О.Н. Майорова (Институт славяноведения РАН, Москва)
25 лет трансформации в Польше: плюсы и минусы
Abstract:
Mayorova O.N. 25 years of transformation in Poland: advantages and disadvantages
The article analyzes the results of a 25-year period of social transformation in Poland, considered its advantages and disadvantages. The author comes to the conclusion that despite great economic and social difficulties of the transitional period, the country was able to carry out the post-socialist transformation and has substantially completed the transition from planned to market economy and to parliamentary democracy.
Ключевые слова: Польша, трансформация, многопартийность, парламентская демократия, рыночная экономика.
После перелома 1989 г. основными направлениями политической трансформации в Польше стали: переход от авторитарной власти к демократической, от монополии одной партии к многопартийности, от номенклатуры к плюралистической политической элите, от власти партийных органов и аппарата к власти высших органов государства и органов государственной администрации, от монополии административной власти к территориальному самоуправлению. В результате демонтажа системы «партия - государство» власть перешла в руки парламента, президента, правительства и центральной администрации. В 1989-1990 гг. Польша первой среди стран Центральной и Юго-Восточной Европы начала системные преобразования и уже к 1996 г. преодолела трансформационный спад, превысив уровень ВВП 1989 г. на 4,7%. В 2006 г. экономический рост составил уже 6,1%'.
В основе системной трансформации в Польше лежали процессы кардинальных преобразований собственности, начало которым было положено еще в середине 1990 г. благодаря высокой динамике развития городского частного сектора, опиравшегося на мелкий частный капитал и сохранившиеся традиции индивидуального предпринимательства. За годы реформ была построена экономика с преобладанием частного сектора: если в 1989 г. в частном секторе производилось около 20% ВВП, то в 2002 г. - уже
76,9%. В 2013 г. в частном секторе было занято около 70% всех работающих в народном хозяйстве (в 1990 г. - 49%)2. Польша -одна из самых успешных стран ЕС с точки зрения развития предпринимательства. В Германии, которая по численности населения превосходит Польшу в два раза, всего на 700 тыс. частных фирм больше (в Польше их 1 475 тыс.). Сектор малого и среднего бизнеса обеспечивает 47,3% ВВП3. Частная форма собственности господствует и в промышленности, и в сельском хозяйстве, и в розничной торговле, и в строительстве. Соответственно изменилась и социально-классовая структура: по данным на 2014 г., бизнес-элита составляла 0,8% всего населения, топ-менеджеры - 2%, средний и мелкий бизнес - 7,8%, интеллигенция - 10-12%, служащие низшего звена - 36%, квалифицированные рабочие - 16%, неквалифицированные рабочие - 9%, сельхозпроизводители - 7-8%4.
Вопреки заявлениям правительства реформаторов после 1989 г. относительно выбора либеральной модели экономического развития, предусматривавшей «уход государства из экономики», именно государство на деле стало главным субъектом политики рыночных преобразований. В его ведении оставались основные экономические и административные рычаги воздействия на экономику.
На протяжении всего периода трансформации она осуществлялась разными темпами, с разным видением участия государства в преобразованиях. 1989-1992 гг. можно назвать либеральным эпизодом, так как тогда экономическая свобода в Польше была максимальной. Введение свободной конкуренции и ограничение вмешательства государства в рыночные процессы привели к лавинообразному появлению среднего класса: возникли 2,5 млн. частных предприятий. Первые три года общественно-экономической трансформации являли собой неплохое начало экономических перемен, но эта стратегия не стала долговременной. Парламентские выборы 1993 г. и победа левых партий увеличили вмешательство государства в экономику и усилили ее правовую регу -ляцию. Трансформация была замедлена, но не остановлена. Смена правящей коалиции в 1997 г. не привела к изменению курса. Очередные парламентские выборы 2001 г., когда к власти вновь пришли левые, привели к торможению польской системной трансформации, продолжению роста бюрократии и ограничению экономической свободы. Очень жестко об этом пишет польский иссле-
дователь Т. Лелен: «Торможение процесса системной трансформации более чем на десять лет представляет длительный процесс затруднения деятельности наиболее предприимчивых поляков. В этот период произошло замедление численного прироста новых частных фирм, что означало ограничение развития польского среднего класса на долгие годы»5. По оценкам экспертов, развитию приватизации в настоящее время препятствуют, с одной стороны, высокая политизация этого процесса, обусловленная борьбой сильных групп интересов, а с другой - отсутствие ощутимых импульсов со стороны власти к завершению начатых приватизационных процедур и инициированию новых6. Вместе с тем практика Польши свидетельствует: переход предприятий на рыночные принципы хозяйствования приводит к повышению эффективности их работы.
