блемы на северных территориях. Рассматривая советскую политику в отношении коренных народов Севера в контексте «промышленного наступления», авторы исходят из тезиса о «конфликте цивилизаций». Они указывают, что отказ от насильственного насаждения новых форм - перехода на оседлый образ жизни, укрупнения населенных пунктов, организации обучения в школах-интернатах - произошел только в постсоветский период (с. 244).
В последней главе всесторонне анализируется современная ситуация в Российской Арктике и предлагается авторская стратегия развития, основанная на достижениях и просчетах советского времени.
О.В. Большакова
НОВАЯ И НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ
2020.03.017. ФАУСТА ГАЛЛО Ф. ЗАГОВОР МАККИА. КУЛЬТУРА И ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ В НЕАПОЛЕ В НАЧАЛЕ XVIII в.
FAUSTA GALLO F. La congiura di Macchia. Cultura e conflitto politico a Napoli nel primo settecento. - Roma: Viella, 2018. - 425 p.
Ключевые слова: Испанское королевство; «война за испанское наследство» 1701-1714 гг.; заговорМаккиа.
Работа итальянского историка Франчески Фаусто Галло посвящена «заговору Маккиа», событию, имевшему место в Неаполитанском королевстве в сентябрьские дни 1701 г. Как показала автор, то, что произошло в те далекие дни, нашло свое отражение и в последующих событиях, имевших место в Королевстве, а также и в других европейских государствах. «Заговор Маккиа» был непосредственно связан с династическим кризисом в Испанском королевстве, последовавшим за смертью 1 ноября 1700 г. испанского короля Карла II. (Неаполитанское королевство к началу XVIII в. входило в испанские владения, как и Сицилия, Сардиния, герцогство Миланское и ряд мелких феодов в Центральной Италии. - Реф.). Заговор, следовательно, можно рассматривать как начальный эпизод в контексте дальнейших событий, получивших название «Войны за испанское наследство» (1701-1714) между
Францией и Испанией, с одной стороны, и Австрией, Англией и другими государствами Италии - с другой.
Фауста Галло задействовала большой источниковый материал. Автор исследовала политическую и дипломатическую корреспонденцию, выдержки из газет, альманахов, литературные и исторические тексты, хроники, дневниковые записи. Подробному анализу источников автор посвятила вторую и третью части работы. В первой части изложен ход событий, связанных с «Заговором Маккиа».
Испанский король Карл II, принадлежавший к ветви Габсбургов, не оставил после себя прямых наследников. В своем завещании король назвал наследником Филиппа Анжуйского, племянника Людовика XIV. Однако завещание Карла содержало важный пункт, запрещавший Филиппу объединять испанскую и французскую короны. На испанский трон были и другие претенденты, и среди них эрцгерцог Карл, последний потомок Габсбургов по мужской линии, второй сын императора Леопольда I. В его поддержку выступила определенная часть итальянской аристократии, принадлежавшая в споре за испанскую корону к «проавстрийской партии». Римский папа, сохранявший некоторую видимость независимости, поскольку Папское государство оставалось самостоятельным, медлил с инвеститурой Филиппа. Создавалось впечатление, что он, так же как и проавстрийская аристократия, склонялся к инвеституре на Неаполитанское королевство в лице эрцгерцога Карла. Проавстрийскую партию в Риме поддерживали кардинал Винченцо Гримани из знаменитого венецианского рода и граф Ле-опольдо Джузеппе Ламберг. Вокруг них группировался находившийся в Риме неаполитанский нобилитет, настроенный проавст-рийски и являвшийся ядром заговора. В июне 1701 г. в Неаполь прибыл Гаэтано Гамбакорта, принц Маккиа. Именно под его именем вошли в историю события июня 1701 г. в Неаполе.
Как показывает Фауста Галло, в самой «проавстрийской партии» существовали большие внутренние разногласия относительно возможностей получения Неаполитанским королевством автономии и прекращения существования в качестве провинции Испанского королевства, относительно получения политических и административных должностей национальной аристократией и пр. Был разработан подробный план заговора, начиная с убийства ви-
це-короля Медипасели, захвата Кастельнуово и до провозглашения королем эрцгерцога Карла. Однако вице-королю удалось арестовать некоторых участников заговора, которые под пытками раскрыли планы заговорщиков. Находившиеся в катакомбах Кастельнуово заговорщики вошли в конфликт друг с другом. Одни из них хотели отступить, другие, среди которых были принц Маккиа, Ти-берио Карафа и Джузеппе Капече, настаивали на том, чтобы довести дело до конца. Однако этому было не суждено случиться.
Народная составляющая заговора вылилась в захват карцеров и освобождение заключенных. 23 сентября более 6 тыс. человек, включая женщин и детей, объединившись с заговорщиками, двинулись к Кастель Капуано, где находились три главных трибунала и где произошли самые драматические эпизоды заговора. Автор отмечает, что хотя сами драматические события произошли в течение всего трех дней, волнения, начиная с 1701 по 1703 г., охватили и другие города Неаполитанского королевства.
Что касается анализа источников, Фауста Галло исследовала как их пробурбонскяю (испанскую), так и проавстрийскую (габсбургскую) компоненту, представила английскую, голландскую, австрийскую печать, дающую оценки участникам и раскрывающую цели заговора. Среди литературных и исторических трудов автор рассмотрела книгу Джамбаттисты Вико (1668-1744) «История крупнейшего неаполитанского заговора 1701».
И.Е. Эман
2020.03.018. ШТРАУС-ШОМ А. ТЕНЕВОЙ ИМПЕРАТОР. БИОГРАФИЯ НАПОЛЕОНА III.
STRAUSS-SCHOM A. The shadow emperor. A biography of Napoleon III. - N.Y.: St Martin press, 2018. - 597 р.
Ключевые слова: Франция, Вторая империя; Наполеон III; Наполеон I; историческая биография.
Профессор Алан Штраус-Шом, американский историк, характеризует себя как специалиста в области исторической биографии, подчеркивая, что в центре его внимания - взаимоотношения личностей, активно участвующих в событиях, формирующих «ход истории». Ведущая роль в его монографии отводится Луи-Наполеону Бонапарту, и поэтому особый интерес представляет