Научная статья на тему '2019. 04. 018. Кирилл, патриарх Московский и всея Руси. Подумайте о будущем человечества. - М. : Издательство Московской Патриархии, 2018. - 160 с'

2019. 04. 018. Кирилл, патриарх Московский и всея Руси. Подумайте о будущем человечества. - М. : Издательство Московской Патриархии, 2018. - 160 с Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
74
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВОБОДА / НРАВСТВЕННОСТЬ / ГРЕХ / ОБЩЕСТВЕННАЯ МОРАЛЬ / ИСТИНА / АБСОЛЮТНОЕ / ЛИБЕРАЛИЗМ / БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / МОРАЛЬНЫЕ КРИЗИСЫ / СОЦИАЛЬНЫЕ КРИЗИСЫ / ПРАВОСЛАВИЕ / РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ / СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ / ПРОТЕСТАНТИЗМ / ТРАДИЦИЯ / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ТЕРРОРИЗМ / РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / ХРИСТИАНОФОБИЯ / РОССИЯ / ЕВРОПА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2019. 04. 018. Кирилл, патриарх Московский и всея Руси. Подумайте о будущем человечества. - М. : Издательство Московской Патриархии, 2018. - 160 с»

ЭТИКА

2019.04.018. КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ. ПОДУМАЙТЕ О БУДУЩЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. - М.: Издательство Московской патриархии, 2018. - 160 с.

Ключевые слова: свобода; нравственность; грех; общественная мораль; истина; абсолютное; либерализм; будущее человечества; законодательство; моральные кризисы; социальные кризисы; православие; религиозное сознание; секуляризация; протестантизм; традиция; права человека; терроризм; религиозный экстремизм; христианофобия; Россия; Европа.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отмечает, что, по его мнению, «самый фундаментальный вопрос существования человеческой цивилизации» сегодня - это «разрушение общественной морали» (с. 32). Глава Русской православной церкви пишет: «Многим кажется, что общество, построенное на принципах либерализма, является идеальным и никаких иных ограничений человеческой свободы, кроме законодательства, не требуется. С моей точки зрения, это глубочайшее заблуждение. Если мы вслед за либералами потеряем понятие греха, если у нас будет только одно понятие свободы, то мы создадим совершенно нежизнеспособную цивилизацию, которая придет к глубокому духовному, культурному и политическому кризису, а затем рухнет, взорвется под напором человеческой греховной страсти» (с. 9). Проблема понимания свободы и связанная с этим угроза «стирания границ между добром и злом» (с. 140) является центральной темой книги, рассматриваются причины и последствия этого феномена, осмысливается ответ православного сознания на этот вызов современности.

Либеральная идея, указывает патриарх Кирилл, начала развиваться в эпоху Просвещения в ХУП-ХУШ вв. В ее основе лежит

принцип свободы, освобождения человеческой личности от всего того, что ее сковывает, поскольку свобода человека в рамках этого мировоззрения понимается как «абсолютная и непререкаемая ценность». В качестве фундаментальной проблемы, отмечает глава Русской православной церкви, «постулировалась несвобода человеческой личности, закабаленной структурами и институтами государства, социальным устройством, общественными предрассудками и условностями» (с. 18). Люди действительно нередко жили в условиях тирании, стремление к свободе было очень сильным, поэтому «очень многие честные, умные, глубоко религиозные люди поддерживали либеральную идею именно для того, чтобы дать человеку возможность свободного выбора, в том числе религиозного» (с. 74).

Вместе с тем либеральная идея имеет свои корни в эпохе Возрождения, которая поставила в центр бытия не Бога, а человека. Антропоцентризм Ренессанса, представление о человеке как о «мере всех вещей», по сути, представляет собой возвращение к языческой этике и миросозерцанию. В этой связи в какой-то момент, указывает патриарх Кирилл, «в философии либерализма произошел опасный надлом... отказ от понятия греха, отказ от этики», что предоставило «возможность для человека "законно" грешить» (с. 74). Так, если в Декларации прав человека ООН имелась ссылка на мораль, то в современном европейском законодательстве она отсутствует и, как отмечает глава РПЦ, не может присутствовать, поскольку считается, что «общей морали вовсе не существует» (с. 45).

