Научная статья на тему '2019.04.030. БУДУЩЕЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ: КАК ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРАНСФОРМИРУЮТ МИРОВУЮ ТОРГОВЛЮ. L’AVENIR DU COMMERCE MONDIAL: COMMENT LES TECHNOLOGIES NUMéRIQUES TRANSFORMENT LE COMMERCE MONDIAL. RAPPORT SUR LE COMMERCE MONDIAL 2018. - GENѐVE: OMC. - 260 P. - MODE OF ACCESS: HTTPS://WWW.WTO. ORG/FRENCH/RES_F/PUBLICATIONS_F/WORLD_TRADE_REPORT18_F.PDF'

2019.04.030. БУДУЩЕЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ: КАК ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРАНСФОРМИРУЮТ МИРОВУЮ ТОРГОВЛЮ. L’AVENIR DU COMMERCE MONDIAL: COMMENT LES TECHNOLOGIES NUMéRIQUES TRANSFORMENT LE COMMERCE MONDIAL. RAPPORT SUR LE COMMERCE MONDIAL 2018. - GENѐVE: OMC. - 260 P. - MODE OF ACCESS: HTTPS://WWW.WTO. ORG/FRENCH/RES_F/PUBLICATIONS_F/WORLD_TRADE_REPORT18_F.PDF Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
189
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ / ЦИФРОВАЯ ТОРГОВЛЯ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРНЕТ ВЕЩЕЙ / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / 3D-ПЕЧАТЬ / БЛОКЧЕЙН
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2019.04.030. БУДУЩЕЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ: КАК ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРАНСФОРМИРУЮТ МИРОВУЮ ТОРГОВЛЮ. L’AVENIR DU COMMERCE MONDIAL: COMMENT LES TECHNOLOGIES NUMéRIQUES TRANSFORMENT LE COMMERCE MONDIAL. RAPPORT SUR LE COMMERCE MONDIAL 2018. - GENѐVE: OMC. - 260 P. - MODE OF ACCESS: HTTPS://WWW.WTO. ORG/FRENCH/RES_F/PUBLICATIONS_F/WORLD_TRADE_REPORT18_F.PDF»

2019.04.030. БУДУЩЕЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ: КАК ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРАНСФОРМИРУЮТ МИРОВУЮ ТОРГОВЛЮ.

L'avenir du commerce mondial: comment les technologies numériques transforment le commerce mondial. Rapport sur le commerce mondial 2018. - Genève: OMC. - 260 p. - Mode of access: https://www.wto. org/french/res_f/publications_f/world_trade_report18_f.pdf

Ключевые слова: международная торговля; цифровая торговля; цифровая экономика; цифровые технологии; Интернет вещей; искусственный интеллект; 30-печать; блокчейн.

В Докладе Всемирной торговой организации (ВТО) анализируется влияние цифровых технологий (ЦТ) на стоимость международной торговли и ее структуру в ближайшие 15 лет.

Развитие ЦТ привело к превращению цифровых платформ в рыночные площадки, а приложений и интерактивных социальных сетей - в дополнительные стратегии маркетинга. Предприятия все чаще используют искусственный интеллект (ИИ) и большие массивы данных (big data) для анализа онлайн поведения потребителей и выявления их предпочтений, 3Б-печать обеспечивает производство и поставку товаров и услуг в соответствии с конкретными требованиями заказчика.

Несмотря на эти прогрессивные изменения, ЦТ вызывают определенную озабоченность, касающуюся концентрации рынков, посягательств на частную жизнь, роста цифрового разрыва между развитыми и развивающимися странами (РС), вследствие отсутствия у последних современных средств коммуникации (широкополосного Интернета и платформ цифровой торговли). Подобные разрывы существуют и внутри стран, например между мелкими и крупными предприятиями, между квалифицированными и неквалифицированными специалистами в области цифровой экономики. Значительны различия в использовании ЦТ и между секторами экономики. В среднем предприятия сферы услуг шире используют ЦТ, чем промышленные предприятия, тогда как высокотехнологичные предприятия применяют больше промышленных роботов (первое место принадлежит автомобильной промышленности), чем предприятия сферы услуг или низкотехнологичные предприятия (р. 53).

