В целом статистические данные позволяют сделать вывод, что снижение смертности в Испании в последние четверть века сопровождалось снижением различий в показателях смертности в молодежных когортах населения и отсутствием подобных изменений в более возрастных когортах. Эти явления наблюдались в условиях роста неравенства в доходах после мирового экономического кризиса, начавшегося в 2008 г. Это подтверждает гипотезу, что увеличение разрыва в доходах не обязательно обусловливает рост различий в показателях смертности. Факторами, способствующими элиминированию связи между доходами и смертностью, в Испании являются государственное медицинское страхование, обеспечивающее доступ населения к бесплатным медицинским услугам, а также социальное страхование (1).
Список литературы
1. González L., Rodríguez-Gonzál A. Changes in inequality in mortality: new evidence for Spain. - 2018. - 40 р. - (Universitat Pompeu Fabra Barcelona, Department of economics and business; Economic working paper series; N 1616).
2. Kuprekova L. Regional disparities and migration in member states EU. Proceedings of the 9th Economics and Finance Conference (London, 22-25.05.2018). - L., 2018. -P. 118-127.
3. Tornarolli L., Ciaschi M., Galeano L. Income distribution in Latin America. The evolution in the last 20 years: A global approach / Universidad Nacional de la Plata, Facultad de cienciac económicas. - 2018. - 46 p. -(Universidad Nacional de la Plata; Documento de trabajo; N 234).
2019.02.031. МИГРАЦИЯ В ПОИСКАХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ: ПРЕОДОЛЕВАЯ БАРЬЕРЫ МОБИЛЬНОСТИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ В ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ.
Migrating to opportunity: Overcoming barriers to labor mobility in Southeast Asia / Testaverde M., Moroz H.E., Hollweg C.H., Schmil-len A.D. - Wash.: World bank group, 2017. - 337 p. - Mode of access: http://documents.worldbank.org/curated/en/884691507796514233/Migr ating-to-opportunity-overcoming-barriers-to-labor-mobility-in-Southea st-Asia
Ключевые слова: миграция; трудовые ресурсы; Юго-Восточная Азия; АСЕАН.
В книге представлены результаты исследования, проведенного под эгидой Всемирного банка и посвященного миграции трудовых ресурсов в странах Юго-Восточной Азии (ЮВА). В настоящий момент мигранты из стран АСЕАН составляют 8% от всех мировых мигрантов. В то же время страны АСЕАН принимают 4% мигрантов в мире. При этом они являются одним из немногих регионов мира, наряду с Восточной Азией и Тихоокеанским регионом, где в период 1995-2015 гг. выросла внутрирегиональная миграция: ее рост составил более 10%.
Мигранты из Камбоджи, Лаоса и Мьянмы приезжают в Таиланд и находят работу в сельском хозяйстве, строительстве, промышленности и домохозяйствах. Индонезийские мигранты едут в Малайзию для работы в сельском хозяйстве и домохозяйствах. Трудовые мигранты из Малайзии, в свою очередь, едут на работу в Сингапур, многие при этом живут в Малайзии и ездят каждый день в соседнюю страну, пересекая Джохорский пролив. Таким образом, Малайзия, Сингапур и Таиланд стали региональными миграционными хабами, так как они принимают 6,5 млн мигрантов из стран АСЕАН, что составляет 96% всех внутрирегиональных мигрантов. При этом странами ЮВА, из которых направлены потоки миграций, являются Камбоджа, Индонезия, Лаос, Малайзия и Мьянма.
Эксперты отмечают положительное влияние трудовой миграции на рост благосостояния как в странах-реципиентах, так и странах-донорах. Во-первых, миграция оказывает положительный, хотя и небольшой, эффект на рост занятости и динамику заработной платы в странах-реципиентах. Так, на примере Малайзии было выявлено, что более дешевый труд мигрантов снижает производственные издержки, способствует росту производства и в результате вызывает рост занятости. При этом занятые низкооплачиваемым и низкоквалифицированным трудом в странах-реципиентах могут испытывать негативное влияние от трудовой миграции, особенно в условиях слабого развития рынков рабочей силы. Во-вторых, в странах-донорах, которые покидают мигранты, растет заработная плата местных работников, так как предложение рабочей силы сокращается. В-третьих, рабочие-мигранты и члены их семей получают выгоду из-за значительной разницы в уровне заработной пла-
ты между странами-донорами и странами-реципиентами. Так, заработная плата в Сингапуре в 30 раз выше, чем в Камбодже, а в Малайзии - в три раза выше, чем в Индонезии, Филиппинах и Вьетнаме. В 2015 г. денежные переводы мигрантов членам их семей в странах АСЕАН достигли 62 млрд долл. Доля денежных переводов от работников-мигрантов составила 10% ВВП Филиппин, 7% ВВП Вьетнама, 5% ВВП Мьянмы и 3% ВВП Камбоджи.
