Научная статья на тему '2020.01.033. РАПИЧ С. "ВРЕМЯ - ЧИСТАЯ (ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО) КОНЦЕПЦИЯ": ГЕГЕЛИАНСКАЯ ТЕОРИЯ ВРЕМЕНИ И ФЕНОМЕНОЛОГИЯ. RAPIC S. "IL TEMPO é IL CONCETTO PURO": LA TEORIA HEHELIANA DEL TEMPO E LA FENOMENOLOGIA // RIVISTA DI FILOSOFIA NEO-SCOLASTICA. - MILANO, 2018. - AN. 60, N 3. - P. 477-489'

2020.01.033. РАПИЧ С. "ВРЕМЯ - ЧИСТАЯ (ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО) КОНЦЕПЦИЯ": ГЕГЕЛИАНСКАЯ ТЕОРИЯ ВРЕМЕНИ И ФЕНОМЕНОЛОГИЯ. RAPIC S. "IL TEMPO é IL CONCETTO PURO": LA TEORIA HEHELIANA DEL TEMPO E LA FENOMENOLOGIA // RIVISTA DI FILOSOFIA NEO-SCOLASTICA. - MILANO, 2018. - AN. 60, N 3. - P. 477-489 Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
36
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРЕМЕННЫЕ ГОРИЗОНТЫ / ВРЕМЯ / ГЕГЕЛЬ Г.В.Ф / ГУССЕРЛЬ Э / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / АВТОРЕФЕРЕНЦИАЛЬНОСТЬ / СУБЪЕКТИВНОСТЬ / ХАЙДЕГГЕР М
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2020.01.033. РАПИЧ С. "ВРЕМЯ - ЧИСТАЯ (ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО) КОНЦЕПЦИЯ": ГЕГЕЛИАНСКАЯ ТЕОРИЯ ВРЕМЕНИ И ФЕНОМЕНОЛОГИЯ. RAPIC S. "IL TEMPO é IL CONCETTO PURO": LA TEORIA HEHELIANA DEL TEMPO E LA FENOMENOLOGIA // RIVISTA DI FILOSOFIA NEO-SCOLASTICA. - MILANO, 2018. - AN. 60, N 3. - P. 477-489»

4. Habermas J. Was das uns Deutsche wieder kostet. Essay // Der Spiegel. - 2017. -26.10. - Mode of access: http://www.spiegel.de/spiegel/juergen-habermas-ueber-seinen-hoffnungstraeger-emmanuel-macron-a-1174052.html (last download: 04.10.2019).

5. Habermas J. Sind wir noch gute Europäer? - Mode of access: https://www.zeit.de/ 2018/28/protektionismus-europa-grenzen-rueckzug-herausforderungen (last download: 04.10.2019).

6. Habermas J. Auch eine Geschichte der Philosophie. - Berlin: Suhrkamp, 2019. -Bd. 1/2. - 1752 S.

7. Kreide R. Die unbezähmbare Kraft der Öffentlichkeit. - Mode of access: https://www.tagesspiegel.de/kultur/juergen-habermas-wird-90-die-unbezaehmbare-kraft-von-oeffentlichkeit/24465292.html (last download: 04.10.2019).

8. Orzessek A. Zum 90. Geburtstag von Jürgen Habermas - Der Oberaufseher des öffentlichen Diskurses. - Mode of access: https://www.deutschlandfunkkultur.de/ zum-90-geburtstag-von-juergen-habermas-der-oberaufseher-des.1013.de.html?dram: article_id=451608 (last download: 04.10.2019).

9. Richard J. Bernstein, Eva Illouz, Manfred Frank, Armin von Bogdandy, Rahel Jaeggi, Hartmut Rosa, Kenichi Mishima, Helga Nowotny, Claus Offe, Rainer Forst, Axel Honneth, Andrea Sangiovanni, Rajeev Bhargava, Zhang Shuangli. Stimmen zum Geburtstag: «Denken ist eine irreduzibel freie Tätigkeit». - Mode of access: https://www.zeit.de/2019/25/juergen-habermas-philosophie-soziologe-poststruktura lismus-geburtstag (last download: 04.10.2019).

