Научная статья на тему '2019. 02. 009. Бут Д. Опыт постматериального поведения. Booth D. postmaterial experience Economics // Journal of human values. - 2018. - Vol. 24, n 2. - p. 83-100. - mode of access: https://doi. Org/10. 1177/0971685818754552'

2019. 02. 009. Бут Д. Опыт постматериального поведения. Booth D. postmaterial experience Economics // Journal of human values. - 2018. - Vol. 24, n 2. - p. 83-100. - mode of access: https://doi. Org/10. 1177/0971685818754552 Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
84
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТМАТЕРИАЛИЗМ / БАЗОВЫЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ПОСТМАТЕРИАЛЬНЫЕ И МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ МОДЕЛИ Р. ИНГЛХАРТА И Ш. ШВАРЦА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2019. 02. 009. Бут Д. Опыт постматериального поведения. Booth D. postmaterial experience Economics // Journal of human values. - 2018. - Vol. 24, n 2. - p. 83-100. - mode of access: https://doi. Org/10. 1177/0971685818754552»

В контексте взаимодействия науки и политики реальная научная работа делается тогда, когда исследователи информируют политиков и администраторов о возможных альтернативах, а псевдонаучная работа - когда поддерживается только одна альтернатива с целью повлиять на принятие решения. Другими словами, реальное научное обеспечение политических решений противостоит псевдонаучному обеспечению как научный подход к политике противостоит политическому подходу к науке. Подобно методологии КН, методология ЭИС оценивает качество количественной / статистической информации, используемой для принятия политических решений, не превращая такую оценку в руководство для политики.

Проблемы, с которыми сталкиваются описанные выше альтернативные подходы к количественным данным, пишет автор в заключение, - это проблемы структурирования (framing) плюралистичного, неопределенного, сложного пространства интерфейса науки и политики. Рассматриваемые подходы оспаривают идею, будто есть нечто специфическое в анализе количественной информации в противоположность другим видам научного анализа. Например, методология КН предполагает, что анализ количественных данных ничем не отличается от качественного анализа. «Эти подходы переопределяют взаимодействие науки и политики, основываясь на логике внимания к плюралистичной, сложной реальности, упрощение которой не может ничего дать, предлагают инструменты более рефлексивного анализа количественных данных, анализа научных допущений, научной субъективности и даже незнания, пытаются прийти к научным истинам с позиции скорее сомнения, чем непререкаемого авторитета» (с. 1060).

А.А. Али-заде

2019.02.009. БУТ Д. ОПЫТ ПОСТМАТЕРИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ.

BOOTH D. Postmaterial experience economics // Journal of human values. - 2018. - Vol. 24, N 2. - P. 83-100. - Mode of access: https://doi.org/10.1177/0971685818754552

Ключевые слова: постматериализм; базовые человеческие ценности; постматериальные и материальные ценности; ценностные модели Р. Инглхарта и Ш. Шварца.

Автор из США, ссылаясь на теорию постматериализма, пытается ответить на вопросы, существуют ли реально в глобальном мире постматериальные ориентации и ориентируют ли людей человеческие базовые и постматериальные ценности на постматериальное поведение.

Большинство наблюдателей согласились бы с тем, пишет автор, что в современной глобальной жизни людей сильно мотивирует накапливание материальных благ, которое усиливает чувства жизненной полноты и удовольствия. Альтернативная - постматериальная - мотивация побуждает к приобретению опыта творческого самовыражения и к человеческому взаимодействию, независимому от соображений материальной выгоды. Возникает вопрос, как статистически установить связь между базовыми человеческими ценностями и постматериальной ценностной ориентацией человека.