Стремительный экономический рост - результат ряда усиливающих друг друга факторов. Важнейшие из них - иностранные инвестиции и внешнеэкономические связи в целом. Большое значение имеет вступление Польши в Евросоюз. Сравнительно высокому росту экономических показателей Польши в 2004-2013 гг. (4% в год по отношению к 1% в ЕС), а также тому, что польской экономике удалось избежать рецессии в кризисные 2009-2010 гг., в значительной мере способствовали деньги, выделенные Евросоюзом. Около 20% среднегодового роста стало результатом совместного с ЕС инвестирования. ВВП в Польше составил 67% от среднеевропейского. На 8% вырос показатель занятости поляков в возрасте от 20 до 64 лет7. По данным министерства финансов РП, за десять лет членства в ЕС Польша получила от Брюсселя 61 млрд. евро, главным образом в рамках политики так называемой «экономической общности», а также совместного сельскохозяйственного развития. Суммы, полученные Польшей от ЕС, сравнимы с теми, которые страны Западной Европы получили после Второй мировой войны в рамках «плана Маршалла»8. Можно уже говорить о целом секторе экономики, возникшем благодаря помощи Евросоюза.
Объем экспорта рос высокими темпами, положительно сказываясь на развитии экономики в целом. Кардинально изменилась географическая и товарная структура польской внешней торговли. Основными партнерами Польши стали Франция, Германия и США. Экспорт в Германию, которая является главным покупате-
лем польских товаров, составляет сейчас 24,2 млрд. евро. За последнее время на 7,4% увеличился товарооборот с Италией. На 21% вырос экспорт в другие развитые страны, не входящие в ЕС. Доля России за период трансформации резко сократилась, однако с 2000 по 2006 гг. российско-польский торговый оборот возрос четырехкратно. За последнее время объем экспорта в Россию сократился на 10,5%. Товарооборот с Украиной снизился еще больше, на 25-27%9.
Наиболее проблемной сферой материального производства в Польше по-прежнему остается сельское хозяйство. На частный сектор в Польше традиционно приходилось 70-80% сельскохозяйственных земель и всего производства. Поэтому приватизация здесь носила ограниченный характер и коснулась лишь земель, ранее принадлежавших государственным и кооперативным хозяйствам (примерно 15% сельхозугодий). Однако вскоре стало очевидно, что собственность на землю в том виде, в каком она сформировалась в условиях социалистической системы хозяйствования, сохранила лишь формальные признаки частной, поскольку через систему производственной и снабженческо-сбытовой кооперации она была органично вписана в систему социалистических производственных отношений на селе. Поэтому внедрение рыночных механизмов, модернизация сельхозпроизводства остаются серьезной проблемой экономической политики. Однако известный польский экономист и политик Л. Бальцерович полагает, что поляки «склонны недооценивать масштаб перемен, уже произошедших в польской деревне». Есть целая группа фермеров, модернизирующих свои хозяйства. Большим подспорьем стала модернизация агропищевой промышленности, которая превратилась в Польше в весьма важную отрасль. Была завершена также необходимая приватизация государственного сектора сельского хозяйства10.
Сильным стимулом реформ являлась цель - вступление в Евросоюз. Активную подготовку к этому процессу Польша начала с середины 90-х годов. В качестве первоочередной была определена задача адаптации национального законодательства к нормативам ЕС, означавшая принятие примерно трех тысяч по существу новых законодательных актов. Несколько медленнее шел процесс адаптации к европейским требованиям в сфере экономики. Это обстоятельство объясняется в первую очередь значительным разрывом в уровнях развития польской и среднеевропейской эконо-
мики. Тем не менее к моменту вступления Польши в ЕС в мае 2004 г. качественные характеристики экономического развития страны практически соответствовали критериям Маастрихтских соглашений. За последние 25 лет поляки продвинулись с уровня одной трети среднеевропейского дохода до двух третей. Однако Польша и сейчас беднее самых бедных стран старого Евросоюза -Португалии и Греции. По данным опроса ЦИОМа, 89% поляков одобряют членство Польши в ЕС. Десять лет назад, когда Польша только вступала в ЕС, такой точки зрения придерживались лишь 39% респондентов11. В Польше отмечается среднее по Евросоюзу неравенство доходов. Доходы 20% самых богатых людей в 4,9 раза выше доходов самых бедных12. Самые высокие доходы - у лиц, занятых в сфере информационных технологий, самые низкие - у тех, кто работает в сфере науки, культуры, искусства. Количество поляков, проживающих за границей, по сравнению с 2002 г. увеличилось на 1,4 млн13.
В последние годы правящие круги в Польше уделяли особое внимание повышению эффективности экономики, полагая, что рост национального дохода автоматически решит все основные социальные проблемы или, по крайней мере, даст средства для смягчения высокой социальной цены этой стратегии. Независимо от того, какие партии находились у власти, они реализовывали одну и ту же стратегию развития, хотя левые партии делали более сильный акцент на социальных проблемах.
