Научная статья на тему '2019.02.014. ВЁРЁШБ. ИСТОРИЧЕСКИЕ ДЕЯТЕЛИ ПРИ НОВЫХ РЕЖИМАХ: «МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ПРОПАГАНДА» В СОВЕТСКОЙ РОССИИ И ВЕНГЕРСКОЙ СОВЕТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ В 1917–1919 гг. VÖRÖS B. Historical figures under the new regimes: «Monumental propaganda» in Soviet Russia and in the Soviet Republic of Hungary in 1917–1919 // Historia provinciae – the journal of regional history. – Череповец, 2018. – Vol. 2, N 4. – P. 199–239.'

2019.02.014. ВЁРЁШБ. ИСТОРИЧЕСКИЕ ДЕЯТЕЛИ ПРИ НОВЫХ РЕЖИМАХ: «МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ПРОПАГАНДА» В СОВЕТСКОЙ РОССИИ И ВЕНГЕРСКОЙ СОВЕТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ В 1917–1919 гг. VÖRÖS B. Historical figures under the new regimes: «Monumental propaganda» in Soviet Russia and in the Soviet Republic of Hungary in 1917–1919 // Historia provinciae – the journal of regional history. – Череповец, 2018. – Vol. 2, N 4. – P. 199–239. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
67
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Советская Россия / Венгерская Советская Республика / «монументальная пропаганда».
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2019.02.014. ВЁРЁШБ. ИСТОРИЧЕСКИЕ ДЕЯТЕЛИ ПРИ НОВЫХ РЕЖИМАХ: «МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ПРОПАГАНДА» В СОВЕТСКОЙ РОССИИ И ВЕНГЕРСКОЙ СОВЕТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ В 1917–1919 гг. VÖRÖS B. Historical figures under the new regimes: «Monumental propaganda» in Soviet Russia and in the Soviet Republic of Hungary in 1917–1919 // Historia provinciae – the journal of regional history. – Череповец, 2018. – Vol. 2, N 4. – P. 199–239.»

Хотя культурная история 1920 и 1930-х годов отмечена рядом катаклизмов (чисток, культурных революций и так далее), «более важны для этой культуры не эти трагические моменты, а лежащие между ними годы адаптации и консолидации выжившей в новых условиях культурной среды». Следовательно, полагает Кларк, «во многих случаях нельзя говорить, что интеллектуалы "противостояли" режиму или "сотрудничали". Они скорее маневрировали в рамках того спектра возможностей, которые им оставляли собственные революционные идеалы» (2, с. 10).

Кто-то из уцелевших занимал доминирующее положение, кто-то не мог этого сделать, а кто-то претерпевал культурные мутации. Однако, подчеркивает Кларк, Партия часто следовала «моделям, предложенным интеллектуалами. Интеллигенция и партия никогда не были полностью отделены друг от друга, даже в самые страшные годы сталинизма» (2, с. 8).

Таким образом, считает Кларк, советская культура 1930-х «могла быть тоталитарной, но она не была однородной. В 1940-е она стала более "монолитной". Культура в это время уже утратила способность создавать новые модели и образцы, так как государство с особенным усердием требовало лишь воспроизводства канонов соцреализма» (2, с. 443).

Список литературы

1. Галин В.В. Гражданская война в России. - М.: Алгоритм, 2017. - 496 с.

2. Кларк К. Петербург, горнило культурной революции / Пер. с англ. В. Макарова. - М.: Новое литературное обозрение, 2018. - 484 с. - (Библиотека журнала «Неприкосновенный запас»).

3. Смирнов А.С. Катастрофа 1917 г. От империи к глобальному коммунизму. -М.: Вече, 2017. - 352 с.

2019.02.014. ВЁРЁШ Б. ИСТОРИЧЕСКИЕ ДЕЯТЕЛИ ПРИ НОВЫХ РЕЖИМАХ: «МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ПРОПАГАНДА» В СОВЕТСКОЙ РОССИИ И ВЕНГЕРСКОЙ СОВЕТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ В 1917-1919 гг.

VÖRÖS B. Historical figures under the new regimes: «Monumental propaganda» in Soviet Russia and in the Soviet Republic of Hungary in 1917-1919 // Historia provinciae - the journal of regional history. -Череповец, 2018. - Vol. 2, N 4. - P. 199-239.

Ключевые слова: Советская Россия; Венгерская Советская Республика; «монументальная пропаганда».

В статье канд. ист. наук Б. Вёрёша (Институт истории Центра гуманитарных исследований Венгерской АН, г. Будапешт) подробно анализируется монументальная пропаганда в Советской России и Венгерской советской республике в 1917-1919 гг. Статья написана на основе главным образом венгерских и немецких источников и историографии.

Первые сообщения о сносе памятников в России появились после Февральской революции. Так, 18 марта в Киеве снесли памятник П.А. Столыпину. В том же месяце в Канск-Енисейском местные жители пришли к сосланным революционерам с предложением заменить стоящий в их городе памятник Александру II на монумент кому-нибудь из борцов за социализм. Однако Временное правительство не приняло никакого общенационального декрета о демонтаже памятников царям, великим князьям и другим лицам уходящей эпохи. 12 апреля 1918 г., был издан декрет СНК «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической Революции». Предписывалось, чтобы 1 мая были сняты «наиболее уродливые истуканы» (с. 203).

