наиболее сказочная и фэнтезийная из комедий Шекспира, к тому же построенная на мотивах природного цикла. На первый взгляд «Стимпанк в летнюю ночь» (2013) современного американского писателя С.Э. Тарбета, утрирующий эстетику стимпанка (см. хоть название романа), с трудом соотносится с озорной стихией шекспировской комедии, но на деле его не очень сложно трансформировать согласно законам нового жанра: чудесный мир фантазий сменяется индустриальным мегаполисом, лес - катакомбами и вокзалами, а феи и эльфы - мутантами-убийцами и Джеком-Потрошителем (знаковая для стимпанка фигура; для этого жанра вообще характерно использование исторических персонажей), охотящимся за главным героем, и все это в день бриллиантового юбилея королевы Виктории (22.06.1897). Стилистически опираясь на классические романы Викторианской эпохи, стимпанк ставит политические вопросы, а также проблемы социального неравенства и географической экспансии, колониализма, так, ремесленники из «Сна» в адаптации оборачиваются паровыми киборгами, ветеранами колониальных войн, устраивающими представление не ради забавы, а чтобы привлечь внимание к своей незавидной участи.
2019.01.017. МАКДОНАЛЬД П.Дж. «АРДЕН ИЗ ФЕВЕРШЕМА» И РАННИЕ СОАВТОРСКИЕ ПЬЕСЫ У. ШЕКСПИРА: МЕТРИЧЕСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА АВТОРСТВА. MCDONALD P.J. Arden of Faversham and Shakespeare's early collaborations: The evidence of meter author (s) // Style. - University Park, 2016. - Vol. 50, N 1. - P. 65-79.
Ключевые слова: раннее соавторство Шекспира; «Арден из Февершема»; текстология; статистический анализ; М. Тарлин-ская.
Текстолог и исследователь английской литературы XVII в. Пэирмэн Джексон Макдональд (Университет Окленда, Новая Зеландия) исследует ранние пьесы Шекспира, написанные им в соавторстве, а именно: все три части «Генриха VI» (1591), «Тита Андроника» (ок. 1593), а также анонимные пьесы «Арден из Февершема»
(1592)1 и «Эдвард III» (1596), с целью установить, какие их части написаны У. Шекспиром и какие - его соавторами. (В своем анализе автор статьи опирается на труды: «Шекспир, компьютеры и загадка авторства» Хью Крэйга и Артура Ф. Киннея2 и «Шекспир и версификация в английской драме, 1561-1642» (новый текстологический и стилометрический труд российской и американской исследовательницы М. Тарлинской3).)
В настоящее время неполнота известного шекспировского канона (Фолио), а также факт сотрудничества драматурга с коллегами, особенно в ранний период его творчества, не подвергаются сомнению в шекспироведении; вопрос лишь в установлении авторства отдельных текстов или фрагментов в условиях недостатка научно верифицируемых данных об эпохе. Развитие технологий, в первую очередь компьютерного анализа, позволяет исследователям перейти от спекуляций к построению обоснованных теорий.
Цель П.Дж. Макдональда - показать, как применение трех различных способов атрибуции текста, использованных разными исследователями независимо друг от друга, приводит к поразительно схожим результатам.
Х. Крейг и А.Ф. Кинней, опираясь на лексическую сторону стилометрии (лексемы и служебные слова), показывают, что Шекспир, вероятно, приложил руку к написанию средней части трагедии «Арден из Февершема» (сцены 4-9); а начало и конец написаны другим человеком, при этом одним и тем же. Во второй части
1 Пьеса неизвестного автора Елизаветинской эпохи (в разное время приписывалась К. Марлоу, Т. Киду и др.) «Арден из Февершема» получила второе рождение в послевоенной Англии на новой волне интереса публики к шекспировским апокрифам. Сюжет трагедии (история супружеской неверности, ведущая к кровавым последствиям) основан на реальных событиях, произошедших в городке Фе-вершем (графство Кент) за 40 лет до написания пьесы: на успешного дельца Томаса Ардена совершается несколько покушений (последнее из них успешно) организованных женой Ардена, Алисой, и ее любовником Мосби; пьеса представляет собой художественное переложение этих событий. Дошедший до нас экземпляр пьесы имеет лакуны и нечитабельные фрагменты, сконцентрированные в его начале и конце.
