Научная статья на тему '2019.02.025. ЛЮБИН В.П. Рец. на кн.: ДЖАНДА К. ИМПЕРАТОР И КРЕСТЬЯНИН. СУДЬБА ДВУХ ЛЮДЕЙ: ОТ НАЧАЛА ВЕЛИКОЙ ВОЙНЫ ДО КОНЦА ГАБСБУРГСКОЙ ИМПЕРИИ'

2019.02.025. ЛЮБИН В.П. Рец. на кн.: ДЖАНДА К. ИМПЕРАТОР И КРЕСТЬЯНИН. СУДЬБА ДВУХ ЛЮДЕЙ: ОТ НАЧАЛА ВЕЛИКОЙ ВОЙНЫ ДО КОНЦА ГАБСБУРГСКОЙ ИМПЕРИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
60
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Габсбургская империя / начало XX в. / император Франц-Иосиф / словаки-иммигранты в США / словацкое крестьянство в Венгерском королевстве / падение Габсбургской империи.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2019.02.025. ЛЮБИН В.П. Рец. на кн.: ДЖАНДА К. ИМПЕРАТОР И КРЕСТЬЯНИН. СУДЬБА ДВУХ ЛЮДЕЙ: ОТ НАЧАЛА ВЕЛИКОЙ ВОЙНЫ ДО КОНЦА ГАБСБУРГСКОЙ ИМПЕРИИ»

минально оставаясь частью Османской империи, Средиземноморское побережье Турции фактически переходило под колониальное правление Франции и Италии.

Роган оценивает национально-освободительное движение Мустафы Кемаля как единственный способ сохранения суверенитета послевоенной Турции, поскольку Порта, столкнувшись с сопротивлением со стороны национально-освободительного движения, пошла на сотрудничество с победившими державами. 10 августа 1920 г. был заключен Севрский мирный договор, «которым Порта обрекла турецкую нацию на беспощадные условия мира, включая расчленение Анатолии и иностранную оккупацию» (с. 292). Историк подчеркивает, что именно признание драконовского мира привело к падению Османской империи к 1922 г. В результате войны кемалистского движения по трем фронтам (против армян в Восточной Анатолии, против французов в Киликии и против греков в Западной Анатолии) кемалисты добились полной победы. В 1922 г. Османский султанат был упразднен. В июле 1923 г. в Лозанне новое правительство Турции подписало с победившими державами новый мирный договор, «который признавал полную независимость Турции в ее современных границах» (с. 293).

И.Е. Эман

2019.02.025. ЛЮБИН В.П. Рец. на кн.: ДЖАНДА К. ИМПЕРАТОР И КРЕСТЬЯНИН. СУДЬБА ДВУХ ЛЮДЕЙ: ОТ НАЧАЛА ВЕЛИКОЙ ВОЙНЫ ДО КОНЦА ГАБСБУРГСКОЙ ИМПЕРИИ1.

Ключевые слова: Габсбургская империя, начало XX в. ; император Франц-Иосиф; словаки-иммигранты в США; словацкое крестьянство в Венгерском королевстве; падение Габсбургской империи.

Известный американский политолог, профессор СевероЗападного университета в Иллинойсе Кеннет Джанда, разработавший новые подходы к изучению политических партий (приезжая в Россию, он выступал с научными докладами в ИНИОН), стал автором книги «Император и крестьянин». В ней он предстает как 1

1 Janda K. The Emperor and the peasant. Two men at the start of the Great war and the end of the Habsburg empire. - Jefferson (North Carolina): McFarland & Company, 2018. - X, 287 p.

нетривиально трактующий события Первой мировой войны 1914— 1918 гг. историк. Монография представляет интерес для историков как созданная представителем иной отрасли гуманитарного знания. Написание книги тесно связано, как признает сам автор, с тем, что его предки происходили из Европы, точнее из Словакии, и один из них воевал и погиб во время Великой войны. Собственно, своим предкам Джанда и посвящает свой труд (с. VI).