В своем плане «монументальной пропаганды» В.И. Ленин опирался на описание Города Солнца философа Томмазо Кампа-неллы, стены которого украшали фрески, имевшие воспитательное значение. Ленин полагал, что эта идея могла быть воплощена в жизнь в Советской России. Говоря о деталях, он подчеркивал, что российский климат не благоприятствует фрескам, поэтому вместо них нужно создавать памятники. Председатель Совнаркома выдвинул задачу составить список предшественников социализма, его теоретиков и борцов, а также тех представителей науки и искусства, которые «являлись подлинными героями культуры» (с. 204). По этому списку следовало заказать скульпторам хотя бы временные произведения из гипса и бетона, доступные для широких масс.

По итогам пропаганды 1 мая 1918 г. рабочие завода «Серп и Молот» низвергли конный памятник генералу Скобелеву. До августа того же года сохранялся постамент этого памятника, который «украсили кумачовой тканью и использовали как ораторскую три-

буну» (с. 204). Летом 1918 г. в Москве демонтировали памятники Александру II, Александру III, разрушили монумент великому князю Сергею Александровичу, а две скульптуры Екатерины II отправили в музейные коллекции. В Петрограде убрали монумент великому князю Николаю Николаевичу и два небольших памятника Петру I, но в то же время сохранили Медного всадника, скульптуры Екатерины II и Николая I. Сохранившиеся памятники царям во время первомайских торжеств украшали красными ленточками.

Первым новым монументом Советской России стал памятник Карлу Марксу, открытый 1 мая 1918 г. в Пензе. Открытие памятника было приурочено к традиционному празднику рабочего движения и, вероятно, к столетию со дня рождения Маркса. Немного позднее в Москве были установлены памятники Робеспьеру и Шевченко, бюст Радищева, парный памятник Марксу и Энгельсу, а также монументы Жоресу, Достоевскому, Гейне, Плеханову и другим. Осенью 1918 г. в Петрограде были открыты бюсты Радищева и Лассаля, а через год - статуя Карла Маркса.

Группа венгерских коммунистов составила свой список пламенных революционеров, где после Маркса значился не Энгельс, как в России, а Ленин. Культ Ленина всячески насаждался венграми на родине. Кроме того, они запланировали создать серию биографий, в которую должны были войти жизнеописания Карла Маркса, В.И. Ленина, Фридриха Энгельса, Дёрдь Дожа, Лео Фран-келя и Марата. В 1919 г. в Венгерской Советской республике прошла волна установки новых памятников и прочих связанных с этим мероприятий. Монументы изготавливались из таких недолговечных материалов, как гипс (памятники Марксу, Энгельсу, Ленину, Либкнехту и другим). Руководил процессом Тибор Самуэли, до декабря 1918 г. находившийся в Советской России и знакомый, по мнению автора, «с тамошними празднествами и почитанием исторических деятелей» (с. 209).

В Буде на площади Вермезё воздвигли двухуровневый алый саркофаг. В память о казненном на этом месте лидере так называемых венгерских якобинцев Игнаце Мартиновиче на нем написали «Мартинович». На краю поля, обращенном к площади Сена, установили бюст Ленина на красной колонне. У подножья горы Геллерт поставили аллегорическую картину с лозунгом «Работайте, и рай будет ваш». Статуя св. Геллерта была спрятана в красно-

желтую колонну, а колоннаду позади нее задрапировали кумачовой тканью. В других венгерских городах также сооружались новые монументы и символы. Часть старых памятников была укрыта временными конструкциями. Так, в Пеште в центре памятника Миллениуму закрыли подиумом фигуру вождя Арпада, а на подиум водрузили полноростовую статую Карла Маркса.

Автор приходит к выводу о том, что в Советской Венгрии нежелательными признавались скульптуры высокопоставленных светских и духовных лиц, которые задрапировывались. Венгерские идеологи в гораздо меньшей степени, чем руководство Советской России, использовали в своей пропаганде национальные традиции. Те нововведения, которые создавались как в России, так и в Венгрии, «были направлены на легитимацию новых режимов в глазах широких народных масс, преподнося диктатуры как воплощение усилий выдающихся революционеров прошлого» (с. 218).

О. В. Бабенко

2019.02.015. КАНТОР ЮЗ. НЕВИДИМЫЙ ФРОНТ: МУЗЕИ РОССИИ В 1941-1945 гг. - М.: РОССПЭН, 2017. - 326 с.: ил. -(История сталинизма).

Ключевые слова: СССР, Отечественная война 1941-1945 гг.; эвакуация советских музеев; музеи блокадного Ленинграда; формирование исторической памяти.

Юлия Зораховна Кантор - д-р ист. наук, профессор кафедры всеобщей истории Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.

Монография посвящена судьбе советских музеев в годы Отечественной войны. Автор описывает подготовку к «разгрузке» музеев в случае войны, проводившуюся в предвоенный период, собственно процесс эвакуации культурных ценностей, будни музейщиков блокадного Ленинграда, повседневность музеев в тыловых регионах, их взаимодействие с прибывшими в эвакуацию, работы по восстановлению музеев и реставрации памятников культуры на освобожденных территориях, роль музеев в советской пропаганде военных лет и в формировании исторической памяти об Отечественной войне, работу по сбору экспонатов, связанных с войной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.