По оценкам Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), общая стоимость электронных сделок в 2015 г. выросла по сравнению с 2013 г. на 56%, достигнув 25 тыс. млрд долл. По данным Комиссии по международной торговле США (USITC), в

2016 г. объем мировой цифровой торговли составлял 27 700 млрд долл. (рост составил 44% по сравнению с 2012 г.). При этом объем трансакций между предприятиями составил 23 900 млрд долл., что в 6 раз превышает объем сделок между предприятиями и потребителями (3800 млрд долл.) (р. 8).

Деятельность крупнейших предприятий цифровой экономики (Alibaba, Alphabet, Amazon, Facebook, Microsoft, Netflix, Spotify и др.) имеет глобальный характер и высокий потенциал развития. Так, доходы Netflix от международной торговли выросли с 4 млн долл. в 2010 г. до более чем 5 млрд долл. в 2017 (р. 9); 32% чистых продаж Amazon приходится на международный рынок (р. 60); в

2017 г. компания интернет-торговли Alibaba получила 2% доходов от международной розничной торговли. Для международных продаж компания использует платформу, которая в 2017 г. обслуживала 60 млн клиентов, покупая товары непосредственно у китайских производителей и дистрибьюторов (р. 60).

Экономические аспекты влияния ЦТ на торговлю. Снижая разного рода барьеры (географические, языковые, нормативные) ЦТ облегчают поиск товаров, помогают проверять их качество и репутацию производителя и предлагать потребителям продукты, соответствующие их предпочтениям.

Снижение издержек. Некоторые приложения ИИ способствуют развитию торговли товарами, в частности путем оптимизации планирования маршрутов поставок, что снижает логистические издержки за счет отслеживания передвижения грузов и посылок, использования роботов для оптимизации складских операций и инвентаризации. 3Б-печать сокращает потребности в транспортных и логистических услугах. Таким образом, ЦТ могут сократить торговые издержки, снижая транспортные и складские расходы, и сроки поставок, благодаря улучшению логистики1.

1 Доля транспортных расходов при поставках товаров составляет 37%, услуг - 17%, доля логистических издержек - 11, издержек, связанных с пересечением границ, обусловленных разного рода задержками - 5-6% общих торговых расходов (р. 69).

Использование блокчейна и ИИ помогает снизить торговые издержки, связанные с таможенными процедурами, тормозящими международную торговлю (особенно промышленной продукцией). Это особенно важно для товаров, чувствительных к фактору времени.

Цифровые платформы способствуют снижению информационных и трансакционных издержек, на которые приходится 7% общей стоимости торговли. В свою очередь Интернет вещей (ИВ) и блокчейн позволяют упростить процедуры верификации и сертификации.

В докладе подчеркивается, что микро-, мелкие и средние предприятия (ММСП) и предприятия РС могут извлечь гораздо больше пользы из сокращения транспортных, логистических и трансакционных издержек, чем крупные компании. Поскольку ММСП продают продукцию мелкими партиями, доля их постоянных торговых издержек (в частности, затраты на логистику) в общих торговых издержках часто выше, чем у крупных конкурентов. Например, в Латинской Америке на долю внутренних логистических расходов ММСП приходится более 42% их торгового оборота против 15-18% у крупных предприятий (р. 73).

Инновации в области трансграничных платежей и финансовых услуг также облегчают международные торговые операции. Так, платформы электронной торговли, обходя традиционные платежные системы с помощью технологии блокчейн, способствуют снижению трансакционных издержек.

ЦТ и большие данные предоставляют предприятиям множество возможностей для организации производства и поиска потребителей. Но, несмотря на значительный прогресс в распространении мобильной / сотовой связи, широкополосного Интернета, ИВ, 3Б-печати или блокчейна наблюдаются существенные различия между странами и внутри них, между городским и сельским населением в использовании этих ЦТ. Кроме того, необходимо решить ряд технических и нормативных проблем, касающихся, в частности, гарантии и ответственности, недостаточной функциональной совместимости различных платформ и юридического статуса «умных» контрактов.

