Киноадаптация Питера Джексона привела к новой волне тол-киновской духовности, сегодня распространяющейся по Интернету. Вновь наметилась тенденция к изучению литературного наследия Толкина. В частности, члены неоязыческих объединений знакомятся с содержанием писем фантаста, «Истории Средиземья» и иных текстов, помогающих им реконструировать вымышленный мир как доисторическую эпоху нашей планеты.
Поскольку легендариум Толкина не содержит описаний обрядов как таковых, групповые ритуалы часто основываются на церемониальной магии герметизма и неошаманизма. К тому же адепты создают собственные эзотерические концепции, подтверждающие их теологию и космологию.
Дэвидсен делает несколько выводов о сущности толкинов-ской духовности. Во-первых, считает он, все вовлеченные в нее лица видят в произведениях Толкина нечто большее, нежели вымышленную историю. Во-вторых, последователи отправляют особые ритуалы, помогающие им проникнуть в мир «Властелина колец» и «Сильмариллиона». В-третьих, считается, что Средиземье в том или ином смысле реально: как духовный мир или же историческая эпоха. В-четвертых, происходит самоидентификация личностей как эльфов - на уровне генов, духа или реинкарнации.
По мнению Дэвидсена, с каждым годом адепты толкиновской духовности привносят всё больше реальности в фантастический мир: от игрищ хиппи к интернет-ресурсам XXI в. И если ранее это мировоззрение было частью иных практик, то сегодня оно становится самостоятельным и самодостаточным.
Отчасти этому способствует взаимопроникновение образов Толкина как писателя и рассказчика. В предисловиях и письмах он зачастую опирается на созданный им самим нарратив как на часть реальности, не всегда метафорически. По этой причине его слова и образы воспринимаются как часть фантастической истории и начинают жить самостоятельно.
Д. Г. Шкаев
2020.01.023. КЬЮСАК КМ. ВЫМЫСЕЛ В НОВЕЙШИХ РЕЛИГИЯХ.
CUSACK C.M. Invention in «new» religions // The Oxford handbook of new religious movements. - 2 nd ed. - Oxford: Oxford univ. press, 2016. - P. 237-247.
Ключевые слова: религия; гиперреальность; нарратив; вымысел; культура; неоязычество; потребительство; М.А. Дэвид-сен; Ж. Бодрийяр.
Как сказано в предисловии Оксфордского справочника по новым религиозным течениям, изучение таковых сегодня является одной из наиболее активных областей религиоведения. С момента выхода первого тома в 2003 г. эта сфера продолжала расширяться, открывались новые горизонты. По мере изучения новых религий такие направления, как эзотеризм, течения XXI в. и неоязычество, выросли в отдельные, индивидуальные области исследования.
В статье Кэрол Кьюсак, профессора религиоведения из Сиднейского университета, рассматривается содержание вымысла и его значение в изучении новых религиозных течений. Вымысел играет роль во всех религиях и связан с другими концептуальными аспектами, такими как синкретизм и легитимация.
По мнению автора, вымысел легче обнаруживается в современных явлениях («изобретенных», «гиперреальных» или «вымышленных» религиях), которые либо избегают, либо существенно модифицируют апелляции к авторитету, древности и божественному откровению, традиционно сопровождающие установление новой веры.
Новейшие религии, речь о которых идет в статье Кьюсак (включая дискордианство, Церковь всех миров и джедайизм), берут начало в середине XX в. и набирают обороты на децентрализованном духовном пространстве Запада XXI в.
Как полагает Кьюсак, открытый религиозный вымысел становится доминирующим направлением в западном обществе, поскольку популярная культура, индивидуализм и потребительство, сливаясь, способствуют культивации персональных ценностей и восприятию эфемерных развлечений с окончательным значением и смыслом.
Кьюсак утверждает, что приблизительно на рубеже 1990-х годов в религиоведении происходит излом, и только новая парадигма позволяет понять, каким образом такие формы популярной культуры, как спорт, фантастика, бренды и рок-музыка, способствуют возникновению религиозных обертонов в сознании западной молодежи.
Возникший в 2000-е термин «гиперреальность» (А. Поссамэ) объединяет популярную культуру и религию в одно целое на основании концепции Ж. Бодрийяра. Гиперреальная религия существует и прогрессирует как симулякр, созданный в симбиозе с поп-культурой и ориентированный на потребление. Кьюсак приводит данные: почти 400 тыс. человек моложе десяти лет в Великобритании назвали джедайизм, вымышленную веру из фильмов Дж. Лукаса, своей религией.
В середине 2000-х годов академический интерес к вымышленным религиям существенно возрастает благодаря целой серии изданий, посвященных этой проблеме. Среди них Кьюсак особенно выделяет М.А. Дэвидсена и его докторскую диссертацию, посвященную религиям, основанным на фантастических произведениях. Хотя работа до сих пор не опубликована в виде монографии, она вызывает множество споров в отношении интерпретации новейших религий и духовности.
Далее Кьюсак возвращается к истории религиоведения, отмечая, что религиоведение как дисциплина возникло в XIX в. и изначально было сфокусировано на мировых религиях с христианской моделью религиозного сознания в качестве основы. Дальнейшее развитие дисциплины привело к методологическому натурализму, отвергающему религию как явление sui generis, постигаемое исключительно в рамках собственной терминологии. Такой натурализм Кьюсак полагает базовым требованием для изучения вымысла в религиозном поле.
Современное неоязычество, с точки зрения Кьюсак, может быть первой сознательно вымышленной религией, воплощенные в которой фольклорные практики и ведовство не являются исторически достоверными. Впрочем, новейшие традиции при этом часто тяготеют к христианскому шаблону в теологическом и теоретическом смыслах.
По мнению Кьюсак, примеры текстов, близких к новым формам религиозности, можно обнаружить уже в XIX в. (Е.П. Блават-ская). Своеобразная генеалогия вымышленных религий, включая теософию, неоязычество и веру в НЛО, получает дополнительный импульс перед Второй мировой войной. Последующие годы были ознаменованы инкубацией контркультурных религий, бурно развившихся в 1960-е годы. Речь, в частности, идет о пародийной
форме - дискордианстве - как признаваемой первой вымышленной религии.
Автор перечисляет три модели популярной религиозности: вымышленная, фантастическая и гиперреальная. Кьюсак помещает свою модель религиозного вымысла между современным индивидуализмом и потребительством, признавая за человеческим воображением источник персональных и общественных изменений, что и позволяет личности конструировать реальность собственных религиозных смыслов. Кьюсак полагает, что различные формы религиозности симбиотически сосуществуют с материнской культурой и являются неизбежным следствием поведения общества, стремящегося к потреблению всего нового.
Изучение вымысла как фактора развития религиозных традиций - ключевой момент, позволяющий пересмотреть прежнее понимание синкретического мировоззрения, которое уже нерелевантно в рамках сохранившихся религий. Вымышленным религиям подходят новые модели возникновения и существования, расширяющие спектр нарративов, игры и креативности. Особенно с учетом того, что воображение человечества всегда было связано с индивидуальными и коллективными формами мышления.
Д.Г. Шкаев