероссийского энергетического форума «ТЭК России в XXI веке». Спонсором издания выступила CNPC, а половина тиража монографии была торжественно передана китайской стороне для университетов и научно-исследовательских организаций КНР.

Вместе совместном с Ассоциацией стратегических исследований Китая мы участвуем в проекте «Энергетические диалоги между Китаем и Россией», в рамках которого на базе Университета Цинхуа проводятся круглые столы, посвященные сотрудничеству России и КНР в энергетической сфере с приглашением специалистов из профильных департаментов Министерства энергетики РФ и МИД РФ. В 2009 г. за развитие сотрудничества между учеными России и Китая мне было присвоено звание Почетного доктора Ассоциации стратегических исследований КНР, а в 2017 г. — звание «Почетного профессора» Института стратегического сотрудничества между Кита-

ем и Россией при Университете Цинхуа, членом ученого совета которого я являюсь с 2011 г.

С сентября 2012 г. началось наше сотрудничество с Китайским университетом нефти (Пекин), где состоялась встреча с ректором Чжан Лэйбином и профессором Пан Чанвэем, директором Центра изучения мировой нефтяной политики. Это сотрудничество развивается очень плодотворно: нами проводятся лекции и мастер-классы для аспирантов Китайского университета нефти, публикуются совместные статьи и монографии. Мы были соорганизаторами 1-го Мирового форума по политике и энергетике в Пекине в декабре 2012 г, а затем симпозиумов в рамках этого Форума в апреле 2013 г. «Сотрудничество России, Китая и Казахстана в энергетической сфере в рамках ШОС. Борьба мировых держав за свои интересы на Каспии» в Ханьчжоу и в июле 2013 г. — в Пекине.

В октябре 2013 г. в Москве мы участвовали в ХХ международной конференции «Китай, китайская цивилизация и мир. История, современность, перспективы» по теме: «Китай в эпицентре глобальных проблем АТР» и торжественно передали наши издания Цзи-линьскому университету, 23-24 мая 2015 г. в Шанхае — в международной конференции «Энергетический рынок, энергетическая безопасность и международные отношения», 5 декабря 2016 г. принимали у себя китайских партнеров и гостей из 10 стран на конференции «Региональная и глобальная энергетическая безопасность: проблемы и перспективы» и 14 декабря 2016 г. — на 11-й Международной энергетической неделе. В 2017 г. Китайский университет нефти присвоил мне звание приглашенного профессора и научного советника Центра исследования России и Центральной Азии и Центра международной нефтяной политики.

В рамках нашего проекта целая серия мероприятий была посвящена безопасности и контртерроризму. В мае 2006 г в Мэрии Москвы совместно со специалистами и выпускниками Центров безопасности и представителями Маршалл-Центра была проведена конференция на тему: «Сотрудничество России и США в борьбе с терроризмом». В июле 2006 г. совместно со специалистами из Великобритании на базе Мэрии Москвы прошла Международная конференция по безопасности мегаполисов и противодействию международному терроризму.

В марте 2009 г. совместно с Антитеррористическим центром СНГ на базе Международного юридического института (МЮИ) при Минюсте России был проведен международный учебный тренинг для молодых юристов и ролевая игра для специалистов силовых и правовых структур РФ и стран СНГ по разрешению конфликтов и игро-

вому моделированию, а в апреле 2009 г был организован международный круглый стол «Международное сотрудничество по обеспечению безопасности и борьбе с преступностью».

В 2009 г. совместно с Программой Фулбрайт в РФ на базе МЮИ для молодых юристов были организованы лекции лучших профессоров США из Бостонской школы права и постоянного представителя Министерства юстиции США в России при Посольстве США в Москве, а в Министерстве образования и науки Астраханской области в рамках подготовки к Международному Форуму по безопасности было проведено выездное заседание с участием представителей России, США и Казахстана. В сентябре 2009 г совместно с Комитетом безопасности Государственной Думы РФ были проведены Международный Форум «Безопасность и правопорядок —основа стабильности общества» и международный семинар «Национальная безопасность. Социальный аспект», в котором приняли участие специалисты из России, США, стран СНГ и АТР. За эту работу мы были награждены Почетной грамотой Фулбрайт за эффективное сотрудничество между российскими и американскими учеными.

