Научная статья на тему '2019.01.021. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПОДУШЕВОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ. QUELS FACTEURS INFLUENT SUR LE NIVEAU DES DéPENSES D’éDUCATION? // REGARDS SUR L’éDUCATION 2017: LES INDICATEURS DE L’OCDE. - P.: ÉDITIONS OCDE, 2017. - C. 244-257'

2019.01.021. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПОДУШЕВОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ. QUELS FACTEURS INFLUENT SUR LE NIVEAU DES DéPENSES D’éDUCATION? // REGARDS SUR L’éDUCATION 2017: LES INDICATEURS DE L’OCDE. - P.: ÉDITIONS OCDE, 2017. - C. 244-257 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ОЭСР / ЗАТРАТЫ НА ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ ПЕРСОНАЛ В РАСЧЕТЕ НА ОДНОГО УЧАЩЕГОСЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Семеко Г.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2019.01.021. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПОДУШЕВОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ. QUELS FACTEURS INFLUENT SUR LE NIVEAU DES DéPENSES D’éDUCATION? // REGARDS SUR L’éDUCATION 2017: LES INDICATEURS DE L’OCDE. - P.: ÉDITIONS OCDE, 2017. - C. 244-257»

3. Fleming S. Student loan woes ease as US jobs market improves // Financial times. -Wash., 2018. - 14.08. - Mode of access: https://www.ft.com/content/236b20f2-9fd4-11e8-85da-eeb7a9ce36e4

4. Frais et systemes nationaux d’aides fmancieres aux etudiants dans l’enseignement superieur en Europe - 2017/2018 / Commission europeenne. EACEA. Eurydice. -Luxembourg: Office des publications de l’Union europeenne, 2017. - 76 p.

5. Friedman Z. 3 ways Trump may change student loans // Forbes. - Wash., 2018. -05.09. - Mode of access: https://www.forbes.com/sites/zackfriedman/2018/09/05/ student-loans-trump-changes/#1b24194a3bd4

2019.01.021. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПОДУШЕВОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ.

Quels facteurs influent sur le niveau des depenses d’education? // Regards sur l’education 2017: Les indicateurs de l’OCDE. - P.: Editions OCDE, 2017. - C. 244-257.

Ключевые слова: финансирование образования; ОЭСР; затраты на преподавательский персонал в расчете на одного учащегося.

Для изучения и сопоставления государственной стратегии в области финансирования образования, в частности первичного и вторичного (т.е. начального и среднего)1, применяется анализ затрат на преподавательский персонал (1111) в расчете на одного учащегося, отмечается в исследовании ОЭСР. Вознаграждение 1111 является обычно самым важным элементом бюджетных затрат на образование и, соответственного, подушевого финансирования. Затраты на ПП рассчитываются по формуле, в которой учитываются четыре компонента: часы учебной нагрузки учащихся, часы учебной нагрузки ПП, зарплата 1111 и необходимое количество преподавателей (в зависимости от норматива наполняемости класса).

Почти во всех странах ОЭСР действуют нормативы или регламентации, касающиеся минимального количества учебных часов, которые должны пройти учащиеся. Регламентируются также и часы учебной нагрузки ПП. В отличие от этих двух параметров, которые обычно остаются неизменными долгие годы, наполняе-

1 Для сопоставления данных образовательной статистики разных стран используется Международная стандартная классификация образования (МСКО), утвержденная Генеральной конференцией ЮНЕСКО. Последняя версия МСКО утверждена в 2011 г. (МСКО). - Прим. реф.

мость классов является объектом повышенного внимания властей и часто подвергается корректировке, что сильно отражается на общих расходах на 1111 в расчете на одного учащегося. Как и нормативы наполняемости классов, зарплата часто подвергается изменениям с помощью правового регулирования или реформ. Зарплата играет определяющую роль как средство привлечения в учебные заведения высококвалифицированных преподавателей, а потому органы государственного управления должны уделять особое внимание оплате труда ПП.

Проведенный сравнительный анализ данных за 2010-2015 гг. показывает, что затраты на ПП в расчете на одного учащегося выросли в большинстве стран в системе первичного образования и на первой ступени вторичного образования (таблица) (с. 255).

Таблица

Годовые затраты на преподавательский персонал в расчете на одного учащегося в странах ОЭСР в 2010-2015 гг.

Годовые затраты на ПП в расчете на одного учащегося Первичное образование Первая ступень вторичного образования

2010 г. 2015 г. 2010 г. 2015 г.

Средние по ОЭСР, долл. 2648 2848 3217 3514

Максимальные, долл. 4888 4765 (Дания) 5736 6515 (Швейцария)

Минимальные, долл. нет данных 753 (Литва) 1026 987 (Мексика)

В среднем по ОЭСР затраты на ПП в расчете на одного учащегося повышаются от первичного образования к вторичному образованию (исключением являются Чили и Мексика, где рассматриваемые затраты в первичном образовании выше, чем на первой ступени вторичного). Эта тенденция объясняется главным образом повышением зарплаты преподавателей и увеличением учебной нагрузки учащихся, а также снижением учебной нагрузки преподавателей.

