Научная статья на тему '2019. 01. 042. Стоимость образования в мире: все выше и выше. The value of education. Higher andhigher. - L. : HSBC Holdings PLC, 2017. - 38 p'

2019. 01. 042. Стоимость образования в мире: все выше и выше. The value of education. Higher andhigher. - L. : HSBC Holdings PLC, 2017. - 38 p Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ЗАТРАТЫ НА ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫГОДЫ ОТ ПОЛУЧЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОНЛАЙНОВЫЕ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2019. 01. 042. Стоимость образования в мире: все выше и выше. The value of education. Higher andhigher. - L. : HSBC Holdings PLC, 2017. - 38 p»

4. Jusoh D.S.I. Malaysia as education hub looks positive // The star online. - 2014. -21.06. - Mode of access: https://www.thestar.com.my/news/nation/2014/06/21/ msia-as-education-hub-looks-positive/

5. KPT Report Card: Malaysia as international education hub // MOHE. - 2018. -25.04. - Mode of access: http://news.mohe.gov.my/2018/04/25/kpt-report-card-malaysia-as-international-education-hub/

6. Lee J.T. The regional dimension of education hubs: Leading and brokering geopolitics // Higher education policy. - 2015. - Vol. 28, N 1. - P. 69-89. - Mode of access: https://link.springer.com/journal/41307/28/1/page/1

7. Malaysia to become an education hub due to a shift in geopolitical trends // QS Wownews. - 2018. - 04.01. - Mode of access: https://qswownews.com/malaysia-become-education-hub/

8. Mok J.K.H. Hong Kong and Singapore: The quest for regional education hub status // Brink Asia. - 2017. - 09.02. - Mode of access: http://www.brinknews.com/asia/ hong-kong-and-singapore-the-quest-for-regional-education-hub-status/

9. Mok J.K.H. Hong Kong could be Greater Bay area’s education hub - with more

SAR government help // South China morning post. - 2018. - 06.07. - Mode of access: https://www.scmp.com/news/hong-kong/education/article/2154026/hk-

could-be-greater-bay-areas-education-hub-more-sar#comments

10. Sack R., Jalloun O. Malaysia: Merging and demerging education ministries // International higher education. - Boston: The Boston College center for international higher education, 2017. -N 88. - P. 20-22. - Mode of access: https://ejournals.bc.edu/ojs/index.php/ihe/article/view/9698/8572

11. The six education hubs in Malaysia. - 2018. - Mode of access: http://www. etawau.com/edu/IndexKLEC.htm

2019.01.042. СТОИМОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ В МИРЕ: ВСЕ ВЫШЕ И ВЫШЕ.

The Value of Education. Higher and higher. - L.: HSBC Holdings plc, 2017. - 38 p.

Ключевые слова: образование; затраты на образование; выгоды от полученного образования; онлайновые программы обучения.

Очередной доклад одной из крупнейших в мире финансовых групп HSBC Holdings в серии «Стоимость образования»1 отражает результаты мониторинга затрат родителей на образование детей и выгоды, получаемые от таких затрат в плане их будущих успехов в трудовой жизни. Мониторинг охватил 8481 респондента в 15 странах мира.

75% опрошенных уверены, что их детей ожидает «блестящее будущее», а 68% - что дети получат прекрасное рабочее место.

Наиболее оптимистично настроены родители из стран Азии: в Индии 87% респондентов полагают, что их детей ожидает «блестящее будущее», и 85% - что дети получат прекрасное рабочее место. Близкие цифры у респондентов из Китая (соответственно 84 и 78%). Напротив, наименее оптимистичны респонденты из Франции (соответственно 42 и 36%) (с. 8).

Большинство опрошенных (71%) начинают строить планы относительно образования детей в период до их поступления в начальную школу, а 60% уже принимают необходимые финансовые решения (с. 9).

Независимо от величины финансовых затрат, 82% родителей готовы идти на жертвы ради успехов детей в будущем. В целях поддержки образования детей почти треть (31%) родителей отказались от своего личного времени и/или от хобби, а 25% - резко сократили или полностью отказались от развлечений и праздников. Наибольшие жертвы ради образования детей в форме сокращения своего личного времени несут родители из Гонконга (48%), Малайзии (42) и Индонезии (41%), а в форме сокращения развлечений и праздников или полного отказа от них - родители из Гонконга (37%), Тайваня (34%) и Китая (33%) (с. 10).

Родители финансируют различные связанные с образованием детей расходы - начиная от покупки школьной формы до оплаты обучения в вузе. Средняя сумма затрат, которую опрошенные тратят на образование детей (начальное, среднее, высшее), составляет 44 221 долл. США. При этом на начальное образование в среднем тратится 12 820 долл., среднее образование - 15 111 и высшее - 16 290 долл.

Отмечаются сильные колебания средних затрат родителей на образование детей по отдельным странам: наивысший уровень - у родителей из Гонконга - 132 161 долл., а самый низкий у родителей из Франции - 16 708 долл. (с. 11).

95% опрошенных рассчитывают, что дети получат университетское образование, а 91% - что высшее образование на уровне магистерской степени (postgraduate education). Более 3/4 респондентов (78%) полагают, что магистерская степень позволит детям получить хорошее рабочее место по выбранной специализации.

Этот показатель особенно высок у родителей из Китая (91%), Индонезии (91) и Мексики (90%). Предпочтительными университетскими специализациями родители считаю медицину (13% родителей), бизнес, управление и финансы (11), инженерные науки (10%)

(с. 12).