Исследования показали, что миграция в странах АСЕАН оказывает положительный эффект на экономический рост. Симуляци-онный анализ экономики Малайзии выявил, что 10%-ный рост численности низкоквалифицированной рабочей силы за счет мигрантов способствует росту реального ВВП на 1,1%. Исследование по Таиланду показало, что при отсутствии труда мигрантов ВВП страны сократился бы на 0,75%.
Одним из негативных эффектов трудовой миграции традиционно признается так называемая «утечка мозгов». Уровень эмиграции высококвалифицированных работников высок в Камбодже и Лаосе, где он достигает 15% от всех высококвалифицированных работников, и в Сингапуре и Вьетнаме, где этот показатель составляет около 10%. Однако специалисты отмечают и положительные эффекты данного процесса. Эмиграция высококвалифицированной рабочей силы может стимулировать формирование человеческого капитала в странах-донорах, так как делает очевидной «окупаемость» образования и таким образом стимулирует население этих стран инвестировать в образование и повышает его престиж. Кроме того, миграция высококвалифицированной рабочей силы сокращает издержки трансферта знаний и капитала, что дает импульс расширению торговых потоков, увеличению объема прямых иностранных инвестиций и совершенствованию институтов.
Исследование показало, что те страны АСЕАН, которые более открыты процессам глобализации и имеют более совершенные миграционные системы, имеют более низкие издержки от международной миграции трудовых ресурсов. Для иностранных рабочих, приезжающих в Малайзию, затраты, связанные с миграцией (labour migration costs, LMS), равнялись их оплате труда за три года, для приезжающих в Сингапур - за пять лет. В странах с самыми высокими LMS, таких как Мьянма и Вьетнам, мигранты вынуждены тратить сумму, превышающую заработок за 11 лет.
Более низкие LMS в Малайзии и Сингапуре являются результатом политики этих стран по развитию миграционных систем, которые отвечали бы потребностям рынка рабочей силы и их географически центральному положению в регионе. При этом Таиланд, который также принимает большое число трудовых мигрантов из стран АСЕАН, имеет менее совершенную миграционную систему, более высокий уровень нелегальной миграции и высокие LMS. Вместе с тем страны-доноры устанавливают серьезные ограничения для иммиграции, в том числе на прибытие на работу высококвалифицированных мигрантов, что находит свое отражение в высоких LMS.
Авторы предлагают ряд мер, которые могли бы быть реализованы на уровне АСЕАН. Рекомендуется поддерживать усилия стран-членов по совершенствованию миграционных систем путем анализа двусторонних миграционных соглашений и продвижения лучших практик в данной области. В будущем возможна разработка единой, но гибкой базы для заключения двусторонних соглашений, регламентаций по защите прав трудовых мигрантов и т.д. Кроме того, АСЕАН мог бы рассмотреть создание информационного портала регионального рынка труда, предоставляющего потенциальным мигрантам данные о наличии рабочих мест в тех или иных странах, а также об особенностях регулирования занятости в странх - реципиентах трудовой миграции.
О.Н. Пряжникова
2019.02.032. СТРАТЕГИЯ ВЫПИСКИ ПАЦИЕНТОВ, НАХОДЯЩИХСЯ НА ДЛИТЕЛЬНОМ ЛЕЧЕНИИ.
Strategie patient discharge: The case of long-term care hospitals / Eliason P.J., Grieeo P., McDevitt R.C., Roberts J.W. // American economic rev. - 2018. - Vol. 108, N 11. - P. 3232-3265.
Ключевые слова: здравоохранение США, программа Медикэр.
Преподаватель университета Бригама Янга П. Элиасон с коллегами изучили реакцию больниц, занимающихся пациентами, требующими длительного лечения, на изменение системы будущих платежей Медикэр (prospective payment system), которая предполагает резкое сокращение выплат больницам после определенного срока. Установлено, что коммерческие больницы, входящие в