Схожий уровень затрат на подушевое финансирование ПП в отдельных странах скрывает различия в государственной политике в сфере образования. Так, у Австралии и Словении этот показатель в 2015 г. был почти одинаковым на первой ступени вторичного образования (соответственно 4684 и 4592 долл.), но ниже среднего по ОЭСР. Однако в Словении такой уровень затрат является след-

ствием более низкой, чем в среднем по ОЭСР, зарплаты 1111 и наполняемости классов. В Австралии зарплата 1111 и учебная нагрузка учащихся выше средних показателей по ОЭСР, но учебная нагрузка на ПП, напротив, выше средней по ОЭСР, что снижает затраты на ПП в расчете на одного учащегося. В странах с высоким ВВП на душу населения приоритетное отношение к зарплате преподавателей по сравнению с показателем наполняемости класса благоприятно сказывается на результатах обучения.

Если сравнивать страны не просто по годовым затратам на зарплату ПП в расчете на одного учащегося, а по удельному весу этих затрат в ВВП на душу населения, то в такой классификации позиции отдельных стран сильно меняются. Так, Греция по первому показателю в первичном образовании (2671 долл. против 10 391 долл. у Люксембурга) занимает достаточно слабые позиции, а по второму - приближается к странам-лидерам (10,2% подушевого ВВП против 10,1% у Люксембурга) (с. 255).

В абсолютных цифрах зарплата ПП является главным фактором, определяющим изменения в затратах на ПП; вторым по значимости является наполняемость классов. Влияние этих двух факторов имеет прямо противоположную направленность: затраты на ПП в расчете на одного учащегося растут, когда повышается зарплата ПП и уменьшается наполняемость классов. За период 2010-2015 гг. в среднем по ОЭСР зарплата ПП (в постоянных ценах) выросла на 1,4% в первичном образовании и на 2,5% - на первой ступени вторичного образования, в то время как наполняемость классов сократилась соответственно на 1,2 и 4% (с. 248). В итоге эти два фактора способствовали повышению затрат на ПП в расчете на одного учащегося.

Уменьшение зарплаты ПП (как минимум на 10%) наблюдалось в Греции, Чешской республике и Турции в первичном образовании и на первой ступени вторичного образования. В Португалии было зарегистрировано увеличение наполняемости классов на этих двух уровнях образования при одновременном снижении зарплаты, что привело к существенному сокращению затрат на ПП в расчете на одного учащегося. На указанных двух уровнях образования наиболее сильное сокращение наполняемости классов отмечалось в странах, где в 2010 г. этот показатель был сравнительно высоким (Чили, Израиль, Турция, Эстония).

Влияние изменения учебной нагрузки учащихся и 1111 на затраты на 1111 в расчете на одного учащегося было менее выраженным в рассматриваемый период. При этом влияние изменения учебной нагрузки ПП было самым слабым из всех четырех факторов. В большинстве стран в 2010-2015 гг. учебная нагрузка ПП изменилась менее чем на 2% в первичном образовании и на первой ступени вторичного образования (с. 248). Этот факт в действительности объясняется тем, что реформы учебной нагрузки ПП -это очень деликатное дело в политическом плане.

Однако в отдельных странах учебная нагрузка учащихся и ПП сильно изменилась. Так, в Норвегии, Польше и Португалии, например, где были предприняты реформы с целью увеличить время обучения письму и математике, учебная нагрузка учащихся в первичном образовании выросла на 6-7%. Сильнее всего данный показатель повысился в Дании - на 36% в первичном образовании и на 24% - на первой ступени вторичного, в частности в связи с реформой системы образования, которая повлекла за собой повышение учебной нагрузки ПП более чем на 20% на обоих уровнях (с. 249). Увеличение учебной нагрузки ПП более чем на 20% отмечалось в Великобритании (Англия) и Греции.

Проведенные расчеты «вклада» каждого из указанных четырех факторов в изменение затрат на ПП в расчете на одного учащегося показали, что зарплата ПП является наиболее важным фактором: главным в первичном образовании в 23 из 31 страны (по которой имелись необходимые данные), на первой ступени вторичного образования - в 19 из 32 стран и на второй ступени вторичного образования - в 12 из 17 стран (с. 252).

Наполняемость классов - это второй по значению фактор: в пяти из 31 страны в первичном образовании, в девяти из 32 стран -на первой ступени образования и в трех из 17 стран - на второй ступени вторичного образования (с. 253).

Г. В. Семеко

2019.01.022. РОЗАРИО А.М., ВАСАРЕЛИ М.А. СМАРТ-КОНТРАКТЫ В АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ROSARIO A.M., VASARHELY M.A. Auditing with smart contracts // The internat. j. of digital accounting research. - 2018. - Vol. 18. - P. 1-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.