Научная статья на тему '2019.02.013. ДАНИНО-ПЕРРО Р. ОТВЕТ НА ДЕФИЦИТ КРИТИЧНЫХ МЕТАЛЛОВ – ПЕРЕРАБОТКА ОТХОДОВ. DANINO-PERRAUD R. Face au défi des métaux critiques, une approche stratégique du recyclage s’impose // Editoriaux de l’IFRI, Edito Energie. – P.: IFRI, 2018. – 10.12. – Mode of access: https:// www.ifri.org/fr/publications/editoriaux-de-lifri/edito-energie/face-defimetaux- critiques-une-approche-strategique'

2019.02.013. ДАНИНО-ПЕРРО Р. ОТВЕТ НА ДЕФИЦИТ КРИТИЧНЫХ МЕТАЛЛОВ – ПЕРЕРАБОТКА ОТХОДОВ. DANINO-PERRAUD R. Face au défi des métaux critiques, une approche stratégique du recyclage s’impose // Editoriaux de l’IFRI, Edito Energie. – P.: IFRI, 2018. – 10.12. – Mode of access: https:// www.ifri.org/fr/publications/editoriaux-de-lifri/edito-energie/face-defimetaux- critiques-une-approche-strategique Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
52
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
энергетика / критичные металлы / переработка отходов / Китай / ЕС
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2019.02.013. ДАНИНО-ПЕРРО Р. ОТВЕТ НА ДЕФИЦИТ КРИТИЧНЫХ МЕТАЛЛОВ – ПЕРЕРАБОТКА ОТХОДОВ. DANINO-PERRAUD R. Face au défi des métaux critiques, une approche stratégique du recyclage s’impose // Editoriaux de l’IFRI, Edito Energie. – P.: IFRI, 2018. – 10.12. – Mode of access: https:// www.ifri.org/fr/publications/editoriaux-de-lifri/edito-energie/face-defimetaux- critiques-une-approche-strategique»

2019.02.013. ДАНИНО-ПЕРРО Р. ОТВЕТ НА ДЕФИЦИТ КРИТИЧНЫХ МЕТАЛЛОВ - ПЕРЕРАБОТКА ОТХОДОВ. DANINO-PERRAUD R. Face au défi des métaux critiques, une approche stratégique du recyclage s'impose // Editoriaux de l'IFRI, Edito Energie. - P.: IFRI, 2018. - 10.12. - Mode of access: https:// www.ifri.org/fr/publications/editoriaux-de-lifri/edito-energie/face-defi-metaux-critiques-une-approche-strategique

Ключевые слова: энергетика; критичные металлы; переработка отходов; Китай; ЕС.

В статье докторанта Орлеанской экономической лаборатории (Laboratoire d'économie d'Orléans) приводится определение критичных металлов, рассматриваются их особенности, состояние мирового рынка этих металлов, а также пути обеспечения критичными металлами экономик развитых стран.

Критичный металл определяется «как металл, цепочка поставок которого непрочна, а ограничение поставок пагубно отражается на экономике любой страны». Критичные металлы считаются «технологическими», поскольку они в основном используются в электронике, оборонной промышленности и низкоуглеродной энергетике. Эти металлы дефицитны из-за небольшого по сравнению с базовыми металлами объема производства. Например, в 2016 г. было произведено почти 2 млрд т железа против 250 т бериллия. Критичные металлы часто сопутствуют другим, иногда более экономически значимым металлам. Так, кобальт добывается главным образом из медесодержащих (65%) и никелевых (35%) руд; 75% германия извлекается из концентратов цинковой руды, 25% - из угольной золы.

Расчеты показывают, что в ближайшие годы одним из основных потребителей критичных металлов будет энергетика. По данным Национального альянса по координации исследований в области энергетики (ANCRE), в 2015 г. для производства одинакового количества энергии солнечной энергетике требовалось почти в 15 раз больше бетона, в 90 раз больше алюминия и в 50 раз больше меди и железа, чем электростанциям, работающим на ископаемом топливе. Для солнечных электростанций производительностью в 6 МГв, высотой в 170 м потребуется 1500 т стали, примерно на 70% больше редкоземельных металлов, чем при старых технологиях,

несколько километров медных кабелей. По оценке Агентства по окружающей среде и эффективному использованию энергии L'Agence de l'enviro nhement et de la maîtrise de l'énergie (ADEME), полный перевод мирового автопарка на электричество может привести к ценовой напряженности на рынке лития.

