Научная статья на тему '2020. 01. 017. Викексоно А. Представители академического сообщества в государственных структурах как политические предприниматели и их важная роль в административной реформе в Индонезии. Wicaksono A. academics in public Office as policy entrepreneurs: their important role in Indonesia’s administrative reform // Journal of Asian public policy. - 2019. - OnlineFirst. - doi: https://doi. Org/10. 1080/17516234. 2019. 1663338'

2020. 01. 017. Викексоно А. Представители академического сообщества в государственных структурах как политические предприниматели и их важная роль в административной реформе в Индонезии. Wicaksono A. academics in public Office as policy entrepreneurs: their important role in Indonesia’s administrative reform // Journal of Asian public policy. - 2019. - OnlineFirst. - doi: https://doi. Org/10. 1080/17516234. 2019. 1663338 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
44
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / ПРЕДСТАВИТЕЛЬ АКАДЕМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА / АКАДЕМИЧЕСКИЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2020. 01. 017. Викексоно А. Представители академического сообщества в государственных структурах как политические предприниматели и их важная роль в административной реформе в Индонезии. Wicaksono A. academics in public Office as policy entrepreneurs: their important role in Indonesia’s administrative reform // Journal of Asian public policy. - 2019. - OnlineFirst. - doi: https://doi. Org/10. 1080/17516234. 2019. 1663338»

ЭКОНОМИКА НАУКИ

2020.01.017. ВИКЕКСОНО А. ПРЕДСТАВИТЕЛИ АКАДЕМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА В ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТРУКТУРАХ КАК ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ И ИХ ВАЖНАЯ РОЛЬ В АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЕ В ИНДОНЕЗИИ.

WICAKSONO A. Academics in public office as policy entrepreneurs: Their important role in Indonesia's administrative reform // Journal of Asian public policy. - 2019. - OnlineFirst. - DOI: https://doi.org/10. 1080/17516234.2019.1663338

Ключевые слова: политический предприниматель; представитель академического сообщества; академический административный предприниматель; административная реформа; государственные преобразования.

Сотрудник Института анализа государственной политики Университета Канберры (Австралия) рассматривает влияние, которое оказывают представители академического сообщества Индонезии, участвующие в деятельности государственных структур, на преобразование системы государственного управления в стране. При этом он трактует такую деятельность ученых как своеобразную предпринимательскую деятельность, реализуемую на административном и политическом поприще.

Политическое или / и административное предпринимательство - это деятельность активного высокомотивированного субъекта (отдельного лица или небольшой команды), направленная на привлечение внимания общественности и властных структур к существующим социальным и политическим проблемам, разработку новых эффективных способов их решения, а также привлечение сторонников для поддержки соответствующих административных и законодательных инициатив. К числу политических

предпринимателей традиционно относят деятелей, не являющихся сотрудниками государственных структур, - политических аналитиков, представителей сферы науки и образования, участников различных неправительственных организаций, лоббистских групп и аналитических центров. Однако, по мнению многих исследователей, изучающих этот феномен, для успешного продвижения своих идей и инноваций такие политические предприниматели должны входить во внутренний круг государственных структур, где осуществляется принятие решений. Поэтому наиболее эффективные политические предприниматели, как правило, занимают места в различного рода консультативных комиссиях и комитетах, выполняющих роль посредников между государственными и общественными структурами. Кроме того, политические предприниматели должны иметь доступ к трем видам ресурсов: капиталу знаний, социальному капиталу и политическому капиталу.

Капитал знаний предполагает обладание экспертной компетентностью в соответствующей области, которая позволяет анализировать актуальные социальные проблемы и предлагать свой подход для их решения. Он является результатом предшествующей научной, аналитической и экспертной работы своих носителей, которая позволила им накопить необходимый опыт для более эффективного осуществления подобной деятельности.

Социальный капитал включает в себя опыт, полученный в ходе систематического взаимодействия с академическими, государственными и общественными структурами, а также социальные связи и репутацию, сложившиеся в ходе такого взаимодействия.

Политический капитал заключается в наличии сформированных навыков взаимодействия с политическими структурами, способности учитывать и координировать интересы различных политических групп и использовать их для достижения поставленных целей, т.е. реализации выдвинутых идей, предложений, проектов.

По мнению автора статьи, капитал знаний играет ключевую роль в деятельности политического предпринимателя, поскольку является необходимым условием доступа в государственные структуры, занимающиеся решением соответствующих проблем. Научная репутация и специализированные компетенции, соответствующие необходимой квалификации и характеру деятельности в

политической сфере, создают определенную «нишу на рынке» для позиции политического предпринимателя. Бюрократия тоже получает свою выгоду, поскольку для нее открывается доступ к интеллектуальным ресурсам и возможностям академического сообщества.