В 2014-2015 гг мы принимали участие в Национальном форуме информационной безопасности «Информационная безопасность России: новые вызовы, угрозы, решения». Делегатам Форума были вручены издания проекта. В настоящий момент в рамках проекта «Диалоговое партнерство как фактор стабильности и интеграции» совместно с Московским университетом МВД России, Университетом г. Ниццы София Антиполис (Франция) и коллегами из СНГ Германии, Швейцарии, США и стран АТР готовится международное учебное пособие по основам безопасности и контртерроризма.

Два центральных направления нашего проекта — это Каспийское и АТР.

Исследование Каспийского региона было начато в 1995 г Эти результаты регулярно публикуются в статьях и монографиях: «Каспий — море проблем» (Л.С. Рубан, 2003), «Каспий — море возможностей» (авторы Е.Г. Катаева и Л.С. Рубан) презентация книги состоялась в сентябре 2008 г в Астрахани на Межправительственной экономической конференции прикаспийских государств и юбилейном 10-м заседании международного Совета делового сотрудничества торгово-промышленных палат Каспийского региона «Деловой Каспий». Книга была передана специалистам правительственных структур и профильных Министерств и ведомств РФ и зарубежным партнерам, а в 2011 г была подготовлена и издана монография «Сотрудничество на Каспии — путь к успеху и процветанию» (авторы В.И. Калюжный и Л.С. Рубан).

В монографиях дан комплексный анализ Каспийского региона, его экономического развития, состояния энергетического сектора, экологии, коммуникаций, делимитации Каспийского моря, его статуса и режима, а также нормативно-правовые основы регулирования разведки, разработки и транспортировки морских углеводородов. В книгах опубликован проект модельного закона СНГ по шельфу.

В 2003 г. было начато восточное направление нашего проекта, сфокусированное на комплексной характеристике АТР, где мы сотрудничаем с Тихоокеанским Форумом, Исследовательским центром «Восток-Запад» (Гонолулу, США), Центром по изучению безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе и др. Результаты исследований были опубликованы в серии монографий: «Геостратегические интересы Российской Федерации на Дальнем Востоке» (2006, авторы Л.С. Рубан, Е.Г. Катаева и В.К. Хегай), «Восточный маршрут российских углеводородов» (Л.С. Рубан, 2008), «Перспективы энергетического сотрудничества Россия — АТР (в экспертных оценках)», за которую руководитель проекта была награждена золотым дипломом и Почетным знаком «Меркурий» Торгово-промышленной палаты РФ, «Россия — АТР: горизонты энергетического сотрудничества (в экспертных оценках)» (2012, 2013), «Социально-политические сообщества планеты и лидерство в современном мире» (2014), «Комплексная характеристика ситуации в АТР» (2016) и др.

В апреле 2016 г. мы выступили на научной конференции по АТР «Интересы России в АТР и перспективы отношений Россия-АСЕАН» и на Международном Форуме «На втором треке. Роль гражданского общества и общественной дипломатии в дальнейшем развитии и расширении ШОС» в Сочи, на которых доложили результаты наших международных опросов экспертов из 16-ти стран АТР: Брунея, Вьетнама, Индии, Индонезии, Китая, Республики Корея, Малайзии, Монголии, Мьянмы, Непала, РФ, Сингапура, США, Таиланда, Филиппин, Японии, проанализировав геополитическую расстановку сил и лидерство стран в регионе, экономическую и энергетическую ситуацию, состояние безопасности. Главной целью исследования был показ возможных направлений эффективного сотрудничества и согласования интересов различных стран АТР.

Итак, научно-исследовательская, образовательная, публикационная и культурно-просветительская активность в рамках проекта не снижает темпов, а наш коллектив открыт для сотрудничества с новыми партнерами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.