Шоковая терапия преодоления экономического кризиса и перехода к рыночной экономике, примененная в Польше, обострила социальные проблемы, однако примеры бывших соцстран, выбравших отличную от шоковой стратегию преобразования экономической системы, явно доказывают, что социальная цена таких стратегий также значительна, а часто она даже выше цены шоковой стратегии.
Таким образом, в Польше много разочарованных в свободном рынке. С психологической точки зрения это объясняется тем, что в политической мысли «Солидарности» или шире - оппозиции, не было четко разработанной программы поворота к свободному рынку, и не только потому, чтобы не быть сдвинутыми на позиции, не приемлемые коммунистами. В мышлении оппозиционных элит, с 1960-х годов вплоть до переговоров «круглого стола» в 1989 г., доминировали различные концепции демократиче-
ского социализма. Форсированный скачок от этого близкого социал-демократической мысли течения к свободнорыночному либерализму застал рабочих и другие слои польского общества врасплох. Как замечает бывший известный оппозиционер К. Колаковский, «у свободного рынка есть свои тяжелые стороны. Но ликвидация свободного рынка - гораздо большее несчастье»14. Все же к несомненным достижениям польских реформаторов следует отнести следующее: им удалось сохранить на социально приемлемом уровне основные виды социальных пособий и создать систему социальной помощи для населения, имеющего низкие доходы.
Оценивая результаты 25 лет польских преобразований, следует отметить два исключительно важных достижения: оперативное создание динамичного сектора частного предпринимательства и проведение на законодательном и институциональном уровнях реформ рыночной экономики, которые стали одним из определяющих факторов, обеспечивших вступление Польши в ЕС. Третье важное достижение - это крупная и быстро развивающаяся экспортная отрасль, созданная на основе прямых зарубежных инвестиций и деятельности новых польских частных предприятий. К неудачам, как считает один из польских экономистов Ст. Гомулка, относится сворачивание пенсионной реформы и, как следствие, низкий уровень профессиональной активности поляков, рост трудовой эмиграции, а также отсутствие радикальных изменений в таких сферах, как здравоохранение и образование15.
Останавливаясь на плюсах и минусах трансформации, отметим, что в представленном балансе не может быть всеобщего согласия. Крупнейшими достижениями поляки считают в первую очередь свободу слова (26%), большой выбор товаров в магазинах (19%), возможность свободно путешествовать (19%). Наиболее серьезным недостатком Третьей Речи Посполитой они называют безработицу (46%) и обнищание населения (22%). В принципе половина жителей Польши считает, что за последние 25 лет условия жизни изменились в лучшую сторону, а одна треть - что в худшую16. Смена общественного строя в 1989 г. была необходима -так, согласно данным ЦИОМа, считает 71% поляков. 45% опрошенных заявили, что перемены, произошедшие в Польше после 1989 г., принесли больше плюсов, чем минусов, и лишь 15% респондентов придерживались противоположного мнения. В то же время участники опроса крайне негативно оценили ситуацию в
социальной сфере, по мнению 61% опрошенных в польском обществе значительно снизился уровень доброжелательности и отзывчивости. При уровне безработицы, который составляет 13%, 28% людей моложе 25 лет не могут найти себе работу17.
Приватизация означает отход от социализма в его ключевом аспекте. Прогресс проявлялся по-разному в разных областях и в разные периоды. Наиболее эффективными оказались трансформационные действия в следующих областях: внутренняя торговля, банковский рынок, рынок капиталов, мобильная коммуникация, рынок труда. Медленно проходят реформы в сфере модернизации сельского хозяйства; сырьевой промышленности; в системе образования (сохранение некоторых элементов прежней системы уменьшает шансы молодежи найти свое место на рынке труда); в транспортной инфраструктуре; в правоохранительных органах. К системам, не изменившимся со времен ПНР, следует отнести органы правопорядка и судопроизводства, а также систему страхования. Трансформационная деятельность негативного направления проявилась в разросшейся бюрократии при одновременном отсутствии ответственности за ошибки и бездействие чиновников, а также в сохранении неэффективной, дорогостоящей и обременительной налоговой системы18.
Коренные изменения произошли и в политической системе, в первую очередь создание реальной многопартийности, обеспечение принципа главенства закона, гарантированные законом права собственности и формирование гражданского общества. В начале 90-х годов многие в Польше были охвачены эйфорией, считая, что достаточно создать сильные демократические институты и механизмы, и действительность изменится едва ли не в один день. Между тем оказалось, что преобразования - это длительный, сложный процесс, в ходе которого нужно воздействовать на человеческое сознание и демонстрировать преимущества демократии. «Спор о том, может ли существовать в Польше либеральная демократия, - это по сути спор об активности гражданского общества. Невозможно построить демократию, если общество будет пассивно», - заявлял бывший председатель Конституционного суда М. Сафьян19.