Следующий по важности ресурс - политический капитал. Большинство респондентов, проинтервьюированных автором статьи, имели опыт работы с правительством как в качестве государственного служащего, так и в качестве внешнего эксперта, оказывающего помощь в решении соответствующих вопросов. При этом они широко контактировали с политиками разного уровня. Многие индонезийские ученые являются одновременно государственными служащими достаточно высокого ранга. Для политиков ученые, имеющие опыт работы в государственных структурах, предпочтительнее, так как они (ученые) уже привыкли к бюрократическим процедурам, политической ситуации и т.д.

Так, один из респондентов сообщил: «Мои научные исследования посвящены денежно-кредитной политике и развитию банковской системы. Моя докторская диссертация посвящена анализу проблем банковского кризиса, так что с научной точки зрения мое назначение было совершенно оправдано. Однако причина моего назначения была совершенно другая. Я был назначен членом правления государственного банка, потому что я входил в состав предвыборного штаба президента».

По мнению автора статьи, капитал знаний и академические регалии - это основные факторы, обеспечивающие политическим предпринимателям доступ в государственные структуры. Тем не менее при назначении на государственные должности ученых политический и социальный капиталы часто имеют приоритет перед капиталом знаний. Подтверждением этого служит пример создания Большой коалиции для проведения административных реформ (Grand Coalition of Bureaucracy Reform). Инициатива создания такой коалиции исходила от одного из политических предпринимателей, бывшего заместителя министра. В состав коалиции вошли многочисленные организации - агентства, неправительственные организации, аналитические центры, а также консультанты и коллеги-ученые, которые доказали свою эффективность в решении административных вопросов. Участие многочисленных учреждений было представлено в разных формах и разных областях в за-

висимости от их потенциала и ресурсов агентства. Программа коалиции была посвящена решению различных задач - разработке нового закона о государственной службе, содействию совершенствованию государственной службы, организации стратегической маркетинговой деятельности.

Другой пример создания структуры, обеспечивающей сотрудничество в сфере административных реформ, - Партнерство по реформированию государственного управления (Partnership for Governance Reform), созданное в Индонезии в 2000 г. по инициативе ООН, Всемирного банка и Азиатского банка развития. Один из респондентов, до того как был назначен на должность заместителя министра, принимал активное участие в работе этой известной структуры. Опыт работы в этой организации существенно помог ему при создании и организации коалиции и повысил его статус не только в академическом сообществе, но и в управленческих кругах.

Результаты исследования автора показывают, что в целом административные и политические предприниматели обычно более эффективны при внесении инкрементных изменений, которые не содержат большого политического риска и не требуют большой политической поддержки. Эти изменения происходят благодаря небольшим победам. История успеха, полученная в процессе вовлечения в работу, является частью стратегий завоевания доверия и политического признания всей программы изменений. Применение инкрементального подхода отражает ключевой компонент деятельности политического предпринимателя: использование момента и возможностей для продвижения изменений.

Административные и политические предприниматели предоставляют политикам лучшие варианты политической стратегии, поскольку они придерживаются технократического подхода, ориентированного на достижение наиболее эффективного результата. Они находят осуществимые и жизнеспособные политические решения, которые обеспечивают сохранение равновесия между различными политическими группами и заинтересованными сторонами. Основной недостаток, по мнению автора, заключается в том, что «процесс согласования» часто приводит к задержке в процессе принятия решений. Поэтому, по мнению ученых, бюрократия должна быть вовлечена в процесс реализации реформы с самого

начала разработки идеи. Необходимо тесное сотрудничество между политическими предпринимателями и бюрократами в создании саморазвивающейся административной организации.

Автор полагает, что многие индонезийские ученые могут быть определены как политические предприниматели: они реагируют на острые общественные потребности, используют благоприятные возможности и эффективно применяют политические связи для внедрения своих идей и привлечения ресурсов. Они не ждут «волны грядущих перемен», а активно формируют и изменяют контексты внутри институциональной структуры. Они эффективно решают разнообразные проблемы, используя навыки ведения переговоров с политическими субъектами и заинтересованными сторонами. Они обладают хорошими навыками командной работы и привлекают многочисленных сторонников и сотрудников. Наконец, они подают личный пример, в том числе и через свою преподавательскую деятельность в учебных заведениях, что помогает в реализации постепенных изменений и дает импульс к дальнейшим позитивным переменам.

М.О. Лихачев

2020.01.018. УЭЛШ Дж. «ГЛОБАЛИЗАЦИЯ» УЧЕНЫХ? РАНЖИРОВАНИЕ И ПРИСВОЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ТРАНСФОРМАЦИИ МИР-СИСТЕМЫ.

WELSH J. «Globalizing» academics? Ranking and appropriation in the transformations of the world-system // Globalizations. - 2019. -Vol. 17, N 1. - P. 126-145. - DOI: https://doi.org/10.1080/14747731. 2019.1638150

Ключевые слова: критическая теория; исторический материализм; политическая история; социология образования; университеты; мир-системная теория.

Автор статьи, сотрудник Хельсинкского университета (Финляндия), рассматривает мировые академические рейтинги как исторический результат накопления капитала в мировой системе, который отражает три исторических сдвига в мировой политической экономии: «финансиализацию», смещение ядра мир-системы и переход к присвоению излишков внутри ядра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.