Изменение структуры торговли. Наибольшее влияние технологическая революция оказывает на торговлю услугами. Разви-

тие, например, технологиий «телеприсутствия» (иллюзия присутствия в каком-либо месте, отличном от того, в котором индивид действительно находится) и «телеробототехники» (дистанционный контроль роботов), нивелирующих ограничения, связанные с нормативными барьерами в торговле услугами и снижающих расходы людей на поездки для получения услуг, требующих прямого контакта, в частности лечения, может привести к революционным изменениям в торговле услугами и их распространении (р. 92).

В последние десятилетия распространение ЦТ сопровождалось расширением торговли продуктами информационных технологий. Предполагается, что в результате значительного сокращения торговых издержек, также вырастет торговля продуктами чувствительными к фактору времени, нуждающимися в сертификации, а также высококонкурентными продуктами. ЦТ также обеспечивают массовую персонализацию торговли, что создает практически бесконечное число вариантов продуктов, отвечающих нуждам конкретного потребителя.

В то же время цифровизация влечет за собой сокращение торговли некоторыми оцифровываемыми товарами (фильмы, книги, CD, журналы и т.д.) в материальной форме. В настоящее время стоимость импортируемых членами ВТО (без учета торговли внутри ЕС) оцифровываемых продуктов составляет порядка 0,8% глобального импорта, против 2,86% в 2000 г. По прогнозам, к 2040 г. из оборота международной торговли исчезнет 2/5 таких товаров (р. 100). По мере снижения стоимости 3D-печати эта тенденция может распространиться и на другие категории товаров, например на трехмерные объекты, существующие сегодня только в физической форме.

На объем торговли некоторыми потребительскими товарами длительного пользования, может повлиять развитие модели «совместного потребления» (économie de partage). Возможны и изменения в структуре торговли услугами (по установке, ремонту, предоставлению программного обеспечения и обучению) за счет распространения 3D-печати. В наибольшей степени развитие 3D-печати и связанных с нею услуг отразится на производстве промышленного, медицинского оборудования, товаров широкого потребления (электроника и т.д.), продукции авиационно-космической и автомобильной промышленности. Поскольку именно на эти

сектора приходится 43% мировой торговли, активное использование ими технологии 3Б-печати окажет серьезное воздействие на международную торговлю (р. 102-103).

Развитие ЦТ радикально изменило связи между интеллектуальной собственностью (ИС) и международной торговлей. Интернет и ЦТ значительно снизили расходы на создание и распространение продукции творчества в мировых масштабах. Однако используемые для распространения этой продукции инструменты облегчают и их незаконное тиражирование. Кроме того, в результате широкого использования Интернета как канала распространения, изменился не только способ доступа к продуктам, представляющим ИС, но и возможность получения доходов от них, хотя это совсем не означает, что доходы от ИС обязательно снизятся (р. 106).

В цифровой экономике повышается значение инвестиций в обучение персонала, занятого в капиталоемких и высокотехнологичных секторах и снижается роль дешевой рабочей силы как источника сравнительного преимущества. Факторами, определяющими сравнительные преимущества в секторах с высокой цифровизацией процессов (intensité numérique), являются энергетические инфраструктуры, поскольку серверы, поддерживающие ЦТ, потребляют много электроэнергии, и размера рынка. Помимо этого особую значимость, вероятно, будет иметь защита ИС, регулирование информационных потоков и обеспечение конфиденциальности, а также надежность и качество цифровых инфраструктур.

Количественные оценки изменений в международной торговле. Для выявления потенциальных последствий распространения ЦТ в торговле до 2030 г. и их количественной оценки авторы доклада использовали модель расчетного общего равновесия (MEGC). Были проанализированы: влияние цифровизации, роботизации и ИИ на перераспределение задач между трудом и капиталом, выражающееся в усилении роли капитала (в широком смысле слова) и росте производительности; изменения в структуре производства, приводящие к более интенсивному использованию ЦТ в других секторах экономики, т.е. сервисификации (servicification) экономики; воздействие ЦТ на снижение торговых издержек (р. 121).