Во второй половине ХХ в. наблюдаются постоянный рост потребления критичных металлов и расширение их производства некоторыми развивающимися странами (РС) Латинской Америки, Африки, а также Китаем. Рост влияния РС в производственно-сбытовой цепочке критичных металлов основывался на более низких затратах на рабочую силу и более низких экологических нагрузках по сравнению с их западными конкурентами. Тем не менее, несмотря на отказ большинства развитых стран (за исключением Австралии, Канады и в меньшей степени США) от добычи критичных металлов, они сохранили ноу-хау в области их очистки и переработки. Так, в Германии действуют значительные мощности по производству вольфрама и тантала, Финляндия занимает второе место в мире по производству рафинированного кобальта.

В результате из 27 металлов, считающихся критичным в ЕС, 97% производится вне его границ. При этом более 50% из 16 металлов производится Китаем. Перенос производства в РС затрагивает всю производственную цепочку. В 2017 г. доля Китая в производстве рафинированного кобальта составляла 60%, тогда как в добыче - только 3%. В 2013 г. Китай производил 97% руд редкоземельных металлов, 97% оксидов, 89% сплавов, 75% магнитов NdFeB (неодим - железо - бор) и 60% самариево-кобальтовых магнитов. США и европейские страны практически отсутствуют в пяти сегментах цепочки стоимости редкоземельных металлов. Лидирующие позиции Китая на рынке материалов для производства литиево-кобальтовых батарей (основных элементов для создания гибридных автомобилей и солнечных батарей) свидетельствует о доминировании Китая во многих низкоуглеродных технологиях, обеспечивающих энергетический переход.

В этих условиях развитые страны предпринимают определенные усилия для обеспечения своих экономик необходимыми ресурсами. В частности, американское Агентство по оборонной логистике (Defense Logistics Agency, DLA) хранит запас 20-30 металлов для снабжения оборонной промышленности на случай кри-

зиса, а также ведет список наблюдения (watch list) за 160 материалами.

Японская стратегия включает повторное использование и создание запасов критичных металлов, а также разработку альтернативных материалов. Японское правительство оказывает национальным компаниям финансовую и технологическую поддержку для обеспечения их участия в горнопромышленных проектах. При этом Япония занимает лидирующие позиции в развитии технологий замещения критичных материалов и их повторного использования.

Наличие в ряде европейских стран (Франция, Скандинавские страны, Испания, Португалия и страны Центральной Европы) запасов некоторых критичных металлов позволяет Европе, учитывая низкие процентные ставки и рост цен на эти ресурсы, развивать их добычу. Однако отрицательное отношение общественности к добывающей промышленности, административные ограничения и необходимость привлечения значительного капитала затрудняют реализацию этих проектов. Возможности замещения одних критичных материалов другими также ограничены, поскольку такая замена чаще всего приводит к потере эффективности.

По мнению автора, стратегическими ресурсом для получения критичных материалов являются отходы, из которых относительно легко извлечь необходимые компоненты в высокой концентрации. ЕС довольно активно действует в этом направлении, что подтверждается многочисленными директивами о повторной переработке аккумуляторных батарей, автомашин и электронных отходов, а также планом действий по созданию рециркуляционной экономики. Но на этом пути много трудностей как в плане сбора отходов (большая доля отходов незаконно экспортируется за границу, где они перерабатываются методами, загрязняющими окружающую среду), так и процесса их переработки. Извлечение содержащихся в них металлов и сплавов сложно с технологической точки зрения, хотя в ЕС есть передовые предприятия в этой сфере. Тем не менее масштабное развитие и использование этого потенциала является стратегическим, геоэкономическим и экологическим императивом.

И.Ю. Жилина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.