Феноменологи утверждают, что человеку ментально недоступны реальные объекты мира, мир ему дан скорее в чувственных образах, порождаемых реальностью. Согласно идеям основателя феноменологии Э. Гуссерля, человеческий чувственный опыт строится на основе материальных объектов (когда человек мыслит, он всегда мыслит о «чем-то»), но этот опыт - феноменальный (не номинальный) и неполный. Человек в принципе не способен чувственно охватить объект полностью, во всех его деталях и измерениях. Это же утверждают и философы-реалисты с той лишь поправкой, что чувственно непознаваемый во всей своей полноте реальный мир объектов существует независимо от человека, он феноменологически портретируется в головах, и феноменологический его портрет никогда не исчерпывает номинологический оригинал. «Мы сталкиваемся с материальными объектами ежедневно, но это не открывает нам их физики полностью. Через разные ментальные активности - научные исследования, метафоры, художественные образы - человек упорно развивает описания физического мира вокруг себя, однако многое остается и всегда будет оставаться в окружающей нас действительности тайной, доступ к которой чувственно и концептуально ограничен, хотя и все время расширяется благодаря креативным и инновационным познавательным усилиям» (с. 84).

Человек живет внутри феноменальных и интенциональных созданий своего разума, но вместе с тем он - существо, ориентированное на объектный мир. В своей материально-экономической жизни он стремится к исключительному контролю над объектной реальностью: физически силовому контролю в архаические времена, а в современном мире - пользуясь социально санкционированными правами собственности. Люди хотят иметь право собственности на материальную жизнь, хотят трансформировать природную объектность, формировать и менять ее так, чтобы она лучше служила их стремлению к чувственным удовольствиям и власти. Жизненный статус человека тесно связан с объемом и видами объектов внутри его персонального пространства, хотя весь человеческий опыт заключен в конечных и ограниченных пределах человеческого сознания, феноменологическое содержание которого в виде мира физических объектов мало чем отличается от феноменологического его содержания в виде ночных снов. Человек не способен выйти за рамки своей чувственности и достичь полного доступа к внутренней жизни объектного мира, но он может внешним воздействием на объекты вызвать изменения в них, в их поведении и тем самым обрести над объектным миром власть управления им через его трансформацию. Правда, такая власть в отношении объектного мира определяет человечеству позицию «слона в посудной лавке»: человек меняет окружающую его действительность не по внутренним потребностям этой действительности, а в соответствии с созданным в его голове целевым ее образом.

«В то время как многие ориентированы на расширение и реформирование персонального мира материальных владений, -продолжает автор, - для других важны их культурная и природная идентификации, важна жизнь в гармонии с окружающим их культурным и природным миром. Первых можно назвать экономическими материалистами, вторых - экономическими постматериалистами» (с. 85). Материалисты сосредоточиваются на достижении контроля над объектной реальностью и ее трансформировании, тем самым удовлетворяя свои самые заветные желания. Для постматериалистов же опыт взаимодействия с физическим миром лишен персональных материальных выгод в виде обретения власти над физической реальностью.

Теория постматериальной экономики восходит к работам американского политолога Р. Инглхарта (Я. 1^1еЬа11), который выдвинул оригинальную концепцию постматериализма. Он предлагает следующие характерные ценностные признаки постматериализма: 1) защита свободы слова; 2) широкое участие людей в принятии важных государственных решений; 3) широкие права людей как членов организаций и сообществ; 4) забота о красоте городского и сельского ландшафтов; 5) стремление к построению более гуманного общества; 6) движение к обществу, в котором идеи значат больше, чем деньги. И напротив, материализм отличают следующие ценностные приоритеты: 1) порядок; 2) борьба против роста цен; 3) стабильная и растущая высокими темпами экономика; 4) укрепление оборонной мощи страны; 5) борьба против преступности. Реальное человеческое общество - материально-постматериальное, и люди делятся на тех, кто скорее материален, чем постматериален, и на тех, кто скорее постматериален, чем материален. С возрастом ценностные ориентации человека до некоторой степени меняются с изменением экономических и социальных условий, но его базовая позиция менее подвержена колебаниям.

Согласно Р. Инглхарту, базовая ценностная структура человека формируется в юности. Основной фактор этого формирования заключается в сосредоточенности на том, чего не хватает, что впоследствии и превращается в ценность. Например, если некто испытал в юности незащищенность, его ценностным приоритетом станут защищенность и безопасность. Так статистически формируются ценностные модели поведения людей, сдвигающие в поколениях материально-постматериальное ценностное соотношение. Эти статистические сдвиги в ценностных ориентациях, полагает Р. Инглхарт, могут быть объяснены в терминах сформулированной А. Маслоу (А. Mas1ow) теории иерархии человеческих потребностей, включающих потребности: 1) базовые - в еде, питье, сне, половой жизни; 2) защищенности; 3) причастности (be1ongingness) -нужности другим людям; 4) самоуважении; 5) самореализации. Р. Инглхарт показал, что для молодежи постматериальные ценности более значимы, чем для людей старших возрастных групп.