10. Rosa H. Der Irak-Krieg machte mich zum Habermasianer // Die Zeit. - Hamburg, 2019. - Mode of access: https://www.zeit.de/2019/25/juergen-habermas-philoso phie-soziologe-poststrukturalismus-geburtstag (last download: 04.10.2019).

11. Rosenfelder A. Jürgen Habermas, der Influencer. - Mode of access: https://www. welt.de/kultur/article195443789/Juergen-Habermas-wird-90-Der-Influencer.html (last download: 04.10.2019).

12. Schloemann J. Der Philosoph der Öffentlichkeit. - Mode of access: https://www. sueddeutsche.de/kultur/habermas-90-geburtstag-philosoph-1.4489257?reduced=true (last download: 04.10.2019).

13. Schröder L. Der Aufklärer. - Mode of access: https://rp-online.de/kultur/der-aufklaerer-aus-deutschland-juergen-habermas-wird-90_aid-39463667 (last download: 04.10.2019).

14. Trawny P. Was ist Deutsch? Adornos verratenes Vermächtnis. - Berlin: Mathes & Seitz, 2016. - 112 S.

2020.01.033. РАПИЧ С. «ВРЕМЯ - ЧИСТАЯ (ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО) КОНЦЕПЦИЯ»: ГЕГЕЛИАНСКАЯ ТЕОРИЯ ВРЕМЕНИ И ФЕНОМЕНОЛОГИЯ.

RAPIC S. «Il tempo é il concetto puro»: La teoria heheliana del tempo e

la fenomenología // Rivista di filosofía neo-scolastica. - Milano, 2018. -An. 60, N 3. - P. 477-489.

Ключевые слова: временные горизонты; время; Гегель Г.В.Ф.; Гуссерль Э.; преемственность; автореференциаль-ность; субъективность; Хайдеггер М.

В статье преподавателя философии Вуппертальского университета С. Рапича рассматривается понимание времени Э. Гуссерлем в свете гегелианской перспективы. По мнению автора, именно феноменология предоставляет необходимые рамки для постметафизической трансформации временной шкалы энциклопедиста.

Европейская метафизика, согласно М. Хайдеггеру, сосредотачивается лишь на «вульгарной компрессии времени». Данная концепция рассматривает последнее как «чистую преемственность моментов-сейчас», не учитывая «экстатически-горизонтальной организации темпоральности» или учреждающего значения проектируемого будущего как «состоявшегося бытия» для настоящего «бытия-здесь», в котором прокладывает путь фактичность прошлого и сохраняются горизонты открытой возможности. Экстатически-горизонтальный характер создает «оригинальное время», дающее начало таковому мира. Метафизике следует обращаться не к созданию последнего, а к экстатической темпоральности, поскольку последняя строга в определении (с. 477) временных и надвременных вещей. «Мысли» Г. Фреге и «Факты» из трактата Л. Витгенштейна носят вневременной статус. Экстатическая временность человеческого «бытия-здесь» включает предстояние смерти. Бренность -неизбежное для человеческого мира определение. Для (материалистической. - И. Ц.) метафизики неприемлемо проявление надвременных вещей в мировом порядке. Гегелеву концепцию взаимоотношения времени и духа мыслитель XX в. противопоставлял своим утверждениям, поскольку считал первую наиболее радикальной формулировкой сжатия времени. Гегелианский дух «низвергается» во время мира в естественно-натуралистическом смысле. Его реализация эквивалентна определенной серии событий, которые по аналогии с физическими процессами описываются на темпоральной «стреле».

