Научная статья на тему '2020. 03. 003. Клименко Р. Искусственная эволюция в трансгуманизме. Klymenko R. artificial evolution in transhumanism // Acta Baltica Historiae et philosophiae Scientiarum. - Tallinn, 2019. - vol. 7, n 3. - p. 139-146'

2020. 03. 003. Клименко Р. Искусственная эволюция в трансгуманизме. Klymenko R. artificial evolution in transhumanism // Acta Baltica Historiae et philosophiae Scientiarum. - Tallinn, 2019. - vol. 7, n 3. - p. 139-146 Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
78
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСГУМАНИЗМ / ИСКУССТВЕННАЯ ЭВОЛЮЦИЯ / ЗАКОН МУРА / ПЕРВАЯ АКСИОМА ТРАНСГУМАНИЗМА / ЦИФРОВОЕ БЕССМЕРТИЕ / ГЕНЕТИЧЕСКИЕ МАНИПУЛЯЦИИ / НАНОТЕХНОЛОГИИ / КИБЕРНЕТИКА / КИБОРГИЗМ / ФАРМАКОЛОГИЧЕСКИЕ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2020. 03. 003. Клименко Р. Искусственная эволюция в трансгуманизме. Klymenko R. artificial evolution in transhumanism // Acta Baltica Historiae et philosophiae Scientiarum. - Tallinn, 2019. - vol. 7, n 3. - p. 139-146»

кой построения основ своей идентичности субъектом. В то время как интенциональность приобретается рефлексивным критическим актором, который должен исправить / обновить отдельные процедуры, если они не дают успешного результата при интерсубъективном (социальном) и субъективном (объектном или природном) взаимодействии. Постинтенциональность же развивается на макро- (коллективном) уровне, поскольку речь идет об институциональных сдвигах (рефлексивности), которые происходят благодаря взаимодействию субъектов. То есть агенты и структуры формируют и изменяют друг друга; если формирующие агенты рефлексивны, то структуры развиваются таким же образом, однако если люди некритически придерживаются институционализированных эталонов для стабилизации своей повседневности, их структуры взаимодействия будут дискредитированы. С этой точки зрения концепт «Европа» может быть переосмыслен как всеобъемлющий глобальный нарратив поздней современности. Это теоретическое усилие помогает понять, каким образом европейское образование, представленное в качестве рефлексивного и институционального, может способствовать самоосвобождению отдельных субъектов. Четыре сектора - образование, труд, наука и искусство - помогают пролить свет на рефлексивные и критически инициированные институциональные размышления о Европе, заключает автор (с. 43).

Гранин Р. С.

2020.03.003. КЛИМЕНКО Р. ИСКУССТВЕННАЯ ЭВОЛЮЦИЯ В ТРАНСГУМАНИЗМЕ.

KLYMENKO R. Artificial Evolution in Transhumanism // Acta Baltica Historiae et Philosophiae Scientiarum. - Tallinn, 2019. - Vol. 7, N 3. -P. 139-146.

Ключевые слова: трансгуманизм; искусственная эволюция; закон Мура; первая аксиома трансгуманизма; цифровое бессмертие; генетические манипуляции; нанотехнологии; кибернетика; киборгизм; фармакологические усовершенствования.

В своей статье Руслан Клименко из Харьковского национального университета имени В.Н. Карамзина показывает, что с современной технологической точки зрения в недалеком будущем люди смогут выбирать свой собственный путь развития, модерни-

зировать себя с помощью электронных или органических устройств, которые будут улучшать или даже добавлять новые органы чувств и способности к уже существующим. Подобная философия - трансгуманизм1 - основана на вере в то, что человеческая природа изменяется во времени не только из-за естественной эволюции, описанной Дарвином, но также и благодаря социальным факторам и техническим новшествам. Трансгуманизм основан на многих исторических предпосылках, например на идее Ницше о том, что человек - это всего лишь мост между обезьяной и сверхчеловеком, или идее Федорова о возможности бессмертия. Изобретение языка, колеса, печатного станка и многие другие исторические примеры убеждают, что люди являются уникальным видом, который может ускорить свою собственную эволюцию. Современные представители трансгуманизма видят свою миссию в поиске способов осуществить эту сверхзадачу. Среди приверженцев этой школы выделяется Рэй Курцвейл2, который буквально сказал, что «эволюция [...] представляет цель жизни» (с. 139).

