Научная статья на тему '2020. 02. 029. СТЭК М. Академические звезды и рейтинги университетов в высшем образовании и их влияние на политику и практику. Stack M. academic stars and University Rankings in higher educational impacts on policy and practice // policy Reviews in higher education. - 2020. - vol. 4, n 1. - p. 4-24. - Mode of access: https://doi. Org/10. 1080/23322969. 2019. 1667859'

2020. 02. 029. СТЭК М. Академические звезды и рейтинги университетов в высшем образовании и их влияние на политику и практику. Stack M. academic stars and University Rankings in higher educational impacts on policy and practice // policy Reviews in higher education. - 2020. - vol. 4, n 1. - p. 4-24. - Mode of access: https://doi. Org/10. 1080/23322969. 2019. 1667859 Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
44
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЙТИНГИ УНИВЕРСИТЕТОВ / TIMES HIGHER EDUCATION / QS / ARWU / ИНДУСТРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / МЕДИАТИЗАЦИЯ / СЕЛЕБРИТИЗАЦИЯ / УНИВЕРСИТЕТ МИРОВОГО УРОВНЯ / НЕРАВЕНСТВО
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2020. 02. 029. СТЭК М. Академические звезды и рейтинги университетов в высшем образовании и их влияние на политику и практику. Stack M. academic stars and University Rankings in higher educational impacts on policy and practice // policy Reviews in higher education. - 2020. - vol. 4, n 1. - p. 4-24. - Mode of access: https://doi. Org/10. 1080/23322969. 2019. 1667859»

2020.02.029. СТЭК М. АКАДЕМИЧЕСКИЕ ЗВЕЗДЫ И РЕЙТИНГИ УНИВЕРСИТЕТОВ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПОЛИТИКУ И ПРАКТИКУ.

STACK M. Academic stars and university rankings in higher educational impacts on policy and practice // Policy reviews in higher education. - 2020. - Vol. 4, N 1. - P. 4-24. - Mode of access: https://doi.org/10.1080/23322969.2019.1667859

Ключевые слова: рейтинги университетов; Times Higher Education; QS; ARWU; индустрия образования; медиатизация; селебритизация; университет мирового уровня; неравенство.

Автор статьи, сотрудник Департамента педагогических исследований Университета Британской Колумбии (Ванкувер, Канада), рассматривает процессы медиатизации и селебритизации, развивающиеся в современной глобальной сфере науки и высшего образования.

Медиатизация представляет собой процесс, в соответствии с которым учреждения, в том числе университеты, зависят «от ресурсов, которые контролируют СМИ, и им приходится подчиняться правилам, которые действуют в СМИ, для получения доступа к другим ресурсам» (с. 5). Медиа требуют новизны, и такая новизна постоянно создается в рейтингах университетов, в которых на первый план выходят известные университеты и их знаменитые сотрудники или студенты. Знаменитости - это своего рода капитал, который стал важным компонентом управления репутацией для университетов, которые хотят попасть на первые места в рейтингах. Академические селебрити воплощают бренд своего учебного заведения, являются активом в экономике, где известность может обеспечить большее количество студентов, спонсоров или более высокий рейтинг. Академическую славу следует рассматривать в контексте развития предпринимательского университета, в котором профессора - это просто человеческий капитал, который привносится в рыночное предприятие. Тем не менее селебритиза-ция заключается не в том, чтобы сделать известными всех научных сотрудников, а в том, чтобы поднять репутационный капитал учреждения, которое занимает центральное место в рейтинге. Университеты с высоким рейтингом могут привлечь академических знаменитостей и таким образом еще больше повысить свой рей-

тинг, который является ключом к увеличению государственного финансирования, платы за обучение и спонсорской поддержки.

Селебритизация вузов включает в себя поддержание и расширение отношений со знаменитостями в разных областях. Людям, получившим известность благодаря своим достижениям в спорте, бизнесе, индустрии развлечений и политике, как правило, предлагают стать членами правления университета с высоким рейтингом. Особенно это распространено в США. Также знаменитости, цель которых - оказать финансовую помощь, с большей вероятностью остановят свой выбор на университете с высоким рейтингом. У всех университетов, получивших высокие оценки в рейтинге «Большой тройки», есть одна общая черта: они имеют плотную сеть связей с академическими, деловыми, государственными и иными знаменитостями.