По мнению автора, Хайдеггер упустил ядро данной теории Гегеля. Последним предлагается структура философского понимания времени, для которого горизонты памяти и ожиданий являются основополагающими. В «Феноменологии духа» это сама концепция о том, что люди существуют, структурная реляция между тем-

поральностью природы и ее субъективным пониманием. Интеллект, поскольку наделен интуицией, создает формы (с. 478) времени и пространства. Связь осуществляется логико-рефлексивной фигурой «полагать как предполагать». «Предлагаемое природой» через посредство духа понимается как «принятие мира в качестве независимой природы». Рапич считает, что гегелианская теория времени в системном отношении превосходит таковую хайдеггерову. Последняя коннотирует его как нечто демонстрирующееся, феномен, представляемый описательно. По первой, интуитивное понимание не решает загадки темпоральности: время мира, устанавливаемое и предполагаемое предметным знанием, открывается лишь в мысли. Гегелево утверждение, по которому оригинальные вневременные концепции низвергаются во время, Хайдеггер использует как центральный аргумент против него и С. Кьеркегора. Из того, что развитие истории мира предопределено, поэтому необходимо, следует исключение горизонта ожидаемых достижений и ответственности человечества за будущее. Рапич задается вопросом о правомочности исключения ядра доводов из теории Гегеля - тезисов авторефе-ренциальности времени (с. 479). Подобную постметафизическую ее переформулировку предложил Э. Гуссерль. Предметное понимание сосредотачивается на настоящем, ограниченном горизонтами прошлого и будущего, - Д.Э. Мак-Таггарт ввел для этого определение «серия А» (прошлое - настоящее - будущее), соответствующее экстатическо-горизонтальной темпоральности Хайдеггера. Феноменолог же описывает объективные реляции времени как «зафиксированное бытие», подразумевая не только уже свершившиеся события, но и будущие или актуальные в данный момент. Английский философ назвал это «серией Б», что соответствует хайдегге-рову «времени мира». У Гуссерля «серия Б» выстраивается благодаря «серии А». Хайдеггер не пытается обосновывать первую на второй. У феноменолога «установление времени природы» идентично возможности его перцепции (с. 480). Происхождение самости из самоустановления интенциональной структуры, оригинально лишенной ее, он идентифицирует с самоустановлением времени, различая ограниченную субъективность - личную самость - и таковую абсолютную. Феноменолог вышел за границы гегелианской теории, введя понятие «учреждающего потока времени», хотя и не

в качестве легитимной феноменологической концепции, а методологического построения (с. 481).

В разделе «Критика Гегеля и Гуссерля в свете теории времени Канта» (с. 482-485) утверждается, что согласно последнему время и пространство - «заданные» измерения и относятся к чувственно воспринимаемым, тогда как для двух первых мыслителей - к устанавливающим. Согласно кёнигсбергскому философу, они доступны чувственному восприятию, поскольку суть «формы интуиции». Чувства не осуществляют их синтез, но только из него возможны все концепции о них. Это единство предшествует любой концепции. В «Трансцендентальной эстетике» предполагается существование (с. 482) темпоральных последовательностей, в которых многочисленные формы одной имеют единственное измерение. Различные эпохи последовательны. Однако различные измерения субъективного осознания времени - горизонтов прошлого и будущего и моментов между ними - сосуществуют в том смысле, что вместе основывают настоящее. «Серия А» относится к игре «формальной интуиции». Горизонт будущего рассматривается по аналогии с причинностью: восприятие вещей отлично от такого процессов, так как первое основано на принципе реверсивности, течение процессов, напротив, необратимо. Обратимость в восприятии вещей имплицирует горизонты будущего: мыслитель осознает факт того, что благодаря телесным процессам может интуитивно представить аспекты некой вещи (с. 483). Ассоциативные процессы, структурирующие горизонты будущего человеческого опыта и лежащие в основе интенциональных ссылок на вещи из последнего, приводятся в движение только при условии взаимодействия данных чувственного восприятия. Подчеркивается различие между тем, как множественность описывается во времени, и тем, каковой она объективно является (с. 484). Гегель и Гуссерль критикуют программное разделение Кантом интеллекта и чувственного восприятия.