Американскому политологу удалось по-новому подойти к освещению обычных для профессиональных историков сюжетов о Первой мировой войне, увидеть и проанализировать те нюансы в освещении темы, столь модной в последние четыре года среди историков и публицистов, на которые ранее обращалось мало внимания. Именно эти нюансы не часто можно найти в работах профессиональных историков, сосредоточенных в первую очередь на поисках и последующей интерпретации архивных документов, чаще всего до сих пор неизвестных, и еще менее в тех официальных многотомных публикациях 1920-1930-х годов, в которых обелялась политика собственных стран. (Исключением тут можно считать, вероятно, подборку документов «Международные отношения в эпоху империализма»1, выходившую в СССР, раскрывшей документы царских архивов сразу после революции 1917 г., что намного опередило современную историю с «викиликс» в начале ХХ1 в.).

«Эта книга не похожа ни на одну из написанных мной ранее», подчеркивает Джанда в предисловии (с. 1). «Написанное ранее было либо специализированными книгами для специалистов в области политологии, либо учебниками для студентов, изучающих политическую науку» (там же). Здесь же речь идет об историческом повествовании. И все же это научная работа, основанная на предыдущих исследованиях, и она написана для более широкой аудитории.

Книга нацелена на две категории читателей. Первая категория - те, кто хочет узнать больше о «Великой войне», если взглянуть на нее со стороны восточного театра боевых действий. Этим она отличается от множества книг, где говорится в основном о западном фронте. Первая мировая война фактически началась на 1

1 См.: Международные отношения в эпоху империализма: Документы из архивов царского и Временного правительств 1878-1917 гг. Серия 3, 1914-1917. -М.; Л., 1931-1938.

Востоке, когда австрийские власти объявили войну Сербии и обстреляли Белград. Она продолжалась дольше на Востоке, где было убито больше солдат и, вероятно, больше гражданских лиц, чем на Западе (с. 1).

В отличие от других книг по истории, это также рассказ о войне и «австрийских и венгерских вкраплениях» в высшем обществе империи Габсбургов. Начинать здесь надо бы с оценки деятельности императора Франца-Иосифа, правившего страной почти 68 лет и с того, что он начал Первую мировую войну 28 июля 1914 г., когда ему было 84 года. В течение своего долгого правления Франц-Иосиф был во многих отношениях совершенно не осведомлен о жизни и чаяниях своих подданных. Так же плохо были информированы о жизни народа правители основных воюющих стран - немецкий кайзер Вильгельм II и русский царь Николай II. Они тоже одинаково были не готовы руководить своими народами в ХХ в. Но они были уполномочены объявлять войну, что и сделали в 1914 г.

Вторая целевая аудитория книги состоит из тех, кто хочет узнать, как действия австро-венгерского императора затронули крестьян его империи, из которых и состояла армия, которая вела войну. В книге рассказывается «о жизни деда моей жены Самуила Мозоляка, словацкого крестьянина, подданного Австро-Венгрии» (с. 2). В 1902 г. в возрасте 20 лет Самуил эмигрировал в Нью-Йорк, намереваясь разбогатеть и вернуться состоятельным человеком в свою деревню Крайна. В 1905 г. он женился на женщине-иммигрантке из соседней словацкой деревни, в 1906 г. у него родились близнецы - мальчик и девочка. Они будут воспитываться бабушкой в Словакии, чтобы потом отправиться обратно в Нью-Йорк. Сначала, однако, они вместе с родителями вернулись в Австро-Венгрию в 1914 г., за несколько недель до того, как наследник императора, эрцгерцог Франц Фердинанд был убит в Сараево. Самуил был призван в армию, заслужил медаль за храбрость и погиб в конце войны в Италии в июне 1918 г.

История Самуила позволяет отследить перипетии жизни крестьян Австро-Венгрии на примере одной из больших семей среди многих таких же в период до и во время войны. Среди миллионов подданных императора Франца-Иосифа были многие, кто эмигрировал в поисках лучшей жизни в другие места, их было

сотни тысяч, в том числе и из Словакии, многие уплывали в Америку. Почему они уехали с родины и как они устроились в новом для них мире, - все это, по мнению Джанда, может заинтересовать эту вторую часть читателей. Автор иллюстрирует повествование статистическими материалами, графиками, показывающими насколько масштабным было тогда перемещение людей «между странами и внутри стран». О жизни крестьян рассказывается на основании широкого цитирования литературных произведений той эпохи, что позволяет автору дать канву из фактического материала. Автор подчеркивает, что его книга представляет собой «научный отчет о восточном театре Великой войны», а также его «личный рассказ о тех, кто вынужден был сражаться за своего императора» (с. 2).