2 Shakespeare, computers, and the mystery of authorship / Ed. by Craig H., Kinney A.F. - Cambridge, 2009.
3 Tarlinskaja M. Shakespeare and the versification of English drama, 15611642. - Farnham; Burlington, 2014.
«Генриха VI» наиболее «шекспировскими» они считают сцены 1.3-2.3, 3.1-4.1, 5.1-5.3, а наименее «шекспировскими» - 1.1-2, 4.2. 160-4.10. В другом исследовании1 Х. Крейг дает примерные выкладки фрагментов шекспировского авторства из третьей части «Генриха VI»: 1.3-2.2, 2.4-3.2, 4.1, 5.1, 5.3-5.7.
М. Тарлинская исследует английскую драму елизаветинского периода с точки зрения анализа просодии белого стиха. Каждому поэту / драматургу присущ уникальный ритмический рисунок, что потенциально дает возможность установить авторство «темных» фрагментов. Результаты М. Тарлинской по второй и третьей частям «Генриха VI» совпадают с результатами Х. Крейга. В первой части она признает за Шекспиром фрагменты 2.4, 4.2, 4.5, и, предположительно, 2.4 и 4.2-4.5. В «Ардене» она считает «шекспировскими» лишь сцены 4-8, верно указывая, что девятая сцена стилистически неоднородна и отлична от предыдущих нерегулярными окончаниями строк.
П.Дж. Макдональд добился сходных результатов: по его утверждению, при поиске словосочетаний меньше чем в пять слов из восьмой сцены «Ардена» в электронной базе английской литературы «Literature Online» (LION) последняя постоянно выдавала ссылки на Шекспира, большинство из которых относилось к раннему периоду творчества драматурга; лидировали в поиске (первые 22 предложения) три части «Генриха VI». П.Дж. Макдональд также согласен с разделением трагедии на «шекспировскую» среднюю секцию и «нешекспировские» начало и конец.
Опираясь на просодические таблицы М. Тарлинской, П.Дж. Макдональд провел собственное небольшое исследование, поставив целью определить степень просодического сходства (в качестве критериев были взяты границы слов, синтаксические разрывы, ударные слоги в сильной позиции и др.) между условно «шекспировскими» и «нешекспировскими» частями как в вышеупомянутых пяти ранних соавторских пьесах Шекспира, так и в отношении «Ардена из Февершема», использовав в качестве метода простую линейную корреляцию (числовое совпадение сходства). Результатом исследования стали две таблички, показывающие,
1 Craig H., Burrows J. A collaboration about a collaboration: The authorship of King Henry VI, Parts three // Collaborative research in the digital humanities. - Farn-ham, 2012. - P. 27-67.
что при сличении «шекспировской» части «Ардена» с соавторскими пьесами, включающими в себя как известные «шекспировские», так и «нешекспировские» части, совпадение наблюдается в 20 случаях против четырех, а при сличении «нешекспировских» фрагментов «Ардена» они возникли в 11 случаях, а еще в 13 - нет. Согласно точному тесту Фишера1, шанс случайности подобного результата крайне мал - 1:68 (р = 0,01455); а если убрать из критериев все второстепенные, то соотношение становится 16:2 и 6:12, или 1 к 633 по тесту Фишера (р = 0,00178). В 16 из 20 случаев сцены 4-8 из «Ардена» ближе к «шекспировским» фрагментам других пьес, чем к оставшимся сценам; шанс случайного совпадения такой близости - 1 к 85 (р = 0,01182), а если убрать второстепенные критерии, то соотношение и вовсе 14:15.
Таким образом, шекспировское авторство сцен 4-8 из «Ар-дена из Февершема» убедительно доказывается тремя разными способами.
А.И. Кузьмичёв
ЛИТЕРАТУРА ХУП-ХУШ вв.
2019.01.018. Т.Г. ЮРЧЕНКО. ФИЛОСОФСКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЖИЗНИ XVIII ВЕКА. (Обзор).
Ключевые слова: литература XVIII в.; смех; вербально-визуальный образ; нормативное мировосприятие; Паскаль; Вольтер; «Буря и натиск»; воображение; вдохновение; Э.Э. Шефтс-бери; Ж.Ж. Руссо.
Традиционно именуемое «веком разума», XVIII столетие отмечено не только противостоянием ума и сердца, смеха и слез, но и их сложным взаимодействием, вплоть до слияния. Подвергнуть пересмотру сложившуюся со времен романтизма репутацию эпохи как чрезмерно рассудочной, показать, что выбивающиеся из этой оценки явления - не результат антипросветительских тенденций, не отголоски предшествующего века и не только предвестие
1 Точный тест Фишера - тест статистической значимости, используемый при анализе таблиц сопряженности, полученных на выборках маленьких размеров. Тест применяется, чтобы исследовать значимость взаимосвязи между двумя переменными.