В разделе «Установление времени в Энциклопедии Гегеля» (с. 485-487) констатируется то, что мыслитель приводит в ней Кан-тово определение такового и пространства как интуитивно определяемых форм. Кёнигсбергский философ рассматривает их как независимые величины. Энциклопедист желает подчеркнуть связь между ними, объединяя с измерением. Измерение пространствен-

ной величины в природе - темпоральный процесс. В этом смысле пространство становится временем. Горизонты прошлого, настоящего и будущего подразумевают их вовлечение в любой процесс измерения, но не явное введение в измеренное время, содержащееся в «серии Б». В природе не достигается (с. 485) непосредственного различения измерений. Они необходимы только для субъективного представления: памяти, страха или надежды. Здесь Гегель, как впоследствии Гуссерль и Мак-Таггарт, солидаризируется с Августином Блаженным, по которому горизонты прошлого и будущего существуют лишь в памяти и ожиданиях, и таким образом - в человеческом духе. В тезисе о том, что разум, поскольку обладает интуицией, создает формы времени и пространства, мыслитель интерпретирует операции синтеза, необходимые, по Канту, для подсознательного понимания пространственных и темпоральных величин. Он отвергает строгое кантианское различение трансцендентальной и эмпирической тематики, делая легитимным материалистический анализ операций синтеза. Это необходимо следует из реляции форма / материя. Трансцендентальная вещь должна помещаться в объективное время и таким образом концепироваться как эмпирическая сущность (еПйа) (с. 486). Исходя из кантианской антимонии о бесконечности и конечности вселенной, Гегель приходит к выводу о принадлежности настоящего к концепции о существовании самой последней. Настоящее учреждается лишь посредством прошлого и будущего. «Эго» и мир неразрывно взаимосвязаны.

В разделе «Дискуссионная концепция учреждающего потока времени у Гуссерля» (с. 487-489) утверждается, что посредством данного понятия феноменолог ввел отсутствующее у Канта и Гегеля связующее звено между «сериями А и Б» (с. 487). Однако данная теория приводит к парадоксальному результату - изъятию созидающего потока из созданного. Согласно С. Рапичу, это происходит из противоречивого ответа на вопрос, является ли он (этот поток) темпоральным. «Феноменальное время» находится Гуссерлем также в таковом трансцендентальном, вечном (с. 488), что позволяет мыслить принадлежащее времени как вневременное. «Изменение не является таковым» - не только методологическая апория феноменологической мысли, она приводит к открытию противоречивой структуры самой вещи. Антиномию феноменолога можно

понимать только благодаря гегельянской логико-рефлексивной фигуре «полагать как предполагать». У Гегеля концепция Абсолюта «сглаживает» (tilgt) время. Основатель феноменологии коннотиру-ет последнее в качестве первого. Время и мир задаются в Абсолюте, являющемся текуче-неподвижным настоящим. Абсолют - исконная универсалия настоящего, заключающая время и мир во всех смыслах (с. 489).

И.М. Цибизова

2020.01.034. Ю.А. КИМЕЛЕВ. ТЕОРИИ ИСТИНЫ. (Обзор).

Ключевые слова: теории истины; понятие истины; критерии истины; условия истины; классификации теорий истины; реа-листская теория истины; теория познания; психические состояния.

Теории истины - один из важнейших разделов современной философской эпистемологии. Главные объекты теории истины: 1) понятие (значение, сущность и т.п.) истины; 2) критерии истины; 3) условия (предпосылки и т.п.) истины. Эти проблемные комплексы конститутивно присущи теориям истины. Они присутствуют в той или иной форме во всех теориях истины.

В последние десятилетия разработано большое количество теорий истины. В связи с этим одной из наиболее важных задач стала разработка классификации теорий истины. В основу разрабатываемых классификаций кладется в первую очередь внятный подход к указанным основополагающим проблемным комплексам.

Указанные основные характеристики современных теорий истины наглядно представлены в философско-эпистемологической концепции немецкого философа Томаса Грундмана, работающего в русле аналитической традиции. В рамках этой традиции создано большинство теорий истины, находящихся в центре соответствующих дискуссий в настоящее время.

Т. Грундман стремится показать, что реалистская теория истины очевидно превосходит теории, которые ставят истину в зависимость от усилий по обоснованию и оправданию истины или практики. При этом реалистские теории истины должны понимать истину жестким образом как совпадение с объективной, независимой от мышления реальностью. Подобный жесткий реализм в от-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.