Моделирование показало, что технологические изменения приведут к ускорению роста международной торговли, особенно

торговли услугами по сравнению с референтным сценарием развития мировой экономики до 2030 г., в котором указанные выше тенденции не учитываются. Ожидается, что рост глобальной торговли будет примерно на 2 процентных пункта (п.п.) выше, чем в референтном сценарии, а доля торговли услугами вырастет с 21 до 25%. Доля РС в мировой торговле, вероятно, увеличится, но количественные показатели этого увеличения будут зависеть от их-способ-ности наверстать упущенное в использовании ЦТ. Если им это удастся, доля развивающихся и наименее развитых стран в мировой торговле вырастет с 46% в 2015 до 57% в 2030 г. Ожидается также изменение организации мирового производства в результате увеличения доли импортных промежуточных услуг в обрабатывающей промышленности (р. 124, 128).

Политические аспекты цифровизации мировой торговли. Текущая политика и нормативно-правовая база цифровой торговли характеризуются следующими особенностями. Во-первых, цифровая торговля становится одним из наиболее сложных и обсуждаемых вопросов международных торговых отношений, особенно из-за потенциальной возможности стратегического торгового соперничества и растущей озабоченности по поводу вопросов государственной политики в сфере безопасности. Во-вторых, цифровая торговля создает проблемы в управлении торговлей (доступ к рынкам и недискриминация), а также Интернетом (конфиденциальность и онлайн-потребители). В-третьих, поскольку торговые правила ВТО, касающиеся товаров, услуг и защиты ИС, являются технологически нейтральными и применяются независимо от способа поставки конкретного товара или услуги, электронная торговля в принципе подпадает под действие этих правил. В связи с этим встают вопросы о том, следует ли принимать дальнейшие меры для поддержки цифровой торговли в плане расширения обязательств стран в отношении обеспечения доступа к рынкам и национального режима и разработки горизонтальных правил по защите потребителей.

Расширение электронной торговли приносит значительные выгоды, однако необходимо обеспечить условия, позволяющие ее участникам решать проблемы регулирования, относящиеся, например, к вопросам конфиденциальности и кибербезопасности.

Вопрос о защите конфиденциальности так или иначе уже рассматривался в торговых соглашениях. Правила ВТО по торговле

услугами включают защиту конфиденциальности в общие положения об исключениях. В ряде региональных торговых соглашений (РТС) устанавливаются принципы защиты персональных данных и механизмы их исполнения или оговариваются меры по защите персональных данных участников цифровой торговли с учетом соответствующих международных стандартов. Следовательно, встает вопрос об обеспечении совместимости различных режимов защиты конфиденциальности.

Концепция кибер- или информационной безопасности еще только обсуждается. Тем не менее постоянно растет число РТС, включающих положения, касающиеся сотрудничества в области кибербезопасности и киберпреступности.

В последние годы национальные власти все чаще принимают меры по локализации хранения данных. Но только несколько РТС, в том числе мегарегиональных содержат конкретные положения, касающиеся использования и расположения серверов.

Что касается будущих международных инициатив, направленных на стимулирование цифровой торговли, вероятнее всего, центральное место в них будут занимать вопросы инклюзивности, конфиденциальности и кибербезопасности.

И.Ю. Жилина

2019.04.031. ИННОВАЦИИ В ОБЛАСТИ МОБИЛЬНОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В АЗИИ.

mHealth innovation in Asia: Grassroots challenges and practical interventions / Ed. by E. Baulch, J. Watkins, A. Tariq; Asian development bank. - Singapore: Springer, 2018. - 131 p.

Ключевые слова: мобильное здравоохранение; мобильные приложения; мониторинг состояния здоровья; коммодификация здоровья; интернет-сообщества.

Книга посвящена исследованию инициатив в области мобильного здравоохранения (МЗ)1 в Азии.

Население азиатских стран, в том числе и стран с низкими доходами, активно пользуется мобильной связью: ее распростране-

1 Мобильное здравоохранение (mHealth) - это комплекс мобильных технических средств, предназначенных для работы в сфере здравоохранения. - Прим. реф.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.