За миллиарды лет жизнь на планете развивалась в соответствии с естественной эволюцией - правилами, которые позволяют организмам выживать и развиваться в диком, естественном мире. Но для человеческого вида многое изменилось за последние 10 тыс.

1 Трансгуманизм (от лат. trans - сквозь, через, за и homo - человек) - философская концепция, а также международное движение, поддерживающее использование достижений науки и технологии для улучшения умственных и физических возможностей человека с целью устранения тех аспектов человеческого существования, которые трансгуманисты считают нежелательными, - страданий, болезней, старения и смерти. Трансгуманисты изучают возможности и последствия применения новых технологий, опасности и преимущества их использования, рассматривая в том числе идею конвергенции биологических, информационных, познавательных и нанотехнологий.

2 Рэймонд Курцвейл (англ. Raymond Kurzweil; род. 1948) - известный американский изобретатель и футуролог. В качестве изобретателя он создал многочисленные системы для распознавания речи. Как футуролог он известен научными технологическими прогнозами, учитывающими появление искусственного интеллекта и средств радикального продления жизни людей. Согласно Курцвей-лу, в будущем человечество достигнет почти неограниченного материального изобилия, а люди могут стать бессмертными. Он также дал обоснование технологической сингулярности - феноменально быстрого научно-технического прогресса, основанного на мощном искусственном интеллекте (превосходящем человеческий) и киборгизации людей.

лет. Укрощение огня, неолитическая, урбанистическая и промышленная революции сильно изменили жизнь людей. Эти культурные изменения беспрецедентны и поэтому дают основание полагать, что естественная эволюция не может справиться с современными потребностями человека. Человек имеет право выбирать, как он будет развиваться. В исторической перспективе идея искусственной эволюции не нова - она укоренена в самых ранних человеческих культурах. Ряд искусственных зверолюдей появляется уже в пантеоне египетских богов. В новом времени этой идее придается соответствующий колорит. Так, в 1748 г. Жюльен Офре де Ламет-ри написал сочинение «Человек-машина», в котором утверждал, что «человек - всего лишь животное» и «машина». Проведение параллели между человеком и машиной позволило размышлять об обновлении человеческого тела, которое может быть аналогично усовершенствованию машины. В 1794 г. маркиз де Кондорсе описал очень важный трансгуманистический постулат, утверждающий, что улучшение способностей не подлежит ограничению. Это глубоко философская мысль о том, что свобода человека зависит от развития его собственного тела. Курцвейл характеризует искусственную эволюцию следующим образом: технологическая эволюция является продолжением биологической эволюции, поэтому аппроксимация сингулярности обусловлена действием нескольких объективных законов, одним из которых является знаменитый закон Мура, согласно которому плотность транзисторов в микропроцессорах удваивается каждые полтора года (с. 140). Принимая во внимание все вышеперечисленные факты, пишет автор статьи, можно сделать вывод, что идея искусственной эволюции была присуща многим человеческим культурам на протяжении многих веков.

Для более подробного обсуждения искусственной эволюции, продолжает автор, мы должны кратко изложить механизм естественной эволюции. Чарльз Дарвин описал теорию, согласно которой существует конкуренция между различными формами жизни во Вселенной. Из-за такой конкуренции гены пытаются эволюционировать внутри организмов, чтобы быть в лучшем положении относительно конкурентов. Наше естественное желание как гуманистов, которые считают человеческую жизнь высшей ценностью, состоит в том, чтобы регулировать эволюцию, для того чтобы уве-

личить наши шансы выжить в агрессивном мире. Концепция эволюции, которая может быть сознательно направлена, является концепцией искусственной эволюции. И, кажется, есть реальный шанс организовать это в обозримом будущем благодаря современным технологическим возможностям.

