Научная статья на тему '2019. 01. 046. Ди Чезаре Д. Хайдеггер, евреи, шоа. Di Cesare D. Heidegger, die Juden, die Shoah. - Frankfurt A. M. : Vitorio Klostermann, 2016. - 440 S'

2019. 01. 046. Ди Чезаре Д. Хайдеггер, евреи, шоа. Di Cesare D. Heidegger, die Juden, die Shoah. - Frankfurt A. M. : Vitorio Klostermann, 2016. - 440 S Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
51
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
М. ХАЙДЕГГЕР / "ЧЕРНЫЕ ТЕТРАДИ" / МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ АНТИСЕМИТИЗМ / НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИЗМ / МЕТАФИЗИКА И ЕВРЕЙСТВО / ДИСКУССИЯ О "ЧЕРНЫХ ТЕТРАДЯХ"
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2019. 01. 046. Ди Чезаре Д. Хайдеггер, евреи, шоа. Di Cesare D. Heidegger, die Juden, die Shoah. - Frankfurt A. M. : Vitorio Klostermann, 2016. - 440 S»

труд, который Бог возлагает на каждого. И желать в старости вернуться в молодость - это уподобиться царю Сизифу из древнегреческого мифа, который уже почти вкатил на гору тяжелый камень, но тот сорвался, и надо все начинать с начала.

От книги буквально веет умиротворением и благодарностью Богу за то, что Он привел автора к тому, что, как он пишет, раньше не мог и представить, - к православной христианской вере, монашеству и священству. Несколько непривычен, возможно, и другой сюжет, он тоже служит «слому стереотипов». В миру отца Иова звали Шамиль, отчество - Абильхаирович. По национальности он татарин, детство и юность провел в Уфе. Вместе с ним крещение в 1984 г. приняла сначала вся семья отца Иова (двое его сыновей теперь тоже священники), а потом и многие его родственники и родственники жены, тоже татары по национальности. Все это на конкретном примере снова говорит об универсальной силе Православия, о том, что во Христе и правда нет ни эллина, ни иудея, ни русского, ни татарина.

В целом книга представляет собой, помимо прочего, любопытное свидетельство того, какими были пути духовной эволюции позднесоветского и постсоветского общества. Говоря предельно обобщенно, путь «от марксизма к православию» был среди профессиональных философов советского времени одним из таких вариантов, пусть и нечастым. Отец Иов, надо отметить, ушел по нему максимально далеко, что и интересно.

Ю.В. Пущаев

2019.01.046. ДИ ЧЕЗАРЕ Д. ХАЙДЕГГЕР, ЕВРЕИ, ШОА. DI CESARE D. Heidegger, die Juden, die Shoah. - Frankfurt a. M.: Vitorio Klostermann, 2016. - 440 S.

Ключевые слова: М. Хайдеггер; «Черные тетради»; метафизический антисемитизм; национал-социализм; метафизика и еврейство; дискуссия о «Черных тетрадях».

Парадокс «Черных тетрадей» Хайдеггера1 в том, что шум вокруг них был поднят до их выхода в свет. В Германии вину за

1 Прежде в РЖ публиковался реферат этой книги, теперь же дается рецензия на нее.

это возлагают на профессора Петера Травни, издателя «Черных тетрадей», допустившего, как полагают его соперники, «утечку» самых спорных моментов в прессу с целью увеличить продажи книги. В Италии же, где наследием Хайдеггера интересуются почти так же остро, как и во Франции, выходу итальянского перевода «Черных тетрадей» в свет предшествовала работа профессора До-нателлы ди Чезаре. Ди Чезаре - одна из последних учениц известного немецкого философа Ханса-Георга Гадамера - по своим политическим убеждениям симпатизирует левым партиям, что находит отражение в ее научно-публицистической работе. Ее последние работы написаны на пересечении философии и политики. Книга «Хайдеггер, евреи, шоа», опубликованная в Турине в 2014 г. и актуализированная в 2016 г. в связи с выходом в свет новых томов «Черных тетрадей» (именно на это актуализированное издание и пишется рецензия), стала бестселлером в европейской философской дискуссии о Хайдеггере в контексте публикации «Черных тетрадей».