В христианстве свобода является «величайшей ценностью», как говорит апостол Павел, «к свободе призваны вы, братья» (Гал. 5, 13). Однако христианство призывает к свободе от греха, потому что «не внешние факторы закабаляют человека - мы сами своими инстинктами, своей похотью делаем себя рабами той или иной модели поведения, и Господь призывает нас освободиться от этой внутренней тирании» (с. 21). Тогда как либерализм, подчеркивает Святейший Патриарх, «ставит в основание и центр бытия свободу падшего человека с его грехом, его страстями, с его свободой и правом жить соответственно своим страстям» (с. 21). Свобода в этом мировоззрении «перестала быть сознательным ответственным выбором, а была определена в услужение человеческой при-

хоти и эгоизму» (с. 43). Таким образом, заключает глава Русской православной церкви, происходит «подмена понятий»: «Свобода делать нравственный выбор между добром и злом воспринимается уже не как средство свободного обретения любви к Тому, Кто даровал эту свободу, а сама свобода из средства становится целью и возводится в абсолют, становится самостоятельной ценностью высшего порядка, ради которой можно приносить в жертву другие ценности» (с. 24).

В соответствии с либеральной идеей свобода человека должна ограничиваться лишь свободой другого человека: «Не должно быть ничего, что сковывает меня в проявлении моего собственного "я", пусть греховного - это никого не касается. Во внутренней жизни я свободен, и все, что ограничивает меня, есть условность или пережиток прошлого. Больше никаких заповедей, абсолютная свобода!» (с 23). То есть повсеместное утверждение либерального стандарта позволяет предложить иное, современное прочтение известной фразы Ф.М. Достоевского: «Даже если Бог и есть, то все равно человеку все дозволено» (с. 25).

Подобные установки, предполагающие отсутствие объективного критерия добра и зла, по мнению патриарха Кирилла, являются «кодом самоуничтожения» для человеческой цивилизации (с. 22). Это убеждение связано с тем, что, согласно христианскому учению, человек обладает падшей природой, поэтому лишение его каких-либо ограничений приведет к раскрепощению «страшной, разрушительной энергии человеческой страсти и человеческого инстинкта» (с. 10). Помраченный первородным грехом человек неспособен самостоятельно «противостоять натиску искушений и соблазнов» (с. 103). Патриарх Кирилл предостерегает: «Если мы "выпускаем джина из бутылки" (и происходит "взрыв" человеческой похоти), если ради распространения этого "взрыва" используем специально приспособленные для этого общественные институты... то мы превращаем... общественную жизнь в страшную сцену буйства человеческой страсти» (с. 27). Так, например, либеральные и постмодернистские идеи, предполагающие отказ от понятия объективной истины, спровоцировали сексуальную революцию 1960-х годов (с. 8-9). Вместе с тем на страницах книги патриарх Кирилл несколько раз подчеркивает, что «либеральная идея в области политики, экономики, в общественной жизни мо-

жет существовать наравне с другими точками зрения», однако от нее необходимо отказаться «в отношении человеческой личности» и «межличностных отношений», противопоставив ей традиционализм (с. 9, 26-27).

Большая проблема заключается в том, что либеральный стандарт не просто присутствует на уровне убеждений некоторых людей, а «агрессивно навязывается обществу» (с. 9). Это позволяет патриарху Кириллу говорить о том, что «мы живем в эпоху воинствующего безбожия» (с. 5). В качестве примера из области законодательства автор приводит резолюцию Европейского парламента от 18 января 2006 г., осуждающую гомофобию как неприятие гомосексуализма и призывающую страны - члены ЕС предпринять новые шаги по легализации однополых союзов в странах Европы. Кампании против публичного размещения христианских символов (например, запрет на присутствие распятия в итальянских школах или использование аббревиатуры «Xmas» вместо слова «Christmas» в дни празднования Рождества в Великобритании, поскольку последнее, якобы, обижает религиозные меньшинства) свидетельствуют, что «вместо секулярного и нейтрального пространства мы имеем примеры яркой христианофобии» (с. 54). Подобные тенденции, указывает Святейший Патриарх, демонстрируют, «что религиозная свобода в новой Европе кончается там, где начинаются права человека» (с. 13).

Также «жизнь по законам страстей, жизнь на основе инстинкта», отмечает глава РПЦ, «становится доминирующей темой современного искусства, литературы, СМИ, кинематографа, телевидения, рекламы» (с. 23). «Исподволь, но настойчиво» в сознание людей «внедряется мысль о том, что все в этом мире условно и относительно. А это означает, что грех - всего лишь одна из возможных и равноправных с другими моделей человеческого поведения» (с. 90). Это приводит к тому, что из общественного сознания устраняется само понятие греха, а потребительская психология становится страшным духовным заболеванием человечества (с. 65). Одно из значений греческого слова, соответствующего русскому «грех», напоминает Святейший Патриарх, означает «промах»: «Человек согрешающий сходит с правильного курса, как бы промахивается мимо... цели своего бытия» (с. 111). Представление греха в качестве общественной нормы, «абсолютизация

свободы выбора в отрыве от нравственных установок является смертельно опасной для человека и для общества» (с. 39).