Процесс эволюции человека разумного традиционно делится на следующие этапы: появление и развитие рода Homo и его первых представителей - Homo habilis (этот период длился около 2 млн лет, за это время успели появиться и исчезнуть несколько видов людей); появление вида Homo sapiens (около 200 тыс. лет назад); появление кроманьонца (около 150 тыс. лет назад); прекращение биологической эволюции (30-50 тыс. лет назад). Здесь возникает основной вопрос трансгуманизма: влияет ли интеллект на эволюцию человека? Другими словами, влияет ли человек на свою эволюцию, с тех пор как он стал человеком рациональным? Ответ на этот вопрос неоднозначен (например, Н.Н. Моисеев отвечает на него отрицательно), но большинство трансгуманистов считают, что человек влияет на свою эволюцию, и этот факт настолько важен, что его даже назвали «первой аксиомой трансгуманизма» (с. 141). Доказательством этого, в частности, называют разницу в частоте нарушений цветового зрения между охотниками-собирателями и людьми из стран с развитой экономикой.

Поскольку люди обязаны своим интеллектом неолитической революции, можно утверждать, что человек способен влиять на эволюцию силой своего интеллекта. Как интеллект влияет на эволюцию людей? Самый мощный фактор - это инновационная деятельность, в качестве направлений которой можно выделить технологии питания, производственные, политические, экономические, культурные и гуманитарные технологии, здравоохранение. Все это повлияло на демографию и, следовательно, на естественный отбор. Этот список направлений инновационной деятельности способствовал увеличению средней продолжительности жизни с 22 лет в древности до 75 лет сегодня. Одним из наиболее перспективных направлений развития человека в трансгуманистической перспективе считается слияние человека и компьютера. Этот симбиоз может улучшить качество жизни человека и его долголетие. Вычислительные устройства просты и дешевы. Они могут совершать вычислительные операции во много раз быстрее, чем человече-

ский мозг. Системы машинного обучения развиваются стремительными темпами. Уже существует экосистема для перевода информации между различными вычислительными устройствами с почти световой скоростью (компьютерные сети).

Трансгуманизм предоставляет богатый арсенал для реализации искусственной эволюции (которую следует учитывать, если кто-то захочет контролировать свою собственную эволюцию): генетические манипуляции; нанотехнологии; кибернетика; кибор-гизм; фармакологические усовершенствования. В качестве примера применения современных технологий автор называет протезирование. Уже создан управляемый мозгом протез руки. Ведутся исследования по развитию ощущения осязания (обратной связи). Создаются прототипы искусственных глаз. Все эти устройства предназначены для компенсации потерянных функций у людей с ограниченными возможностями, но трансгуманисты идут дальше и утверждают, что в какой-то момент эти устройства станут даже более функциональными, чем человеческие органы, и тогда многие захотят приобрести их, чтобы изменить свое тело. И в конечном итоге в какой-то момент устройства устранят зависимость человека от своего тела, позволив ему переместить свое сознание в изолированную среду, такую как память компьютера. Таким образом, человек будет помещен в цифровую сеть и фактически будет существовать до тех пор, пока существует сеть. Эта идея называется «цифровое бессмертие» (с. 142).

Гранин Р. С.

2020.03.004. ГУДИМОВА С.А. АРХЕТИПИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЕДИНСТВЕ МИКРО- И МАКРОКОСМА.

Ключевые слова: астральные мифы; древняя астрология; «лунники»; солнечная троица; К.Г. Юнг; Т. Парацельс; Данте Алигьери; П. Помпонацци; Плутарх.

Аннотация. В статье рассматриваются астральные мифы и сложившаяся на их основе астрологическая система, в основе которой - фундаментальная идея единства макро- и микрокосма. «Астрологией... - пишет Э. Кассирер, - была поставлена проблема осмысления мирового целого как закономерного единства, как замкнутой в себе причинной цепи».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.