Поляки же все больше теряют интерес к политике. С точки зрения гражданской активности Польша находится на последнем месте среди демократических стран, возникших на руинах советского
блока, утверждает проф. Э. Внук-Липиньский. Согласно опросу ЦИОМа, после 25 лет демократии поляки больше всего доверяют армии (74%), полиции (71%) и местным властям (60%), дистанцируясь при этом от Сейма, Сената и политических партий20.
Для партийной системы последних лет по-прежнему характерна определенная нестабильность: исчезают и образуются новые партии, резко колеблются предпочтения избирателей, часто меняется избирательный закон. В политической жизни появляются новые моменты: многое меняется в вопросах политического маркетинга, уходят в тень конкретные программы партий, в которых еще возможно было какое-либо соперничество по существу, а на первый план выходит пиар. В целом слабые, разделенные на фракции группировки и сложные коалиции заменяются сильными, централизованными объединениями. Вхождение на политическую сцену новой партии может быть очень трудным. Удавшиеся дебюты последних лет («Гражданская платформа» в 2000 г. и «Право и справедливость» в 2001 г.) можно назвать достаточно прочными. Впервые в новейшей истории именно эти политические образования заняли два первых места в досрочных парламентских выборах 2007 г. и в очередных в 2011 г. Это совершенно новое явление на польской политической сцене и, возможно, свидетельство ее устойчивости в будущем.
Таким образом, можно утверждать, что в целом Польша столкнулась с большими экономическими и социальными трудностями переходного периода. Вместе с тем она осуществила постсоциалистическую трансформацию и в основном завершила переход от административно-плановой экономики к рыночной и к парламентской демократии. Была проведена широкая либерализация хозяйственной деятельности и внешней торговли, приватизирована большая часть госпредприятий и начаты масштабные структурные реформы в базовых отраслях экономики. Во все сферы экономики, включая финансовую, открылся широкий доступ иностранному капиталу. Вместе с тем полувековое развитие Польши на основе принципиально иной социально-экономической и политической модели не могло не оставить след в экономике, общественных ценностях и политической культуре страны, что отразилось на особенностях ее трансформации. Реформы еще не завершены. Мысль, что реформы - это бесконечный процесс, красной нитью пронизывает концепцию Л. Бальцеровича: «В ус-
ловиях современного, глобального хозяйства невозможно стать победителем раз и навсегда, свое место надо постоянно отстаивать в мирной, но жесткой борьбе... Реформы - это необходимое
условие прогресса не только переходных, но и состоявшихся,
21
мощных экономик»21.
Польше еще далеко до уровня высокоразвитых стран Европы, однако ее прогресс сомнений не вызывает. А это значит, что формы и методы проведения системных реформ здесь себя оправдали. В целом глубокие системные преобразования в Польше были проведены в исторически короткие сроки и без длительного периода спада или застоя в экономике.
Примечания
'Rzeczpospolita. 2007.01.VI. 2Rocznik Statystyczny Polski. 2003. S. 581. 3Dziennik Gazeta Prawna. 2014.01.X. 4Gazeta Wyborcza. 2014.23.VII.
5Lehn T. Nieukonczona transformacja. Przemiany klasy sredniej w Polsce: od dynamicznego powstania do roli balastu politycznego // Studia Polityczne. 2005. № 17. S. 70.
6Синицина И.С., Чудакова Н.А. Кардинальные реформы: польский опыт // Свободная мысль - XXI. М., 2004. № 9. С.47-62. 7Polska. 2014. 30.V-01.VI. 8Tygodnik Powszechny. 2014.30.III. 9Новая Польша. 2014. № 11. С. 16.
10 Новая Польша. 2004. № 12. С.3-9.
11 Gazeta Wyborcza. 2014.30.IV-01.V.
12 Polityka. 2014.5-11.II.
13 Rzeczpospolita. 2014.24.XI.
Беседа с Л. Колаковским // Новая Польша. 2005. № 12. С. 3-6; см. также: Polska w lustrze «Solidarnosci» // Mowi^ Wieki. 2006.27.I.
15 Rzeczpospolita. 2014.01.V.
16 Gazeta Wyborcza. 2014.30.IV-01.V.
17 Ibidem. 2014.14.V; 2013.09.XII.
18 Lelen T. Nieukonczona tranformacja... S. 68; см. также: Патриот не может пренебрегать политикой. Беседа с Л. Бальцеровичем // Новая Польша. 2006. № 9. С. 80-82.
19 Polityka. 2006.03.VI.
20 Rzeczpospolita. 2014.03.VII.
Бальцерович Л. Реформы нельзя закончить // Россия в глобальной политике. Т. 3. № 2. М., 2005. С. 68-70; Он же. Против мифов // Новая Польша. 2005. № 11. С. 30-33.