Автор не разделяет радикальных мнений об антисемитизме Хайдеггера и о его близости к нацистскому режиму (или даже о «нацификации философии»), высказанных еще в 2005 г. французским исследователем Эммануэлем Файе и его последователями и получивших развитие на новом уровне с выходом в свет «Черных тетрадей». Ей претят дебаты о Хайдеггере в том виде, в котором они ведутся после публикации «Черных тетрадей»: одни обеляют философа, другие очерняют его. Ди Чезаре вообще против политизации философской дискуссии, полагая, что философское мышление, в отличие от обыденного, не движется в свете или во тьме, а «живет в сумерках» (с. 7).

В полемике с высказываемыми с 2014 г. радикальными требованиями исключить Хайдеггера из германского философского наследия (и тем самым лишить современную германскую философию ее важнейшего автора) автор в начале работы досконально отслеживает «антисемитскую традицию» (в кавычках, ибо это оценка современной эпохи) немецкой философии - от памфлетов Лютера до трудов Канта, Гегеля и Ницше. По ее мнению, спорные пассажи Хайдеггера следует рассматривать не изолированно, а в рамках данной традиции.

Философским ядром ее книги является новое понятие «метафизического антисемитизма», которое она вводит для характеристики спорных пассажей «Черных тетрадей», отмежевываясь тем самым от своего немецкого коллеги, Петера Травни, классифицирующего антисемитизм Травни как «бытийно-исторический» и тем самым как нечто, стоящее вне западной философской традиции в «еврейском вопросе». Объединяет этих исследователей, впрочем, тот факт, что они не отрицают «антисемитизм» философа, но так или иначе переводят его в философскую, т.е. не пересекающуюся с реальной жизнью и с политикой, плоскость.

Вводя в обиход понятие «метафизический антисемитизм», ди Чезаре поясняет, что оно базируется на словах Хайдеггера, неоднократно отмечавшего, что «еврейский вопрос» - не расовый, а, скорее, метафизический (с. 27). Критикуя «западную метафизику» -Хайдеггер сам выводит некоего метафизического, «фигурального еврея», абстрактную модель с приписываемыми ей качествами (с. 258), и обобщает потом эти качества в коллективном «еврействе» (с. 260-261). Обвиняя евреев в той метафизичности, которая не дает Западу доступа к Бытию, Хайдеггер сам метафизичен в определении еврейства, полагает ди Чезаре.

Национал-социалистическая деятельность Хайдеггера опирается на этот его «метафизический антисемитизм», считает она, и поэтому она не была ни ошибкой, ни неудачным ходом, а была «политическим выбором, созвучным его мышлению» (с. 28).

В работе поднимается также вопрос об ответственности философии за трагические события в Европе времен Второй мировой войны.

Работа написана очень живым, образным языком, пожалуй, даже слишком публицистичным для философского труда. Однако эта живость и образность стиля не уменьшают научной ценности работы, а, напротив, добавляют к ее прочим достоинствам еще и доступность для широкого круга читателей, не являющихся профессиональными философами. В то же время следует предупредить, что выводы данного труда далеко не бесспорны и критиковались многими исследователями, в особенности немецкими защитниками Хайдеггера, например профессором фон Геррман-ном и его учениками. Поэтому бестселлер ди Чезаре следует воспринимать лишь как часть широкой международной полемики о

«Черных тетрадях», хотя и очень существенную ее часть, оказавшую методологическое воздействие на ход дискуссии.

Книга состоит из четырех разделов: «Между политикой и философией» (с. 17-46), «Философия и ненависть к евреям» (с. 47110), «Бытийный вопрос и еврейский вопрос» (с. 111-270) и «После Аушвитца» (с. 271-374).

С. В. Погорельская

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.