Другая линия анализа в отношении материально-постматериального соотношения ориентаций людей, связанная с иссле-

дованиями Ш. Шварца (Sh.H. Schwartz), опирается на представление о рациональном человеческом поведении. То есть о том, что предпринимаемые людьми действия носят рациональный характер и отражают ценности вопроса, кто такой человек и что он делает в этой жизни. Рациональная модель ценностных ориентаций определяет десять категорий базовых ценностей: 1) власть (в том числе материальное богатство); 2) успех (быть успешным и признаваться таковым); 3) гедонизм (хорошо проводить время); 4) стимулирование (захватывающая, полная приключений жизнь); 5) собственный путь (генерирование новых идей, креативность); 6) универсализм (делать что-то для общего блага - заботиться об окружающей среде и об общих жизненных ресурсах); 7) благотворительность (помогать другим людям и заботиться об их благополучии); 8) традиция (следовать принятым культурным образцам); 9) согласованность (вести себя так, чтобы избегать общественного порицания в неправильном поведении); 10) безопасность (жить в защищенной среде и избегать нарушать правила). Ценностная модель Ш. Шварца согласуется с истиной о сложности и многообразии человеческих мотиваций, с той истиной, что человеческое поведение руководствуется чем-то еще, кроме простого материализма, сосредоточенного на материальных приобретениях. Ценностная же модель Р. Инглхарта, при ее достоинстве простоты и длинной истории эмпирической поддержки, не позволяет детализированного исследования человеческих ценностей, как это позволяет модель Ш. Шварца.

Постматериальное поведение характерно, например, для разного рода добровольцев, представителей творческой и независимой деятельности, а также для политической активности, не преследующей собственную выгоду. В связи с этим возникает вопрос, определяются ли указанные деятельности как деятельности постматериальные моделями Р. Инглхарта и Ш. Шварца. Исследователи, занимающиеся ценностями, которые мотивируют участников добровольческих организаций, находят, что именно постматериальные ценности обусловливают добровольческую деятельность. Это подтверждают данные 2010 г. по 32 странам, показывающие постматериальные ценности базовыми в соответствии с ценностными моделями Р. Инглхарта и Ш. Шварца. Исследователями также обнаружено, что наиболее склонны к участию в доброволь-

ческой деятельности люди с высокой социальной коммуникабельностью.

Что касается связи между ценностями и профессиональной деятельностью, то исследование труда преподавателей, проведенное в Израиле с целью установить, насколько зафиксированные в модели Ш. Шварца базовые ценности совпадают с ценностными основаниями преподавательской работы, показало: «Преподаватели не рассматривают свою деятельность как средство самореализации, проявления собственной креативности, а также получения материальных выгод, но они видят свой профессиональный интерес в работе для других и защите культурных оснований общества» (с. 87). Другое исследование (2016) установило: драйвером ощущения человеком того, что работа занимает в его жизни центральное место, является его оценка работы как «хорошей». Эта связь особенно сильна в странах, где высокое место принадлежит индивидуальной ценности «собственный путь» (ценности инновационного, креативного поведения, по Ш. Шварцу). Согласно исследованию, проведенному в Канаде в 2015 г., для респондентов притягательны профессии, обеспечивающие интересную работу, коллегиальную, социально ответственную и сбалансированную с нерабочим временем рабочую среду, а также трудовую безопасность и приличное вознаграждение. И такие ценности устойчивы со школьных времен до возраста выбора профессии. Общим во всех этих исследованиях является подчеркивание респондентами важности того, чтобы работа была интересной и содержательной.