Для иллюстрации процессов медиатизации и селебритизации автор проводит анализ информационной политики ведущих мировых университетов, занимающих лидирующие позиции в основных академических рейтингах. С тех пор как рейтинг ARWU был впервые представлен в 2003 г., десятка лучших в каждом ежегодном рейтинге была удивительно похожа: Кембридж и Оксфорд -единственные университеты за пределами США, которые неизменно входят в первую десятку. Лучшие американские университеты находятся: в Калифорнии (Калтех, Стэнфорд, Беркли); в трех штатах - Нью-Йорке (Колумбия), Коннектикуте (Йель) и Нью-Джерси (Принстон); в Массачусетсе (МТИ и Гарвард). Чикагский университет также часто входит в первую десятку. В рейтингах QS и Times Higher Education (THE) представлены те же американские университеты, что и в ARWU, но иногда в него входят, кроме Оксфорда и Кембриджа, и другие вузы Южной Англии, в частности Университетский колледж Лондона и Имперский колледж Лондона. В 2005 г. университет из Франции занял десятое место в тогдашнем объединенном рейтинге THE-QS, а в 2016-2018 гг. Швейцарская высшая техническая школа (ETH) в Цюрихе вошла в первую десятку как в QS, так и в THE. Эти учреждения объединяют две важные общие черты: богатство и близость к крупным ме-диацентрам. Большинство университетов в Великобритании являются государственными, включая и те, которые входят в первую десятку. Это означает, что они получают определенную сумму го-

сударственного финансирования на преподавание и исследования, но также и значительные средства от спонсоров и индустрии. Единственный государственный американский университет, входящий в первую десятку любого рейтинга, - это Беркли. Похожие географические тренды сохраняются и среди лауреатов Нобелевской премии.

По мнению автора, хорошим инструментом для исследования является университетский веб-сайт. Это основная медиафор-ма, посредством которой университеты представляют себя, и на сайте они могут отобразить самую важную информацию о себе. Но это также и пространство, в котором можно хорошо замаскировать противоречия. Так, немаловажным являются вопросы о том, где находится информация, и сколько кликов нужно сделать, чтобы ее получить: например, информация о лауреатах Нобелевской премии по сравнению со статистикой по капиталу в учреждении.

Автор исследовал веб-сайты семи университетов, входящих в десятку лучших в мире и бывших по крайней мере одним из участников рейтинга «Большой тройки»: Беркли, Калтех, Гарвард, МТИ и Стэнфорд в США и Кембридж и Оксфорд в Великобритании. Доминирующая тенденция, отмеченная автором, заключается в том, что хотя количество лауреатов Нобелевской премии не является показателем, который оценивается в THE и QS, это число неоднократно упоминается на университетских веб-сайтах, а также и на сайтах THE и QS.

На всех университетских сайтах, за исключением Стэнфор-да, знаменитости и рейтинги имеют тесную связь. Статус знаменитости обеспечивается заметным размещением на всех университетских веб-сайтах в качестве доказательства того, что данная структура является университетом мирового уровня. Демонстрация связи со знаменитостями технологического бизнеса особенно характерна для американских университетов, три из которых находятся в Калифорнии, где расположена Силиконовая долина. Гарвард также подчеркивает свою связь с двумя бывшими студентами, бросившими учебу, - Биллом Гейтсом и Марком Цукербер-гом. Среди американских образовательных учреждений есть небольшие различия в нишевом маркетинге. Беркли, например, заявляет, что он является основателем движения за свободу слова 1960-х годов, а Стэнфорд с недавних пор позиционирует себя как

университет, предоставляющий возможности для всех студентов, независимо от дохода. Все веб-сайты описывают идиллическую картину образа жизни, который они предлагают своим студентам, а рядом располагаются портреты знаменитостей, которые учились или работают в университете.