В «Прологе» автор представляет методологию исследования. Он пишет, что собирается рассказывать о двух параллельных историях - императора и крестьянина, т.е. двух людей на противоположных концах социальной лестницы, живущих одновременно в отделенных друг от друга обществах в одной и той же стране -Австро-Венгерской империи. Императором был Франц-Иосиф I, далее перечисляются его титулы: «милости божьей император Австрии, апостолический король Венгрии, король Богемии, Далмации, Хорватии, Славонии, Галиции, Лодомерии, Иллирии, король Иерусалимский», а также «эрцгерцог австрийский, великий герцог Тосканы, повелитель Кракова, герцог Лотарингии, правитель Зальцбурга, Штирии, Каринтии, Карниолы, Буковины, великий князь Трансильвании, маркграф Моравии, герцог Верхней и Нижней Силезии, правитель Модены, Пармы, Пьяченцы, Гуасталлы, Освенцима, Затора, Цешина, Фриули, Рагузы, Зары, светлейший князь Габсбург, повелитель Тироля, Кибурга, Гориции, Градиски, принц Трента, Бриксена, маркграф верхней и нижней Лузатии, Ис-трии, граф Хоэнемса, Фельдкирха, Брегенца, Зонненберга и т.д., правитель Триеста, Котора, Вендишской Марки, великого воеводства Сербии и т.д. и т.п.». Крестьянин, о котором пишет автор -Самуил Мозоляк, живший в Крайне, словацкой деревне в Венгрии, в другой части Австро-Венгерской империи (с. 4).

Хотя они никогда встречались, но жизнь Франца-Иосифа глубоко затронула жизнь Самуила Мозоляка. В те времена было немыслимо, чтобы крестьянин когда-либо делал что-то, чтобы на-

вредить императору. Император, однако, многое сделал для того, чтобы причинить крестьянину вред, объявив войну Сербии. Франц-Иосиф лично принял это решение, которое привело к смерти его подданного. Началась Первая мировая война, ее пока еще не назвали Великой, однако она мыслилась современниками как война, которая должна была «положить конец всем войнам».

Франц-Иосиф жил в своих австрийских дворцах и старался как можно меньше посещать Венгрию. Живя далеко друг от друга и не имея общих знакомых, двое мужчин шли вместе не пересекающимися путями, которые вели к Первой мировой войне. Представляемая в книге история Франца-Иосифа основана исключительно на исторических источниках. История Самуила Мозоляка основана «на семейных документах, истории словаков в Венгрии, сведений о словаках-эмигрантах в Соединенных Штатах, личных счетах и любовных романах иммигрантов» (с. 2). Проводится линия, которая связывает воедино описание того, как словаки жили в качестве подданных его величества в Венгрии и в качестве иммигрантов в Америке.

В главе первой начинается рассказ об истории императора, он продолжается далее в нечетных по порядку главах. В главе второй и последующих четных главах рассказывается о словацком крестьянине, а также о том, почему сотни тысячи словаков бежали из империи, как они добирались в Соединенные Штаты, где они поселились и что они вынуждены были делать в качестве иммигрантов. В эпилоге оценивается с более широкой точки зрения модель иммиграции, действующая в Соединенных Штатах с Х1Х по ХХ1 в.

Переходя к описанию империи Габсбургов, Джанда отмечает, что в начале ХХ в. это была вторая по величине и самая большая страна в центре Европы. По статистике Лиги Наций, Австро-Венгрия занимала 625 000 кв. км и насчитывала 50,6 млн. жителей. Только Россия с 21 745 000 кв. км. и 173 млн. человек ее превосходила. Внутри империи Австрия и Венгрия были примерно равны по размеру - Венгрия немного больше по площади, но на территории, подвластной Австрии, населения было больше.

Обе территории империи хорошо дополняли друг друга. Австрия и Венгрия были похожи и в экономическом отношении: это были в основном сельскохозяйственные экономики. Большинство

рабочей силы в Австро-Венгрии были заняты в сельском хозяйстве: 57% в Австрии и 64% в Венгрии. Состав работающих отличался от Германии и Великобритании, где больше людей работали в промышленности или занимались добычей полезных ископаемых. Австрия и Венгрия, однако, различались по языку и этнической принадлежности населения. Немецкий язык преобладал в Австрии и был родным языком 37% населения империи.