Человек - ценностное существо, поэтому любая его социальная активность имеет ценностное измерение, и политическая активность не является исключением. Участие в политике может быть пассивным, как это происходит для огромных масс людей, голосующих на выборах с тех или иных ценностных позиций. Другое дело - ценностные мотивации тех, кто участвует в политике в активных формах, например в подписании разного рода петиций, бойкотировании, протестных демонстрациях и т.д. «Согласно исследованиям, посвященным активному политическому участию, постматериальные ценности предсказывают такое участие позитивно, а материальные - негативно. Исследователи отмечают, что в США политическое участие в форме голосования уменьшается, а участие в политике в активных формах возрастает вместе с ростом

постматериальных ориентаций участников политических акций» (с. 88).

Собственное авторское исследование роли постматериальных ценностей в современном глобальном мире показало, что ценностные модели Р. Инглхарта и Ш. Шварца предсказывают постматериальную модель поведения людей, в которой статистически небольшое место занимают такие материальные ценности, как финансовый успех, следование традиции, конформизм и безопасность, а такие постматериальные ценности, как стимулирование, собственный путь и универсализм, собственно, и определяют наблюдаемые сегодня постматериальные поведенческие образцы. На фоне статистического перевеса в современном мире материальных ценностных ориентаций очевидны три формы постматериального ценностного опыта - добровольческие организации, творческие и независимые профессии и активная политическая деятельность.

Каждый из двух рассмотренных подходов к ценностям представляет одинаково сильные объяснительные модели, но они измеряют ценности разного рода. Ш. Шварц моделирует ценности базового уровня в терминах персон, какими респонденты претендуют быть. Подход же Р. Инглхарта состоит в измерении ценностей в терминах социальных приоритетов, выбираемых респондентами. Действительно, то, что человек делает в своей жизни, вероятно, зависит от того, какой личностью он хочет быть и какие социальные приоритеты выбирает. Достоинство ценностной модели Ш. Шварца - детальный охват ценностной реальности, а ценностной модели Р. Инглхарта - простота и серьезное эмпирическое обоснование. Р. Инглхарт демонстрирует, что к концу XX в. постматериальные ценности получили в развитых странах явное распространение. Однако в настоящее время, полагает он, экспансия постматериализма остановлена в Европе ростом консервативного популизма, что требует своего изучения, так же как и своего исследования требует связь ценностной модели Ш. Шварца с опытом постматериализма в отношении динамики постматериального опыта. Эти тенденции нуждаются в глубоком анализе, поскольку фиксируемый в развитых странах рост консервативного популизма сочетается со снижением в них популярности формальной религии, что в рамках ценностной модели Ш. Шварца может быть объяснено именно упадком консервативных ценностей. Необходимо

также исследовать вопрос неравномерного распределения постматериального опыта по странам, что, по-видимому, связано с их неравномерным развитием.

Граждане во всем мире, пишет автор в заключение, находятся перед выбором двух жизненных стратегий - испытывать удовлетворенность жизнью, сосредоточившись на приобретении материальных благ или погружаясь в интересный и креативный опыт постматериальной самореализации. «Выбор постматериализма имеет важные макроэкономические последствия. Если в обществе возрастает доля постматериального поведения и соответственно снижается доля поведения, обусловленного материальными ценностями, то возникает больше времени и возможностей для осуществления креативных проектов. Это влечет за собой падение популярности потребительства, поскольку постматериальное поведение преследует достижение не личного, а общего блага. Однако это вызывает и такие вещи, как разобщение людей (снижение спроса на общественное единство) и рост незанятости - последствия роста популярности постматериальной модели поведения. Они могут быть преодолены с помощью усиления макроэкономической роли государства, призванного компенсировать указанные негативные последствия так, чтобы не пострадала постматериальная мотивация людей к достижению общего блага. Разумеется, на сегодняшний день реализация в полной мере постматериального проекта общественной жизни маловероятна при существующем в мире политическом климате и сдвиге к популистским ценностям. Это дело будущего» (с. 96).

А.А. Али-заде

2019.02.010. БЕРГМАН М. ВЕК МИГРАЦИИ И ВКЛАД СМЕШАННЫХ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ.

BERGMAN M. The century of migration and the contribution of mixed methods research // Journal of mixed methods research. - 2018. -Vol. 12, N 4. - P. 371-373. - DOI: 10.1177/1558689818801737.

Ключевые слова: миграция; типы миграции; причины и последствия миграции; миграция XXI в. ; проблемы исследования миграции; методология смешанных исследовательских методов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.