С проблемой «размывания понятия греха» Патриарх Кирилл связывает «сползание в бездну окончания истории» и осуществление эсхатологических представлений христианства. По мнению автора, антихрист придет, когда люди потеряют способность отличать добро от зла: «до тех пор пока человеческое сознание различает. истину и заблуждение, антихристу. нечего делать. среди людей, потому что никто... добровольно и сознательно не присягнет на верность воплощению зла и погибели. Но человек способен воспринять зло в том случае, если оно явится облаченным в блистающие белоснежные ризы Ангела света» (с. 11). В этом контексте, «несущая в себе раскрепощение греховной потенции человеческой личности» либеральная идея «является антихристианской, она является сатанинской идеей. Молчать об этом нельзя, потому что сегодня мы все подходим к самой опасной черте, за которой уже - пропасть» (с. 25). Предстоятель Русской православной церкви считает, что «сегодня время сплочения всех здоровых сил, потому что мы входим в критический период развития человеческой цивилизации. Это видно невооруженным глазом, и нужно быть слепым, чтобы не заметить приближения грозных мгновений истории, о которых говорил в книге Откровения апостол и евангелист Иоанн Богослов» (с. 152-153).

Православные христиане, по мнению патриарха Кирилла, должны, как названа одна из глав книги, «хранить духовные и нравственные ценности, которые определил Сам Бог» (с. 77). Святейший Патриарх отмечает, что «роль Православия состоит как раз в том, чтобы во весь голос говорить о необходимости этого абсолютного критерия в определении того, что добро, а что зло; о сохранении нравственной природы человека» (с. 87). Глава Русской православной церкви призывает верующих быть в соответствии с евангельской заповедью «солью земли», т.е. тем веществом, малое количество которого придает вкус большому количеству пищи и предохраняет от гниения (с. 126).

В контексте описанного подхода к понимаю греха, свободы и нравственности патриарх Кирилл рассматривает следующие темы: мультикультурализм (с. 28-30); соотношение традиции и новаций (с. 32-35); понятие совести и нравственной природы чело-

века (с. 75-76); нравственные ценности и законодательство (с. 3642); дехристианизация западного мира (с. 36-37, 53-67); значение института семьи (с. 51-52, 96-98); причины религиозного экстремизма и терроризма (с. 68-72, 155-156); межконфессиональный диалог (с. 15-17, 19-20, 82-85); консерватизм (с. 77-81); Россия и Запад (с. 147-157). Несколько глав книги носят пастырский характер, в них Предстоятель Русской православной церкви высказывает свою позицию по таким вопросам, как значение искупительной жертвы (с. 114-120) и воскресения Иисуса Христа (с. 121-125), любовь и служение ближним (с. 93-102), божественный промысел в человеческой истории (с. 103-108), необходимость изменения себя самого (с. 132-133), подвиг (с. 126-131), молитва (с. 136-139) и др.

Патриарх Кирилл считает, что самым острым конфликтом современности является не «столкновение цивилизаций», не антагонизм религиозных и национальных культур, не противостояние Востока и Запада, Севера и Юга, а «столкновине транснационального, радикального, секулярного глобалистского проекта со всеми традиционными культурами и со всеми локальными цивилизациями. И эта борьба проходит не только по границам, разделяющим государства и регионы, но и внутри стран и народов. И здесь происходит столкновение двух миров, двух взглядов на человека и на будущее человеческой цивилизации» (с. 157).

С.В. Мельник

2019.04.019. О.В. ЛЕТОВ. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭТИКИ. (Обзор).

Ключевые слова: буддизм; либеральные ценности; миро-строительство; морально-этические нормы науки; деструктивная исследовательская практика.

Дж. Танабэ (университет Кумамото, Япония) отмечает, что критика либерального миростроительства приводит к необходимости выявления взаимоотношения между либеральными западными ценностями, с одной стороны, и «внезападным» видением мира - с другой. Утверждение либерального миростроительства рассматривается многими как навязывание западных ценностей представителям «третьего мира». Вместе с тем само миростроительство

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.