Как отметил британский историк А. Скед, изучать империю Габсбургов - это значит изучать проблемы управления большим количеством разрозненных народов и часто взаимно враждебных культур, находить связь между ними в пространстве, полном внутренних и внешних проблем. Габсбурги, одна из самых известных европейских династий, управляли Австрией на протяжении веков. В 1848 г. трон империи занял Франц-Иосиф (1830-1916). В 1867 г. он согласился с предложением сделать монархию «двуединой»1 и далее правил как император Австрии и король Венгрии вплоть до своей смерти в 1916 г. Первую мировую войну пришлось заканчивать уже последнему правителю из династии Габсбургов Карлу I (1887-1922).

Начиная с главы второй «Крестьянин в Крайне», Джанда концентрирует внимание на истории, начиная с Х1Х в., крестьянской семьи Мозоляк, в которой сыновей часто назвали Самуилами (уменьшительно по-словацки: Самко). История деревни Крайна известна с 1392 г., отмечает автор. Описывается жизненный путь Самуила Мозоляка, взявшего на себя в свои 14 лет после смерти отца в 1896 г. весь круг обязанностей обычного крестьянина, подросток помогал семье выжить. В книге освещена жизнь его и его семьи в империи, принятие решения в 1901 г. и отъезд в США, затем возвращение вместе с женой Анной в Крайну из Нью-Йорка в мае или июне 1914 г. Их восьмилетние дети близнецы Сюзанна и Джон пошли в школу в Крайне. 3 июня там у них родился сын Самуил Мозоляк младший. Далее рассказано, как глава семьи С. Мо-золяк отправился на фронт, оказался раненым в 1915 г., когда младшему сыну исполнился один год, как был отмечен в 1917 г.

1 Характерно, что на главном языке государства, которым был немецкий, по настоянию венгров в 1867-1918 гг. империя официально называлась: k.u.k., т.е. «kaiserliche und konigliche» Monarchic, что можно перевести как «императорская и королевская» монархия.

медалью «За отвагу» и погиб в последний год боевых действий, фактически став жертвой политики императора Франца-Иосифа, ввергнувшего страну в войну. Так, на конкретном примере семейства Мозоляк в книге показана история жизни населявших Крайну крестьянских семей, трудности, сопряженные с выживанием в течение веков, причины, толкавшие к эмиграции.

В книге освещается ход войны, военные операции австровенгерской армии в 1914-1918 гг. вплоть до поражения империи в войне и заключения перемирий с противниками в ноябре 1918 г. Заканчивается монография списком литературы (с. 261-270) и именным и географическим указателями (с. 271-287).

Работа Джанда на деле отличается новизной и оригинальностью. Оригинальны сами подходы политолога, когда благодаря применению в историческом исследовании некоторых приемов сравнительной политологии, по-новому трактуются исторические сюжеты, и избран необычный сравнительный угол зрения: официальные круги, т.е. то, что социологи называют элитами, и нижние слои общества, крестьянство, на становом хребте которого и держались империи.

Книга займет достойное место в англоязычной исторической литературе последних лет, несмотря на то, что она написана с других исходных позиций и намного более «камерна», чем, например, прогремевшие на весь мир «монументальные» труды Т. Снайдера или К. Кларка1.

2019.02.026. В.П. ЛЮБИН. Рец. на кн.: РОССИ М. 1918: ПОКОНЧИТЬ С ВОЙНОЙ! ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЗАБАСТОВКИ, БУНТЫ, МАССОВОЕ ДЕЗЕРТИРСТВО2; РОССИ М. ПРОКЛЯТАЯ БАРКА. РИСКОВАННЫЙ ПОХОД МИНОНОСЦА ПОД НОМЕРОМ 3 (1-3 ноября 1918 г.)3.

1 См.: Snyder T. Bloodlands: Europe Between Hitler and Stalin. - L.: Vintage, 2011. - 544 p.; Clark C. The Sleepwalkers. How Europe Went to War in 1914. - L.: Allen Lane, 2012. - 736 p.

2 Rossi M. 1918. Basta con la guerra! Scioperi politici, ammutinamenti, diserzi-oni di massa. - Treviso: Editoriale Programma, 2018. - 127 p. - В тексте ссылка на книгу под № (1).

3 Rossi M. Maledetta barca. Il rischioso viaggio della Torpediniera 3 (1-3 no-vembre 1918). - Treviso: Editoriale Programma, 2018. - 111 p. - В тексте ссылка на книгу под № (2).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.