Таблица

Средние затраты на образование детей, долл.

Страна Средние затраты на образование детей, долл.

Гонконг 132 161

ОАЭ 99 378

Сингапур 70 939

США 58 464

Тайвань 56 424

Китай 42 892

Австралия 36 402

Малайзия 25 479

Великобритания 24 862

Мексика 22 812

Канада 22 602

Индия 18 909

Индонезия 18 422

Египет 16 863

Франция 16 708

Большинство родителей (87%) оплачивают текущие расходы на образование детей (начальное, среднее, высшее образование), в том числе 98% родителей из Индонезии, 96 из Египта и 96% из Малайзии. В ведущих странах Запада соответствующие цифры ниже, в частности в США - 77%, во Франции - 76 и Великобритании - 71% (с. 13).

74% финансируют образование детей за счет текущего дохода и 21% - за счет специальных сбережений или инвестиционных планов. Родители из Китая, как показал опрос, лучше остальных подготовлены финансово к оплате образования детей: больше половины (55%) расходуют на это общие сбережения, инвестиционные сбережения или деньги по страховке, а 2/5 (43%) имеют специальные сберегательные планы. Напротив, хуже всех подготовлены финансово родители из Великобритании, Мексики и Австралии,

среди которых только соответственно 5%, 8 и 9% используют специальные сберегательные планы для финансирования образования детей (с. 14).

Свыше 4 млн студентов в мире ежегодно зачисляются в вузы, расположенные за пределами их стран проживания. Они стремятся получить более качественное образование, чтобы в дальнейшем иметь возможность работать за рубежом. Затраты на получение образования за рубежом рассматриваются как инвестиция в будущее.

41% опрошенных полагают, что дети должны учиться в зарубежном вузе, но 34% из них не знают, сколько это будет стоить. Особенно сильно ориентированы на зарубежные вузы родители из ОАЭ (65%), Индонезии (60), Индии (55), Китая (54) и Гонконга (53%). Этот вывод поддерживают данные ОЭСР, согласно которым 53% всех иностранных студентов, поступающих в вузы в мире, - это выходцы из стран Азии (с. 17).

Вузы США родители считают самыми предпочтительными для обучения своих детей за рубежом: 47% опрошенных хотят, чтобы их дети учились там, в том числе 70% родителей из Тайваня, 61% - из Китая и также 61% из Канады. На втором месте - вузы Австралии (их выделили 40% опрошенных), на третьем - Великобритании (39%) (с. 18).

Выбирая зарубежный вуз, родители считают наиболее важными следующие характеристики: качество обучения (указали 45% опрошенных), престиж университета (41%) и хорошие перспективы трудоустройства (41%) (с. 19). По мнению родителей, основная польза (выгода) от обучения в зарубежном вузе состоит в изучении иностранного языка (отметили 49% опрошенных), приобретении опыта работы за рубежом (49%) и нового жизненного опыта, приобщении к новым идеям и культуре (48%) (с. 20).

Чтобы быть доступными для как можно большего числа иностранных студентов, университеты по всему миру предлагают онлайновые программы обучения (e-leaming) с применением мультимедиа и интернет-технологий. Более 2/3 опрошенных (69%) согласны, что новые технологии создают больше возможностей для получения качественного образования, особенно сильно в этом убеждены родители из Индии (85%), Индонезии (83%) и Малайзии (82%). Большинство родителей осведомлены о новых формах он-

лайн-обучения, а 63% рассматривают возможность обучения своих детей по онлайн-программе полностью или частично (с. 25).

Получение университетского диплома в режиме онлайн имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционным обучением. Главными преимуществами, как считают родители, являются сокращение расходов на поездки (транспорт) и аренду жилья (отметили 52% опрошенных) и более низкая плата за обучение (50%). Есть и другие преимущества: большая гибкость процесса обучения (47%), развитие технических навыков (38%).

Вместе с тем родители указали и основные недостатки онлайн-обучения: меньше возможностей для общения с другими студентами (отметили 46% опрошенных), более слабая связь с преподавателями и наставниками (44%) и отсутствие взаимодействия между студентами в ходе обучения (40%) (с. 26).

Г. В. Семеко

2019.01.043. ДОНОХЬЮ М., КУСМА М. БРЕКСИТ: ИГРА ПОКОЛЕНИЙ. КОНФЛИКТ МЕЖДУ ПОЖИЛЫМИ И МОЛОДЕЖЬЮ.

DONOGHUE M., KUISMA M. Brexit generation game: How conflict between old and young masks welfare challenges. - L.: Friedrich-Ebert-Stiftung, 2018. - 8 p. - (Brexit paper series; N 2).

Ключевые слова: Евросоюз; Великобритания; Брексит; социальное обеспечение; межпоколенческие проблемы.

Решение о выходе Великобритании из ЕС (Брексит), принятое после референдума, состоявшегося 23 июня 2016 г., выявило различия во мнениях между поколениями: в отличие от молодых граждан большая часть лиц старшего возраста проголосовали за выход. Однако вскоре этот поспешный вывод был опровергнут, поскольку явка молодежи, как оказалось, была вдвое выше, чем считалось первоначально, и была довольно близкой к явке по стране в целом. Следовательно, молодое поколение не отказалось от своего права решать вопрос о выходе из ЕС, многие молодые люди высказали разочарование и недовольство принятым в результате референдума решением, которое будет оказывать долгосрочное воздействие на их дальнейшую жизнь, указывают М. Донохью и М. Кусма (с. 2).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.