Глава 11. От «Новых философов» к Генеральным Штатам. 1977— 1979.
Глава 12. Послания и испытания. 1979-1981. Глава 13. Пражская ночь. 1981-1982. Глава 14. Новый расклад. 1982-1983.
III. Жак Деррида. 1984-2004 Глава 1. Территория деконструкции. 1984-1986. Глава 2. От дела Хайдеггера к делу де Мана. 1987-1988. Глава 3. Живая память. 1988-1990. Глава 4. Портрет шестидесятилетнего философа. Глава 5. На границах институтов. 1991-1992. Глава 6. О деконструкции в Америке. Глава 7. Призраки Маркса. 1993-1995. Глава 8. Интернационал Деррида. 1996-1999. Глава 9. Время диалога. 2000-2002. Глава 10. В жизни и в смерти. 2003-2004.
Хотя по оглавлению может показаться, что собственно философии в книге посвящена лишь третья часть, в которой среди другого специально рассматриваются и его теория деконструкции, и ее эволюция, в том числе в Америке, а также анализируется отношение Деррида к делу Хайдеггера и его другу де Ману, не говоря уже о «призраках Маркса», проблемах жизни и смерти, но в действительности философия пронизывает ее всю, является субстанцией и сущностью всего, что бы ни затрагивалось или трактовалось в исследовании, превращая чтение книги в увлекательный интеллектуальный пир рафинированной мысли ее героя, автора и переводчика, которому удалось транслировать не только блеск французского слова, его игру у философа, но и конгениально передать всю глубину, а часто, и парадоксальность мысли Деррида, не всегда доступной даже его ученикам и последователям.
Грассе Е.Е., Хлебников Г.В.
2019.04.031. СКВОРЦОВА Е.Л., ЛУЦКИЙ АЛ. ПУТИ ЯПОНСКОЙ КУЛЬТУРЫ. СТАТЬИ ПО ИСТОРИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ СТРАНЫ ВОСХОДЯЩЕГО СОЛНЦА. - М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2018. -624 с.
Ключевые слова: Япония; культура; философия; социология; литература; искусство; наука; религия; идентичность.
Эта книга адресована в первую очередь тем, кто интересуется духовной жизнью, традициями, историей, эстетикой Японии. Ее авторы исследуют взаимодействие японской и западных культур, сопоставляют мировоззренческие особенности России и Страны восходящего солнца, прослеживают вопросы генезиса научной мысли в последней, в частности, ее философии и социологии. Рефлектируются актуальные проблемы национальной инден-тичности, преломление и отражение социальных процессов в японской художественной литературе. В оптике мысли японских философов ХХ в. раскрываются синтетический характер японского искусства и многослойная сложность ее культуры.
Написанная двумя блестящими специалистами, curriculum vitae каждого вполне показывает их компетентность и серьезность подготовки, - книга дает концептуальное знание о Стране восходящего солнца как для интеллектуала, только интересующегося мыслью Востока и читающего популярные книги об истории и культуре этой страны, так и подготовленному гуманитарию, просматривающему более специальную литературу по специфике японского способа мышления о мире, отношения к природе, людей друг другу, ценностям прошлого и настоящего.
Скворцова Елена Львовна
Окончила философский факультет (1977) МГУ им. М.В. Ломоносова, а также аспирантуру Университета Тодай (Япония). Многие годы проработала в Институте искусствознания Минкуль-та РФ. Доктор философских наук. Автор спецкурса «История японской эстетики», прочитанного на философском и историческом факультетах МГУ, а также в Институте восточных культур и античности РГГУ. Автор монографий: Современная японская эстетика. Философские очерки (1996); Япония: Философия красоты (2010); Культурная традиция и японская эстетическая мысль ХХ века (2012); Духовная традиция и общественная мысль в Японии ХХ века (в соавторстве с Ф.Л. Луцким, 2014), а также десятков академических публикаций, посвященных японской культуре. В настоящее время - ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН.
Луцкий Александр Леонидович
Окончил философский факультет МГУ им. М.В. Ломоносова (1977) и аспирантуру Института востоковедения АН СССР. Кандидат филологических наук (1987). Гид-переводчик «Интуриста» (1979-1980); социолог, редактор-консультант Гостелерадио СССР (1981-1990); комментатор программы «Время» и других телевизионных каналов (1991-1997). Руководитель телегруппы пресс-центра мэрии Москвы (1997-1998). Ныне - независимый журналист, член Союза журналистов России. Автор свыше тридцати академических публикаций, посвященных духовной жизни Японии, а также многочисленных телерепортажей о современной японской действительности.
Представление о многообразии вопросов, тематизируемых авторами, можно получить по оглавлению книги. Оглавление
О специфике миропонимания в японской культуре. О некоторых аспектах истории японской эстетической мысли. О странничестве традиционных японских художников. О синестезийном характере японской культуры. О пути японской эстетики к философской научности. О специфике морального сознания японцев. О «христианском веке» в Японии. О возникновении японской социологии.
О кризисе японской культурной идентичности в эпохуМэйдзи. О воззрениях японского мыслителя Ниси Аманэ. О проблемах перевода трудов западных мыслителей в эпоху Мэйдзи.
О «телесности» и «пустотности» традиционной эстетики Японии. О паузе в японском средневековом театре. О «телесном модусе» разума в духовной традиции Японии. О культуре «перетекания» Идзири Масуро. Об особенностях эстетики Имамити Томонобу. О Востоке и Западе в эстетике Имамити Томонобу. О калонологии Имамити Томонобу.
О равноценности чувств человека в японской культурной традиции.
Об эстетических взглядах Ониси Ёсинори.
О «бесформенности» и «форме» в традиционной японской эстетике.
О японской культурной традиции в сравнении с романтизмом. Об экзистенциализме и японской духовной традиции. Об экзистенциальном сопоставлении Абэ Кобо и Альбера Камю. О влиянии экзистенциализма на творчество Сиина Риндзо. О воззрениях философа Вацудзи Тэцуро. О противостоянии личности и общества у Абэ и Булгакова. О культурологических взглядах Сакабэ Мэгуми. О «праведном искусстве» Кобаты Дзюндзо.
Об алгоритмических тенденциях в современной японской эстетике. О взглядах Нитты Хироэ, критикующего компьютерное творчество. Об особенностях современного развития японской культуры. О дальневосточной духовной традиции как основании культурной сложности.
О сложности культуры в воззрениях японских философов ХХ века. Об интерпретации духовных традиций Запада Икэдой Дайсаку. О компромиссном характере японской культуры. О русских антагонизмах в японском компромиссе. Послесловие.
Книга содержит также обширную библиографию на русском (333 наименования), японском (101 источник) и западноевропейских языках (63 названия), а также ценный Словарь терминов (в основном, японских) и необходимый для научной работы Указатель имен.
Завершает книгу публикация списка «Серий книг, подготовленных ИНИОН РАН» (главный редактор и автор проектов С.Я. Левит), среди которых свое достойное место находит и данное исследование.
Грассе Е.Е., Хлебников Г.В.