В своем брендинге университеты копируют стратегии мультимедиа и знаменитостей посредством создания метрик, которые используют тропы и формат, как в спортивных таблицах: победители и проигравшие, олимпийцы и нобелевские лауреаты. Страничка «О нас» на веб-сайтах Калтеха, МТИ и Гарварда посвящена призерам среди преподавателей, студентов и выпускников, а также различным рейтингам. Стэнфорд рассказывает о вехах своей истории и предоставляет веб-страницы «Stanford Moments» с изображениями представителей научных кругов, картинами развлечений и спортивной жизни. Оксфорд объединяет традиционные образы и информацию о возрасте учреждения с броскими историями об известных персонах, лауреатах и рейтингах университетов. Кембридж менее других восхваляет свое место в рейтингах: рейтинги и призеры упоминаются во вкладке «О Кембридже», размещенной на сайтах «большой тройки», но не на его домашней странице. Рассказы СМИ о героических, преимущественно белых, ученых мужского пола и их Нобелевских премиях воспроизводятся на вебсайтах ведущих университетов и лидеров «большой тройки». Рядом с рассказами о великих ученых стоит и рассказ о приверженности принципам общественного блага и справедливости.

Университетский брендинг формирует представление об учреждении, его подразделениях и его исследователях. Отдельным ученым рекомендуется рекламировать бренд своего учебного заведения: на своих личных веб-страницах размещать логотип университета и другие материалы, связанные с брендом. Необходимо не только заявлять о своей принадлежности к университету высшего ранга и его преподавательскому составу, но и становиться неотъемлемой частью бренда школы, используя фирменные цвета, визуальные элементы и характерный язык на своих веб-страницах и в социальных сетях. Учреждения, постоянно входящие в число лучших университетов мира по версии «большой тройки», все чаще заявляют в объявлениях о вакансиях и в объявлениях на должность профессора, что кандидаты должны быть из университетов

мирового класса. Таким образом, акцент ставится на репутации кандидата, а не на его достижениях.

Конечно, университетские рейтинги и Нобелевские премии не создавали всех этих иерархий и неравенства. Святые, профессора, генералы, члены королевской семьи были на протяжении всех веков. В освященных залах Оксфорда и Гарварда ученики ранжировались в зависимости от богатства и престижа их семей. Не было попыток представить рейтинг как основанный на научных заслугах или рассматривать включение квалифицированных кандидатов независимо от пола, расы, этнической принадлежности, сексуальной ориентации или инвалидности. Сегодня идет горячая дискуссия о равенстве, но университеты, занимающие первые места в рейтингах, остаются преимущественно «богатыми и белыми». Как показал скандал, разразившийся в одном из университетов в 2019 г., самые богатые люди все еще могут получить доступ к самым лучшим школам, независимо от их подготовки или квалификации. Рейтинги и Нобелевские премии усиливают образ этого неравенства на глобальном уровне, используя давние колониальные повествования, регулирующие поток ресурсов от Глобального Юга к Глобальному Северу.

По мнению автора, здесь срабатывает самовоспроизводящийся цикл «совершенства»: поскольку репутация университетов, представленных как «лучшие», повышается, постольку их постоянно и называют «лучшими» независимо от выполняемой ими работы. И процессы медиатизации и селебритизации, по мнению автора, только укрепляют эти тенденции.

М.О. Лихачев

2020.02.030. МАКФАРЛЕЙН Б. НЕОЛИБЕРАЛЬНЫЙ УЧЕНЫЙ: ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ МЕНЯЮЩИХСЯ АКАДЕМИЧЕСКИХ НОРМ В ЭПОХУ ГИПЕРПЕРФОРМАТИВНОСТИ. MACFARLANE B. The neoliberal academic: Illustrating shifting academic norms in an age of hyper-performativity // Educational philosophy and theory. - 2019. - OnlineFirst. - Mode of access: https://doi.org/10.1080/00131857.2019.1684262

Ключевые слова: неолиберализм; перформативность; академические нормы; незаинтересованность; грантовое финансирование; исследовательская активность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.